Причастие ( Латинский : communio; Греческий : κοινωνικόν, koinonikon) - припев, исполняемый с чтением псалма во время раздачи Евхаристии в Божественной литургии или Масса. Как песнопение, оно было связано с ритуальным актом христианского причастия.
По словам Димитрия Кономоса койноникон (κοινωνικόν), как он поется как тщательно продуманное пение причастия во время Божественной литургии произошло от ранней практики чтения псалмов, аналогичной западной литургии, когда Койноникон служил тропарём. Самый старый тропарь, который использовался для причащения, был «Γεύσασθε καὶ ἴδετε» («вкуси и увидь, что благ Господь», Пс. 33: 9). Он должен был символизировать последний ужин в Великий четверг. В V веке, когда установилась Божественная Литургия Преждеосвященных Даров и с ней стало ассоциироваться это пение причастия, обычай распространился на период Великого поста, предположительно, с чтением разных псалмов (). Стасеис ).
В ранней Асматике (XII и XIII века), хоровой книге соборного обряда, этот койноникон классифицируется как эхо-протос (транскрибируется как «α ′) в соответствии с модальными подписями Octoechos, но его архаический мелос не заканчивается на финале и основе этого эха, а заканчивается одним (phthongos) эхо плагиос девтерос (транскрибируется как E — πλβ ').
В соборном обряде Константинополя койноникон как тропарь стал настолько проработанным, что его пели без чтения псалма.
Пасхальный koinonikon σῶμα χριστοῦ μεταλάβετε в эхе plagios protos со старыми хирономиями (ручными знаками) или обозначениями Asmatikon и их транскрипцией в византийские круглые обозначения в рукописи XIV века (GR-KA Ms., fol. 36v)Тем не менее, его текст обычно представлял собой стихос, взятый из псалтыря, например, воскресный Койноникон недельного цикла Αἰνεῖτε τὸν κύριον («Слава Господу» Пс. 148: 1), который уже был добавлен как Цикл Octoechos в греческой Асматике 13-го века, чтобы их можно было выполнять в соответствии с эхом недели. В недельном цикле каждый койноникон также относился к определенным литургическим событиям, таким как койноникон среды Ποτήριον σωτηρίου («Чаша спасения» Пс 115: 4), который посвящался праздникам вокруг Богородицы или вокруг мучеников. Помимо недельного цикла, существовал репертуар из 26 койноников, которые развились как календарный цикл неподвижных и подвижных праздников в течение 9 века, и их можно найти в книгах соборного обряда с 12 века (и).
Начиная с XIV века, когда смешанный обряд заменил прежнюю традицию соборного обряда в Святой Софии, старые модели были разработаны в композициях таких мастеров, как Джон Гликис, Иоанн Кукузелес и Мануэль Хрисаф.
Причастная часть амброзианской мессы Месса, поскольку она совершалась в соборах Милана (названных в честь известного местного епископа Амвросия ), была составлена вокруг Анафоры. Он был открыт ектенией под названием «Ter Kyrie», Pater Noster, а песнопение, предшествовавшее Postcommunio, называлось «Transitorium ».
Согласно Исидору Севильскому (Etymologiae, De ecclesiasticis officiis) и Expositio Antiquae Liturgiae Gallicanae Псевдо-Германа песнопение причастия мессы в галликанском обряде во Франции и вестготском обряде в Испании назывались Конфракториум и, вероятно, были связаны с ритуальным нарушением (фракция ) сакраментальный хлеб.
Согласно Джеймсу Маккиннону, communio стало поздней частью римской мессы, и, как и во многих других западных источниках, там не является ранним свидетельством латинского эквивалента Пс. 33: 9 ("Gustate et videte") как своего рода прототип жанра, но Ordo romanus I описывает пение причастия как антифон с псалмом, исполняемым Schola cantorum, сопровождающим распространение Евхаристии, пока его не прервет председательствующий Папа. Тем не менее, жанр communio стал важным и излюбленным предметом в процессе композиционного планирования Собственной мессы лидером Schola cantorum, у которого уже было около 141 предмета в VII веке. Драматургия в композиции песнопений причастия и выбор библейских текстов от Адвента до Крещения включает композицию эпического чтения пророческих текстов перед Рождеством, в то время как более поздняя серия песнопений причастия использует отрывки из дневных чтений Евангелия, составленных в довольно драматический стиль.
После реформы Каролингов собственно римская месса стала частью римско-франкской литургии, и наиболее распространенные музыкальные настройки ее были предназначены для особых месс, таких как Реквием Мессы, где песнопение имеет начало Lux aeterna.
В современном католическом употреблении песнопение причастия соответствует Причастию Антифон и все время поется или декламируется верующими.