Комиссия по расширению юридических прав малоимущих была независимой международной организацией, находящейся на базе Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), учрежденная в 2005 году как «первая глобальная инициатива, сфокусированная на связи между изоляцией, бедностью и законом». На основе трехлетних исследований Комиссия предложила стратегии создания инициативы в области инклюзивного развития, которые расширят возможности людей, живущих в бедности, за счет усиления защиты и прав. В его заключительном отчете за 2008 год «Заставить закон работать для всех» утверждалось, что около 4 миллиардов человек во всем мире «лишены возможности улучшить свою жизнь и выбраться из нищеты, потому что они исключены из сферы действия закона». В ответ в Докладе были предложены четыре «столпа» для расширения юридических прав малоимущих (LEP), которые, как утверждала Комиссия, позволят тем, кто живет в бедности, стать партнерами, а не пассивными получателями программ развития. Этими четырьмя столпами являются: доступ к правосудию и верховенству закона, права собственности, трудовые права и права бизнеса.
После завершения исследования и подготовки своего окончательного отчета Комиссия по расширению юридических прав и возможностей бедных перестала существуют как независимая организация. Тем не менее, выводы Комиссии по-прежнему являются неотъемлемой частью Инициативы ПРООН по расширению юридических прав малообеспеченных слоев населения и способствовали созданию аналогичных инициатив LEP в таких организациях, как Всемирный банк и Фонды открытого общества.
До того, как в 2003 году в качестве концептуального инструмента появилось расширение юридических прав и возможностей бедных слоев населения (LEP), специалисты по развитию, такие как Дэн Баник, утверждали, что «отношения между правом и развитием в международном дискурсе развития традиционно очень узко сосредоточивались на праве, юристах и государственных учреждениях». Результатом, как правило, был подход к развитию «сверху вниз», при котором в инициативах по оказанию помощи часто не учитывались или исключались голоса тех самых людей, которым они намеревались помочь
Расширение юридических прав малоимущих за счет напротив, стремился привлечь эти ранее исключенные голоса к обсуждению вопросов развития, в то же время работая над расширением прав и защиты, предоставляемых тем, кто живет в бедности. Стивен Голуб, один из ученых-основателей в этой области, утверждал, что расширение юридических прав «приводит в действие развитие на основе общин и прав, предлагая конкретные механизмы, включающие, но не ограничиваясь, юридические услуги, которые сокращают бедность, продвигают права людей. находящихся в неблагоприятном положении, и сделать для них верховенство закона реальностью ». Основываясь на этих принципах и опираясь на Цели развития тысячелетия ООН, Комиссия по расширению юридических прав малоимущих слоев населения возникла как попытка претворить теории LEP в действия.
Комиссия по расширению юридических прав малоимущих под сопредседательством бывшего государственного секретаря США Мадлен Олбрайт и Эрнандо де Сото, перуанский экономист и основатель Института свободы и демократии (ILD), основанного в 2005 году группой развивающихся и промышленно развитых стран, включая Канаду, Данию, Египет, Финляндию, Гватемалу, Исландию, Индию., Норвегия, Швеция, Южная Африка, Танзания и Соединенное Королевство, и завершила свою работу в 2008 году.
Комиссия по расширению юридических прав и возможностей бедных (CLEP) состояла из влиятельных политики и практики со всего мира, которые, как считалось, имеют уникальные возможности для отстаивания среди своих коллег правовых реформ в развивающихся странах. Учитывая его уникальную структуру, CLEP рассматривался как мощный катализатор перемен среди мировых лидеров и внутри сообщества разработчиков.
Сторонники LEP утверждали, что единственный способ открыть новую основу для расширения юридических прав - это учиться на опыте тех, кто живет и работает в ламы и населенные пункты по всему миру. Таким образом, CLEP, проводя свое исследование, сотрудничал с низовыми организациями, правительствами и учреждениями, чтобы узнать о юридических проблемах, с которыми сталкиваются бедные слои населения. 22 национальные и региональные консультации и 5 технических рабочих групп были организованы в Африке, Южной и Центральной Америке, Азии, на Ближнем Востоке и в Европе. Эти национальные и региональные процессы обосновали работу по расширению юридических прав в местных реалиях и способствовали выработке рекомендаций, отражающих различные культурные, социально-экономические и политические условия. В заключительном отчете CLEP, «Заставить закон работать для всех», утверждалось, что инициативы LEP должны быть основаны на четырех основных «столпах»:
• Доступ к правосудию и верховенство закона: включая право на идентичность, устранение дискриминационные законы в отношении бедных и расширенный доступ к традиционным и альтернативным системам правосудия
• Права собственности: включая признание альтернативных методов индивидуальной и коллективной собственности
• Трудовые права: права трудящихся, защита и льготы
• Деловые права: доступ к кредитам и поддержка бедных (особенно бедных женщин) для создания и ведения малого бизнеса
Хотя ученые и практики программ LEP аплодируют CLEP за то, что он привлек внимание международного сообщества к вопросу о расширении юридических прав малоимущих, многие критиковали его отчет за 2008 год как по техническим, так и по теоретическим причинам. Например, Мэтью Стивенс в своей статье «Комиссия по расширению юридических прав и возможностей бедных: упущенная возможность» утверждал, что в Докладе недостаточно эмпирических данных. Хулио Фаундес утверждал, что рекомендации Комиссии по политике слишком расплывчаты, чтобы их можно было эффективно реализовать.