Теория цвета

редактировать
Принципы использования цвета в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве, цвет Теория представляет собой свод практических руководств по смешиванию цветов и визуальным эффектам определенной цветовой комбинации. Существуют также определения (или категории) цветов на основе цветового круга : основной цвет, вторичный цвет и третичный цвет. Хотя принципы теории цвета впервые появились в трудах Леоне Баттиста Альберти (ок. 1435) и записных книжках Леонардо да Винчи (ок. 1490), традиция «теории цвета» началась в 18 веке, первоначально в рамках партийных споров по поводу теории цвета Исаака Ньютона (Opticks, 1704) и природы основных цветов. Оттуда она развивалась как независимая художественная традиция с лишь поверхностными ссылками на колориметрию и науку о видении.

. Цели теории цвета варьируются от изобразительного искусства эпохи Возрождения до современной коммерческой рекламы. Цвета влияют на наше настроение и восприятие .

Теория цвета не нова, но также встречается в старых традициях. Цвет неоднократно упоминался в древней Библии, и каждый цвет имеет свое особое определение и интерпретацию.

Цвет можно классифицировать по

1) Теплый и Холодный 2) Уходящий и продвигающийся 3) Положительный и отрицательный 4) Вычитающий и аддитивный

Содержание

  • 1 Цветовые абстракции
  • 2 Исторический фон
  • 3 Традиционная теория цвета
    • 3.1 Дополнительные цвета
    • 3.2 Теплые и холодные цвета
    • 3.3 Ахроматические цвета
    • 3.4 Оттенки и оттенки
    • 3.5 Разделение основных цветов
    • 3.6 Гармония цвета
      • 3.6.1 Монохроматический
  • 4 Текущее состояние
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешний ссылки

Цветовые абстракции

Аддитивный цвет смешивание Вычитающий цвет смешивание Классификация пигментных цветов

Основы теории цвета до 20-го века были построены вокруг «чистого» или идеальные цвета, характеризующиеся различными сенсорными ощущениями, а не атрибутами физического мира. Это привело к ряду неточностей в традиционных принципах теории цвета, которые не всегда исправляются в современных формулировках.

Другой проблемой была тенденция к описанию цветовых эффектов целостно или категорично, например, как контраст между «желтым». "и" синий "задуманы как общие цвета, когда большинство цветовых эффектов обусловлено контрастами трех относительных атрибутов, которые определяют все цвета:

  1. Значение (светлый против темного или белый против черного),
  2. Цветность [насыщенность, чистота, сила, интенсивность] (интенсивный или тусклый) и
  3. оттенок (например, название цветовой группы: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, пурпурный).

Визуальное воздействие «желтых» и «синих» оттенков в визуальном дизайне зависит от относительной легкости и насыщенности оттенков.

Эти заблуждения частично исторические и возникли из-за научной неопределенности в отношении восприятия цвета, которая не была разрешена до конца XIX века, когда художественные представления уже укоренились. Они также возникают из попытки описать высоко контекстное и гибкое поведение цветового восприятия в терминах абстрактных цветовых ощущений, которые могут быть эквивалентно генерированы любыми визуальными средствами.

Многие исторические «теоретики цвета» предполагали, что три «чистых» основных цвета могут смешивать все возможные цвета, и любое несоответствие конкретных красок или чернил этим идеальным характеристикам происходит из-за примесей или несовершенства красителей.. На самом деле, только воображаемые «основные цвета», используемые в колориметрии, могут «смешивать» или количественно определять все видимые (возможные для восприятия) цвета; но для этого эти воображаемые основные цвета определяются как лежащие вне диапазона видимых цветов; т.е. их нельзя увидеть. Любые три настоящих «основных» цвета света, краски или чернил могут смешивать только ограниченный диапазон цветов, называемый гаммой, который всегда меньше (содержит меньше цветов), чем полный диапазон цветов, который люди могут воспринимать..

Историческая справка

Теория цвета изначально была сформулирована в терминах трех «основных» или «примитивных» цветов - красного, желтого и синего (RYB ), потому что они цвета считались способными смешивать все другие цвета.

Цветовой круг Гете из его 1810 Теория цвета

Основные цвета RYB стали основой теорий 18-го века о цвете зрение, как основные сенсорные качества, которые сочетаются с восприятием всех физических цветов и, наоборот, с физической смесью пигментов или красителей. Эти теории были усилены исследованиями 18-го века разнообразных чисто психологических цветовых эффектов, в частности, контраста между «дополнительными» или противоположными оттенками, которые производятся остаточными цветными изображениями, и контрастирующими тенями в цветном свете. Эти идеи и многие личные наблюдения за цветом были обобщены в двух основополагающих документах теории цвета: Теория цвета (1810) немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете и Закон одновременности Цветовой контраст (1839) французского химика-промышленника Мишеля Эжена Шеврёля. Чарльз Хейтер опубликовал «Новый практический трактат о трех примитивных цветах, предполагаемых как совершенная система элементарной информации» (Лондон, 1826 г.), в котором он описал, как все цвета могут быть получены только из трех.

Страница из «Нового практического трактата о трех примитивных цветах, признанных совершенной системой элементарной информации» Чарльзом Хейтером

Впоследствии немецкие и английские ученые установили в конце 19 века, что восприятие цвета лучше всего описывается термины другого набора основных цветов - красного, зеленого и сине-фиолетового (RGB ) - смоделированного посредством аддитивной смеси трех монохроматических источников света. Последующие исследования закрепили эти основные цвета в различных ответах на свет трех типов цветовых рецепторов или колбочек в сетчатке (трихроматия ). На этой основе количественное описание цветовой смеси или колориметрия, разработанное в начале 20 века, наряду с рядом все более сложных моделей цветового пространства и восприятия цвета, таких как процесс оппонента теория.

За тот же период промышленная химия радикально расширила цветовую гамму светостойких синтетических пигментов, что позволило существенно улучшить насыщенность цветовых смесей красителей, красок и чернил. Он также создал красители и химические процессы, необходимые для цветной фотографии. В результате трехцветная печать стала эстетически и экономически возможной в средствах массовой информации, а теория цвета художников была адаптирована к основным цветам, наиболее эффективным в чернилах или фотографических красителях: голубой, пурпурный и желтый (CMY). (При печати темные цвета дополняются черными чернилами, известными как система CMYK ; как в печати, так и в фотографии белый цвет определяется цветом бумаги.) Эти основные цвета CMY согласованы с RGB. основные цвета и субтрактивное смешивание цветов с добавлением смешивания цветов путем определения основных цветов CMY как веществ, которые поглощают только один из основных цветов сетчатки: голубой поглощает только красный (-R + G + B), пурпурный - только зеленый (+ R-G + B), а желтый только сине-фиолетовый (+ R + G − B). Важно добавить, что CMYK, или процессная, цветная печать задумана как экономичный способ получения широкого диапазона цветов для печати, но не позволяет воспроизводить определенные цвета, особенно оранжевый, и немного не воспроизводит пурпурный. Более широкий диапазон цветов может быть получен с добавлением других цветов к процессу печати, например, в системе печатных красок Hexachrome (шесть цветов) от Pantone (шесть цветов).

Цветовая система Манселла, представленная в виде трехмерного твердого тела, демонстрирующего все три атрибута формирования цвета: легкость, насыщенность и оттенок.

Для большей части художественной теории цвета 19-го века либо отставала от научного понимания, либо был дополнен научными книгами, написанными для широкой публики, в частности, Modern Chromatics (1879) американским физиком Огденом Рудом и ранними цветными атласами, разработанными Альбертом Манселлом (Книга цветов Манселла, 1915, см. система цветов Манселла ) и Вильгельм Оствальд (Цветовой Атлас, 1919). Основные успехи были сделаны в начале 20 века художниками, которые преподавали или были связаны с немецким Баухаузом, в частности Василием Кандинским, Иоганнесом Иттеном, Фабером Бирреном. и Йозеф Альберс, в трудах которых предположения сочетаются с эмпирическим или основанным на демонстрации исследованием принципов цветового дизайна.

Традиционная теория цвета

Дополнительные цвета

"Хроматическая диаграмма" 1855 года Шевреля, основанная на цветовой модели RYB, показывающая дополнительные цвета и другие отношения

Для смешивания цветного света, цветовое колесо Исаака Ньютона часто используется для описания дополнительных цветов, то есть цветов, которые нейтрализуют оттенки друг друга для создания ахроматического (белого, серого или черный) светлая смесь. Ньютон выдвинул гипотезу о том, что цвета, точно противоположные друг другу на круге оттенков, компенсируют оттенок друг друга; эта концепция была более подробно продемонстрирована в 19 веке.

Ключевым предположением в круге оттенков Ньютона было то, что «огненные» или максимально насыщенные оттенки расположены на внешней окружности круга, а ахроматический белый - на центр. Затем по прямой между ними предсказывалась насыщенность смеси двух спектральных оттенков; смесь трех цветов предсказывалась «центром тяжести» или центроидом трех точек треугольника и так далее.

Основные, вторичные и третичные цвета цветовой модели RYB

В соответствии с традиционной теорией цвета, основанной на вычитании основных цветов и цветовой модели RYB, желтый смешанный с фиолетовым, оранжевый, смешанный с синим, или красный, смешанный с зеленым, дает эквивалентный серый цвет и являются дополнительными цветами художника. Эти контрасты составляют основу закона цветового контраста Шеврёля : цвета, которые появляются вместе, будут изменены, как если бы они были смешаны с дополнительным цветом другого цвета. Кусок желтой ткани, помещенный на синем фоне, будет иметь оранжевый оттенок, потому что оранжевый является дополнительным цветом к синему.

Однако, когда дополнительные цвета выбираются на основе определения смеси света, они не совпадают с основными цветами художников. Это несоответствие становится важным, когда теория цвета применяется во всех медиа. Цифровое управление цветом использует круг оттенков, определенный в соответствии с дополнительными основными цветами (цветовая модель RGB ), поскольку цвета на мониторе компьютера представляют собой аддитивные смеси света, а не субтрактивные смеси красок..

Одна из причин, по которой основные цвета художника вообще работают, заключается в том, что используемые несовершенные пигменты имеют наклонные кривые поглощения и меняют цвет при концентрации. Пигмент, который имеет чистый красный цвет при высоких концентрациях, может вести себя больше как пурпурный при низких концентрациях. Это позволяет сделать пурпурный цвет, который иначе был бы невозможен. Точно так же синий, который является ультрамариновым при высоких концентрациях, кажется голубым при низких концентрациях, что позволяет использовать его для смешивания зеленого. Пигменты хромового красного цвета могут быть оранжевыми, а затем желтыми по мере снижения концентрации. Можно даже смешать очень низкие концентрации упомянутого синего и красного хрома для получения зеленоватого цвета. Это намного лучше работает с масляными красками, чем с акварельными красками и красками.

Старые первичные цвета зависят от наклонных кривых поглощения и утечки пигмента, в то время как новые, научно выведенные, зависят исключительно от контроля количества поглощения в определенных частях спектра.

Еще одна причина, по которой ранние художники не использовали правильные основные цвета, заключается в том, что они не были доступны в качестве стойких пигментов. Для их производства потребовались современные химические методы.

Теплые и холодные цвета

Различие между «теплыми» и «холодными» цветами было важно, по крайней мере, с конца 18 века. Разница (как прослеживается этимологиями в Оксфордском словаре английского языка ), кажется, связана с наблюдаемым контрастом в ландшафтном освещении между «теплыми» цветами, связанными с дневным светом или закатом, и «холодными» цветами, связанными с серый или пасмурный день. Часто говорят, что теплые цвета представляют собой оттенки от красного до желтого, включая коричневый и загар; Холодные цвета - это оттенки от сине-зеленого до сине-фиолетового, включая большинство серых. Существуют исторические разногласия по поводу цветов, которые закрепляют полярность, но источники 19-го века помещают максимальный контраст между красно-оранжевым и зеленовато-синим.

Теория цвета описала перцепционные и психологические эффекты этого контраста. Говорят, что теплые цвета развиваются или кажутся более активными в картине, в то время как холодные цвета имеют тенденцию отступать; Говорят, что теплые цвета, используемые в дизайне интерьера или моде, возбуждают или стимулируют зрителя, а холодные цвета успокаивают и расслабляют. Большинство этих эффектов, насколько они реальны, можно отнести к более высокой насыщенности и более светлой ценности теплых пигментов по сравнению с холодными пигментами; коричневый - это темный, ненасыщенный теплый цвет, который мало кто считает визуально активным или психологически возбуждающим.

Традиционная ассоциация теплого / холодного цвета является обратной по отношению к цветовой температуре теоретического излучающего черного тела ; Самые горячие звезды излучают синий (холодный) свет, а самые холодные излучают красный (теплый) свет.

Самые горячие излучающие тела (например, звезды) имеют «холодный» цвет, в то время как менее горячие тела излучают «теплый» цвет (изображение в шкале Кельвина )

Этот контраст также проявляется в психологических ассоциациях цветов с эффектом Доплера, наблюдаемым в астрономических объектах. Традиционные психологические ассоциации, где теплые цвета связаны с движущимися объектами, а холодные цвета с удаляющимися объектами, прямо противоположны тем, которые наблюдаются в астрофизике, где звезды или галактики, движущиеся к нашей точке обзора на Земле, имеют синее смещение (продвижение), а звезды или галактики, движущиеся от Земли, красное смещение (удаляющиеся).

Доплеровское красное смещение для удаления и синего сдвига для продвижения

Ахроматические цвета

Любой цвет, в котором отсутствует сильное хроматическое содержание, называется ненасыщенным, ахроматическим, почти нейтральным или нейтральным. коричневые, загорелые, пастельные и более темные цвета. Почти нейтральные могут быть любого оттенка или светлоты. Чистый цвет Автоматические или нейтральные цвета включают черный, белый и все оттенки серого.

Почти нейтральные цвета получаются путем смешивания чистых цветов с белым, черным или серым или путем смешивания двух дополнительных цветов. В теории цвета нейтральные цвета легко модифицируются соседними более насыщенными цветами, и кажется, что они приобретают оттенок, дополняющий насыщенный цвет; например, рядом с ярко-красным диваном серая стена будет отчетливо зеленоватой.

Давно известно, что черный и белый «хорошо» сочетаются почти с любыми другими цветами; черный уменьшает кажущуюся насыщенность или яркость цветов в паре с ним, а белый демонстрирует все оттенки с одинаковым эффектом.

Оттенки и оттенки

При смешивании цветного света (аддитивные цветовые модели) ахроматическая смесь спектрально сбалансированного красного, зеленого и синего (RGB) всегда белый, а не серый или черный. Когда мы смешиваем красители, такие как пигменты в смесях красок, получается цвет, который всегда темнее и ниже по цветности или насыщенности, чем исходные цвета. Это перемещает смешанный цвет к нейтральному цвету - серому или почти черному. Свет можно сделать ярче или тусклее, регулируя их яркость или уровень энергии; в живописи светлота регулируется смешиванием с белым, черным или цветовым дополнением.

Среди некоторых художников принято затемнять цвет краски, добавляя черную краску, создавая цвета, называемые оттенками, или осветлять цвет, добавляя белый, создавая цвета, называемые оттенками. Однако это не всегда лучший способ для изобразительной живописи, поскольку, к сожалению, цвета также меняют оттенок. Например, затемнение цвета путем добавления черного может привести к смещению таких цветов, как желтый, красный и оранжевый, в сторону зеленоватой или голубоватой части спектра. Осветление цвета путем добавления белого может вызвать сдвиг в сторону синего при смешивании с красными и апельсиновыми. Другая практика при затемнении цвета - использовать его противоположный или дополнительный цвет (например, пурпурно-красный добавлен к желтовато-зеленому), чтобы нейтрализовать его без изменения оттенка, и затемнить его, если дополнительный цвет темнее, чем родительский цвет. При осветлении цвета это изменение оттенка можно скорректировать добавлением небольшого количества соседнего цвета, чтобы вернуть оттенок смеси в соответствие с родительским цветом (например, добавив небольшое количество оранжевого к смеси красного и белого. исправит тенденцию этой смеси слегка смещаться в сторону синего конца спектра).

Разделение основных цветов

В живописи и других изобразительных искусствах двухмерные цветовые круги или трехмерные цветные тела используются как инструменты, чтобы научить новичков основным отношениям между цветами. Организация цветов в конкретной цветовой модели зависит от цели этой модели: некоторые модели показывают отношения, основанные на человеческом восприятии цвета, тогда как другие основаны на свойствах смешивания цветов определенного носителя, такого как компьютер дисплей или набор красок.

Эта система по-прежнему популярна среди современных художников, так как в основном это упрощенная версия геометрического правила Ньютона, согласно которому цвета, расположенные ближе друг к другу на круге оттенков, создают более яркие смеси. Однако, имея ряд доступных современных красок, многие художники просто добавляют больше красок в свою палитру по разным практическим причинам. Например, они могут добавить алую, пурпурную и / или зеленую краску для расширения смешиваемой гаммы ; и они включают один или несколько темных цветов (особенно «земляных» цветов, таких как желтая охра или жженая сиена) просто потому, что их удобно предварительно смешать. Принтеры обычно дополняют палитру CMYK чернилами точечных (специфичных для торговой марки) цветов.

Гармония цветов

Было высказано предположение, что «цвета, рассматриваемые вместе и вызывающие приятную аффективную реакцию, считаются гармоничными». Однако цветовая гармония - сложное понятие, потому что человеческие реакции на цвет являются как аффективными, так и когнитивными, включая эмоциональную реакцию и суждение. Следовательно, наша реакция на цвет и представление о цветовой гармонии подвержено влиянию целого ряда различных факторов. Эти факторы включают индивидуальные различия (такие как возраст, пол, личные предпочтения, аффективное состояние и т. Д.), А также культурные, субкультурные и социальные различия, которые вызывают обусловленность и усвоенные реакции на цвет. Кроме того, контекст всегда влияет на ответы о цвете и понятие цветовой гармонии, и на это понятие также влияют временные факторы (например, изменение тенденций) и факторы восприятия (например, одновременный контраст), которые могут повлиять на реакцию человека на цвет. Следующая концептуальная модель иллюстрирует этот подход XXI века к гармонии цвета:

Гармония цвета = f (Col ⁡ 1, 2, 3,…, n) ⋅ (ID + CE + CX + P + T) {\ displaystyle { \ text {Цветовая гармония}} = f (\ operatorname {Col} 1,2,3, \ dots, n) \ cdot (ID + CE + CX + P + T)}{\ displaystyle {\ text {Color harmony}} = f (\ operatorname {Col} 1,2,3, \ dots, n) \ cdot (ID + CE + CX + P + T)}

где цветовая гармония является функцией ( е) взаимодействия цвета / цветов (столбцы 1, 2, 3,…, n) и факторов, влияющих на положительную эстетическую реакцию на цвет: индивидуальных различий (ID), таких как возраст, пол, личность и эмоциональное состояние; культурный опыт (CE), преобладающий контекст (CX), который включает обстановку и окружающее освещение; вмешивающиеся эффекты восприятия (P) и эффекты времени (T) с точки зрения преобладающих социальных тенденций.

Георг Кристоф Лихтенберг. Göttingen, 1775, таблица III.

Кроме того, учитывая, что люди могут воспринимать более 2,8 миллионов различных цветов, было высказано предположение, что количество возможных цветовых комбинаций практически бесконечно, что подразумевает, что формулы прогнозируемой цветовой гармонии в корне неверны. Несмотря на это, многие теоретики цвета разработали формулы, принципы или рекомендации для сочетания цветов с целью предсказать или указать положительный эстетический отклик или «цветовую гармонию».

Модели цветового круга часто использовались в качестве основы для принципов или рекомендаций по сочетанию цветов и для определения отношений между цветами. Некоторые теоретики и художники считают, что сопоставление дополнительных цветов создаст сильный контраст, ощущение визуального напряжения, а также «цветовую гармонию»; в то время как другие считают, что сопоставление аналогичных цветов вызовет положительный эстетический отклик. Рекомендации по сочетанию цветов (или формулы) предполагают, что цвета рядом друг с другом на модели цветового круга (аналогичные цвета) имеют тенденцию создавать однотонный или монохромный цвет, и некоторые теоретики также называют это «простыми гармониями».

Кроме того, разделенные дополнительные цветовые схемы обычно изображают модифицированную дополнительную пару, при этом вместо выбора «истинного» второго цвета выбирается диапазон аналогичных оттенков вокруг него, т. Е. Разделенные дополнения красного являются сине-зеленым и желтый зеленый. Триадная цветовая схема принимает любые три цвета, приблизительно равноотстоящие от модели цветового круга. Фейснер и Манке относятся к числу авторов, которые более подробно предоставляют руководящие принципы сочетания цветов.

Игнац Шиффермюллер, Versuch eines Farbensystems (Вена, 1772 г.), таблица I.

Формулы и принципы сочетания цветов могут дать некоторые рекомендации, но имеют ограниченное практическое применение. Это происходит из-за влияния контекстных, перцептивных и временных факторов, которые будут влиять на восприятие цвета / цветов в любой данной ситуации, обстановке или контексте. Такие формулы и принципы могут быть полезны в моде, дизайне интерьера и графическом дизайне, но многое зависит от вкусов, образа жизни и культурных норм зрителя или потребителя.

Еще с древнегреческих философов многие теоретики изобрели цветовые ассоциации и связали определенные коннотативные значения с определенными цветами. Однако коннотативные цветовые ассоциации и цветовая символика, как правило, связаны с культурой и могут также варьироваться в зависимости от контекста и обстоятельств. Например, красный цвет имеет множество различных коннотативных и символических значений от возбуждающего, возбуждающего, чувственного, романтического и женского; символу удачи; а также действует как сигнал об опасности. Такие цветовые ассоциации, как правило, усваиваются и не обязательно сохраняются независимо от индивидуальных и культурных различий или контекстных, временных или перцептивных факторов. Важно отметить, что, хотя цветовая символика и цветовые ассоциации существуют, их существование не обеспечивает доказательной поддержки психологии цвета или утверждений о том, что цвет обладает терапевтическими свойствами.

.

Монохроматический

Монохроматическая формула выбирает только один цвет ( или оттенок). Вариации цвета создаются путем изменения значения и насыщенности цвета. Поскольку используется только один оттенок, цвет и его вариации гарантированно работают.

Текущее состояние

Теория цвета не разработала явного объяснения того, как конкретные носители влияют на внешний вид цвета: цвета всегда определялись в абстрактном, и были ли цвета чернилами или краски, масло или акварель, прозрачные пленки или светоотражающие отпечатки, компьютерные дисплеи или кинотеатры, не считались особенно актуальными. Йозеф Альберс исследовал влияние относительного контраста и насыщенности цвета на иллюзию прозрачности, но это исключение из правил.

См. Также

На Викискладе есть материалы, связанные с Теорией цвета.

Литература

Exte rnal links

Последняя правка сделана 2021-05-15 03:36:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте