Колоссальная статуя Шапура I

редактировать
Колоссальная статуя Шапура I

Колоссальная статуя Шапура I ‌ (персидский : پیکره شاپور یکم) - статуя из Шапура I (240–272 гг. н. э.), второго шаха (короля) Империи Сасанидов. Он стоит в пещере Шапур, огромной известняковой пещере, расположенной примерно в 6 км от древнего города Бишапур на юге Ирана.

Около 1400 лет назад, после арабского вторжения в Иран и краха Сасанидской империи, статуя была снесена, а часть одной из ее ног сломана. Около 70 лет назад во время землетрясения снова были сломаны части его рук. Статуя пролежала на земле около 14 веков до 1957 года, когда Мохаммад Реза Пехлеви, последний шах Ирана, приказал группе иранских военных снова поднять ее на ноги. и отремонтировать сломанную ногу железом и цементом. В 1957 году на строительство статуи, строительство дорог из Бишапура и дорожек в горах, лестниц и железных заборов на пути к пещере ушло шесть месяцев.

Статуя находится примерно в 35 метрах от вход в пещеру, на четвертой из пяти террас, примерно на 3,4 м ниже уровня входа в пещеру. Его высота около 6,7 м и ширина в плечах более 2 м делают его одной из самых впечатляющих скульптур сасанидского периода.

Содержание

  • 1 Характерные черты колоссальной статуи
  • 2 Идентификация статуи
  • 3 Реконструкция короны
  • 4 Прическа как важный критерий датировки статуи
  • 5 Скульптор
  • 6 Состояние исследований
  • 7 Галерея
  • 8 Литература

Характерные черты колоссальной статуи

Павшая статуя Шапура I, 1817 г. Реконструкция Джорджа Роулинсона, 1876 г.

Монументальная скульптура высечена из огромного сталагмита, выращенного на месте, но уже не стоит в своем первоначальном положении. После падения (вероятно, в результате землетрясения) скульптура была поднята на две бетонные колонны, которые находятся у первоначальных ног. Голова и тело скульптуры сохранились достаточно хорошо, а части рук и почти все обе ноги отсутствуют.

Колоссальная статуя богата деталями. Он высечен со всех сторон с одинаковым вниманием и вниманием. Король носит зубчатую корону . Отсутствует крупный кусок переднего зубца, а зубцы с обеих сторон и сзади хорошо сохранились. На нижнем конце короны - широкая диадема. Две полосы диадемы сильно ниспадают на спину до талии и расширяются сверху вниз. На этих полосах пересекается около двадцати горизонтальных параллельных борозд. Голова скульптуры высечена симметрично во всех деталях. Прическа колоссальной статуи демонстрирует высокую скульптурную четкость. Масса волос на левой стороне скульптуры осталась нетронутой, а концы прядей на правой стороне обломаны. От левой руки скульптуры осталась только половина. Отсутствующая левая рука скульптуры, должно быть, когда-то опиралась на рукоять меча. Правая рука отломана чуть ниже подмышечной впадины. Небольшая часть правой подмышки все еще прикреплена. Правая рука сильно обветрилась и опирается на талию.

Одежда колоссальной статуи состоит из трех частей: нижнего белья, верхней одежды и широких штанов. Верхняя одежда скульптуры плотно прилегает к телу и, кажется, сделана из прозрачной ткани. Плечи, плечи и грудь короля подчеркнуты благодаря его плотной посадке. Скульптурные орнаменты на верхней одежде примечательны тем, что напоминают пламя, мерцающее вниз. Они бывают разной длины, различной формы и неправильного расположения. На талии верхняя одежда плотно удерживается ремнем, в то время как второй ремень, свободно свисающий вокруг бедер, застегивается на ножнах меча.

Сохранились лишь небольшие части ног скульптуры. Небольшой оставшийся кусок левого бедра подтверждает вывод о том, что правитель был одет в рифленые брюки. О том, что брюки Шапура I изначально доходили до земли, свидетельствуют следы складок, окружающих оригинальные ступни скульптуры через неравные промежутки времени. Естественно, что скульптор придумал длину брюк не только из эстетических соображений, но и для увеличения устойчивости скульптуры. Длинные штаны должны были увеличивать площадь контакта с землей и снижать нагрузку на колоссальную статую, которая весит несколько тонн.

Две ноги скульптуры слегка раздвинуты. Левая ступня лежит немного впереди правой. Оригинальные туфли колоссальной статуи теперь имеют контрастный охранный статус. Правый ботинок в значительной степени разрушен. Левая обувь практически цела и имеет круглый носок. Широкие шнурки со складками по длине изгибаются S-образно по земле.

На колоссальной статуе Шапура I три украшения: ожерелье, серьги из крупного жемчуга и браслет на правом запястье.

Идентификация статуи

В сасанидский период детали корон подлежали строгим правилам и варьировались от одного царя к другому. Каждый сасанидский царь обладал собственной короной, созданной во время его прихода к власти. По форме короны (диадема, зубчатая часть и коримбос ) и на основании историко-художественных соображений колоссальная статуя может быть четко идентифицирована как Шапур I, второй Сасанидский царь.

Реконструкция короны

Шапур I не всегда изображается с зубчатой ​​короной, но он никогда не изображается с зубчатой ​​короной без коримбоса. Коримбос, или шарообразное сооружение, первоначально располагалось на вершине короны скульптуры, стоящей в пещере. Наличие отверстия на вершине указывает на то, что коримбос мог быть не каменным, а металлическим. Коримбос колоссальной статуи изначально был 1,5 м в высоту и 1 м в ширину. После исследований и экспериментов в Базельском университете было обнаружено, что коримбос из металла подходящего размера весил бы более тонны даже с очень малой толщиной стенки.

Прическа как важный критерий датировки статуи

Под диадемой волосы густо поднимаются вверх. Есть четыре ряда прядей, которые очень четко различимы друг от друга и волнообразно лежат друг на друге с обеих сторон лица. Волновые узоры отдельных прядей почти идентичны, но на концах сильно стилизованные, почти сферические завитки отличаются. Конец верхней пряди закатывается по бокам головы, как улитка. Нижележащие нити имеют на концах заплетенные узлы разной формы. Волнистые пряди ниспадают с каждой стороны через плечи, а завиток самой низкой и самой короткой прядей лежит на плече.

Такую прическу можно увидеть только на тех скальных рельефах Шапура I, которые были вырезаны после 260 г. н.э., и поэтому они являются наиболее важным критерием для точной датировки колоссальной статуи. Шапура I. Благодаря деталям прически Г. Реза Гарози удалось датировать колоссальную статую именно второй половиной шестидесятых годов третьего века нашей эры.

Скульптор

Анонимный скульптор колоссальной статуи Шапура I должен считаться одним из величайших скульпторов на древнем Ближнем Востоке. Несомненно, ему удалось закончить колоссальную статую. Согласно постсасанидским отчетам, скульптура, которая весила несколько тонн, стояла на собственных ногах по крайней мере до 14 века нашей эры. Искусный скульптор был не единственным мастером, создавшим эту скульптуру - к этой работе был привлечен и опытный кузнец. Мастер по металлу отвечал за изготовление коримбоса из металла и должен был прочно закрепить его на короне колоссальной статуи. Добавление металлического коримбоса было действительно нововведением и не известно ни о каких других статуях на древнем Ближнем Востоке. В сасанидскую эпоху других статуй с подобными размерами обнаружено не было. Таким образом, колоссальную статую Шапура I следует рассматривать как абсолютное исключение в истории сасанидского скульптурного искусства.

Состояние исследований

Хотя колоссальная статуя Шапура I известна в Европе, по крайней мере, с 1811 года, до недавнего времени о ней не сообщалось. Об этом упоминали, например, Роман Гиршман, Курт Эрдманн и Джорджина Херрманн. Первое комплексное исследование пещеры и колоссальной статуи Шапура I было проведено Дж. Реза Гарози.

Галерея

Литература

.

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Колоссальная статуя Шапура I.

Координаты : 29 ° 46′40 ″ с.ш. 51 ° 34'15 ″ E / 29,77778 ° N; 51,57083 ° E / 29,77778; 51.57083

  1. ^"Пещера Шапур". TripYar. Проверено 23 ноября 2018 г.
Последняя правка сделана 2021-05-15 03:44:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте