Гамма

редактировать
Цветопередача
Найдите гамму в Викисловаре, бесплатном словаре.
Типичная гамма ЭЛТ . Затененная подковообразная форма - это весь диапазон возможных цветностей, отображаемых в формате диаграммы цветности CIE 1931 (см. Ниже). Цветной треугольник - это гамма, доступная для цветового пространства sRGB, обычно используемого в компьютерных мониторах; он не покрывает все пространство. Углы треугольника - это основные цвета для этой гаммы; в случае ЭЛТ они зависят от цветов люминофоров монитора. В каждой точке отображается максимально яркий цвет RGB этой цветности, в результате чего появляются яркие полосы диапазона Маха, соответствующие краям цветового куба RGB.

При воспроизведении цвета, включая компьютер графика и фотография, гамма или цветовая гамма, является определенным полным подмножеством цвета. Наиболее распространенное использование относится к подмножеству цветов, которое может быть точно представлено в данных обстоятельствах, например, в пределах заданного цветового пространства или определенного устройства вывода.

Другое значение, реже Используемый, но все еще правильный, относится к полному набору цветов, обнаруженных в изображении в данный момент. В этом контексте оцифровка фотографии, преобразование оцифрованного изображения в другое цветовое пространство или вывод его на заданный носитель с использованием определенного устройства вывода обычно изменяет его цветовую гамму в том смысле, что некоторые цвета оригинала теряются в процесс.

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Представление гамм
  • 3 Ограничения цветового представления
    • 3.1 Поверхности
    • 3.2 Источники света
  • 4 Сравнение различных систем
  • 5 Широкая цветовая гамма
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Введение

Термин гамма был заимствован из области музыки, где в средние века латинское «гамма» означало весь диапазон музыкальных нот, из которых сочиняются мелодии; Шекспир использование этого термина в Укрощение строптивой иногда приписывают автору / музыканту Томасу Морли. В 1850-х годах этот термин применялся к диапазону цветов или оттенков, например, Томасом Де Куинси, который писал: «Порфирий, как я слышал, проходит через такую ​​же широкую гамму оттенков как мрамор ».

В теории цвета гамма устройства или процесса - это та часть цветового пространства, которая может быть представлена ​​или воспроизведена. Как правило, цветовая гамма задается в плоскости оттенок - насыщенность, поскольку система обычно может создавать цвета в широком диапазоне интенсивности в пределах своей цветовой гаммы; для системы субтрактивного цвета (например, используемой в печати ) диапазон интенсивности, доступный в системе, по большей части бессмыслен без учета специфичных для системы свойств (таких как засветка чернил).

Когда определенные цвета не могут быть выражены в рамках определенной цветовой модели, говорят, что эти цвета находятся вне гаммы.

Устройство, которое может воспроизводить все видимое цветовое пространство, является нереализованной целью в рамках инженерных цветных дисплеев и процессов печати. Современные методы позволяют делать все более точные приближения, но сложность этих систем часто делает их непрактичными.

При обработке цифрового изображения наиболее удобной цветовой моделью является модель RGB. Для печати изображения требуется преобразовать изображение из исходного цветового пространства RGB в цветовое пространство CMYK принтера. Во время этого процесса цвета из RGB, которые находятся вне гаммы, должны быть каким-то образом преобразованы в приблизительные значения в пределах пространственной гаммы CMYK. Простая обрезка только тех цветов, которые находятся за пределами гаммы до ближайших цветов в пространстве назначения, сожжет изображение. Есть несколько алгоритмов, приближающих это преобразование, но ни один из них не может быть по-настоящему идеальным, поскольку эти цвета просто выходят за рамки возможностей целевого устройства. Вот почему идентификация цветов изображения, выходящих за пределы гаммы целевого цветового пространства, как можно скорее во время обработки, имеет решающее значение для качества конечного продукта.

Представление гамм

Диаграмма цветности цветового пространства CIE 1931, на которой сравнивается видимая гамма с sRGB и цветовой температурой Гамма RGB Палитра естественных цветов

Палитра обычно представлена ​​в виде областей на диаграмма цветности CIE 1931, как показано справа, с изогнутым краем, представляющим монохроматические (однонаправленные) или спектральные цвета.

Доступная гамма зависит от яркости ; поэтому полная гамма должна быть представлена ​​в трехмерном пространстве, как показано ниже:

Рисунки слева показывают гаммы цветового пространства RGB (вверху), например, на компьютерных мониторах, и отражающих цветов в природе (внизу). Конус, нарисованный серым цветом, примерно соответствует диаграмме CIE справа с добавленным измерением яркости.

Оси на этих диаграммах - это отклики коротковолновых (S), средневолновых (M) и длинноволновых (L) колбочек в человеческом глазу. Остальные буквы обозначают черный (Blk), красный (R), зеленый (G), синий (B), голубой (C), пурпурный (M), желтый (Y) и белый цвета (W) цвета. (Примечание: эти изображения не в точном масштабе.)

На верхнем левом рисунке показано, что форма гаммы RGB представляет собой треугольник между красным, зеленым и синим при более низкой яркости; треугольник между голубым, пурпурным и желтым при более высокой яркости и одна белая точка при максимальной яркости. Точное положение вершин зависит от спектров излучения люминофоров на мониторе компьютера и от соотношения между максимальными яркостями трех люминофоров (то есть цветового баланса).

Палитра цветового пространства CMYK в идеале примерно такая же, как и для RGB, с немного разными вершинами, в зависимости от точных свойств красителей и источника света. На практике из-за того, как цвета растровой печати взаимодействуют друг с другом и с бумагой, а также из-за их неидеальных спектров поглощения, гамма меньше и имеет закругленные углы.

Палитра отражающих цветов в природе имеет похожую, хотя и более округлую форму. Объект, который отражает только узкую полосу длин волн, будет иметь цвет, близкий к краю диаграммы CIE, но в то же время он будет иметь очень низкую яркость. При более высокой яркости доступная область на диаграмме CIE становится все меньше и меньше, вплоть до одной белой точки, где все длины волн отражаются точно на 100 процентов; точные координаты белого цвета определяются цветом источника света.

Ограничения представления цвета

Поверхности

Спектр оптимального по цвету отражающего материала. Пределы МакАдама для источника света CIE FL4 в CIE xyY.

В начале 20 века промышленные потребности в управляемом способе описания цветов и новой возможности измерения спектров света инициировали интенсивные исследования математических описаний цветов.

Идея оптимальных цветов была введена химиком из балтийских немцев Вильгельмом Оствальдом. Эрвин Шредингер показал в своей статье 1919 года Theorie der Pigmente von größter Leuchtkraft (Теория пигментов с наивысшей светимостью), что наиболее насыщенные цвета, которые могут быть созданы с заданной общей отражательной способностью, генерируются поверхностями, имеющими либо нулевое, либо нулевое значение. полное отражение на любой заданной длине волны, а спектр отражательной способности должен иметь не более двух переходов между нулевым и полным.

Таким образом, возможны два типа «оптимальных цветовых» спектров: либо переход идет от нуля на обоих концах спектра к единице в середине, как показано на изображении справа, либо переход от единицы на концы к нулю посередине. Первый тип производит цвета, которые подобны спектральным цветам и примерно соответствуют подковообразной части диаграммы цветности CIE xy, но, как правило, менее насыщены. Второй тип производит цвета, которые похожи (но обычно менее насыщены) на цвета прямой линии на диаграмме цветности CIE xy, что приводит к цветам, подобным пурпурному.

Работа Шредингера была развита Дэвидом Макадамом и. Макадам был первым человеком, который вычислил точные координаты выбранных точек на границе оптимального цветового тела в цветовом пространстве CIE 1931 для уровней яркости от Y = 10 до 95 с шагом 10 единиц. Это позволило ему нарисовать сплошной цвет оптимального цвета с приемлемой степенью точности. Благодаря его достижению граница оптимального цветного твердого тела называется пределом Макадама.

На современных компьютерах можно рассчитать оптимальное цветное твердое тело с большой точностью за секунды или минуты. Предел Мак-Адама, на котором находятся наиболее насыщенные (или «оптимальные») цвета, показывает, что цвета, близкие к монохроматическим, могут быть достигнуты только при очень низких уровнях яркости, за исключением желтого, потому что смесь длин волн из длинной прямой -линейная часть спектрального локуса между зеленым и красным будет объединяться, чтобы сделать цвет очень близким к монохроматическому желтому.

Источники света

Источники света, используемые в качестве основных цветов в системе аддитивного воспроизведения цвета, должны быть яркими, поэтому они обычно не близки к монохроматическим. То есть цветовую гамму большинства источников света с переменным цветом можно понять как результат трудностей, связанных с получением чистого монохроматического (одиночная длина волны ) света. Лучшим технологическим источником монохроматического света является лазер, который может быть довольно дорогим и непрактичным для многих систем. Однако по мере развития оптоэлектронной технологии однопродольные диодные лазеры становятся менее дорогими, и многие приложения уже могут извлечь из этого выгоду; такие как рамановская спектроскопия, голография, биомедицинские исследования, флуоресценция, репрография, интерферометрия, проверка полупроводников, удаленное обнаружение, оптическое хранение данных, запись изображений, спектральный анализ, печать, прямая связь в свободном пространстве и волоконно-оптическая связь.

Системы, в которых используются аддитивные цветовые процессы, обычно имеют цветовую гамму, которая представляет собой примерно выпуклый многоугольник в плоскости цветовой насыщенности. Вершины многоугольника - это самые насыщенные цвета, которые может воспроизвести система. В субтрактивных цветовых системах цветовая гамма чаще представляет собой неправильную область.

Сравнение различных систем

Сравнение некоторой цветовой гаммы RGB и CMYK на диаграмме цветности xy CIE 1931 Файл: гамма SRGB в цветовом пространстве CIExyY mesh.webm Воспроизведение мультимедиа Файл: видимая гамма в цветовом пространстве CIExyY D65 whitepoint mesh.webm Воспроизведение мультимедиа Цветовой охват sRGB (слева) и видимая гамма при освещении D65 (справа), проецируемая в цветовое пространство CIExyY. x и y - горизонтальные оси; Y - вертикальная ось.

Ниже приводится список типичных цветовых систем, более или менее упорядоченных от большой к малой цветовой гамме:

  • Лазерный видеопроектор использует три лазера для создания самой широкой гаммы, доступной на практике. оборудование для отображения сегодня, основанное на том факте, что лазеры производят поистине монохроматические основные цвета. Системы работают либо путем сканирования всего изображения по точкам и модуляции лазера непосредственно на высокой частоте, что очень похоже на электронные лучи в ЭЛТ, либо путем оптического расширения и последующей модуляции лазера и сканирования Линия за раз, при этом сама линия модулируется почти так же, как в проекторе DLP. Лазеры также можно использовать в качестве источника света для DLP-проектора. Для увеличения диапазона цветового охвата можно комбинировать более трех лазеров, метод, который иногда используется в голографии.
  • Цифровая обработка света или технология DLP, является зарегистрированной технологией от Texas Instruments. Микросхема DLP содержит прямоугольную матрицу из 2 миллионов шарнирных микроскопических зеркал. Каждое из микрозеркал составляет менее одной пятой ширины человеческого волоса. Микрозеркало DLP-чипа наклоняется либо к источнику света в проекционной системе DLP (ON), либо от него (OFF). Это создает светлый или темный пиксель на проекционной поверхности. Современные DLP-проекторы используют быстро вращающееся колесо с прозрачными цветными «круговыми кусочками» для последовательного отображения каждого цветного кадра. Один поворот показывает полное изображение.
  • Фотопленка может воспроизводить большую цветовую гамму, чем обычные телевизионные, компьютерные или домашние видеосистемы.
  • ЭЛТ и аналогичные видеодисплеи имеют примерно треугольная цветовая гамма, которая покрывает значительную часть видимого цветового пространства. В ЭЛТ ограничения связаны с люминофором на экране, который излучает красный, зеленый и синий свет.
  • Экраны жидкокристаллического дисплея (ЖКД) фильтруют свет, излучаемый фоновой подсветкой . Таким образом, цветовой охват ЖК-экрана ограничен излучаемым спектром задней подсветки. Типичные ЖК-экраны используют люминесцентные лампы с холодным катодом (CCFL ) для подсветки. ЖК-экраны с определенными светодиодами LED или CCFL с широким цветовым охватом обеспечивают более широкий охват, чем ЭЛТ. Однако некоторые технологии ЖК-дисплеев изменяют цвет в зависимости от угла обзора. В переключении плоскостей или Узорное вертикальное выравнивание экранов имеет более широкий диапазон цветов, чем Twisted Nematic.
  • Телевидение обычно использует ЭЛТ, ЖКД, светодиоды или плазменный дисплей, но не в полной мере использует его свойства цветного дисплея из-за ограничений вещания. HDTV менее ограничен, но все же несколько меньше, чем, например, компьютерные дисплеи, использующие ту же технологию отображения.
  • Смешивание красок, как для художественных, так и для коммерческих приложений, обеспечивает достаточно большую цветовую гамму начиная с палитры большего размера, чем красный, зеленый и синий для ЭЛТ или голубой, пурпурный и желтый для печати. Краска может воспроизводить некоторые очень насыщенные цвета, которые не могут быть хорошо воспроизведены на ЭЛТ (особенно фиолетовый), но в целом цветовая гамма меньше.
  • При печати обычно используется цветовое пространство CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный). Очень немногие процессы печати не включают черный цвет; однако эти процессы (за исключением принтеров сублимации красителя ) плохо воспроизводят цвета с низкой насыщенностью и низкой интенсивностью. Были предприняты усилия по расширению гаммы процесса печати за счет добавления чернил неосновных цветов; обычно это оранжевый и зеленый (см. Hexachrome ) или светло-голубой и светло-пурпурный (см. цветовая модель CcMmYK ). Плашечные цвета также иногда используются чернила очень специфического цвета.
  • A Цветовая гамма монохромного дисплея - это одномерная кривая в цветовом пространстве.

Широкая цветовая гамма

Ultra HD Forum определяет широкую цветовую гамму (WCG) как цветовую гамму, которая шире, чем Rec. 709. Общие стандарты широкой цветовой гаммы включают:

Ссылки

Внешние ссылки

Найдите gamut в Wiktionary, бесплатном словарь.
Последняя правка сделана 2021-05-21 11:22:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте