коллегии (множественное число от collegium, «присоединенные по закону») были правительственными учреждениями в Императорской России, основан в 1717 г. Петр Великий. Они размещались в здании Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге.
Здание Двенадцати коллегий, гравюра 1753 г.В 1718-1917 годах произошла ликвидация бывших государственных органов с заменой их новыми, более подходящими для России молодого Петра Великого.
Основание Сената в 1711 году послужило сигналом для создания отраслевых органов управления - коллегий. По замыслу Петра Великого, им пришлось заменить неудобную систему приказа и внести два новшества в управление:
Форма новое центральное правительство было заимствовано у Швеции и Германии. Законодательство Швеции стало основой для разработки положений законодательства.
Уже в 1712 году была предпринята попытка создать торговый совет с участием иностранцев.. В Германии и других странах Европы для работы в государственных учреждениях России привлекались опытные юристы и чиновники. Шведские доски считались лучшими в Европе и были взяты за образец.
Однако система колледжей начала формироваться только к концу 1717 года. «Взломать» систему порядков в одночасье оказалось непросто, поэтому от разовой отмены пришлось отказаться. Приказы либо принимались коллегиями, либо подчинялись им (например, в Совет юстиции было включено семь приказов).
Историческое здание Двенадцати коллегий теперь принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университетуПервоначально было создано девять:
Позже были добавлены еще три:
Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырех членов совета, четырех заседателей, прокурора, секретаря и канцелярии. Коллегии были заменены министерствами во время правительственной реформы Александра I.
В 1720 г. был учрежден Главный магистрат (с правами коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них Апелляционным судом.
Приблизительно в 1720 году была основана Коллегия юстиции по делам Ливландии и Эстонии, с 1762 года она была названа Коллегией юстиции по делам Ливонии, Эстонии и Финляндии, которая занималась административными и судебными вопросами связанных шведских провинций, а также а также деятельность протестантских церквей на территории империи.
В 1721 г. была создана Коллегия Сословий, заменившая Местный Орден.
В 1722 году колледж Берг-Мануфактуры был разделен на правление Берга и Промышленный коллегиум и Коллегиум Малороссии (1722–27) была основана на месте Малороссийской канцелярии.
В 1726 году была основана Сберегательная коллегия.
В 1763 году был основан Медицинский колледж.
Из-за реформы местного самоуправления, проведенной Екатериной Великой, к середине 1780-х годов количество училищ резко сократилось. Перераспределение полномочий между центральным и местным правительствами и необходимость экономии государственных средств привело к тому, что функции колледжей местного значения были переданы провинциальным учреждениям, а функции общегосударственного значения - Правительству. Сенат. Колледжами, которые продолжали действовать, были только Адмиралтейский, Военный, Иностранный, Медицинский и Юстиционный Совет Ливонии, Эстонии и Финляндии.
Некоторые из старых колледжей были восстановлены на некоторое время во время преобразований, проведенных Павлом I в России, но в этот период принцип управления колледжем все больше соответствовал принципу командного единства в в рамках разработанного императором проекта создания министерской системы. В частности, министр торговли возглавил восстановленный Коммерческий колледж. Управление колледжем началось к 1802 году, когда «Манифест об учреждении министерств » заложил основу для более прогрессивной министерской системы.
Деятельность училищ определялась Общим регламентом, утвержденным Петром I 28 февраля (10 марта) 1720 г. (утратил свое значение с публикацией Сборника Законы Российской Империи ).
Полное название этого постановления: «Общие положения или Устав, согласно которым государственные колледжи, а также все принадлежащие им канцелярии и офисы являются служащими, а не только во внешних и внутренних учреждениях., но и в управлении своим званием у них тонкий подход ».
Общий регламент ввел офисную администрацию, названную «коллегиальной» по названию нового типа учреждений - колледжей. В этих учреждениях доминировал коллегиальный способ принятия решений путем присутствия коллегии. Петр I обратил особое внимание на эту форму принятия решений, отметив, что «все самое лучшее происходит через советы» (глава 2 Общего положения «О пользе колледжей»).
Сенат назначил президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя). Помимо них, в новые органы входили четыре советника, четыре оценщика (оценщики), секретарь, актуарий (служащий канцелярии, который регистрировал акты или их составляющие), регистратор, переводчик, клерки.
Президент был первым человеком в колледже, но он не мог ничего решить без согласия членов колледжа. Вице-президент заменял президента во время его отсутствия; обычно помогал ему выполнять задачи председателя правления. В 1718–1722 годах президенты коллегий входили в состав Сената, но тогда в них участвовали только президенты трех важнейших коллегий (иностранной, военной и адмиралтейской) и (временно) президент Берг-колледжа. встречи.
Заседания коллегий проводились ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Они начинались в 6-8 утра, в зависимости от времени года, и длились 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в офисе коллегии, откуда передавались в общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым колледж не смог принять решение, были переданы в Сенат - единственное учреждение, которому колледжи подчинялись.
В каждом колледже был прокурор, в обязанности которого входило наблюдение за правильным и бессильным решением дел и исполнением постановлений как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Секретарь становится центральной фигурой офиса. Секретарь отвечал за работу аппарата коллегии: подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, принятие решений и контроль их исполнения, хранение печати коллегии.
Сложившаяся коллегиальная система завершила процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, единые стандарты деятельности (согласно Общему регламенту) - все это существенно отличало новый аппарат от мандатной системы.
Кроме того, создание колледжей системы регионализма нанесло последний удар по системе местничества, упраздненной в начале 1682 г., но происходившей неофициально.
Грандиозный план Петра I определить ведомственные функции и дать каждому чиновнику четкий план действий не был полностью реализован. Часто колледжи сменяли друг друга (как когда-то приказы). Следовательно, например, колледжи Berg, Manufactura и Commerce могут выполнять ту же функцию.
Долгое время вне сферы контроля коллегий оставались важнейшие функции - полиция, люмьер, медицина, и почтовые отделения. Однако постепенно новые отраслевые органы, часто называемые канцеляриями, дополняли систему коллегий. Так, Фармацевтический орден, уже действовавший в новой столице, г. Петербург, с 1721 года преобразован в Медицинское училище, а с 1725 года в Медицинскую Канцелярию. Канцелярии колледжей могут быть как единомышленниками, так и коллегиальными. Коллективные канцелярии не имели такого жесткого и четкого регламента, как коллегии, но подходили к ним по структуре и задачам.