Colectivo (английский : коллективный автобус ) - это название, данное в Аргентина, Колумбии, Чили и Парагвай на тип общественного транспорта, особенно в столице Аргентины, Буэнос-Айрес. Название происходит от vehículos de transporte colectivo («транспортные средства для коллективного транспорта»), что отражает их происхождение как маршрутное такси.
. Когда они впервые появились в 1920-х годах, colectivos были небольшими автобусами, построенными из транспортное средство меньшего размера шасси (легковые автомобили, фургоны и т. д.), а позднее, из шасси грузовика (1950–1990, компания Mercedes-Benz Аргентина), не были специально разработаны для перевозки людей и были украшены уникальными нарисованными вручную рисунками (fileteado ), которые придавали каждой единице особый колорит.
Они неуклонно развивались и росли, но сохранили свой живописный стиль до 1990-х годов, когда городской парк был модернизирован стандартными автобусами с задним расположением двигателя.
На протяжении большей части своей истории билеты были продавался водителем, который уезжал, как только все пассажиры сели, продавая билеты во время вождения.
Такси, Chevrolet Double Phaeton, создание «líneas»
В 1900-х годах Аргентина была «зернохранилищем мира», одним крупнейших мировых производителей и экспортеров продуктов питания и богатой страны. Улицы процветающего Буэнос-Айреса (с 2-миллионным населением) вскоре заполнились машинами. Торговые отношения с Соединенным Королевством (в основном торговля мясом и зерном) также привлекли в первые годы века множество инвесторов и предприятий, в том числе Латинскую Америку первая система метро, вагоны, поезда, трамваи, такси и общественные автобусы.
24 сентября 1928 года первый автобус-такси пробежал через Буэнос-Айрес. Позднее названный "colectivo", он был основан на произведенном в Аргентине автомобиле Chevrolet Superior K-series Double Phaeton с удлиненной колесной базой под названием "Especial Argentino ". Она обеспечивала общественный транспорт по Буэнос-Айресу по заранее определенным маршрутам и остановкам, взимая низкую цену с каждого пассажира.
Chevrolet начал производство шасси грузового автомобиля, адаптированного для перевозки пассажиров. К 1930-м годам размер colectivo увеличился с пяти до дюжины мест, и линия Chevrolet стала широко использоваться с кузовами, производимыми местными компаниями. Этот стиль сохранялся до 1970-х и 1980-х годов, к тому времени в единицах было двадцать сидячих мест плюс тесное пространство для многих стоящих пассажиров.
В период его расцвета водители сознательно бросали вызов «настоящим» общественным автобусам и электрическим трамваям, припарковавшись рядом с ними на самых загруженных станциях и подъезжая к ним в течение дня, чтобы забрать своих пассажиров. Вскоре люди стали отдавать предпочтение этим colectivos, которые вытеснили оригинальные автобусы и трамваи.
Со временем маршруты были формализованы, и владельцы коллективов объединились в линии, которые управляли стандартными маршрутами, различаемыми номерами, отображаемыми на сборниках. Поскольку несколько линий часто пересекали одни и те же дороги, компании начали использовать разные цвета, чтобы различать свои подразделения более четко, чем по количеству. Линия 60, особенно известная линия с длинным маршрутом, берет свое начало в эту эпоху.
грузовик и автобусы Mercedes-Benz
После Второй мировой войны и в течение 1950-х годов промышленность Аргентины начала снова развивались, но система общественного транспорта страны была неадекватной для новой эпохи: практически не проводилась модернизация с первых лет, а система пригородных железных дорог была недостаточной для удовлетворения растущих потребностей населения.
Mercedes-Benz вышла на рынок colectivo: в 1951 году тогдашняя Daimler-Benz AG открыла в Аргентине свои первые заводы за пределами Германии : один в городе Сан-Мартин, недалеко от Буэнос-Айреса, и еще один в Гонсалес Катан.
Mercedes выпустил обновленное местное шасси colectivo, модифицированное грузовое шасси L 3500 - LO 3500, OP 3500, LO 311, LO 312, LO 911 ([O ] обозначает Омнибус) - с отдельно изготовленным кузовом, установленным позже различными производителями кузовов. Менее чем за десять лет объем производства составил 6500 единиц в год. В 1963 году Mercedes построил 10-тысячный colectivo (модель LO 312) и продолжил выпуск других моделей, таких как L 1112 (120 л.с. ), LA 1112 (тяга на все колеса) и L 1114. Mercedes -Benz colectivos имел силовые установки грузовика, дизельный двигатель с мощностью, передаваемой на заднюю ось с помощью пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением.
Все линейки постепенно переняли эти агрегаты, и с 1950 по 1990 год все colectivos в конечном итоге были моделями Mercedes-Benz.
Омнибус. Размывание традиций colectivo
В 1987 году один из поставщиков кузовов для автобусов Mercedes-Benz начал конкурировать со своим бывшим поставщиком шасси, инвестируя в недорогие современные городские автобусы с более дешевыми Deutz двигатели. В том же году была выпущена модель El Detalle OA-101. Эта модель была с задним расположением двигателя и имела пневматическую подвеску, обеспечивающую более плавный ход и больше внутреннего пространства. В следующем году Mercedes-Benz ответил выпуском OH-1314 с задним расположением двигателя, но это было сочтено «смертью Colectivo», определенно концом эпохи.
В 1989 году были собраны последние автомобильные колективы на классическом шасси Mercedes-Benz LO-1114. Производство было прекращено в прошлом году.
Современная модель colectivo Metalpar Tronador OH1315L-sb Mercedes BenzВ 90-е годы некоторым компаниям стало дешевле переходить на одноцветные агрегаты, а шквал слияний и слияний изменил внешний вид colectivos.
В настоящее время от традиционных «линей» сохранилась только трехзначная нумерация и некоторые маршруты, fileteado редко встречается, филиграны были потеряны, а некоторые классические крупные детали, например, панорамные зеркала, расположенные рядом с головой водителя, исчезли.
После 1995 года автоматы по продаже билетов сделали поездки более безопасными, поскольку водителям не нужно было продавать билеты и водить машину одновременно.
В 2005 году на долю Mercedes-Benz приходилось около половины автобусов в городе Буэнос-Айрес и его окрестностях, причем единицы были построены в Буэнос-Айресе (La Favorita, Eivar, Italbus, Bimet -Корвин, Галисия, CND, CEAP, Угарте и т. Д.) И в Бразилии (Marcopolo, CAIO и др.). Другая половина составляла подразделения El Detalle и другие, такие как Scania, Volvo, и очень немногие подразделения Ferroni.
Большинство старых подразделений были выведены из эксплуатации в Буэнос-Айресе, поскольку они считаются слишком опасными и шумными для использования в быстро меняющемся городе. От них избавлялись или отправляли в небольшие города по всей стране. Colectivos обычно удаляются только тогда, когда они слишком повреждены, чтобы их можно было починить; некоторые из них «реанимированы» как прекрасные дома на колесах.
Единицы Mercedes были более сложными, чем оригинальные такси-автобусы, но кузов сохранил свои художественные элементы, сохранив оригинальный стиль colectivo. На этот стиль не повлиял социальный класс районов, по которым путешествовали colectivos. До 1990-х годов все элементы всех "líneas" обладали этими характеристиками:
colectivo последнего поколенияДекораторы использовали множество красочных комбинаций на внешнем корпусе блоков, помогая идентифицировать каждого одна из линей. Со временем они превратились в «корпоративные цвета»: когда одна компания управляла несколькими линиями, они окрашивали автобусы на всех линиях в одинаковые цвета. До 1990-х годов сохранялось индивидуальное для каждого автобуса филе.
Fileteado был определен как «искусство на колесах»: полное цветных орнаментов и симметрий, дополненных поэтическими фразами, поговорками и афоризмами, юмористическими или мошенническими, эмоциональными или философскими ». Именно в colectivos это искусство нашло свое лучшее полотно. Длинные широкие зеркала, расположенные вокруг водительского сиденья, часто имели извилистые рисунки и мотивы, которые обычно изображали предпочтения водителя в футболе, религии и танго. Снаружи юниты также были расписаны деталями филе, цветочными мотивами, национальными флагами и баннерами футбольных команд. Также очень часто можно было увидеть фразы, написанные сложным шрифтом, обычно сзади. Эти фразы часто были гениальными каламбурами или рифмами и стали частью аргентинского фольклора. Простой пример очень распространенной фразы: Lo mejor que hizo la vieja es el pibe que maneja (свободно " Лучшее, что сделала моя мама, это водил автобусом парень ").
Агрегаты с больший бюджет имел больше деталей, добавленных вокруг сиденья водителя. Обычно это были огни экзотических цветов или чехлы для сидений с шерстью и бахромой или даже кожей. Очень часто можно было увидеть рычаг переключения передач, полный висящих безделушек, и ящик, где хранились билеты и монеты, покрытый мотивами.
До 1995 года билеты продавали colectivero (водитель), когда он вел машину; это были цветные полоски бумаги с пятизначным числом. Палиндромные числа (например, 10301) назывались capicuas (от каталонского cap i cua, «голова и хвост») и иногда собирались.
Автобусные рейсы Colectivo в Буэнос-Айресе обеспечивают широко распространенное и частое автобусное сообщение, которое привлекает исключительно большое количество пассажиров практически без государственной финансовой поддержки, кроме субсидированного бензина чтобы цены оставались низкими.
С низкими ценами на билеты, очень частыми услугами и обширными маршрутами, с множеством мест в пределах 400 м от маршрута, colectivo - очень широко используемый вид транспорта по городу. «Портеньос» (жители автономного города Буэнос-Айреса) имеют отношения любви-ненависти с colectivo: с одной стороны, они обычно очень многолюдны в час пик и измучены карманниками, мелкие воры, нищие и лоточники (странствующие торговцы), хотя в настоящее время более контролируемые. С другой стороны, они необходимы в городе, а также удобный и дешевый способ передвижения. Большинство колективов в крупных городах Аргентины не имеют фиксированного расписания, но курсируют не менее четырех, а часто и многих других рейсов в час, в зависимости от автобусной линии и времени суток. В ночное время все коллективы города Буэнос-Айрес проходят свои остановки не реже двух раз в час.
Большинство автобусов используют базовую систему тарифов, зависящую от расстояния. По состоянию на 2016 год «универсальный» тариф в песо составлял:
Границы участков зафиксированы на расстоянии примерно 3 км друг от друга (в меньшей степени вблизи центра города), так что поездка на 4 км иногда может потребоваться оплата второго тарифа.
Тарифы действительны для одной поездки на автобусе без возможности пересадки.
На некоторых линиях курсирует несколько "специальных" (премиальных) автобусов, без нужно стоять и с другими удобствами, например, шторами, по более высокой цене.