Сожительство (правительство)

редактировать

Сожительство - это система разделенного правительства, которая встречается в полупрезидентском системы, такие как Франция, когда президент принадлежит к другой политической партии, чем большинство членов парламента. Это происходит потому, что такая система вынуждает президента назначить премьер-министра (премьер-министра ), который будет приемлем для партии большинства в парламенте. Таким образом, сожительство происходит из-за двойственности исполнительной власти: независимо избранный президент и премьер-министр, которые должны быть приемлемы как для этого президента, так и для законодательной власти.

Содержание

  • 1 Франция
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Практическое сожительство
      • 1.2.1 Период Миттерана – Ширака (1986–1988)
      • 1.2.2 Период Миттерана – Балладура (1993–1995)
      • 1.2.3 Период Ширака – Жоспена (1997–2002 гг.)
    • 1.3 Наблюдения
    • 1.4 Перспективы на будущее
  • 2 В другом месте Европы
    • 2.1 Финляндия
    • 2.2 Грузия
    • 2.3 Польша
    • 2,4 Румыния
    • 2,5 Россия
    • 2,6 Украина
  • 3 Азия
    • 3,1 Палестинская национальная администрация
    • 3,2 Шри-Ланка
  • 4 Другие страны
  • 5 Ссылки
  • 6 См. Также
  • 7 Дополнительная литература

Франция

Сожительство имело место в 1986–1988, 1993–1995 и 1997–2002 годах. Президент столкнулся с оппозиционным большинством в Национальном собрании, и ему пришлось выбрать из них свое правительство.

Происхождение

Сожительство было продуктом Пятой Французской республики, хотя и непреднамеренно. Эта конституция объединила президента со значительными исполнительными полномочиями и премьер-министра, ответственного перед парламентом. Задача президента заключалась в первую очередь в том, чтобы выйти из тупика и действовать решительно, чтобы избежать застоя, царившего при Французской Четвертой республике ; Премьер-министр также должен был «направлять работу правительства», обеспечивая сильное руководство законодательной ветвью власти и помогая преодолевать партизанские склоки.

С 1962 года президенты Франции избираются всенародным голосованием, заменив коллегию выборщиков, которая использовалась только один раз. Это изменение должно было дать президентам Пятой республики больше власти, чем они могли бы иметь по первоначальной конституции. Хотя президент по-прежнему считается символом и воплощением нации, он также получил народный мандат. Конечно, партия большинства в Национальном собрании также сохранила власть, но, поскольку всенародно избранный президент назначил премьер-министра, считалось, что первый имеет преимущество в любом конфликте между исполнительной и законодательной властью. Кроме того, дисбаланс дополнительно иллюстрируется тем фактом, что президент может распустить Скупщину в любое время (но не чаще одного раза в год), в то время как законодательный орган не имеет полномочий отстранять президента от должности.

Единственным препятствием для этой позиции президентского превосходства был тот факт, что для избрания президента на должность премьер-министра требовалось одобрение Национальной ассамблеи, нижней палаты парламента: потому что Ассамблея может уволить правительство вотумом недоверия, из этого следует, что премьер-министр должен иметь большинство в Собрании. Это не было проблемой, пока законодательное большинство было в союзе с президентом, и действительно, де Голль, который был ответственен за создание большей части Конституции, предполагал, что президент уйдет в отставку, если люди отрекутся от него в Выборы в Скупщину, после чего будет избран новый президент (во Франции нет вице-президента), и новые выборы состоятся менее чем через два месяца после отставки, новый президент избирается на новый полный срок; это произошло в 1969 году, когда де Голль ушел в отставку, потому что люди проголосовали против предложенного им референдума.

Первая «близкая неудача» сожительства произошла с избранием социалиста президента Франсуа Миттеран в 1981 году. Правая коалиция, возглавляемая Голлистами Сплочение за Республику, контролировала Ассамблею в то время. Почти сразу Миттеран применил свои полномочия и назначил выборы в Скупщину, и электорат вернул Собрание с абсолютным большинством социалистов, положив конец предполагаемому кризису.

Однако, когда в 1986 году, как и требовалось, состоялись выборы в Скупщину, пять лет спустя социалисты потеряли свое большинство вправо. Миттеран решил остаться президентом, начав первое сожительство.

Сожительство на практике

Было всего три периода сожительства, но каждый из них примечателен тем, что иллюстрирует колебания полномочий между президентом и премьер-министром.

Период Миттерана – Ширака (1986–1988)

После выборов в Ассамблею 1986 года Миттеран был вынужден назначить премьер-министром Жака Ширака, лидера Митинг за Республику (РПР), крупнейшая партия в коалиции большинства. На протяжении всего периода сожительства Миттерана и Ширака президент сосредоточился на своих иностранных обязанностях и позволил Шираку контролировать внутренние дела. Поскольку Миттеран дистанцировался от этой политики, Ширак начал отменять многие реформы Миттерана, снизив налоги и приватизировав многие национальные предприятия. Однако были и напряженные моменты, например, когда Миттеран отказался подписать постановления, что замедлило реформы, потребовав от Ширака прохождения его законопроектов через парламент. Это продолжалось два года до 1988 года, когда вновь избранный Миттеран призвал к новым выборам в законодательные органы, на которых победило левое большинство, которые продлились пять лет.

Период Миттерана – Балладура (1993–1995)

В 1993 году президент Миттеран оказался в аналогичном положении, когда правые получили 80% большинства на выборах в Национальное собрание. В очередной раз он был вынужден назначить члена оппозиции от партий РНР и ОДС. На этот раз он назначил Эдуарда Балладюра на пост премьер-министра, потому что Ширак был сосредоточен на баллотировании на пост президента, а не на посту премьер-министра в третий раз. Балладур сохранял этот пост до 18 мая 1995 года, когда Жак Ширак вступил в должность президента.

Период Ширака – Жоспена (1997–2002)

В 1995 году лидер правых Жак Ширак сменил Миттерана на посту президента, и, поскольку правые имели большинство в Ассамблее, он смог назначить его товарищ по РПР Ален Жюппе стал премьер-министром, положив конец совместному проживанию сменой президента. Такой союз президента и Ассамблеи должен был продлиться, по крайней мере, до обычно запланированных выборов 1998 года.

Однако в 1997 году президент Ширак принял злополучное стратегическое решение распустить парламент и объявить досрочные выборы в законодательные органы. Этот план имел неприятные последствия, когда французский электорат повернулся к левым и удалил правое большинство в Ассамблее. Ширак был вынужден назначить на пост премьер-министра социалиста Лионеля Жоспена. Жоспен оставался премьер-министром до выборов 2002 года, что сделало этот третий срок сожительства самым длинным - пять лет. Ширак назвал это состоянием «паралича» и счел особенно трудным организовать предвыборную кампанию для Национального собрания.

Поскольку Жоспен занимал пост премьер-министра, политическое влияние Ширака было ограничено, и он не имел права голоса в отношении некоторых крупных реформ, проводимых левым большинством. Это включало в себя закон 1998 года о сокращении рабочей недели с 39 до 35 часов, который вступил в силу в 2000 году.

Наблюдения

Аренд Лейпхарт утверждает, что Пятая Французская Республика обычно действует в рамках президентской системы, но при совместном проживании это эффективно меняется, по крайней мере с точки зрения внутренней политики, на парламентскую систему, в которой премьер-министр контролирует законодательную повестку дня. а полномочия президента ограничиваются внешней политикой и обороной.

Общая проблема во время сожительства состоит в том, что каждый лидер хочет, чтобы его или ее собственная политика проводилась так, чтобы общественность положительно относилась к их стратегиям и была избрана Когда придет время. Поскольку каждая сторона соревнуется, остается мало возможностей для развития, поскольку трение между обеими сторонами сдерживает друг друга. В то время как лидеры одного политического спектра помогают друг другу в принятии решений, находясь у власти одновременно, совместное проживание может привести к падению национальной власти и сделать страну внешне небезопасной.

Хотя изначально это считалось маловероятным, Франция управлялась при совместном проживании лидеров в течение почти половины периода с 1986 по 2006 год, что говорит о том, что французы больше не опасаются перспективы разделения власти двумя партиями.

Перспективы на будущее

В 2000 году при поддержке президента Ширака срок полномочий президента Пятой республики был сокращен с семи до пяти лет, что было принято референдум. Кроме того, выборы в законодательные органы теперь проводятся через месяц после президентских, что создает «динамику победителя», которая побуждает тех, кто победил на президентских выборах, подтвердить свой голос через месяц во время выборов в законодательные органы.

Практически одновременное проведение выборов. президентские выборы и выборы в законодательные органы делают сожительство менее вероятным, уменьшая вероятность серьезных изменений в общественном мнении в период между двумя выборами, но сожительство остается возможным, даже если общественное мнение остается стабильным. Например, группа избирателей (например, избиратели слева) могут быть разделены между двумя или более кандидатами в президенты, что делает маловероятным, что какой-либо из кандидатов этой группы победит на президентских выборах, но эти проблемы координации могут быть решены на выборах в законодательные органы., что привело к разному исходу на двух выборах. С другой стороны, партия, получившая большинство поддержки как на президентских выборах, так и на выборах в законодательные органы, может, тем не менее, не иметь контроля над Национальным собранием, поскольку эта поддержка неравномерно распределяется по законодательным округам. Или кандидат в президенты от новой персоналистической партии может выиграть президентский пост, несмотря на то, что его партия не имеет кандидатов или партийного аппарата для победы на выборах в законодательные органы.

Совместное проживание также может иметь место, если президентские выборы и выборы в законодательные органы происходят в разное время из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, президент может распустить Скупщину и назначить новые выборы в середине срока, что теоретически может привести к победе другой партии (хотя президент, конечно, постарался бы избежать назначения выборов, если бы такой результат был вероятным). Президент также может умереть, стать недееспособным, уйти в отставку или подвергнуться импичменту в течение своего срока, что приведет к новым президентским выборам. Может возникнуть сожительство, хотя новый президент, скорее всего, назначит новые выборы в Скупщину.

В других частях Европы

Финляндия

Конституция Финляндии, написанная в 1918 году, изначально была похожа на французскую систему 40 лет спустя. Он содержал четкие положения о том, что президент уделяет внимание вопросам национальной безопасности и международных отношений. Соглашение было компромиссом между монархистами и парламентариями. По сути, вместо конституционной монархии была принята сильная президентская власть. Новая конституция 2000 года ограничила власть президента, передав право выбирать премьер-министра парламенту. Сожительство происходило часто, поскольку в Финляндии есть несколько могущественных партий, которые не сильно поляризованы между левыми и правыми, а также потому, что срок полномочий парламента короче (четыре года), чем президентский срок (шесть лет). Теоретически президент должен оставаться строго беспристрастным, и президенты обычно официально отказываются от членства в партии, находясь у власти.

Грузия

Грузия пережила период сожительства с 2012 по 2013 год, вызванный поражение правящей партии Единое национальное движение оппозиционной коалицией Грузинская мечта на парламентских выборах 2012 года. В то же время вступила в силу новая конституционная система, и лидер побежденной партии, действующий Президент Михаил Саакашвили должен был назначить лидера «Грузинской мечты» Бидзина. Иванишвили, как премьер-министр. Согласно отчету Европейской комиссии, с истечением двух сроков президентского срока Саакашвили и победой кандидата Грузинской мечты Георгия Маргвелашвили на президентских выборах 2013 года В Грузии завершился сложный и мирный переход от президентской системы к парламентской. Период совместного проживания был оценен в том же отчете как «непростой, но работоспособный».

Польша

Президент Польши должен быть беспристрастным во время своего пребывания в должности., но пока все президенты были избраны в качестве партийных кандидатов. Сожительство произошло в 2007 году, когда президент Лех Качиньский был вынужден назначить Дональда Туска премьер-министром, его главным соперником в Президентские выборы 2005 г..

Румыния

Политический кризис 2012 г. в Румынии был крупным политическим конфликтом между премьер-министром Виктором Понта из Социал-демократической партии и правоцентристский президент Траян Бэсеску после того, как первого попросили сформировать правительство в мае 2012 года. Спор перерос в гражданское неповиновение и предполагаемое отступление от демократии, которое будет действовать до тех пор, пока в декабре стороны не подписали соглашение об институциональном сожительстве.

В Румынии было шесть периодов совместного проживания двух президентов и пяти премьер-министров.

Сожительство Бэсеску и Тэричану (2007–2008 гг.)
Это сожительство произошло из-за увольнения министров, принадлежащих к Демократической партии (ДП), которая поддержала кандидатуру президента Бэсеску и причислила Бэсеску к числу его члены до его избрания в 2004 году, в апреле 2007 года. Это увольнение привело к формированию второго правительства Тэричану, в состав которого вошли Национально-либеральная партия (НЛП) и Демократический союз венгров в Румынии (ДСВР). Коалиционное правительство, хотя и возглавляло меньшинство депутатов, получало внешнюю поддержку Социал-демократической партии (СДП). Срок полномочий Тэричану на посту премьер-министра истек в декабре 2008 года после парламентских выборов в предыдущем месяце, что положило конец сожительству.
Сожительство Бэсеску-Понта (2012–2014 гг.)
Сожительство президента Бэсеску и премьер-министра Понта началось после успешного вотума вотума недоверия правительству во главе с Михаем Рэзваном Унгуряну, которое было поддержано Демократической либеральной партией (PDL), Национальным союзом за прогресс Румынии (UNPR) и Демократическим союзом венгров в Румынии (UDMR). В мае 2012 года к власти пришло новое правительство, в которое вошли Социал-демократическая партия (СДП) и Национал-либеральная партия (НЛП) под руководством Виктора Понта. Первый президентский срок Понты ознаменовался серьезным политическим кризисом между ним и президентом Бэсеску, который привел к приостановке полномочий последнего и референдуму об импичменте в июле 2012 года. Новое парламентское большинство было усилено после парламентских выборов в декабре 2012 года, поскольку Социально-либеральный союз (USL) получил подавляющее большинство мест. Альянс в конечном итоге распался в феврале 2014 года. Этот период совместного проживания закончился в декабре 2014 года, когда президент Бэсеску покинул свой пост, его заменил Клаус Йоханнис.
Сожительство Иоанниса и Понта (2014–2015 годы)
Президент Клаус Иоаннис начал свой президентский срок в декабре 2014 года, выиграв президентские выборы за месяц до этого, опередив действующего премьер-министра Виктора Понта. Поскольку выборы в законодательные органы не проводились, парламентское большинство осталось неизменным, и Понта смог остаться на посту премьер-министра, несмотря на свою потерю. Виктор Понта ушел в отставку в ноябре 2015 года, его заменил Дакиан Чиоло.
Сожительство Иоанниса и Гриндяну (2017)
В декабре 2016 года прошли выборы в законодательные органы, которые привели к формированию коалиционного правительства, включая Социал-демократическая партия (СДП) и Альянс либералов и демократов (АЛДЕ). Лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгня занял пост председателя Палаты депутатов, а Сорин Гриндяну - премьер-министром. В конце концов Гриндяну был уволен вотумом недоверия из-за напряженности в правящей коалиции в июне 2017 года, и его заменил Михай Тудосе из той же партии.
Сожительство Иоанниса и Тудозе (2017–2018)
Кабинет Тудосе вступил в должность на фоне отставки предыдущего кабинета во главе с Сорином Гриндяну в июне 2017 года. Премьер-министром был Михай Тудосе, который был министром экономики в предыдущем правительстве. В него вошли те же партии, которые участвовали в правительстве Гриндяну. Тудосе решил уйти в отставку в январе 2018 года из-за напряженности внутри правящей коалиции. Его сменила Виорика Дэнчилэ.
Сожительство Йоханнис-Дэнчила (2018–2019)
Виорика Дэнчилэ, депутат Европарламента от Социал-демократической партии Румынии, вступила в должность премьер-министра после отставки своего предшественника, Михай Тудосе. Она первая женщина-глава правительства Румынии.

Россия

В России Государственная Дума должна утвердить премьер-министра выбран Президентом. Однако, если Государственная Дума отклоняет кандидатуру (кандидатов) Президента три раза подряд, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить внеочередные выборы в законодательные органы, но он не сможет сделать это в течение года после последних выборов., которые в этот период могут быть сожительством.

Хотя в остальное время совместное проживание маловероятно, оно может иметь место, когда в Госдуме нет стабильного лояльного Президенту большинства. Так с 1998 по 1999 год сложилось сожительство, когда Государственная Дума дважды отказала в назначении премьер-министром Виктора Черномырдина. Но поскольку назначение нового премьер-министра было вызвано недавним дефолтом, существовал риск того, что оппозиция улучшит свой результат после досрочных выборов, что, в свою очередь, приведет к еще большей напряженности между президентом. Ельцина и Госдумы, тем более что в это время уже шла подготовка к импичменту. В связи с этим Борису Ельцину пришлось выдвинуть на пост премьер-министра Евгения Примакова, имевшего широкую поддержку среди левой оппозиции.

Украина

Сожительство в полупрезидентской системе также существовало в Украине между 2006 и 2010 годами. Президент Украины Виктор Ющенко должен был назначить Виктора Януковича, своего соперника на президентских выборах 2004 года, премьер-министром в августе 2006 года.

Азия

Палестинская национальная администрация

Палестинская национальная администрация, квазигосударственная организация, отвечающая за управление палестинскими территориями, действует в рамках полупрезидентской республики с момента создания весной 2003 года должности премьер-министра. В то время как президент имеет право назначать любого премьер-министром, при учреждении офиса было негласное соглашение о том, что премьер-министр будет назначаться от партии большинства в Законодательном совете. Эта договоренность привела к периоду совместного проживания после выборов в законодательные органы 2006 года, на которых ФАТХ президент Махмуд Аббас назначил лидером ХАМАС Исмаил Хания Премьер-министр после победы ХАМАС на выборах. Однако совместное проживание продлилось недолго, поскольку средства были удержаны у палестинской администрации, и военные действия между ФАТХ и ХАМАС вспыхнули в декабре 2006 года, что привело к назначению временного правительства во главе с Саламом Файядом. 14 июня 2007 г.

Шри-Ланка

Политика Шри-Ланки в течение нескольких лет была свидетелем ожесточенной борьбы между президентом и премьер-министром, принадлежащих к разным партиям и избранных отдельно, в ходе переговоров с тамильскими тиграми для разрешения затянувшейся гражданской войны. С 2004 года у президента больше политической власти.

Другие страны

Сожительство не происходит в рамках стандартных президентских систем. В то время как в ряде президентских демократий, таких как США, власть разделялась между президентом и законодательным собранием различных политических партий, это еще одна форма разделенного правительства. В этой ситуации исполнительная власть возглавляется президентом одной партии, который исполняет свои обязанности на определенный срок, даже если и пока законодательный орган контролируется другой партией; Напротив, при совместном проживании исполнительная власть разделена между президентом одной партии и кабинетом министров правительства другой партии. Таким образом, сожительство имеет место только в системах, в которых есть как парламентское правительство (т. Е. Министры, подотчетные парламенту), так и напрямую избираемый исполнительный президент, т. Е. Полупрезидентские системы. В настоящей парламентской системе глава государства, будь то президент или конституционный монарх, не имеет никакого влияния на правительство.

Как видно выше, теория сожительства больше не ограничивается Францией. Не так много стран, где существует конституционная структура, в которой это могло бы произойти. Однако, поскольку некоторые из новых демократий Восточной Европы приняли институты, очень похожие на Францию, сожительство может стать более распространенным явлением. Тем не менее, если эти страны выберут своих исполнительных и законодательных органов в одно и то же время или почти одновременно, как сейчас делает Франция, то вероятность сожительства будет меньше.

Ссылки

См. Также

  • значок Правительственный портал

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:00:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте