Код Ур-Намму

редактировать
Код Ур-Намму
Ур Намму code Istanbul.jpg Первая известная версия код в его текущем местоположении
Созданc. 2100 г. до н.э. - 2050 г. до н.э.
МестоположениеСтамбульские археологические музеи (Ni.3191)
Автор (ы)Ур-Намму
ЦельЮридический код

Кодекс Ур-Намму - самый старый из известных кодексов, сохранившихся до наших дней. Он из Месопотамии и написан на табличках на шумерском языке ок. 2100–2050 гг. До н. Э.

Содержание
  • 1 Discovery
  • 2 Предпосылки
  • 3 Содержание
    • 3.1 Законы выживания
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Открытие

Первая копия кода, состоящая из двух фрагментов, найденных в Ниппуре, была переведена Сэмюэлем Крамером в 1952 году. Эти фрагменты хранятся в Стамбульские археологические музеи. Из-за его частичной сохранности были различимы только пролог и 5 законов. Крамер отметил, что удача была связана с открытием:

По всей вероятности, я бы вообще пропустил табличку Ур-Намму, если бы не своевременное письмо от Ф. Р. Крауса, ныне профессора клинописи в Лейденском университете в Голландии.... В его письме говорилось, что несколько лет назад, выполняя обязанности куратора в Стамбульском музее, он наткнулся на два фрагмента таблички с надписью шумерских законов, соединил эти две части и внес в каталог получившуюся табличку под номером 3191 в коллекции музея Ниппур... Поскольку шумерские таблички с законом чрезвычайно редки, я сразу же принес на рабочий стол № 3191. Там она лежала, запеченная на солнце таблетка, светло-коричневого цвета, размером 20 на 10 сантиметров. Более половины письменности было уничтожено, а то, что сохранилось, поначалу казалось безнадежно непонятным. Но после нескольких дней сосредоточенного изучения его содержание начало проясняться и обретать форму, и я с немалым волнением понял, что то, что я держал в руке, было копией древнейшего свода законов, пока еще известного человеку.

Далее Таблички были найдены в Уре и переведены в 1965 году, что позволило реконструировать около 30 из 57 законов. Другая копия, найденная в Сиппаре, содержит небольшие варианты.

Предыстория
Шумерский царь Ур-Намму (сидит), создатель Кодекса Ур-Намму, наделяет губернаторством Чашлямера, энси из Ишкун-Сина (оттиск цилиндрической печати, около 2100 г. до н.э.).

В предисловии прямо приписываются законы царю Ур-Намму из Ур (2112–2095 гг. До н.э.). Автор, у которого законы были написаны на клинописных табличках, все еще остается предметом споров. Некоторые ученые приписывают его сыну Ур-Намму Шульги.

. Хотя известно, что существовали более ранние своды законов, такие как Кодекс Урукагина, это самый ранний из сохранившихся юридических текстов. Он на три столетия старше Кодекса Хаммурапи. Законы построены в казуистической форме «ЕСЛИ (преступление) ТОГДА (наказание)» - образец, который прослеживается почти во всех последующих кодексах. Самый старый из ныне существующих законов, известный в истории, считается весьма продвинутым, поскольку он устанавливает штрафы в виде денежной компенсации за телесные повреждения в отличие от более позднего lex talionis («око для око ') принцип вавилонского закона. Однако убийство, ограбление, супружеская измена и изнасилование были наказуемы смертной казнью.

Код дает представление о структуре общества в период «Шумерского Возрождения ». Под лугалом («великий человек» или король) все члены общества принадлежали к одному из двух основных слоев: «лу», или свободный человек, или раб (мужчина, арад; жемчужина женщины). Сына лу называли думу-нита, пока он не женился, став «молодым человеком» (гуру). Женщина (мунус) превратилась из дочери (думу-ми) в жену (мать), а затем, если она пережила своего мужа, вдову (ну-ма-су), которая могла выйти замуж повторно.

Содержание

В прологе, типичном для кодексов месопотамских законов, упоминаются божества царствования Ур-Намму, Нанна и Уту, и говорится о «равноправии земли».

... После того, как Ан и Энлиль передали царство Ура Нанне, тогда же Ур-Намму, сын, рожденный от Нинсун, для его любимой матери, которая родила его, в соответствии с его принципами справедливости и правды... Затем сделал Ур-Намму могучий воин, царь Ура, царь Шумера и Аккад силой Нанны, владыки города, и в соответствии с истинным словом Уту, утвердить право собственности на землю; он изгнал проклятия, насилие и раздоры и установил ежемесячные расходы Храма в размере 90 гур ячменя, 30 овец и 30 шил масла. Он разработал бронзовую силу-меру, стандартизировал вес в одну- мина и стандартизировал вес камня в шекель серебра по отношению к одной минуе. Сирота не была отдана богачу; вдова не была отдана сильному; человек в один шекель не был доставлен человеку в одну мину.

Одна мина (1/60 таланта ) была сделана равной 60 шекелям. (1 шекель = 8,3 грамма или 0,3 унции).

Выжившие законы

Среди сохранившихся законов следующие:

  • 1. Если человек совершит убийство, этот человек должен быть убит.
  • 2. Если человек совершит ограбление, он будет убит.
  • 3. Если мужчина совершит похищение, он должен быть заключен в тюрьму и заплатить 15 шекелей серебра.
  • 4. Если раб женится на рабыне и этот раб освобождается, он не покидает дом.
  • 5. Если раб выходит замуж за местного (т.е. свободного) человека, он / она должен передать первенца своему хозяину.
  • 6. Если мужчина нарушает права другого и лишает девственности жену молодого человека, они должны убить этого мужчину.
  • 7. Если жена мужчины последовала за другим мужчиной, и он спал с ней, они должны убить эту женщину, но этот мужчина будет освобожден. (§4 в некоторых переводах)
  • 8. Если мужчина применил силу и лишил девственности рабыню другого мужчины, этот мужчина должен заплатить пять сиклей серебра. (5)
  • 9. Если мужчина разводится со своей первой женой, он должен заплатить (ей) одну мину серебра. (6)
  • 10. Если он разводится с (бывшей) вдовой, он должен заплатить (ей) половину мины серебра. (7)
  • 11. Если мужчина спал с вдовой без брачного контракта, ему не нужно было платить серебра. (8)
  • 13. Если мужчина обвиняется в [Перевод слова оспаривается. некоторые интерпретируют как Колдовство...], он должен подвергнуться испытаниям водой ; если его невиновность будет доказана, его обвинитель должен заплатить 3 шекеля. (10)
  • 14. Если мужчина обвинил жену мужчины в прелюбодеянии, и испытание на реке доказало ее невиновность, то мужчина, обвинявший ее, должен заплатить одну треть мины серебра. (11)
  • 15. Если предполагаемый зять входит в дом своего предполагаемого тестя, но его тесть позже отдаст свою дочь другому мужчине, тесть должен вернуться к отвергнутому зятю. закон вдвое превышал количество привезенных им свадебных подарков. (12)
  • 16. Если [текст уничтожен...], он должен взвесить и передать ему 2 сикля серебра.
  • 17. Если раб сбегает за черту города и его кто-то возвращает, хозяин должен заплатить два шекеля тому, кто его вернул. (14)
  • 18. Если человек выбьет глаз другому человеку, он должен весить ½ мины серебра. (15)
  • 19. Если мужчина отрезал другому человеку ногу, он должен заплатить десять шекелей. (16)
  • 20. Если человек в ходе драки разбил конечность другого человека дубиной, он должен заплатить одну мину серебра. (17)
  • 21. Если кто-то отрезал другому человеку нос медным ножом, он должен заплатить две трети мины серебра. (18)
  • 22. Если кто-нибудь выбьет зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра. (19)
  • 24. [текст уничтожен...] Если у него нет раба, он должен заплатить 10 шекелей серебра. Если у него нет серебра, он должен отдать другую вещь, которая ему принадлежит. (21)
  • 25. Если рабыня мужчины, сравнивая себя со своей любовницей, дерзко говорит с ней, ее рот следует промыть 1 литром соли. (22)
  • 26. Если рабыня ударит кого-то, действующего с властью своей любовницы, [текст уничтожен...]
  • 28. Если мужчина явился в качестве свидетеля и был показан лжесвидетель, он должен заплатить пятнадцать шекелей серебра. (25)
  • 29. Если мужчина выступает в качестве свидетеля, но отказывается от своей присяги, он должен произвести оплату в размере стоимости, указанной в судебном разбирательстве по делу. (26)
  • 30. Если человек украдкой обрабатывает поле другого человека и подает жалобу, это, однако, должно быть отклонено, и этот человек потеряет свои расходы. (27)
  • 31. Если человек залил поле человека водой, он должен отмерить три кур ячменя на икю поля. (28)
  • 32. Если человек отдал пашню другому человеку для обработки, но он не возделывал ее, превращая ее в пустошь, он должен отмерить три кур ячменя на ику поля. (29)
См. Также
  • Правовой портал
  • значок Азиатский портал
Примечания
1.^Раб, вышедший замуж (и, предположительно, скоро родивший детей), не может быть выпущен на свободу и вынужден покинуть дом, чтобы владелец мог сэкономить расходы на содержание семьи раба. Рабам требовалось согласие хозяев на вступление в брак, так что это гарантировало, что их не просто выгнали: даже если они теперь были вольноотпущенниками, они все еще были членами домашнего хозяйства, и они и их семья должны были получать от этого поддержку.
2.^Предположительно, это относится к свободному человеку, убивающему раба другого человека, поскольку раб является предпочтительным штрафом по сравнению с простой платой серебром, основываясь на тенденции в законах 31 и 32 к оплате натурой за определенные преступления. Тот факт, что штраф в серебре эквивалентен отсечению ступни свободного человека, также, кажется, предполагает это.
Ссылки
  1. ^ Крамер, История начинается в Шумере, стр. 52–55.
  2. ^Герни и Крамер, «Два фрагмента шумерских законов», 16 ассириологических исследований, стр. 13–19
  3. ^Фрейн, период Ура III (2112–2004 гг. До н.э.) »University of Toronto Press, 1997 - Изучение иностранного языка - 489 страниц
  4. ^Potts, DT (1999). The Archeology of Elam. Cambridge University Press. Стр. 132. ISBN 9780521564960.
  5. ^Roth, Martha. Law Сборники из Месопотамии и Малой Азии, стр. 13–22.
  6. ^С. Н. Крамер. (1954). «Законодательный кодекс Ур-Намму». Orientalia, 23 (1), 40.
  7. ^Бартон, Джордж А. «Ан Важный социальный закон древних вавилонян - текст, который до сих пор не понимали ». Американский журнал семитских языков и литературы, том 37, № 1, 1920, стр. 62–71. JSTOR 528363.
Дополнительная литература
  • Мигель Сивил. «Собрание законов Ур-Наммы» в клинописных королевских надписях и родственных текстах в собрании Шёйена, 221–286, под редакцией А. Р. Джорджа, 2011 г., ISBN 9781934309339
  • С. Н. Крамер. (1954). "Законодательный кодекс Ур-Намму". Orientalia, 23 (1), 40.
  • Марта Т. Рот. «Сборники законов из Месопотамии и Малой Азии». Письма Древнего мира, т. 6. Общество библейской литературы, 1995, ISBN 0-7885-0104-6
  • Клаус Вилке. "Der Kodex Urnamma (CU): Versuch einer Rekonstruktion". Богатства, спрятанные в секретных местах: древние исследования Ближнего Востока в память о Торкильде Якобсоне, под редакцией Цви Абуша, 2002, ISBN 1-57506-061-2
  • Клаус Уилке, " Gesetze в Sumerischer Sprache ". Исследования по шумерскому языку и литературе: Festschrift für Joachim Krecher, 455–616, в частности 529–573, под редакцией Н. Кословой и др., 2014 г., ISBN 978-1- 57506-354-6
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:40:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте