Кочими

редактировать
Cochimi map.png

Кочими были коренными жителями центральной части полуостров Нижняя Калифорния, от Эль-Росарио на севере до Сан-Хавьер на юге.

Они говорили на наборе диалектов или близких языках, которые были классифицированы по-разному. Наиболее заметное разделение между Северным Кочими и Южным Кочими обычно проводится к югу от Сан-Игнасио (Mixco 1978, 1979, 2006; Laylander 1997). Когда-то называвшийся «полуостров Юман», Кочими имеет очевидное родство с языками юман северной Нижней Калифорнии, южной Калифорнии и западной Аризоны. Маурисио Дж. Микско (1978, 2006) переоценил эти отношения и счел их слишком далекими, чтобы Кочими мог быть включен в собственно семью Юман. Он поместил кочими в качестве родственного языка к семье юман, таким образом сформировав семью юман-кочими.

Кочими впервые встретили испанские морские исследователи в шестнадцатом веке, в том числе Уллоа, Кабрильо, Вискайно и другие. Спорадические встречи продолжались до тех пор, пока иезуиты не основали миссии на полуострове в конце семнадцатого века. Евсебио Франсиско Кино заложил неудачный фундамент в Сан-Бруно, к северу от Лорето, в 1683–1685 гг. Хуан Мария де Сальватьерра начал первую успешную миссию в 1697 году в Лорето среди Монки, которые были южными соседями Кочими. За этим быстро последовала миссия Франческо Марии Пикколо Кочими в Сан-Хавьер в 1699 году. В течение следующих семи десятилетий граница иезуитского контроля над Кочими постепенно расширялась на север, с миссиями в Мулеге (1705), Комонду (1708), Ла Пурисима (1720), Гуадалупе (1720), Сан-Игнасио (1728), Санта-Гертрудис (1751), Сан-Борха (1762) и Санта-Мария (1767). После того, как испанская корона изгнала иезуитов из Нижней Калифорнии в 1768 году, францисканцы под командованием Хуниперо Серра учредили дополнительную миссию в Сан-Фернандо-Великата (1769) по пути на север в Альта Калифорния. Преемники францисканцев в Нижней Калифорнии, доминиканцы, создали последнюю новую миссию среди кочими в Эль-Росарио (1774 г.). Уничтоженное эпидемиями болезней Старого Света, популяция кочими сокращалась, пока где-то в девятнадцатом или, возможно, в начале двадцатого века их язык и традиционная культура не исчезли.

Кочими были охотниками-собирателями, без сельского хозяйства и металлургии. Гончарное дело могло достигнуть северных Кочими до испанского контакта (Роджерс 1945). Их материальная культура в целом была простой, но она соответствовала их засушливой среде и мобильному образу жизни. Самым высоким уровнем социальной организации было автономное местное сообщество, и межобщинные конфликты, похоже, были частыми. Среди необычных культурных особенностей, отмеченных для кочими и некоторых из их соседей, был второй урожай питахайи, марома, деревянных табличек и накидок из человеческого волоса:

  • Плоды питахайя кактуса обеспечили высоко ценимый, но недолговечный сезонный продовольственный ресурс. После сбора урожая питахайи жители Нижней Калифорнии отсеивали непереваренные семена питахайи из собственных высушенных экскрементов, а затем жарили и съедали этот «второй урожай».
  • Еще одним необычным пищевым признаком была марома. Ценный кусок мяса привязывали веревкой, проглатывали, затем поднимали и передавали следующему человеку в кругу потребителей, пока мясо окончательно не распалось.
  • Табла представляли собой деревянные таблички с разрисованными рисунками и / или просверленные отверстия, используемые в религиозных церемониях. Некоторые из этих артефактов были обнаружены археологически (Massey 1972; Hedges 1973; Meigs 1974).
  • Шаманы носили накидки из пожертвованных человеческих волос во время церемоний (Meigs 1970).

Информация об обычаях и верованиях Кочими была сохранена в кратких наблюдениях исследователей, но, прежде всего, в трудах иезуитов (Aschmann 1959; Laylander 2000; Mathes 2006). Особенно важны и подробны работы Мигеля Венегаса (1757, 1979) и Мигеля дель Барко (1973).

Язык

Кочимский язык был частью семьи Юман-Кочими.

Ссылки
  • Ашманн, Гомер. 1959. Центральная пустыня Нижней Калифорнии: демография и экология. Iberoamericana No. 42. Беркли, Калифорния.
  • Barco, Miguel del. 1973. Natural y crónica de la Antigua California. Отредактировал Мигель Леон-Портилья. Национальный автономный университет Мексики, Мехико.
  • Hedges, Ken. 1973. "Раскрашенные таблы из северной Нижней Калифорнии". Ежеквартальное издание Pacific Coast Archaeological Society 9 (1): 5-20.
  • Laylander, Don. 1997. «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». В «Вкладах в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии», под редакцией Гэри С. Брешини и Труди Хаверсат, стр. 1–94. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
  • Laylander, Don. 2000. Ранняя этнография Калифорнии: 1533-1825. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
  • Мэсси, Ли Гудинг. 1972. «Табла и атлатл: два необычных деревянных артефакта из Нижней Калифорнии». Ежеквартальное издание Pacific Coast Archaeological Society 8 (1): 25-34.
  • Mathes, W. Michael. 2006. «Этноисторические свидетельства». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова» под редакцией Дона Лейлендера и Джерри Д. Мура, стр. 42–66. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Meigs, Peveril, III. 1970. «Накидки из человеческих волос из Нижней Калифорнии и за ее пределами». Ежеквартальное издание Pacific Coast Archaeological Society 6 (1): 21-28.
  • Meigs, Peveril, III. 1974. "Мейгсы на таблицах". Ежеквартальное издание Pacific Coast Archaeological Society 10 (1): 37-38.
  • Mixco, Маурисио Дж. 1978. Кочими и прото-юман: лексические и синтаксические доказательства новой языковой семьи в Нижней Калифорнии. Антропологические документы Университета штата Юта № 101. Солт-Лейк-Сити.
  • Мишко, Маурисио Дж. 1979. «Диалектология Северной Кочими и прото-юман». Journal of California and Great Basin Papers in Linguistics 1: 39-64.
  • Mixco, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова», под редакцией Дона Лейлендера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Издательство Университета Флориды, Гейнсвилл.
  • Роджерс, Малкольм Дж. 1945. «Очерк предыстории Юмана». Юго-западный журнал антропологии 1: 167-198.
  • Венегас, Мигель. 1757. Noticia de la California y de su conquista temporal, y espiritual hasta el tiempo presente. 3 тт. М. Фернандес, Мадрид.
  • Венегас, Мигель. 1979. Obras californianas del padre Miguel Venegas, S.J. Под редакцией У. Майкл Матес, Вивиан К. Фишер и Элихио Мойзес Коронадо. 5 томов. Автономный университет Нижней Калифорнии, Сур, Ла-Пас.
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:24:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте