Побережье Салиш

редактировать
Коренные жители северо-западного побережья Тихого океана

Распространение языков прибрежных салиш в начале 19 века

Салиш побережья - это группа этнически и лингвистически связанных коренных народов северо-западного побережья Тихого океана, проживающих в Британской Колумбии, Канаде и США, штаты Вашингтон и Орегон. Они говорят на одном из прибрежных салишских языков. Нация нуксалк (Белла Кула) обычно включается в группу, хотя их язык более тесно связан с языками внутренних салиш.

Салиш побережья - большие, свободные объединение многих племен с множеством различных культур и языков. Территория, на которую претендуют народы прибрежных салиш, простирается от северной границы моря Салиш (он же пролив Джорджии ) на внутренней части острова Ванкувер и охватывает большую часть южной части. Остров Ванкувер, весь Нижний материк и большая часть Пьюджет-Саунд и Олимпийский полуостров (за исключением территорий ныне вымерших Чемакум люди). Их традиционные территории совпадают с современными крупными мегаполисами, а именно Виктория, Ванкувер и Сиэтл. Тилламук или Нехалем около Тилламук, Орегон - самые южные из народов Салиш побережья.

Культуры прибрежных салиш значительно отличаются от культур своих северных соседей. У них патрилинейная, а не матрилинейная система родства, при этом наследование и происхождение передаются по мужской линии. По оценке 2013 года, население побережья Салиш насчитывает не менее 56 590 человек, в том числе 28 406 статусных индейцев, зарегистрированных в бандах прибрежных салиш в Британской Колумбии, и 28 284 зачисленных члена признанных на федеральном уровне племен прибрежных салиш в штате Вашингтон..

Содержание

  • 1 Народы
  • 2 История
    • 2.1 Население
  • 3 Культура
    • 3.1 Социальная организация
      • 3.1.1 Внешняя
      • 3.1.2 Внутренняя
      • 3.1. 3 Отдых
      • 3.1.4 Убеждения
    • 3.2 Архитектура
    • 3.3 Диета
  • 4 В литературе и на телевидении
  • 5 См. Также
  • 6 Терминология
  • 7 Сноски
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Народы

Ниже приводится список некоторых, но не всех, племен и народов побережья, говорящих на салишах, расположенных в Британской Колумбии, Вашингтоне и Орегоне.

История

Представленная здесь история народов побережья Салиш обзор с точки зрения в первую очередь Соединенных Штатов. Народы прибрежных салиш в Британской Колумбии имели аналогичный экономический опыт, хотя их политический и договорный опыт был другим, а иногда и резко.

Доказательства были найдены с. 3000 г. до н.э. основанного поселения в Xa: ytem (Hatzic Rock) около Mission, Британская Колумбия. Раннее заселение c̓əsnaʔəm (Марпол Мидден ) очевидно из ок. 2000 г. до н.э. - 450 г. н.э. и продлился, по крайней мере, примерно до конца 1800-х гг., Когда оспа и другие болезни поразили жителей. Другие известные ранние поселения, о которых были обнаружены записи, включают известные деревни вдоль устья реки Дувамиш, относящиеся к 6 веку н.э., которые оставались постоянно заселенными до конца 18 века. Стены из валунов были построены для защиты и других целей вдоль каньона Фрейзер в 15 веке.

Ранние европейские контакты с народами прибрежных салиш восходят к исследованию Джорджийского пролива в 1791 году Хуаном Карраско и Хосе Марией Нарваэсом, а также краткий контакт с Ванкуверской экспедицией сквамишей в 1792 году. В 1808 году Саймон Фрейзер из Северо-Западной компании вошел на территорию побережья Салиш через Каньон Фрейзера и встречался с различными группами, пока не достиг приливной воды на Северном рукаве Фрейзера, где был атакован и отброшен воинами Маскуама. На протяжении 1810-х годов прибрежная торговля пушниной продолжала расширяться, и судоходство было нечастым.

Основание форта Ванкувер в 1824 году было важным, поскольку он установил регулярное место взаимодействия с Clackamas, Multnomah и Cascades Chinooks, а также интерьер Klickitat, Cowlitz, Kalapuya. Группы из Компании Гудзонова залива (HBC) во главе с Джоном Ворком прошли через центральную и южную часть пролива Джорджии - Пьюджет-Саунд.

С 1810-х по 1850-е гг. Группы прибрежных салиш в проливе Джорджия и Пьюджет-Саунд подвергались набегам со стороны северных народов, особенно евклатау и хайда.

В 1827 году HBC установила Форт Лэнгли к востоку от современного Ванкувера, Британская Колумбия. Ваттлекаинум, главный вождь народа квантленов, переместил большую часть своего народа из Кигайта (Браунсвилл) через реку из того, что должно было стать Нью-Вестминстером, в Канака-Крик, недалеко от форта, для безопасности и ведения торговли с фортом. Европейские контакты и торговля начали значительно ускоряться, в первую очередь с реки Фрейзер Салиш (Sto: lo).

Форт Нисквелли и его ферма были основаны в 1833 году Сельскохозяйственной компанией Пьюджет-Саунд, дочерней компанией HBC, между сегодняшним Олимпией и Такома, Вашингтон. Контакты и торговля с южным побережьем Салиша стали значительно увеличиваться. Значительные социальные изменения и изменения в социальных структурах ускоряются с увеличением контактов. Инициатива оставалась у местных торговцев до катастрофического сокращения населения. Местные торговцы и местная экономика не были особенно заинтересованы или зависели от европейской торговли или инструментов. Торговыми товарами были в основном предметы роскоши, такие как торговые одеяла, украшения, оружие и боеприпасы. Монополия HBC не потворствовала алкоголю, но торговцы-флибустьеры нисколько не сомневались.

Католические миссионеры прибывают в Пьюджет-Саунд примерно в 1839–1840 гг.; к 1843 году интерес снизился, и методистские миссионеры были в этом районе с 1840 по 1842 год, но безуспешно.

Договоры Стивенса заключались в 1854–1855 гг., Но у многих племен были оговорки, и они не участвовали; другие выпали из переговоров по договору. (См., Например, Договор Пойнт-Эллиотт # Индейцы и # Племена, не подписавшие.) С 1850 по 1854 годы Дугласские договоры были подписаны Остров Ванкувер между различными народами прибрежных салиш вокруг Виктории и Нанаймо, а также с двумя группами кваквака'вакв на севере острова Ванкувер. Резервация Маклшут была основана после войны в Пьюджет-Саунд 1855–56 годов.

В течение 1850-1860-х годов традиционные ресурсы становились все менее доступными. Начались лесопильные работы и рабочие места по продаже природных ресурсов; Туземцы работали лесорубами, на мельницах и рыболовами. Женщины продавали плетеные изделия и моллюсков. В течение 1870-х годов увеличилось количество сельскохозяйственных работ на хмельницах в долине реки Ист-Саунд, включая выращивание грибов. Эпидемия оспы 1862 года унесла жизни многих, а занятость в коммерческом рыболовстве начала значительно сокращаться в 1880-х годах.

После принятия в прошлом году закона о внесении поправок в Закон об индейцах, в 1885 году потлач был запрещен в Канаде; несколько лет спустя он был запрещен в США. Это подавление закончилось в США в 1934 году и в 1951 году в Канаде. Немедленно стало очевидным некоторое потлатчинг. Возрождение племенной культуры началось в 1960-х годах; национальные движения за гражданские права инициировали гражданские иски за соблюдение договорных прав.

Вождь Дэн Джорджес произнес в 1967 году ключевую речь о том, что случилось с его народом. Это привлекло внимание публики на канадской церемонии в честь столетия на Empire Stadium в Ванкувере и спровоцировало повышение осведомленности общественности и местных активистов в Британской Колумбии и Канаде. К этому моменту, в течение 1960-х и 1970-х годов, занятость в коммерческом рыболовстве значительно снизилась; занятость на лесозаготовительных и лесопильных предприятиях также значительно снизилась из-за автоматизации, аутсорсинга и сокращения имеющихся ресурсов в течение 1980-х годов.

Решение Болдта, принятое в 1974 г. и поддержанное Верховным судом в 1979 г., было основано на Договоре Пойнт-Эллиотт 1855 г. и восстановило права рыболовства, признанные на федеральном уровне. Племена Пьюджет-Саунд.

С 1970-х годов многие признанные на федеральном уровне племена развили некоторую экономическую автономию с (первоначально сильно оспариваемой) безналоговой розничной торговлей табаком, развитием азартных игр в казино, рыболовством и управлением рыболовством. Существующие племена, не признанные на федеральном уровне, продолжают судебные разбирательства и культурное развитие в направлении признания. В Британской Колумбии 1970 год знаменует собой начало организованного сопротивления «белой книге», предложенной Жаном Кретьеном, в то время членом кабинета министров в правительстве Пьера Трюдо, который призывал к ассимиляции. Вслед за этим новые термины, такие как Sto: lo, Shishalh и Snuneymuxw, начали заменять старые имена, присвоенные антропологами, лингвистами и правительствами.

Население

Первая эпидемия оспы, поразившая регион, была в 1680-х годах, когда болезнь распространилась по суше из Мексики путем межплеменной передачи. Среди потерь из-за болезней и серии более ранних эпидемий, которые полностью уничтожили многие люди, например снокомиш в 1850 году, в 1862 году среди северо-западных племен разразилась эпидемия оспы , в результате которой погибло примерно половину затронутого коренного населения, в некоторых случаях до 90%. или больше. Эпидемия оспы в 1862 году началась, когда инфицированный шахтер из Сан-Франциско остановился в Виктории на пути к золотой лихорадке Карибу. По мере распространения эпидемии полиция при поддержке канонерских лодок вынудила тысячи людей из числа коренных народов, живущих в лагерях вокруг Виктории, уехать, и многие вернулись в свои родные деревни, что и привело к распространению эпидемии. Некоторые считают решение вынудить исконных народов покинуть свои лагеря преднамеренным актом геноцида. Средняя убыль населения в 1774–1874 годах составила около 66%. Хотя народы салиш вместе менее многочисленны, чем чероки или навахо, числа, показанные ниже, представляют небольшую часть группы.

  • Предэпидемий около 12 600 человек; Lushootseed около 11 800, Twana около 800.
  • 1850: около 5000.
  • 1885: менее 2000, вероятно, не включая все популяции вне резерваций.
  • 1984: сумма всего около 18000; Перепись Lushootseed - 15 963 человека; Твана 1029.
  • 2013: по оценкам, не менее 56 590 человек, в том числе 28 406 статусных индейцев, зарегистрированных в бандах прибрежных салиш в Британской Колумбии, и 28 284 члена племен прибрежных салиш в штате Вашингтон.

Культура

Социальная организация

Внешняя

Соседние народы, будь то деревни или соседние племена, были связаны браком, пиршествами, церемониями и общей или общей территорией. Связи были особенно сильны в пределах одного водного пути или водораздела. Не было никаких перерывов на всей территории культуры Салиш южного побережья и за ее пределами. Официальных политических институтов не существовало.

Внешние связи были обширными на большей части территории Пьюджет-Саунд - Бассейн Джорджии и к востоку до Сахаптина - говорящие земли Челана и Якама на территории современного Восточного Вашингтона. Точно так же в Канаде были связи между и Sto: lo с внутренними салишскими соседями, то есть Lil'wat / St'at'imc, Нлака'памукс и Силькс.

Политической организации было мало. Официального политического офиса не существовало. Война на южном побережье Салиша была в основном оборонительной, со случайными набегами на территории, где не было родственников. Никаких институтов для мобилизации или поддержания постоянных сил не существовало.

Общими врагами всего прибрежного салиша на протяжении большей части первой половины XIX века были леквилток, также известный как южный квакиутль, широко известный в исторических трудах как евклатау или юкульта. Также примечательны регулярные набеги северных племен, особенно союз между хайда и одной группой цимшиан. Имея более ранний доступ к европейскому оружию через торговлю мехом, они совершали набеги в поисках рабов и добычи. Их жертвы несколько раз организовывали ответные набеги, нападая на леквилток.

Внутренний

Мужчина с самым высоким рангом брал на себя роль церемониального лидера, но ранг мог варьироваться и определялся по разным стандартам. Деревни были связаны браками между членами; жена обычно уезжала жить в деревню мужа. Общество было разделено на высший класс, низший класс и рабов, все в значительной степени наследственные. Благородство основывалось на генеалогии, межплеменном родстве, разумном использовании ресурсов и владении эзотерическими знаниями о работе духов и мира, что составляло эффективный союз классовой, светской, религиозной и экономической власти. Многие матери прибрежных салиш изменили внешний вид своих рожденных на свободе, тщательно вылепив головы своих младенцев, привязывая их к доскам для колыбелей ровно настолько, чтобы получился крутой наклонный лоб.

В отличие от обществ охотников-собирателей, широко распространенных на Севере. Америка, но подобно другим культурам северо-западного побережья Тихого океана, общество прибрежных салиш было сложным, иерархическим и ориентированным на собственность и статус.

Рабство было широко распространено. Побережье Салиш держало рабов как простую собственность, а не как членов племени. Дети рабов родились в рабстве.

Основным продуктом их рациона обычно был лосось, дополненный множеством других морепродуктов и кормов. Это особенно характерно для южного побережья Салиша, где климат был еще более умеренным.

Искусство побережья Салиш было интерпретировано и включено в современное искусство в Британской Колумбии и Пьюджет. Звуковая область.

Двустороннее родство внутри народа Скагитов - самая важная система, определяемая как тщательно сплоченная и священная связь внутри общества. Когда оба взрослых брата и сестры умрут, их дети будут взяты под защиту оставшихся в живых братьев и сестер из-за страха жестокого обращения со стороны приемных родителей.

регион Салишского моря на северо-западном побережье принимал древние произведения искусства, появившиеся к 4500 г. до н.э., в которых представлены различные стили Салиша. Чаша с изображением сидящего человека использовалась в женском ритуале полового созревания на территории Секвепемка, который помогает женщинам рожать. Чаши, изготовленные Salish на Северо-Западе, имеют различный художественный дизайн и особенности. Есть много мисок, которые имеют простой дизайн с изображением животных на поверхности. Подобные чаши будут иметь больше украшений, включая голову, тело, крылья и конечности. Чаша с сидящей фигурой более сложна по конструкции, изображая людей, переплетенных с животными.

Северо-западное побережье Салишцы ценили материальные блага превыше всего. Материальные блага, по словам коренных жителей Северо-Запада, включали такие вещи, как земля, пищевые ресурсы, предметы домашнего обихода и украшения. Материальное богатство не только улучшало жизнь человека, но и усиливало другие качества, необходимые для получения высокого статуса. Богатство требовалось для повышения их статуса как рожденных в элите либо с помощью практических навыков и ритуальных знаний. Человек не может покупать статус или власть, в то время как богатство может использоваться для их повышения. Богатство не предназначалось для сокрытия и публично демонстрируется через церемонии.

Отдых

Игры часто включали азартные игры на ловкость рук, известные как слахал, а также спортивные состязания. Также существовали игры, похожие на современные лакросс, регби и формы боевых искусств.

Убеждения

Вера в духах-хранителях, а также трансформация или трансформация между человеческими и животными духами были широко распространены в бесчисленных формах. Отношения души или душ, а также представления о странах живых и мертвых были сложными и изменчивыми. Поиски видений путешествия, включающие другие состояния сознания, были разнообразны и широко практиковались. У дувамишей была церемония выздоровления и путешествия и легенды. У них также было много церемоний и праздников.

Квилеты Салиш, жившие недалеко от района Порт-Таунсенд, имели свои собственные представления о том, куда направляются души всех живых существ. Шаманы этих людей считали, что у всего есть пять составляющих духа; тело, внутренняя и внешняя душа, ее жизненная сила и ее призрак. Считается, что человек заболевает, когда его душа удаляется из тела, и смерть наступает, когда она достигает подземного мира. Работа шамана - путешествовать в подземный мир, чтобы спасти человека, восстанавливая душу, пока она путешествует между двумя мирами.

Шаманы считали, что, когда тело человека мертво, оно может соединяться со своей душой и тенью в подземном мире. Считается, что духи могут возвращаться среди живых и заставлять членов семьи умирать от болезней и присоединяться к ним в загробной жизни. Живые люди были напуганы намерениями духов, которые появляются только ночью, побуждая людей Салиша путешествовать днем ​​и оставаться рядом с другими для защиты. Прибрежные верования салиш описывают путешествие в подземный мир как двухдневное приключение. Человек должен пройти по тропе, проходящей через кусты и озеро, чтобы добраться до долины, разделенной рекой, где они будут жить. Вера Салиш в загробную жизнь очень похожа на прошлую жизнь, в которой они жили, часто распределяя себя по работе, чтобы занять себя, охотиться на животных и дичь, а также жить со своими семьями.

Прибрежные салиши верят, что с помощью танцев, масок или церемоний они выражают себя через данные им духовные силы. Духовные силы определяют успех сообщества через лидерство, воинственность, исцеление или артистизм. Церемонии танцев с духами - это обычные встречи членов общины зимой, чтобы показать свои духовные силы через песни или танцы. Обретенные ими способности искали индивидуально после прохождения испытаний изоляции, когда их способности касались духовных животных, таких как ворон, дятел, медведь или тюлень. Часто члены сообщества собираются вместе, чтобы продемонстрировать свои силы на этаже длинного дома, где духовные силы предназначены только для каждого человека, чтобы каждый участник делился и показывал различные песни.

Архитектура

Деревни Побережье Салиш обычно состоял из западного красного кедра разделенных досок и земляного пола длинных домов, обеспечивающих жилье для сорока или более человек, обычно родственников из большой семьи. Многие группы также использовали пит-хаусы, известные на чинукском жаргоне как кекули (см. Quiggly Hole ). Деревни, как правило, располагались у судоходных вод, что облегчало транспортировку на блиндаже каноэ. Дома, принадлежавшие к одной деревне, иногда тянулись на несколько миль вдоль реки или водотока.

Внутренние стены длинных домов обычно были заполнены спальными платформами. На полках над платформами хранились корзины, инструменты, одежда и другие предметы. Под платформами хранились дрова. Матрасы и подушки были сделаны из плетеных тростниковых циновок и шкур животных. Еду сушили к потолку. В больших домах были перегородки для разделения семей, а также внутренние очаги с решетками на крыше, которые служили дымоходами.

Богатые строили необычайно большие длинные дома. Дом Suquamish Oleman House (Old Man House ) в том, что стало резервацией Порт-Мэдисон, имел размер 152 x 12–18 м (500 x 40–60 футов), c. 1850. Крыша gambrel была уникальной для Пьюджет-Саунд-Кост Салиш.

Позднее Салиш занялся строительством каменных стен в стратегических точках около каньона реки Фрейзер, вдоль побережья Река Фрейзер. Эти оборонительные территории Салиш представляют собой каменные стены, построенные народами Салишского побережья. Один был раскопан Kisha Supernant в 2008 году в Йель, Британская Колумбия. Функции этих функций могли включать защиту, рыболовные платформы и создание террас дома. На некоторых участках были обнаружены ямы и каменные орудия труда. Используемые методы включают использование тахеометра для картирования участков, а также создание простых пробных ям для исследования стратиграфии и артефактов.

Группы коренных жителей северо-западного побережья уже более 10 500 лет используют растения для изготовления изделий из дерева и волокна. Антропологи ищут влажные участки водоносного горизонта, в которых могли бы находиться древние салишские деревни. Эти участки создаются серией вод, протекающих через археологические отложения, создавая среду без кислорода, которая сохраняет древесину и волокна. Влажные участки обычно содержат скоропортящиеся артефакты, которые использовались в качестве клиньев, рыболовных крючков, корзин, снастей и сетей.

Диета

Предварительно это в основном южный берег Салиш, хотя в целом он имеет много общего.

Антропогенные луга сохранялись. На южном побережье Салиша, возможно, было больше овощей и наземной дичи, чем у людей севернее или среди других народов внешнего побережья. Лосось и другая рыба были основными продуктами питания; см. Побережье Салиш и лосось. В водоразделах озер Вашингтон и Саммамиш водилась какани, пресноводная рыба. Моллюски были в изобилии. Масляные моллюски, конские моллюски и моллюски сушили для продажи.

Охота специализированная; профессиями были, вероятно, морские охотники, наземные охотники, охотники за птицами. Водяных птиц ловили в безлунные ночи с помощью стратегических ракет.

Управляемые луга не только обеспечивали среду обитания дичи, но и выращивали на них ростки овощей, корни, луковицы, ягоды и орехи, а также находили в дикой природе. Наиболее важными были, вероятно, папоротник и камас ; вапато специально для дувамиш. Было выращено много, много разновидностей ягод; некоторые были собраны с помощью гребнеобразных устройств, которые, как сообщается, не использовались где-либо еще. Желуди любили, но не были широко доступны. Осенью региональные племена отправлялись в равнины Нисквалли (равнины Нисквалли), чтобы собирать урожай.

Салишские группы, такие как Маклшут, сильно зависели от сезонных продуктов, включая животных и растения. В январе они собирались на берегах рек ловить лосося. К маю проростки лосося будут есть с яйцами лосося. Мужчины охотились на оленей и лосей, а женщины собирали кама и моллюсков в прериях и на пляжах. К лету у рек в массовом порядке появился стальной и королевский лосось, а в лесах было много ягод.

В литературе и на телевидении

«Легенды Ванкувера» канадской писательницы Э. Полин Джонсон ( Tekahionwake) представляет собой сборник рассказов Coast Salish «как говорилось», происходящих из отношений автора с вождем Squamish Джо Капилано. Впервые он появился в 1911 году, теперь доступен в Интернете по адресу.

Виктория, Британская Колумбия автор Стэнли Эванс написал серию загадок с участием персонажа Коста Салиша, Сайласа Морских водорослей из вымышленной «Банды Мохавт-Бэй», который работает следователем с Департамент полиции Виктории.

В третьем эпизоде ​​первого сезона телешоу FX, Табу, персонаж Тома Харди Джеймс Делани посещает могилу своей матери и внизу могилы написано: «Салиш».

В 13-м эпизоде ​​второго сезона сериала Звездные врата SG-1 ('Духи') главные герои встречаются некоторые жители побережья салиш, чьи предки были переселены на другую планету.

См. Также

Терминология

Использование термина «прибрежный салиш» и его связь с признаком национальности, вызывает все большее сопротивление, поскольку это понятие «национальной» группировки не является традиционной частью культуры сообществ салиш в этой области, и поскольку этот термин происходит больше от антропологии, чем от самоописания сообщества. Феномен, заменяющий эту терминологию, все чаще используется для обозначения конкретного рассматриваемого племени или иного использования терминов, не указанных некоренными организациями.

Сноски

Библиография

  • Амосс, Памела. Побережье Salish Spirit Dancing: выживание в религии предков. Сиэтл: Вашингтонский университет, 1978. ISBN 0-295-95586-4
  • Бланшар, Ребекка и Нэнси Давенпорт. Современное искусство побережья Салиша. Сиэтл: Stonington Gallery, 2005.
  • Грэнвилл Миллер, Брюс (2011). Будьте в здравом уме: Очерки побережья Салиш. UBC Press. ISBN 978-0-7748-4089-7.
  • Портер, Фрэнк В. Народ салиш побережья. Нью-Йорк: Chelsea House Publishers, 1989. ISBN 1-55546-701-6
  • Пью, Эллен и Ласло Кубини. Приключения Ю-Ла-Тина: легенда о салишских прибрежных индейцах. Нью-Йорк: Dial Press, 1975. ISBN 0-8037-6318-2
  • Том, Брайан Дэвид (2005). Ощущения места побережья Салиш: жилище, смысл, власть, собственность и территория в мире побережья Салиш. Кандидат наук. докторская диссертация, Университет Макгилла (Канада), Канада. Получено: http://hdl.handle.net/10613/32

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Побережье Салиш.
Последняя правка сделана 2021-05-15 12:58:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте