Водно-угольная суспензия представляет собой горючую смесь мелких угольных частиц взвешенный в воде. Может использоваться для питания котлов, газовых турбин, дизельных двигателей и тепловых и электростанций.
Топливо на водной суспензии угля определяется рядом факторов, включая его вязкость, размер частиц, скорость осаждения, температуру воспламенения. (800–850 ° C [1,470–1,560 ° F]), температура горения (950–1150 ° C [1,740–2,100 ° F]), зольность и теплотворная способность (3700–4700 ккал / кг ).
При сгорании водоугольного топлива расходуется более девяноста девяти процентов его углерода. Водоугольное суспензионное топливо пожаро- и взрывобезопасно. Для котлов желательно содержание золы менее десяти процентов. Для дизельных двигателей нет предела.
Производство водоугольного топлива включает дробление угля или угольного шлама на частицы диаметром от 10 до 65 микрометров (стандарт дробилки можно использовать); мокрый помол и гомогенизация (с добавками по мере необходимости). Полученный продукт (угольная суспензия ) затем подготавливается для промежуточного хранения или транспортировки.
Водно-угольная суспензия с крупными частицами может использоваться для производства пара в котлах. Водоугольное топливо с более мелкими частицами (менее 80 мкм) может использоваться в дизельных двигателях с дополнительным топливом или без него. Например, низкооборотные судовые дизели или дизели модульных электростанций могут работать на чистой водоугольной суспензии, тогда как среднеоборотные дизели, такие как локомотивные двигатели, могут нуждаться в дизельном топливе в качестве дополнительного топлива, которое будет действовать как источник воспламенения. Топливная суспензия с очень мелкими частицами (от 5 до 10 микрометров) была испытана на газотурбинных электростанциях с комбинированным циклом . Частицы меньшего размера более универсальны в использовании, но их труднее производить.
Перевод угля в жидкую форму может упростить доставку и дозирование топлива. Это может быть экономичная альтернатива нефти и природному газу. Отделение неуглеродного материала перед приготовлением суспензии может снизить образование золы до двух процентов.
В конце 1950-х годов Советский Союз искал новые методы использования угольных шламов для выработки электроэнергии. Водно-угольная суспензия была приготовлена в шаровой мельнице 94, которая измельчала уголь или угольный шлам. Это было сделано возле угольной шахты в Белово, Сибирь. Водоугольное топливо транспортировалось по трубопроводу на Новосибирскую ТЭЦ-5, Новосибирск, на расстояние 262 км (163 мили). Трубопровод имел три промежуточные насосные станции. На проекте Белово-Новосибирск в паровых котлах использовалось водоугольное топливо с расходом 1340 тонн в час. В период с 1989 по 1993 год в Белово, Новосибирск, был еще один проект по разработке технологии водоугольного топлива для станций централизованного теплоснабжения и электростанций. В 2004 году был открыт завод по производству водоугольного топлива в Мурманск.
В 2012 году австрийская компания Effective Energy Technology GmbH (EET) построены мощности по производству и сжиганию водоугольного топлива в Европе. Практическими примерами технологии являются устройства мокрого помола гидроударного типа и стандартные водогрейные котлы, оборудованные вихревой форкамерой и водоугольным шламовым соплом, разработанные группой компаний ЕЕТ.
Верховная Рада запросила у Китайского банка развития кредит на внедрение технологии водоугольного топлива. Государственное предприятие «Уктеплоком» начало работу.