Кооперативная экономика - это область экономики, которая включает кооперативную экономику. оперативные исследования и политическая экономия для изучения и управления кооперативами.
Известные теоретики, внесшие вклад в эту область, включают Роберт Оуэн, Пьер-Жозеф Прудон, Шарль Жид, Беатрис и Сидней Уэбб, Питер Кропоткин, Раса Мэтьюз, Дэвид Гриффитс и GDH Коул. Среди дополнительных теоретиков Джон Стюарт Милл, Лоуренс Гронлунд, Лиланд Стэнфорд и современные теоретические работы Бенджамина Уорда, Ярослава Ванека., Дэвид Эллерман и и. Среди других современных мыслителей: Джессика Гордон Нембхард и др., Уильям Фут Уайт, Гар Альперовиц, Сеймур Мелман, Марио Бунге, Ричард Д. Вольф и Дэвид Швейкарт. В Европе важный вклад поступил из Англии и Италии, особенно от Уилла Бартлетта, Вирджини Перотин, Бруно Хосса, Стефано Заманьи, Карло Борзага, Жака Дефурни и Тома Винтерса.
Основные исторические дискуссии в кооперативной экономике велись между кооперативным федерализмом и кооперативным индивидуализмом. В кооперативной деревне овенитов или коммуне жители будут одновременно производителями и потребителями ее продукции. Однако для кооперативного предприятия, отличного от коммуны, производителями и потребителями его продукции являются две разные группы людей, и обычно только одна из этих групп получает статус членов (или совладельцев).
Мы можем определить два разных режима кооперативного коммерческого предприятия: потребительский кооператив, в котором потребители товаров и услуг кооператива определяются как его члены (включая розничную торговлю продуктами питания кооперативы, кредитные союзы и т. д.), а также рабочие кооперативы и производственные кооперативы. В рабочих кооперативах производители или рабочие, производящие или продающие товары и услуги, объединяются в кооператив и являются его членами. Рабочие кооперативы принадлежат их работникам, например, владельцам фермы, производства сыра и т. Д., Где бы ни происходило производство. Эти фермы не требуются, и на самом деле они редко принадлежат рабочим. (Некоторые рассматривают рабочие кооперативы, которыми владеют и управляют исключительно их рабочие-владельцы, как третий класс, другие рассматривают это как часть категории производителей.)
Это, в свою очередь, привело к спорам между теми, кто поддерживает потребителей. кооперативы (известные как кооперативные федералисты ) и те, кто поддерживает рабочие кооперативы (уничижительно названные федералистами «индивидуалистическими» кооперативами).
Кооперативный федерализм - это школа мысли, благоприятствующая потребительским кооперативным обществам. Исторически ее сторонниками были и Чарльз Гид, а также Беатрис Уэбб. Кооперативные федералисты утверждают, что потребители должны образовывать кооперативные оптовые общества (Кооперативные федерации, в которых все члены являются кооператорами, лучшим историческим примером чего является CWS в Соединенном Королевстве ), и что эти кооперативные оптовые общества должны взять на себя закупку ферм или фабрик. Они утверждают, что прибыль (или излишки) от этих кооперативных оптовых обществ должны выплачиваться в виде дивидендов членам кооператоров, а не их работникам.
Кооперативный индивидуализм - это школа мысли, благоприятствующая рабочим кооперативам. Наиболее заметными сторонниками рабочих кооперативов в Великобритании были христианские социалисты, а также более поздние писатели, такие как Джозеф Ривз, которые выдвинули это как путь к государству. Социализм. Если кооперативные федералисты выступают за федерации, в которых потребительские кооператоры объединяются и получают денежные дивиденды, скорее, в кооперативных оптовых обществах прибыль (или излишки) будут выплачиваться в качестве дивидендов своим работникам. Кооперативы Мондрагона - это экономическая модель, которую обычно цитируют кооперативные индивидуалисты, и большая часть литературы по кооперативным индивидуалистам посвящена этим обществам. Эта в Испании привлекла столько внимания, потому что в 2010 году она была седьмой по величине корпорацией. В его состав входят около 250 различных рабочих кооперативов. Предлагаемая ими бизнес-модель включает «широкую интеграцию и солидарность с сотрудниками», участие работников в политике и комитетах, «прозрачную» систему оплаты труда и, конечно же, «полную практику демократического контроля». Эти две школы мысли не обязательно находятся в оппозиции, и возможны гибриды этих двух позиций.
Работы Джеймса Варбаса, а также недавние работы Джонстона Бирчелла, дают представление о широте кооперативного развития на национальном и международном уровнях.. Бенджамин Уорд предоставил формальное лечение, чтобы начать оценку «рыночного синдикализма». Ярослав Ванек написал всеобъемлющую работу, в которой попытался обратиться к кооперативизму с экономической точки зрения и «экономики, управляемой рабочими». Дэвид Эллерман начал с рассмотрения юридических философских аспектов кооперативов, разработав «трудовую теорию собственности». В 2007 году он использовал классическую экономическую предпосылку, формулируя свой аргумент, разрушающий миф о правах капитала на собственность. Анна Милфорд провела подробное теоретическое исследование кооперативов на контролируемых рынках покупателей (монопсония) и их последствий для стратегий справедливой торговли.
В дополнение к принципу владения потребителями и работниками, кооперативы розничных торговцев также используют организации уже созданных корпораций в качестве коллективных владельцев продукции.
Социалисты и левые анархисты, такие как анархо-коммунисты и анархо-синдикалисты рассматривать общество как один большой кооператив и чувствовать, что товары, производимые всеми, должны справедливо распределяться между всеми членами общества, не обязательно через рынок. Все члены общества считаются производителями и потребителями. Государственные социалисты склонны поддерживать государственное управление экономикой, в то время как левые анархисты и либертарианские социалисты выступают за координацию неправительственных организаций либо на местном уровне, либо через профсоюзы и рабочие кооперативы. Хотя есть некоторые дебаты, поскольку Бакунин и коллективисты выступали за рыночное распределение с использованием валюты, коллективизируя производство, а не потребление. Левые либертарианцы не коллективизируют ни то, ни другое, но определяют свою левизну как неотъемлемые права на всеобщее достояние, а не как коллективное владение им, таким образом отвергая локковский доместединг. См. Центр безгосударственного общества
Социалисты-утописты считают, что социализма можно достичь без классовой борьбы, и что кооперативы должны включать только тех, кто добровольно принимает в них участие. Некоторые участники движения кибуца и других намеренных сообществ попадают в эту категорию.
В некоторой литературе по кооперативной экономике целью является достижение кооперативного содружества; общество, основанное на кооперативном и социалистическом принципах. Кооперативные экономисты - федералисты, индивидуалисты и другие - представили своей целью расширение своей экономической модели до ее естественных пределов.
Этот идеал получил широкую поддержку в левых кругах США и Канады в начале двадцатого века. Этот идеал и его формулировка сыграли центральную роль в формировании в 1932 г. партии Федерация кооперативного содружества, которая стала крупнейшей левой политической партией Канады и продолжает действовать по сей день как Новая демократическая партия. Они также были важны для экономических принципов Фермерско-трудовой партии США, особенно в филиале ФЛП в Миннесоте, где пропаганда кооперативного содружества стала центральной темой. платформы партии с 1934 года, до тех пор, пока ФЛП Миннесоты не объединилась с государственной Демократической партией и образовала Демократическую партию фермеров и лейбористов в 1944 году.
Кооперативная Идеи Содружества также были развиты в Великобритании и Ирландии с 1880-х годов Уильямом Моррисом, который также вдохновлял социалистическое движение гильдии за ассоциативную демократию с 1906 по 1920-е годы. Среди мыслителей гильдии социалистов были Бертран Рассел, Р. Тоуни и Г.Д.Х. Коул.
Некоторые экономисты утверждали, что экономическая демократия может быть достигнута путем объединения собственности сотрудников в национальном масштабе (включая рабочие кооперативы) в рамках свободный рынок аппаратов. Том Винтерс утверждает, что «как и в случае со свободным рынком в целом, неравенство порождает не сама свободная торговля, а то, как она используется, кому она выгодна, а кому нет».
.
Согласно Эрве Мулену, сотрудничество с точки зрения теории игр («в экономической традиции») - это взаимопомощь между эгоистами. Он выделяет три способа такого сотрудничества, которые легко запомнить, используя (неполный) девиз Французской революции:
Эти режимы присутствуют в каждом кооперативный институт, но их достоинства часто логически несовместимы.
.