Cnapan

редактировать

Cnapan (альтернативное написание criapan, knapan или knappan ) - валлийская форма Кельтский средневековый футбол. Игра возникла и, по-видимому, оставалась в основном ограниченными западными графствами Уэльса, особенно Кармартеншир, Кередигион и Пембрукшир. Согласно Джорджу Оуэну из Хенлиса в его «Описании Пембрукшира» (1603), кнапан был «чрезвычайно популярен в Пембрукшире со времен великой античности [sic]». Кнапан был одной из традиционных игр с мячом, в которую на Британских островах играли в честь Масленицы и Пасхи. Эти игры были предшественниками кодифицированных футбольных игр, впервые разработанных государственными школами, что привело к созданию футбольных ассоциаций и регби в 19 веке. В Cnapan продолжали играть до тех пор, пока растущая популярность Rugby Union Football не привела к упадку игры.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Правила игры
  • 3 Сегодняшняя игра
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Ссылки
История

Самый ранний задокументированный источник Групповая игра с мячом в Великобритании происходит из Уэльса. Historia Brittonum (История бриттов), написанная в девятом веке, изображает события после конца римского правления и составляет основу легенды о короле Артуре. Книга приписана валлийскому монаху и историку Неннию, который предположительно имел доступ к источникам V века, которые не сохранились. Предисловие, которое появляется в нескольких рецензиях, приписываемых Ненниусу, некоторые историки считают более поздним приукрашиванием анонимного автора. Другие считают, что Historia Brittonum представляет собой сборник историй VII века. Несмотря на ошибочное историческое содержание, основной текст действительно демонстрирует, что групповые игры с мячом были поняты в 9 веке и что автор главы 41 считал, что в эти игры играли британцы. Самая старая из сохранившихся расшифровок датируется 1100 годом нашей эры

"41. Вследствие этого ответа король разослал гонцов по всей Британии в поисках ребенка, рожденного без отца. После опроса во всех провинциях, они пришли на поле Шлекти, в районе Глевесинг, где группа мальчиков играла в мяч . И двое из них ссорились, один сказал другому: "Мальчик без отца, с тобой никогда не случится ничего хорошего ». На это посланники усердно спросили мать и других мальчиков, есть ли у него отец? Мать отрицала это, говоря:« Каким образом он был зачат, я не знаю, ибо У меня никогда не было сношения ни с одним мужчиной; "а затем она торжественно заявила, что у него нет смертного отца. Поэтому мальчика увели и привели к королю Вортигерну ".

Юноши, играющие в мяч, изображены на скряге в Глостерском соборе

К IV веку Британия была разделена на четыре провинции. Провинция Британия Прима распространила свое влияние на территорию современного Уэльса и Западную страну. Район Глевесинг, о котором идет речь в рассказе, вероятно, является Колонией Нервия Глевенсиум, основанной в I веке как римский форт, который позже превратился в колонию для отставных легионеров. В некоторых латинских надписях это место обозначается сокращенным до Glev'vm / Glevum. Согласно главе 49 Historia Brittonum, именно здесь, на берегу реки реки Северн, предки короля Вортигерна основали город Глостер (Brythonic имя " Cair Gloui "), где, как известно, играли в средневековую игру в мяч. В Глостерском соборе, построенном на месте аббатства, основанного в 678 или 679 годах, резной деревянный барельеф на мизерикорд, датируемый XIV веком, показывает сцену из «средневекового футбола», где два игрока борются за мяч. Изображенный маленький мяч более совместим по размеру с мячом типа Cnapan, чем более крупный надутый баллон или набитый мяч, используемый в аналогичных играх с толпой. Альтернативная теория гласит, что «район Глевесинг» был субримским мелким королевством 5-го века Гливисинг, названным в честь легендарного валлийского короля Гливиса, который, вероятно, получил свое имя от исчезнувшего тогда Римская колония. Гливисинг расположен в наши дни Гламорган.

Неясно, как полевой спорт, записанный Ненниусом, связан с кнапаном из того же региона. О происхождении кнапана известно мало из-за возраста этого вида спорта и отсутствия исторических записей, созданных для относительно несущественных вопросов, таких как игры с мячом. Похоже, что это происходит из Средневековья как форма «организованного хаоса», чтобы облегчить изнурительную монотонную работу повседневной жизни. Джордж Оуэн из Хенлиса в своем «Описании Пембрукшира» (1603 г.) говорит, что это была форма военной подготовки «древних бриттов», используемая для повышения силы и выносливости. Игра также, кажется, постепенно развивалась с годами, без окончательного набора правил, регулирующих ее игру; но поскольку игра ведется по нескольким простым правилам, это не было серьезным препятствием для игры. Валлийский священник и историк Теофил Эванс (1693–1767) рассказывает об игре, похожей на напан, в которую играют на берегах реки Тейфи ; древняя граница между графствами Кередигион и Кармартеншир, юго-запад Уэльса. Если не считать дворян на лошадях, с каждой стороны было по две группы игроков: одни боролись за кнапан (мяч), а другие - самые быстрые и неуловимые бегуны. Также были особенности, приближенные к схватке и лайн-аутам. Игра вымерла в девятнадцатом веке, когда кодифицированная игра регби стала популярной.

Игра воссоздалась примерно на десять лет в Ньюпорте, Пембрукшир около 1985–95, с ежегодным соревнованием между округами Ньюпорт и Неверн округом, с гораздо меньшими сторонами и рефери, чтобы следить за порядком. «Cnapan Trophy» все еще существует. Организаторы в конечном итоге отказались от турнира, так как не смогли получить страховку для игроков.

Правила игры

В Cnapan играли с большим количеством людей из двух соседних приходов (обычно с участием мужского населения двух участвующих приходов) и твердым деревянным шаром, вероятно, немного больше, чем мяч для крикета. За день до игры мяч вымачивали или кипятили не менее 12 часов (и обычно в течение ночи) в масле, животном жире или любой другой общедоступной смазке; это было сделано для того, чтобы усложнить захват и удержание мяча, а также сделать игру более непредсказуемой. Мяч можно было передать, перебросить контрабандой или бросить на значительные расстояния.

Цель игры заключалась в том, чтобы доставить мяч в церковь своего прихода любыми возможными способами; однако игра обычно не завершалась «голом», поскольку большинство игроков соперника обычно сдавалось, когда мяч перемещался в пределах округа команды настолько, что это делало победу противоположного округа маловероятной. Иногда перед заключением вмешивалась тьма. В другие игры играли на Traeth Mawr (Большой пляж) в устье реки Неверн, где «голами» служили «Ньюпорт-энд» и «Неверн-энд».

Никаких письменных правил для игры Cnapan еще не найдено, но правила были известны игрокам. В каждой команде должны были быть «крепкие игроки», которые были бы эквивалентом нападающих в современном регби, а затем и другие, которые были неуловимыми и быстроногими, эквивалентными современным тройкам. Были продолжительные и хаотичные схватки, которые можно было остановить только криком «Heddwch!» («Мир!»), Чтобы избежать травм и чтобы игру можно было перезапустить и продолжить. При перезапуске мяч был подброшен высоко в воздух, предположительно для того, чтобы попасть в своего рода коридор. Рабочие и крестьяне играли пешком, а дворяне - верхом. Таким образом, травмы были обычным явлением, и иногда во время соревнований по кнапану происходили смертельные случаи. Несмотря на это, когда проводились игры, в каждой команде могло быть до тысячи человек (как описано в отрывке ниже).

Природа игры подробно описана Джорджем Оуэном из Хенлис (1552–1613), эксцентричным историком Пембрукшира :

«Эта игра называется, а не Как будет показано ниже, эта игра считается очень древней и состоит из следующего. Древние бритты, будучи по своей природе воинственной нацией, не сомневались в том, чтобы проявлять свою молодость в мирное время и, чтобы избежать праздности, придумывали игры, где Каждый мужчина мог показать свою природную доблесть и ловкость, одни - в силе тела, борясь, поднимая тяжелую ношу, другие - в руке, бросая штангу, сани, камень или метая крик или мяч, другие - преуспели в быстрота ноги, чтобы заслужить похвалу бегом, и, конечно же, для упражнения вышеупомянутых частей этот кнапан был изобретен предусмотрительно, и его продолжали без злоупотреблений. Ибо в нем, помимо упражнения телесной силы, он не без подобия воинственного провидения, как будет объявлено ниже красный, и прежде чем я опишу вам пьесу, я дам вам знать, что этот cnapan случается и выпадает, возможно, двумя способами. Один из них - поселившийся или стоящий кнапан, дата и место известны и ежегодно посещаются и соблюдаются: из этих кнапанских дней в Пембрукшире обычно было пять человек, первый в Бери-Сэндс между приходами Неверн и Ньюпорт во вторник на Масленицу. ежегодно; второй - в Портейноне, в пасхальный понедельник, между приходами Мелин и Эглвисврв; третий в низкий пасхальный день в Пулл-дю в Пенбеду между приходами Пенргид и Пенбеду; четвертый и пятый обычно находились в Сен-Мейган в Семайсе между мужчинами из Сема одной партии и мужчинами Эмлина, а жители Кардиганшира с ними другой стороны, первые - в День Вознесения, а другие - в день Тела Христова., и эти два последних были большими и главными местами, намного превосходившими любое из первых по количеству людей, ибо в этих местах часто почитались две тысячи пеших рядом с всадниками...

... Около одного или два часа дня начинается спектакль, в этом роде, после крика, заставившего обе стороны уйти в какую-то равнину, все первые полосы обнажены, за исключением пары легких штанов, с непокрытой головой, босиком, голыми ногами и ступнями: потому что, если он уходит, но его рубашка на спине в ярости игры, она чаще всего разрывается на части, и я также видел некоторых галантов с длинными прядями, аккуратно подстриженных в этой игре не путем стрижки, а путем выдергивания их за волосы и бороды.

Пехота, собравшаяся таким образом, представляет собой круглый шар, приготовленный из разумного количества, чтобы человек мог держать его в руке, и не более того, этот мяч сделан из массивного дерева, такого как ящик, тис, краб или падуб, его следует варить в жире, чтобы он стал скользким и его было трудно удерживать. Этот мяч называется кнапан, и его игрок бросает болт в воздух, и при падении тот, кто его ловит, швыряет его в сторону страны, за которую он играет, для цели или назначенного места нет никого и в нем нет нужды. Игра не откладывается до тех пор, пока кнапан не будет унесен так далеко, что нет никакой надежды вернуть его обратно той же ночью, так как перенос его на милю или две мили от первого места не теряет чести, поэтому за ним все равно последует компания и игра все еще сохраняются, часто можно увидеть погоню на две мили и более. Странно видеть тысячу или полторы тысячи обнаженных мужчин, объединившихся в группу, чтобы следовать за чнапаном, поскольку тот же самый бросается взад и вперед ».

Сегодняшняя игра

в игру больше не играют, главным образом из-за серьезных травм, которые могут возникнуть в результате игры в ее первоначальную форму, а также из-за того, что страхование игроков «непризнанной игры» действительно очень дорого. Однако ежегодные соревнования между Ньюпортом и Приходы Неверн в 1985–95 (с измененными правилами) очень понравились местной молодежи, без серьезных травм. На фестивале Гейтсхед-Гарден между Англией и Уэльсом проходил Cnapan International. Уэльс легко выиграл, отчасти потому, что английская команда не знала правил.

Несмотря на то, что игра была прекращена, наследие игры можно увидеть в некоторых местах, где в нее играли ранее - примером является "Cnapan HotelНьюпорт, Пембрукшир.

Однако простая игра все еще Я играл серебряным мячом в Корнуолле, где он известен как hyrlian.

Дополнительная литература

Более подробную информацию об игре можно найти в книге Брайана Джона «Древняя игра Cnapan (ISBN 0-905559-56-8 ), и есть описание матча cnapan в романе «Дом ангелов (ISBN 0-552-15328-1 ).

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 12:39:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте