A cleruchy (греческий : κληρουχία, klēroukhia) в классической Греции, был специализированным типом колонии, основанной Афинами. Термин происходит от греческого слова κληροῦχος, klērouchos, буквально «держатель жребия».
Обычно греческие колонии были политически независимыми; у них были бы особые отношения с материнским городом (мегаполисом ), но в противном случае они были бы независимыми образованиями. Cleruchies существенно различались. Поселенцы или клирухи сохраняли свое афинское гражданство, а община оставалась политической зависимостью Афин - положение, подкрепленное созданием институтов местного самоуправления, основанных на афинских моделях, таких как совет на Самосе.
Согласно Плутарху, клирухи назначались бедным афинским гражданам, которые затем жили за границей, сохраняя при этом свое афинское гражданство. Однако эпиграфические данные свидетельствуют о том, что афинские клирухи обычно были богатыми и продолжали жить в Афинах, в то время как рабы работали в своих заморских имениях. Таким образом, клирухи стали значительным источником частного богатства в Афинах - 3000 клероев на Лесбосе давали 100 талантов в год, согласно Фукидиду.
Считается, что первым клирухи был Саламин, захваченный в плен Афинами из Мегара в VI веке до нашей эры. Другие клирухи возникли на фракийском Херсонесе после его отвоевания у Персидской империи после греко-персидских войн V века до н.э., и в Халкиде после этого поражение города в войне с Афинами. В период Делосского союза и Второго Афинского союза (5–4 века до н.э.) Афинами, например, на Самосе, было создано гораздо больше клерший. Афинская система язычников достигла своего расцвета в конце V века, после чего она простиралась на восток до Амиса на Черном море. Эта сеть клирухов была утеряна в конце Пелопоннесской войны и больше никогда не достигла таких масштабов, хотя некоторые клирухи были восстановлены в четвертом веке, например на Лемносе и Самосе.