Clerici vagantes

редактировать
странствующий студент / ученый с палкой и одеждой.

Clerici vagantes или vagabundi (единственное число clericus vagans или vagabundus) - средневековый латинский термин, означающий «странствующее духовенство», применявшийся в раннем каноническом праве к тем духовенству, которые вели скитающийся образ жизни либо потому, что у них не было бенефициаров или потому что они покинули церковь, к которой они были прикреплены.

Этот термин относится также к странствующим студентам, бывшим студентам и даже профессорам, «переезжающим из города в город в поисках учебы и, тем более, приключений, номинально служащих, но ведущих зачастую очень неклерикальный образ жизни». В последнее время вера в то, что clrici vagantes сыграла важную роль в литературной атмосфере так называемого Возрождения XII века, так как свежая поэзия на средневековой латыни называлась голиардская поэзия, в которой известные странствующие ученые (scholares vagantes; в немецком fahrenden Schüler), такие как Хью Примас и анонимный архипоэт (оба 12-го век) сатирически критиковал средневековую церковь, подвергся сомнению.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Голиард
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники

История

Уже в пятом и шестом веках против них были приняты меры, например, когда Халкидонский собор запретил рукоположение без назначения в конкретную церковь, или когда (524 ?) пригрозил бродягам отлучением, наказанием, продленным в том же году Синодом Арля тем, кто предоставил им убежище. Тем не менее, бродяги все еще процветали и часто помогали епископам и другому духовенству в выполнении их обязанностей или становились капелланами в замках рыцарей, тем самым превращая свою профессию в торговлю и вмешиваясь в с упорядоченными условиями и служением обычного духовенства. В 789 Карл Великий возобновил предписания Халкидона, а также запретил развлечения для любого духовенства, которое не могло предъявить письма от своих епископов. Но даже эти меры не увенчались успехом, и в IX веке несколько соборов (например, соборы в 847 г. и Павия в 845–850 гг.) Стремились остановить бродяг и их попытки завладеть бенефициарами, уже возложенными на других., и такие прелаты, как Агобард Лионский в его De Privilegio et jure sacerdotii, также выступили против них. В XII веке Герхо из Райхерсберга снова жаловался на них в своей Liber de simonia, но в следующем столетии положение стало намного хуже, когда Синоды (1261), Ашаффенбург (1292)), Санкт-Пёльтен (1284) и (1310) объявили против бродяг. В Баварии они были прямо исключены из королевских мирных договоров (Landfrieden) 1244, 1281 и 1300 годов.

Давление на голиардов прекратилось в 1231 году, когда после Забастовка Парижского университета 1229 года, папа Григорий IX (сам выпускник Парижского университета ) издал папский бюллетень Parens scientiarum, которым, среди других исключений, он подтвердил решение Филиппа Августа предоставить студентам иммунитет от непрофессиональной юрисдикции.

Goliards

Особый тип бродяг возник во Франции в двенадцатом веке, позже распространившись на Англию и Германию. Это были бродячие менестрели : в основном распутные студенты или странствующее духовенство, сначала называвшееся clerici vagantes или ribaldi («негодяи»), позднее (после начала 13 века) в основном известные как goliardi или goliardenses, термины, очевидно означающие «сыновья Голиафа ». Они были мастерами поэтической формы, но многие соборы 13-го и 14-го веков стремились ограничить голиарды и их бесчинства. Эти меры, кажется, практически подавили голиардов во Франции к концу 13 века, но в Германии они выжили под разными названиями до конца 15 века. Гуго фон Тримберг посвятил особую главу своего Der Renner («Бегущий») рибальди и другим бродягам, а в Англии Джеффри Чосер упомянул о них в нелестных выражениях <50.>

Считалось, что голиарды играли важную роль в литературной атмосфере так называемого Возрождения XII века со свежей средневековой латынью поэзия, из стихов из Библиотеки Кембриджского университета MS Gg. 5.35 к хорошо известному Carmina burana 13 века (Codex Buranum). Хотя они были частью духовенства, их поэзия считалась «одной из первых разрушительных сил в средневековой церкви ». Среди странствующих ученых и поэтов: Уолтер Мэп (ок. 1140–1208), Хью Примас (12 век) и анонимный архипоэт (ок. 1130–1130 гг.) 1165), «величайший» из всех.

Однако исторические и филологические исследования недавно поставили под сомнение это предположение и временами строго различали «поэтов-голиардов» с одной стороны и «голиардов» с другой. Пока в исходном материале не прослежено ни одного контакта между обеими группами. Поэты часто работали учителями в светском духовенстве.

См. Также

Литература

  1. ^Чарльз Гомер Хаскинс, Расцвет университетов, стр. 111
  2. ^Мариан Вайс, Die mittellateinische Goliardendichtung, стр. 387-388
  3. ^Хаук, Альберт, «Вагантес». В: Jackson, Samuel Macauley, New Schaff – Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, vol. XII (1914)
  4. ^Чарльз Гомер Хаскинс, Расцвет университетов, стр. 23
  5. ^Хелен Уоддел, Странствующие ученые средневековья, 2000, стр. v
  6. ^Хелен Уодделл Странствующие ученые средневековья, 2000, стр. 295
  7. ^Хелен Уодделл, Странствующие ученые средневековья, 2000, стр. 166
  8. ^Мариан Вайс, Die mittellateinische Goliardendichtung, стр. 4-7
  9. ^Мариан Вайсс, Die mittellateinische Goliardendichtung, стр. 197-215

Источники

Атрибуция
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:09:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте