Клеопатра (фильм 1963 года)

редактировать
Исторический драматический фильм 1963 года Джозефа Л. Манкевича
Клеопатра
Cleopatra poster.jpg Оригинальный плакат к театральному выпуску
Режиссер АвторДжозеф Л. Манкевич
ПродюсерУолтер Вангер
Сценарий
На основеЖизнь и времена Клеопатры. К.М. Францеро. Истории. Плутарх, Светоний и Аппиан
В главных ролях
МузыкаАлекса Норта
КинематографияЛеон Шамрой
ОтредактировалДороти Спенсер
РаспространяетсяTwentieth Century-Fox Film Corporation
Дата выпуска‹См. TfM›
  • 12 июня 1963 (1963-06-12) (США)
Продолжительность243 минуты
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
Бюджет31,1 миллиона долларов
кассовые сборы57,8 миллиона долларов (США). 40,3 миллиона долларов (прокат кинотеатров во всем мире )

Клеопатра - американская эпическая историческая история 1963 года драматический фильм режиссера Джозефа Л. Манкевича по сценарию, адаптированному Манкевичем, Ранальдом МакДугаллом и Сидни Бачманом из книги 1957 года «Жизнь и времена» Клеопатры Карло Мария Францеро и из историй Плутарха, Светония и Аппиана. В главной роли Элизабет Тейлор в одноименной роли. Ричард Бертон, Рекс Харрисон, Родди МакДауэл и Мартин Ландау играют второстепенные роли. В нем рассказывается о борьбе Клеопатры, молодой царицы Египта, противостоящей имперским амбициям Рима.

. Фильм получил известность во время производства благодаря огромному перерасходу средств и производственным проблемам, в том числе смена режиссера и актерского состава, смена места съемок, декорации, которые пришлось строить дважды, отсутствие четкого сценария съемок и личный скандал вокруг коллег по фильму Тейлора и Бертона. Это был самый дорогой фильм из когда-либо созданных до того момента и почти разорившийся 20th Century Fox.

Клеопатра был самым кассовым фильмом 1963 года, получив кассовым сбором. в 57,7 миллиона долларов в США и Канаде, и это один из самых кассовых фильмов десятилетия на мировом уровне. Однако изначально он потерял деньги из-за затрат на производство и маркетинг в размере 44 миллионов долларов. Он получил девять номинаций на 36-й церемонии вручения премии Оскар, в том числе на лучший фильм, и получил четыре: лучшая художественная постановка (цвет), лучшая операторская работа ( Цвет), Лучшие визуальные эффекты и Лучший дизайн костюмов (цвет).

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Актерский состав
  • 3 Производство
  • 4 Саундтрек
  • 5 Прием
    • 5.1 Критический ответ
    • 5.2 Кассы
  • 6 Награды и номинации
  • 7 Восстановленная версия к 50-летию
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Сюжет

После битвы при Фарсале в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь (Рекс Харрисон ) отправляется в Египет, под предлогом того, что его назвали исполнителем воли молодого Фараона Птолемея XIII (Ричард О'Салливан ) и его сестры Клеопатры (Элизабет Тейлор ) отец.

Клеопатра убеждает Цезаря вернуть трон ее младшему брату. Цезарь, фактически контролирующий королевство, приговаривает Потина (Грегуара Аслана ) к смерти за организацию покушения на Клеопатру и изгоняет Птолемея в восточную пустыню, где он и его численное превосходство армия столкнется с верной смертью против Митридата. Клеопатра коронована царицей Египта и начинает развивать мании величия в мечтах о правлении миром с Цезарем, который, в свою очередь, желает стать королем Рима. Они женятся, и когда у них рождается сын Цезарион, Цезарь принимает его публично, что становится предметом разговоров в Риме и Сенате.

После того, как он становится диктатором на всю жизнь Цезарь посылает за Клеопатрой. Она прибывает в Рим в пышном шествии и завоевывает расположение римского народа. Сенат все больше недоволен слухами о том, что Цезарь хочет стать королем, что является анафемой для римлян. В мартовских ид 44 г. до н.э. группа заговорщиков убивает Цезаря и бежит из города, начав восстание. союз между Октавианом, приемным сыном Цезаря, Марком Антонием (Ричардом Бертоном ), правой рукой и генералом Цезаря, а также Марк Амейлий Лепид подавил восстание и разделил республику между собой. Клеопатра разгневана после того, как Цезарь признает Октавиана вместо Цезариона своим официальным наследником и возвращается в Египет.

Планируя кампанию против Парфии на востоке, Антоний понимает, что ему нужны деньги и припасы, и он не может получить их нигде, кроме Египта. Несколько раз отказываясь покинуть Египет, Клеопатра сдается и встречает его в Тарсе. Эти двое начинают любовный роман, Клеопатра уверяет Антония, что он гораздо больше, чем бледное отражение Цезаря. Удаление Октавианом Лепида вынуждает Антония вернуться в Рим, где он женится на сестре Октавиана, Октавии, чтобы предотвратить конфликт, расстроивший и рассердивший Клеопатру. Антоний и Клеопатра примиряются и женятся, причем Антоний разводится с Октавией. Октавиан в ярости читает завещание Антония римскому сенату, показывая, что последний желает быть похороненным в Египте. Рим восстает против Антония, и призыв Октавиана к войне против Египта находит восторженный отклик. Война решается в морской битве при Акциуме 2 сентября 31 г. до н.э., где флот Октавиана под командованием Агриппы наносит поражение флоту Антонио-Египта. Клеопатра предполагает, что Антоний мертв, и приказывает египетским войскам вернуться домой. Антоний следует за ним, оставив свой флот без лидера и вскоре побежденный.

Несколько месяцев спустя Клеопатре удается убедить Антония возобновить командование своими войсками и сражаться с наступающей армией Октавиана. Однако солдаты Антония покидают его ночью; Руфио (Мартин Ландау ), последний человек, верный Антонию, убивает себя. Антоний пытается подтолкнуть Октавиана к единоборству, но в конце концов вынужден бежать в город. Когда Антоний возвращается во дворец, Аполлодор, не веря, что Антоний достоин своей королевы, убеждает его, что она мертва, после чего Антоний падает на свой собственный меч. Затем Аполлодор признается, что ввел Антония в заблуждение, и помогает ему добраться до гробницы, где укрылись Клеопатра и два слуги. Антоний умирает на руках Клеопатры.

Октавиан и его армия маршируют в Александрию с трупом Цезариона в повозке. Он обнаруживает труп Аполлодора, который отравился. Октавиан получает известие, что Антоний мертв, а Клеопатра прячется в гробнице. Там он дает ей слово, что позволит ей править Египтом как римской провинцией в обмен на ее согласие сопровождать его в Рим. Клеопатра знает, что ее сын мертв, и соглашается с условиями Октавиана, включая обещание не причинять себе вреда. После того, как Октавиан уходит, она приказывает своим слугам на закодированном языке помочь с ее самоубийством. Октавиан понимает, что она собирается убить себя, и он и его охранники ворвались в комнату Клеопатры и находят ее, одетую в золото, мертвой, вместе со своими слугами и аспидом, который убил ее.

В ролях
Тейлор в роли Клеопатры
Производство
Костюм Ричарда Бертона в фильме, представленный на студии Cinecittà в Риме, Италия Головной убор, который носила Элизабет Тейлор в фильм

История Клеопатры стала хитом в 1917 для немого экрана легенда Теда Бара. Производство Paramount 1934 года с использованием другого исходного материала и с Клодетт Кольбер в главной роли имело огромный успех. В 1958 году руководство 20th Century Fox наняло ветерана голливудского продюсера Уолтера Вангера, чтобы тот возглавил производство еще одного фильма о Клеопатре. Хотя студия изначально стремилась получить относительно дешевую продукцию в 2 миллиона долларов, Вангер задумал гораздо более роскошную эпопею и в середине 1959 года успешно договорился о более высоком бюджете в 5 миллионов долларов. Рубен Мамулян был назначен руководителем, а Элизабет Тейлор получила рекордный контракт на 1 миллион долларов. Съемки фильма начались в Англии, но в январе 1961 года Тейлор настолько заболел, что производство прекратили. За шестнадцать недель производства и затрат в 7 миллионов долларов было снято всего десять минут фильма. Страховая компания выплатила Фоксу компенсацию, а Мамулян был уволен.

Чтобы заменить Мамуляна, Элизабет Тейлор согласилась утвердить одного из двух директоров, с которыми она работала: Джорджа Стивенса - Место под солнцем - или Джозеф Л. Манкевич - Неожиданно прошлым летом. Стивенс был вовлечен в пре-продакшн своей эпопеи Величайшая история, которую когда-либо рассказывали, поэтому Манкевич был привлечен к роли. Наняв Манкевича, продюсеры получили по одному контракту двух зайцев: Манкевич будет руководить и писать сценарий. Однако привлечение Манкевича к проекту, который он не испытывал энтузиазма, стоил Twentieth Century Fox больших расходов: студия согласилась забрать у него независимую продюсерскую компанию Манкевича за 3 миллиона долларов. Производство переместилось в более подходящий климат Cinecittà, за пределами Рима. Питер Финч и Стивен Бойд покинули производство из-за других обязательств и были заменены Рексом Харрисоном и Ричардом Бертоном, как Юлий Цезарь и Марк Энтони соответственно. Во время съемок Тейлор познакомился с Бертоном, и у них началась супружеская измена; Скандал сделал заголовки во всем мире, поскольку оба были женаты на других, и принес плохую огласку и без того проблемному производству. Позже Манкевич был уволен на этапе монтажа, но его снова наняли, чтобы переснять первые батальные сцены в Испании.

Монтаж фильма, который Манкевич показал на студии, длился шесть часов. Это было сокращено до четырех часов для его начальной премьеры, но студия потребовала (вопреки возражениям Манкевича), чтобы фильм был сокращен еще раз, на этот раз чуть более трех часов, чтобы позволить кинотеатрам увеличить количество показов в день. Манкевич безуспешно пытался убедить студию разделить фильм на две части, чтобы сохранить первоначальную версию. Они были бы выпущены отдельно, так как Цезарь и Клеопатра, за которыми следовали Антоний и Клеопатра.

Клеопатра в итоге стоила 31 миллион долларов, не включая расходы на распространение, что сделало его самым дорогим фильмом, когда-либо созданным, время. Он почти обанкротился 20th Century Fox. Фокс закрыл ряд других киностудий, чтобы вложить назначенные им деньги в Клеопатру, в том числе фильм Мэрилин Монро Something's Got to Give. В своей книге Мэрилин: Биография Норман Мейлер возлагает часть вины за самоубийство Монро на приостановку производства ее фильма студией. Пытаясь получить деньги, студия продала разработчикам участок площадью 180 акров, в результате чего был создан Century City.

Soundtrack

Музыка Клеопатры была оценена Alex North. Он был выпущен несколько раз, сначала как оригинальный альбом, позже версии были расширены. Самым популярным из них был Deluxe Edition или альбом 2001 Varèse Sarabande.

Прием

Критический ответ

Рецензент журнала Time сказал: «Как драма, так и кино, Клеопатра пронизана недостатками. В ней не хватает стиля. в изображении и в действии ». Джудит Крист согласилась, назвав ее« монументальной мышью ». Даже звезда Элизабет Тейлор сочла это недостатком, сказав: «Они вырезали сердце, суть, мотивы, самую суть и наклеили все эти батальные сцены. Это должно было быть о трех больших людях, но не хватало реальности и страсть. Я нашел это вульгарным ».

Положительные отзывы исходили от таких публикаций, как Variety, в которых писалось:« Клеопатра - не только супер-колоссальный наполнитель для глаз (беспрецедентный бюджет проявляется в физическом богатство повсюду), но это также удивительно грамотное кинематографическое воссоздание исторической эпохи ». Босли Кроутер из New York Times назвал его« одним из величайших эпических фильмов наших дней. ".

Ретроспективные обзоры были более снисходительными к этому. Американский кинокритик Эмануэль Леви сказал: «Клеопатра, сильно оклеветанная по разным причинам, [...] может быть самым дорогим из когда-либо созданных фильмов, но, конечно, не худшим, просто многословным, запутанным делом, которое не даже интересен как звездный автомобиль для Тейлора и Бертона ». Билли Моубрей для веб-сайта британского телеканала Film4 заметил, что этот фильм - «гигант фильма, который иногда громоздок, но всегда доступен для просмотра благодаря своим раскованным амбициям, размеру и гламуру».

Кассовые сборы

На уровне аудитории фильм стал большим хитом, собрав 57,8 миллиона долларов в США и Канаде, и в процессе стал самым успешным фильмом 1963 года. Фильм также стал большим хитом. в Италии, где было продано 10,9 млн билетов. Он продал еще 5,4 миллиона билетов во Франции и Германии и 32,9 миллиона билетов в Советском Союзе, когда он был выпущен там в 1978 году. Прибыль Fox в размере 40,3 миллиона долларов, полученная от его доли в мировых продажах билетов, сделала его одним из самых кассовых фильмов. десятилетия, но этого было недостаточно, чтобы покрыть расходы на фильм в размере 44 миллионов долларов. В конечном итоге Fox окупила свои инвестиции в 1966 году, когда продала права на телетрансляцию ABC за 5 миллионов долларов, что стало рекордной на тот момент суммой, уплаченной за один фильм.

Награды и номинации

Фильм получил четыре премии Оскар и был номинирован на пять других. Он также принес Элизабет Тейлор титул Книги рекордов Гиннеса, «Больше всего смены костюмов в фильме»; Тейлор сменил 65 костюмов. Этот рекорд был побит в 1968 году в фильме Звезда! Джули Эндрюс со 125 сменами костюмов.

ПремияКатегорияНоминантРезультат
Награды Национального совета по обзору 1963 года Лучшая мужская роль Рекс Харрисон Выиграл
Премия Эдди 1964 года Лучший отредактированный художественный фильмДороти Спенсер Номинация
Золотые глобусы 1964 года Лучший фильм - драмаКлеопатраНоминация
Лучший актер в драматическом фильмеРекс Харрисон Номинация
Лучший актер второго плана - фильмРодди МакДауэлл Номинация
Лучший режиссер - фильмДжозеф Л. Манкевич Номинация
1964 Laurel Awards Top RoadshowКлеопатраВыиграл
Лучший мужской драматический спектакльРекс Харрисон Номинация
1964 Academy Awards Лучший фильм Уолтер Вангер Номинация
Лучшая мужская роль в главной роли Рекс Харрисон Номинация
Лучшая операторская работа, цвет Леон Шамрой Вон
Лучшее художественное оформление - декорации, цвет Художественное оформление: Джон ДеКюр, Джек Мартин Смит h, Хильярд М. Браун, Герман А. Блюменталь, Эльф Уэбб, Морис Пеллинг и Борис Джурага ; Декорации: Уолтер М. Скотт, Пол С. Фокс и Рэй Мойер Вон
за лучший дизайн костюмов, цвет Ирен Шарафф, Витторио Нино Новарезе и Ренье Вон
Best Sound Джеймс Коркоран (Twentieth Century Fox Sound Department) и Фред Хайнс (Звуковой отдел Todd-AO)Номинация
Лучший монтаж фильма Дороти Спенсер Номинация
Лучшие спецэффекты Эмиль Коса младший Выиграл
Лучшее Музыка - в основном оригинальная Алекс Норт Номинация
на премию Грэмми 1964 Музыкальный фон из кино или телевидения Алекс Норт Номинация
2014 Golden Trailer Awards Самая инновационная реклама бренда / продуктаCleopatra / Bulgari Номинация
Восстановленная версия к 50-летию

Шон Белстон, старший вице-президент библиотеки и технических услуг для 20th Century Fox, было поручено создать восстановленную версию фильма м для компании. После двухлетнего процесса в 2013 году он смог восстановить четырехчасовую восьмиминутную версию. Одной из находок Белстона для этой версии стал оригинальный негатив камеры, снятый на 65 мм. (Любая более длинная версия, которую еще предстоит найти, существовала бы только для того, чтобы показать тогдашнего босса студии Дэррила Ф. Занука.) Выцветание и повреждение негатива были исправлены в цифровом виде с прицелом на сохранение деталей и подлинность, избегая при этом цифровых манипуляций. У команды Белстона также были оригинальные мастера магнитной печати, которые они использовали для восстановления звука. Убрали щелчки и шипение, затем с помощью натренированных ушей музыкантов перенастроили трек на объемный звук 5.1.

21 мая 2013 г. восстановленный фильм был показан на специальном показе в Каннский кинофестиваль 2013 в честь своего 50-летия. Позже он был выпущен как версия к 50-летию, доступная на DVD и Blu-ray. К сожалению, Fox давно уничтожила все обрезки и выходы негативов, чтобы сэкономить на расходах, не допуская выпуска традиционных копий. Пакеты домашних СМИ содержали комментарии и два короткометражных фильма: Документы Клеопатры и фильм 1963 года о сложных декорациях, Четвертая звезда Клеопатры.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Клеопатрой (фильм 1963 года).
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Клеопатра (фильм 1963 года)
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:07:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте