Классическая музыка в Косово относится к художественной музыке, культивируемой в Косово. Корни классической музыки в Косово уходят корнями в 1940-е годы и включают период с тех времен, когда Косово входило в состав Югославии, до наших дней. Можно сказать, что в Косово существует традиция классической музыки, однако по сравнению с другими балканскими странами и особенно европейскими странами эта традиция моложе. Классическая музыка в Косово насчитывает около 70 лет. Несмотря на то, что за короткий период времени эта музыка развивалась, передаваясь из поколения в поколение композиторов и художников. В своей книге Энгель Бериша комментирует:
«Разнообразие стилей в албанской музыке [Косово], ее национальные образцы с прочной идейно-эстетической основой являются характерными чертами европейской музыкальной реальности, поэтому многие произведения вызывают интерес за рубежом. также потому, что за этот относительно короткий период албанская классическая музыка в Косово компенсировала задержку в своем развитии ».
— Энгьелль БеришаДо развития классической музыки в Косово предшествовала любительская деятельность, которая создавала среду для дальнейшего развития, например, духовой оркестр «Башкими» в Скопье, духовой оркестр Гьякова под управлением Палока Курти, школа-интернат «Косова» в Круме, ансамбль фанфар «Косова» "в Кукес и Албанской католической церкви в Призрене. Первая радиостанция, открывшаяся в Призрене в 1945 году, также важна для зарождения профессиональной музыки в Косово, поскольку долгое время большая часть музыкальной жизни в Косово была связана с этим учреждением.
Классическая музыка в Косово получила свое первое развитие в 1940-х годах, когда были созданы первые произведения классической музыки косовцами. Это также время создания хора и камерного оркестра культурного и художественного общества Агими в Призрене в 1944 году и открытия музыкальной школы. в Призрене в 1948 году, которая была первой музыкальной школой в Косово.
Первыми произведениями классической музыки в Косово были хоровые сочинения а капелла, первоначально стилизованные под народную музыку. Хотя некоторые из этих хоровых произведений были оригинальными произведениями, большинство из них основано на народной музыке.
После первой музыкальной школы в Призрене в 1948 году в 1948 году последовала другая музыкальная школа в Приштине
Здание музыкальной школы в ПриштинеПервая опера косовского композитора - «Goca e Kaçanikut». Он был написан в конце 1970-х годов в двух действиях Рауфом Доми, с либретто на итальянском Юсуфом Букшови и Аджманом Доми по роману албанца. писатель Милтон С. Гурра. Он был написан для шести солистов, хора и оркестра.
Первый косовский балет - «Соколи и мирша». Он был написан в 1976 году Акилом Марком Кочи в двух действиях на либретто Нуредина Локши.
И симфонический оркестр, и хор RTP (Radio Television of Pristina ) имели большое значение для культурной жизни Косово. Симфонический оркестр RTP работал с начала 1950-х по 1990-е годы. Его программа состояла из классических, романтических и современных произведений, а также новых произведений косовских композиторов. В его состав входили как отечественные, так и зарубежные инструменталисты. Профессиональный хор RTP работал с 1980 по 1990 год. Его участники имели музыкальное образование, а также имели опыт работы в первых любительских хорах. Хор очень активно записывал музыку и играл на фестивалях по всей Югославии.
Вся деятельность музыкальных институтов в Косово была остановлена в 1990–1991 гг. Во времена Югославии. Около 10 лет все закрытые школы работали в частных домах, а концерты классической музыки проходили в католических церквях Албании. В 1999 году началась новая деятельность в области классической музыки, которую в основном координировали молодые исполнители. В 2000 году был основан Международный фестиваль камерной музыки.
До 2004 года 17 косовских композиторов создавали классическую музыку, а выступления оставались проблемой из-за нехватки артистов-исполнителей. К тому времени почти все косовские композиторы получили образование в Белграде, Сараево, Любляне, Скопье и специализировались на Европе, в то время как большинство исполнителей художники получили образование в Приштине.
Полный список см. Список косовских композиторов
Лоренц Антони ( 1909-1991) - первый албанский композитор в Косово и основатель первой музыкальной школы в Косово.
Он изучал музыку в Скопье, но, к сожалению, так и не окончил ни одно высшее музыкальное учреждение и был композитором-самоучкой, получив образование сам, анализируя произведения зарубежных композиторов. Он родился в Скопье, десять лет прожил в Призрене и в 1956 году переехал в Приштину. Живя в месте, где нет музыкальных традиций, за исключением народной музыки, он творчески использовал богатое наследие албанской народной музыки и опирался на лучшие практики. к художественной музыке, которая использовалась другими балканскими народами.
Тема из «Rapsodia shqiptare» Лоренца АнтониБольшинство его работ были сочинениями для хоров а капелла, и большинство из них основано на народной музыке. Вот некоторые из песен, которые он переработал: «Na ka dalë nusja e mirë», «Ani moj Hatixhe», «Ani mori nuse» и «Kur më del në derë». Это типичные старые городские песни, которые поют на свадьбах и других общественных мероприятиях.
Важная песня, которую переработал Лоренц Антони, - «Kënga e Rexhës». Это народная баллада и одна из самых известных албанских песен. Песня была переработана Константином Трако и использована Рекхо Муллики в "Simfonia e dytë kosovare", но Лоренц Антони был первым, кто серьезно переработал эту песню.
Рексхо Муллики (1923–1982) родился в Гусии, современная Черногория. Он учился в школах в Скопле (ныне Скопье) и Приштине, а затем изучал композицию в Музыкальной академии в Белграде. Наиболее известные его произведения - вторая симфония «Косоварья и Бареша» для сопрано с оркестром в исполнении Нексмидже Пагаруша. Его сочинения представляют собой перестановки сольных произведений и произведений для хора и оркестра.
Рафет Руди родился в 1949 году в Митровице. Он учился в музыкальной школе в Приштине и изучал композицию и дирижирование в Музыкальной академии в Белграде. Он получил степень магистра в Сараево, а затем отправился во Францию для дальнейшего обучения. Наиболее известные его произведения - «Симфония в двух частях» и «Фантазия си» для скрипки и фортепиано. Он композитор, дирижер, педагог и публицист-публицист, автор учебных пособий, статей, эссе и критических замечаний о музыке. Он работал с профессиональным хором Приштинского радио и телевидения.
Зекирья Баллата родился в Лаковице в 1943 году. Он закончил учебу в Призрене и учился композиции в Любляне. получил степень магистра. Затем он продолжил заниматься композицией в Италии. После учебы работал педагогом на музыкальном факультете в Приштине. В 1991 году он переехал в Марибор, Словения, где и остается. Он писал о музыкальных вопросах в таких книгах, как Veglat muzikore и Gjurmëve të muzikës.
Отрывок из "Pascaglia" Зекирья Баллата для оркестраЕго самые известные произведения - "Passacaglia" для оркестра и "Symphony-'83". Зекирья Баллата - один из первых композиторов в Косово, который использовал стиль сериальной додекафоники. Его произведения играют в Словении, Косово, Албании, Австрии, Франции, Голландии и США.
Менди Менджики родился в Лупке., Косово в 1958 году. Он окончил Академию художеств в Приштине по специальности теоретические занятия в 1987 году. Затем он продолжил изучение композиции в Академии художеств в Кракове, Польша, где получил степень магистра в классе Кшиштофа Пендерецкого. Его самая известная работа - Homagium Matri Teresiae, премьера которой состоялась к 600-летнему юбилею Краковской консерватории. С 2006 года он преподает композицию на музыкальном факультете в Приштине.
Театр оперы и балета и филармония Косово находятся в Приштине и финансируются Бюджет Косово.
По состоянию на 2002 год в Косово не было ни одной полноценной постановки оперы. Однако были исполнены оркестровые произведения из опер, сначала хором Культурного и Художественного общества «Агими» в Призрене в 1952 году, а затем другими музыкальными коллективами <. 22>
Первую оперу албанского композитора из Косово «Гока и Качаникут» Рауфа Доми исполнили в Призрене албанские солисты, оркестр Приштинского радио и телевидения, хор Радио и телевидения Приштины и ансамбль "Collegium Cantorum" Опера не была поставлена, вместо этого она была исполнена только как вокально-инструментальный концерт.
В 2004 году Косовская опера была основана Министерством культуры Косово.
В 1972 году была сформирована первая труппа Косовского балета, в состав которой вошли танцоры, получившие образование в Скопье. К этой команде присоединилось больше танцоров, но танцовщиц по-прежнему не хватало, поэтому Kosovo Ballet пришлось пригласить иностранных приглашенных танцоров. Косовский балет был сформирован в Национальном театре Косово, и Абдуррахман Нокшики был назначен директором.
Одним из спектаклей первого поколения Косовского балета была премьера «Соколи и Мируша», первого балета А. албанский композитор.
Среди других выступлений: "Legjenda mbi ngadhnjimin", "Kënga e Rexhës" и "Дон Кихот".
Команда также выступала за пределами Косово на фестивалях, таких как International Фестиваль «Балетная биеннале» в Любляне и «Летние игры в Дубровнике».
Вся деятельность Косовского балета была прервана в 1991 году и продолжена только в 2001 году.
С тех пор балет Косово существует. было много сотрудников, таких как албанский хореограф, болгарская прима-балерина, русско-болгарский хореограф Сергей Сергеев, русский хореограф, албанский хореограф, голландский хореограф, турецкий хореограф, албанский хореограф Илир Керни и американский хореограф.
Оркестр Косовской филармонии был образован в 2000 году, сначала как струнный ансамбль, а затем как камерный оркестр. Сразу после создания он столкнулся с финансовыми проблемами. Из-за отсутствия исполнителей из Косово часто приходится приглашать приглашенных исполнителей из Македонии и Албании.
Косовский филармонический оркестр также выступал за пределами Косово, в таких странах, как Япония и Турция, и получил приглашения выступить в Албании и Болгарии, а также сотрудничал со Словенской филармонией. С 2013 года директором Косовской филармонии является Бакы Яшари. В Косовской филармонии 120 членов.
По состоянию на 2013 год в Косово нет оперного театра, хотя с югославских времен планировалось его построить. Такие места, как Красный зал (албанский: Salla e kuqe) и католическая церковь «Shën Ndou», используются вместо этого для выступлений.
Полный список см.
Ардита Статовци родилась в 1982 году в Приштине, где она впервые начала учиться игре на фортепиано. С 15 лет она училась в знаменитом университете Моцартеум в Зальцбурге в Австрии, а затем в Университете Индианы в США и Академии пианистики в Имоле в Италии. Несколько раз удостаивалась национальных и международных премий и стипендий. Как пианистка она уже гастролировала в Германии, Косово, Швейцарии, Австрии, Боснии, Венгрии, Македонии, Италии, Испании, Англии, Хорватии, Франции, Словении, США, Китае и т. Д., Играя сольные концерты и как солистка с такими оркестрами. Болонский оркестр Моцарта, Камерный оркестр Густава Малера, Оркестр Гайдна, Венская симфониетта, Филармония Бад-Райхенхаллера и др.
Бахри Чела родился в 1941 году в Албании и учился в музыкальной школе в Призрене. Затем он изучал дирижирование в Музыкальной академии в Белграде, а затем продолжил учебу в Санкт-Петербурге в течение одного года. После окончания учебы он продолжил преподавать в музыкальной школе в Приштине, где он также дирижировал школьным хором, и стал продюсером на Радио и телевидении Приштины. Хор, которым он дирижировал в музыкальной школе, получил первую премию на конкурсе в Македонии в 1977 году и вторую премию в Словении в 1979 году. Затем он начал преподавать в музыкальной академии в Приштине в 1978 году, а с 2006 года работал профессор музыкального факультета.
Мисбах Качамаку родился в 1968 году в Косовской Митровице и учился игре на фортепиано на музыкальном факультете в Приштине. В студенческие годы у него было много успешных выступлений. Он выиграл конкурс юных пианистов в Югославии. Затем он учился в Педагогическом институте в России. Сегодня он аккомпаниатор музыкального факультета и пианист ансамбля Vivendi в Приштине.
Венера Мехметагай Кайтази родилась в 1960 году в Призрене, Косово. Она начала учиться игре на флейте в Академии художеств, где получила звание профессора. Позже она продолжила образование во Франции у профессора Пьера-Ив Арто. Сегодня она - профессор музыкального факультета в Приштине, а также член Косовской филармонии.
Мерита Юнику родилась в 1960 году в Приштине и училась там в музыкальной школе, чтобы продолжить обучение на музыкальном факультете. После растущего интереса к опере она продолжила учебу в музыкальной академии в Загребе и окончила ее в 1990 году. Ее первым исполнением были «Трубадуры» Верди. Вот несколько примеров опер, которые она спела: Норма Беллини, Аида Верди и Самсон и Далила Сен-Сэнт. С 2006 года она преподает в Приштинском университете и является постоянным участником Люблянской оперы.
Сихана Бадивуку родилась в 1967 году в Приштине. Училась в консерватории у П. И. Чайковского в Москве. Она сдала магистерский экзамен у профессора Э. Чугаевой, а затем продолжила обучение в Высшей школе музыки в Детмольде, Германия, а затем в Италии. Она участвовала в музыкальных конкурсах и фестивалях как в Косово, так и за рубежом, в Австрии, Албании, Венгрии, Болгарии, Германии, Финляндии, России и США. Сегодня она профессор музыкального факультета в Приштине и первая скрипачка Приштинской филармонии. Она является участницей ансамбля Vivendi.
Петрит Чеку родился в 1985 году в Призрене. Первые наставления он получил от Луана Сапунксиу в музыкальной школе в Призрене. В 2002 году он переехал в Загреб, чтобы продолжить там музыкальное образование. Он выиграл первый приз на Всеорватском конкурсе в Дубровнике в 2003 году. Он также получил другие награды на соревнованиях в Германии и Италии. В 2004 году он выиграл первую премию Европейской музыкальной премии для молодежи в Дубровнике, где представлял Хорватию. Он также стал студентом в классе Дарко Петриньяка в Музыкальной академии в Загребе. Он зарекомендовал себя как один из ведущих гитаристов молодого поколения. Выиграл Международный конкурс классической гитары Микеле Питталуги в Италии в 2007 году. Принимал участие в мастер-классах под руководством Мануэля Барруэко, Лео Брауэра, Зорана Дукича., Карло Маркионе, Эхат Муса, Скотт Теннант и Ана Видович. С 2008 года проживает в Загребе.
Первое поколение учеников музыкальной школы в Призрене окончил школу в 1953 году, и большинство из них продолжили изучать музыку в Белграде, Загребе и других местах.
В 1949 году в Приштине последовала еще одна музыкальная школа, а в 1950 году обе школы начали обучать учащихся в возрасте от 8 до 20 лет, тогда как раньше они обучали только учеников в возрасте от 8 до 15 лет. Kultura Muzikore, faqe 207. В 2004 году в Косово было 8 музыкальных школ, шесть для учащихся в возрасте от 7 до 19 лет и две для учащихся в возрасте от 7 до 15 лет.
С тех пор. 1962 г. - двухгодичная музыкальная программа в Высшей профессиональной школе Приштины. В 1975 году в Приштине открылась Академия художеств (ныне факультет искусств). До этого большинство музыкальных студентов учились в основном в Белграде, Любляне, Сараево и Загребе, а количество выпускников было очень низким. С момента его создания до 2000 года факультет искусств закончили 209 студентов.
a. | ^Косово является предметом территориального спора между Республикой Косово и Республикой Сербия. Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость 17 февраля 2008 года. Сербия продолжает требовать как часть своей собственной суверенной территории. Оба правительства начали нормализацию отношений в 2013 году в рамках Брюссельского соглашения 2013 года. Косово в настоящее время признано независимым государством 98 из 193 государств-членов ООН. Всего 113 государств-членов ООН признали Косово в какой-то момент, из которых 15 позже отозвали свое признание. |