Британский писатель-фантаст Артур Кларк сформулировал три поговорки, известные как три закона Кларка, из которых третий закон является наиболее известным и наиболее часто цитируемым. Они являются частью его идей в его обширных трудах о будущем.
Это так называемые законы:
В одном из отчетов утверждалось, что «законы» Кларка были разработаны после того, как редактор его работ на французском языке начал нумеровать утверждения автора. Все три закона появляются в эссе Кларка «Опасности пророчества: Провал воображения», впервые опубликованном в « Профилях будущего» (1962). Однако не все они были опубликованы одновременно. Первый закон Кларка был предложен в эссе 1962 года как «Закон Кларка» в « Профилях будущего».
Второй закон предлагается как простое наблюдение в том же эссе, но его статус второго закона Кларка был присвоен другими. Первоначально он был производным от первого закона и формально стал вторым законом Кларка, где автор предложил третий закон в редакции 1973 года « Профилей будущего», который включал признание. Именно здесь Кларк писал о третьем законе такими словами: «Поскольку для Ньютона было достаточно трех законов, я скромно решил остановиться на этом».
Третий закон является наиболее известным и наиболее часто цитируемым. Он был опубликован в письме 1968 года в журнал Science и в конечном итоге добавлен к редакции 1973 года эссе «Опасности пророчества». В 1952 году Исаак Азимов в своей книге « Основание и империя» (часть 1.1 «В поисках волшебников») записал похожую фразу «... неосведомленная публика склонна путать ученость с магами...». Она также перекликается с утверждением из рассказа 1942 года. Ли Брэкетт : «Колдовство для невежественных… простая наука для ученых». Еще более ранние примеры этого настроения можно найти в книге Чарльза Форта « Дикие таланты» (1932): «… спектакль, который когда-нибудь может считаться понятным, но который в эти примитивные времена настолько превосходит то, что считается известным, что это что я имею в виду под магией »и в рассказе Агаты Кристи « Собака смерти » (1933):« Сверхъестественное - это только природа, законы которой еще не поняты ». В романе Вирджинии Вулф 1928 года « Орландо: биография» передовые технологии прямо сравниваются с магией:
Потом она вошла в лифт по той простой причине, что дверь была открыта; и был снят плавно вверх. Сама ткань жизни сейчас, подумала она, вставая, - это магия. В восемнадцатом веке мы знали, как все устроено; но здесь я поднимаюсь по воздуху; Я слушаю голоса в Америке; Я вижу, как летают люди, но как это делается, я даже не задумываюсь. Так что моя вера в волшебство возвращается.
Кларк привел пример третьего закона, когда сказал, что, хотя он «поверил бы любому, кто сказал ему еще в 1962 году, что однажды будет существовать объект размером с книгу, способный вместить содержимое всей библиотеки, он никогда бы не стал признал, что одно и то же устройство может найти страницу или слово за секунду, а затем преобразовать их в любой шрифт и размер от Albertus Extra Bold до Zurich Calligraphic », имея в виду его воспоминания о« видящих и слышащих машинах Linotype, которые медленно превращали расплавленный свинец в первые полосы, требующие двух мужчин, чтобы поднять их »».
Третий закон вдохновил на создание множества снежных клонов и других вариаций:
Контрапозиции третьего закона:
Третий закон был отменен для вымышленных вселенных, связанных с магией :
Следствие Айзека Азимова из Первого закона Кларка: «Когда, однако, непрофессиональная общественность объединяется вокруг идеи, которую осуждают выдающиеся, но пожилые ученые, и поддерживает эту идею с большим рвением и эмоциями, - тогда, в конце концов, выдающиеся, но пожилые ученые, скорее всего, Правильно."