Как правило, гражданское лицо - это "человек, не являющийся сотрудником полиции, вооруженные силы или пожарные ". Это определение отличается от лиц, чьи обязанности связаны с риском жизни для защиты общества в целом от опасных ситуаций, таких как терроризм, беспорядки, пожары и войны. Преступники также исключены из этой категории, поскольку представители общественности, политики и СМИ хотят проводить различие между законопослушными и неправомерными.
Согласно международному гуманитарному праву, гражданские лица являются «лицами, не входящими в состав вооруженных сил» и не являются «комбатантами, если они [не] открыто носят оружие и уважают законы и обычаи войны ". Он немного отличается от некомбатанта, поскольку некоторые некомбатанты не являются гражданскими лицами (например, военные капелланы, прикрепленные к воюющей стороне или военнослужащие, служащие в нейтральной стране ). Гражданские лица на территории стороны в вооруженном конфликте имеют право на определенные привилегии в соответствии с обычным правом войны и международными договорами, такими как Четвертая Женевская конвенция. Привилегии, которыми они пользуются в соответствии с международным правом, зависят от того, является ли конфликт внутренним (гражданская война ) или международным.
Слово «гражданский» восходит к концу 14 века и происходит от старофранцузского civilien, «гражданского». закон ". Считается, что гражданское лицо использовалось для обозначения некомбатантов еще в 1829 году. Термин «некомбатант» теперь относится к людям в целом, которые не принимают участия в боевых действиях, а не только к гражданским лицам.
Международный комитет Красного Креста Комментарий 1958 г. к Женевской конвенции IV 1949 г. о защите гражданского населения во время войны гласит: " Каждый человек, находящийся в руках врага, должен иметь определенный статус в соответствии с международным правом : он либо военнопленный и, как таковой, подпадает под Третьей конвенции, гражданское лицо, подпадающее под действие Четвертой конвенции, или, опять же, член медицинского персонала вооруженных сил, подпадающее под действие Первой конвенции. Промежуточного статуса нет; никто в руках врага может быть вне закона. Мы считаем, что это удовлетворительное решение - не только удовлетворительное для ума, но и, прежде всего, удовлетворительное с гуманитарной точки зрения. " МККК выразил мнение, что «если гражданские лица непосредственно участвуют в боевых действиях, они считаются« незаконными »или« непривилегированными »комбатантами или воюющими сторонами (в договорах по гуманитарному праву эти условия прямо не содержатся). Они могут преследоваться в судебном порядке в соответствии с внутренним законодательством государства задержания за такие действия ".
Статья 50 Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским конвенциям предусматривает:
Определение является негативным и определяет гражданских лиц как лиц, не принадлежащих к определенным категориям. Категории лиц, упомянутые в статье 4А (1), (2), (3) и (6) Третьей конвенции и в статье 43 Протокола I, являются комбатантами. Таким образом, в Комментарии к Протоколу указано, что любое лицо, не являющееся членом вооруженных сил и не принимающее участия в боевых действиях, является гражданским лицом. Гражданские лица не могут принимать участие в вооруженном конфликте. Гражданские лица пользуются защитой в соответствии с Женевскими конвенциями и протоколами к ним. В статье 51 описывается защита, которая должна быть предоставлена гражданскому населению и отдельным гражданским лицам.
Глава III Протокола I регулирует нацеливание на гражданские объекты. Статья 8 (2) (b) (i) Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. также включает это в свой список военных преступлений: «Умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому или против отдельных лиц. мирные жители, не принимающие участия в боевых действиях ". Не все государства ратифицировали Протокол I 1977 года или Римский статут 1998 года, но это признанный принцип международного гуманитарного права, согласно которому прямое нападение на мирных жителей является нарушением обычного права войны и является обязательным для всех воюющих.
Фактическое положение гражданских лиц в современной войне остается проблематичным. Это осложняется рядом явлений, в том числе:
. Начиная с 1980-х годов часто утверждалось, что 90 процентов жертв современных войн были гражданскими лицами. Эти утверждения, хотя широко распространено мнение, не подкрепляются подробным исследованием свидетельств, особенно относящихся к войнам (например, в бывшей Югославии и в Афганистане ), которые являются центральными для
Раненые мирные жители прибывают в госпиталь в Алеппо во время сирийской гражданской войны, октябрь 2012 г.В первые годы двадцать первого века, несмотря на множество Проблемы, связанные с этим, правовая категория гражданских лиц была предметом значительного внимания в публичных дискуссиях, в средствах массовой информации и в Организации Объединенных Наций, а также в оправдание определенных видов использования вооруженной силы для защиты находящихся под угрозой исчезновения групп населения. Он «не утратил своей политической, правовой и моральной значимости».
Хотя часто предполагается, что гражданские лица в основном пассивные наблюдатели войны, иногда они играют активную роль в конфликтах. Они могут быть квази-военными, как, например, когда в ноябре 1975 года марокканское правительство организовало «зеленый марш » гражданских лиц, чтобы пересечь границу в бывшую испанскую колонию Западная Сахара, чтобы потребовать территория для Марокко - все в то же время, когда марокканские войска тайно вошли на территорию. Кроме того, и не обязательно ставя под сомнение свой статус некомбатантов, гражданские лица иногда принимают участие в кампаниях ненасильственного гражданского сопротивления в качестве средства противодействия диктаторскому правлению или иностранной оккупации: иногда такие кампании происходят одновременно время как вооруженные конфликты или партизанские восстания, но они обычно отличаются от них как в отношении их организации, так и участия.
Должностные лица, непосредственно причастные к нанесению увечий гражданскому населению, проводят наступательные военные операции и не могут считаться гражданскими лицами.
Международное гуманитарное право кодифицирует договоры и конвенции, подписанные и соблюдаемые государствами-участниками, которые служат для защиты гражданских лиц во время внутренних и межгосударственный конфликт. Даже для неучастников договора международное право по-прежнему применяется. Кроме того, МГП придерживается принципов различия, соразмерности и необходимости ; которые применяются к защите гражданских лиц в вооруженном конфликте. Хотя, несмотря на то, что ООН развертывает вооруженные силы для защиты гражданского населения, у нее нет официальной политики или военных руководств, посвященных именно этим усилиям. Отчет Совета Безопасности ООН № 4: Защита гражданского населения в вооруженном конфликте является дополнительным доказательством необходимости защиты гражданского населения. Признавая, что крупномасштабное отсутствие безопасности среди гражданского населения угрожает международному миру и стабильности, ООН стремится создать средства защиты гражданского населения и тем самым работать над обеспечением региональной стабильности. В Докладе № 4 Совета Безопасности ООН, впервые опубликованном в 2008 году, ООН предлагает способы поддержки защиты гражданского населения как во внутригосударственных, так и в межгосударственных конфликтах с целью побудить государства региона контролировать свои собственные конфликты (например, Африканский союз, контролирующий африканские конфликты).. Точно так же Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан напомнил государствам-членам ООН, что у них есть общие интересы в защите африканского гражданского населения через общие «обязательства по обеспечению безопасности человека и его обоснование неделимости мира и безопасности»
Посредством серии резолюций (1265, 1296, 1502, 1674 и 1738) и заявлений президента Совет Безопасности ООН «обращается к:
Совет Безопасности в настоящее время участвует в защите гражданского населения в пяти основных областях деятельности.
В ответ на заявления президента и предыдущую работу подкомитета Совет Безопасности ООН провел заседание в январе в течение 2009 г., в частности, для решения проблемы защиты гражданских лиц в контексте МГП. Хотя за этой встречей не последовало никаких конкретных результатов, она все же привела к выработке 10-летней оценки действий Совета с момента принятия резолюции 1265 в 1999 году.
В дополнение к договорам ООН были подписаны и региональные договоры. установленных, таких как статья 4 (h) Учредительного акта Африканского союза, которая также описывает защиту гражданских лиц и «дает Союзу право насильственно вмешиваться в дела одного из его государств-членов в« серьезных обстоятельствах », а именно в военных преступлениях, геноциде и преступлениях. против человечества ». Это предлагается для обозначения того, что Африканский союз больше не будет стоять в стороне и наблюдать за зверствами, происходящими внутри Союза. Как описал Саид Джиннит (комиссар Африканского союза по вопросам мира и безопасности) в 2004 году, «африканцы не могут [...] наблюдать за трагедиями, развивающимися на континенте, и говорить, что это ответственность ООН или кого-то другого. Мы перешли от концепции невмешательства к безразличию. Мы, африканцы, не можем оставаться равнодушными к трагедии нашего народа »(IRIN News 2004). Хотя статья 4 (h) в момент ее разработки не была активирована, возникает вопрос о готовности АС вмешиваться в ситуации «серьезных обстоятельств».
Независимо от ведущей организации (ООН, АС, другие) «Очевидно, что международные организации сопряжены с риском того, что, взяв на себя сложную роль в сфере безопасности, такую как защита гражданского населения, они могут вызвать у местного населения ожидания, которые не могут быть удовлетворены, обычно даже крупномасштабными миротворческими операциями с всеобъемлющим политическим компонентом, поддержанный высоким уровнем сил, общим профессионализмом и политической стойкостью, чтобы оставаться на месте в долгосрочной перспективе. Неутешительные результаты в Африке и других странах заставили некоторых критиковать способ реализации политики децентрализации (MacFarlane and Weiss 1992; Berman 1998; Boulden 2003) ».
Посмотрите гражданские лица в Викисловаре, бесплатном словаре. |