Цирк - это кодовое имя, присвоенное операциям Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны, где бомбардировщиков в сопровождении масс истребителей были отправлены над континентальной Европой, чтобы ввести в бой истребители Люфтваффе. Обычно это были соединения от 20 до 30 бомбардировщиков в сопровождении до 16 эскадрилий истребителей сопровождения. Люфтваффе не могло игнорировать соединения бомбардировщиков такого размера.
Хэндли Пейдж ХэмпденСначала использовались средние бомбардировщики, такие как Хэндли Пейдж Хэмпден, но даже с большим количеством эскортов они были слишком уязвимы для зенитной артиллерии и немецких истребителей. Hampdens были заменены на легкие бомбардировщики Bristol Blenheim, но и с ними дела шли не лучше. Тяжелые бомбардировщики, такие как Short Stirling, было легче сопровождать, но после нескольких вылетов Bomber Command потребовалось их вернуть.
«Hurribomber», истребитель-бомбардировщик , развитие Hawker Hurricane, использовался с лучшими результатами, за исключением того, что небольшая бомбовая нагрузка вызвала небольшой урон.
У подобных миссий были и другие кодовые названия.
После окончания Битвы за Британию истребительное командование Королевских ВВС перешло от оборонительных к наступательным операциям, в ходе которых они будут сражаться с немецкими истребителями на другой стороне Канал; оперативные инструкции были готовы к декабрю 1940 года.
Предполагалось два типа наступательных операций: «Ревень» (первоначально называвшийся Москито), в котором небольшие патрули будут пересекать границу под прикрытием облачности и поражать любые обнаруженные ими самолеты и в ясные погодные дни "Цирк", который отправит несколько эскадрилий - возможно, с несколькими бомбардировщиками - на штурм северной Франции. Цирк стал обозначать операцию с бомбардировщиками.
Патрули ревеня начались в декабре 1940 года; в то время как пилотам разрешалось атаковать наземные цели, если они представлялись, их основной задачей было сбить немецкий самолет. К середине июня 1941 года истребительное командование произвело 149 патрулей ревеня (336 боевых вылетов), заявив, что семь самолетов противника были сбиты, а восемь пилотов с британской стороны были потеряны. Цирковые операции с бомбардировщиками начались в январе, и к июню было выполнено одиннадцать, включая доки на французском побережье и аэродромы. За тот же период было выполнено более сорока траекторий без бомбардировщиков. В то время как приоритетом Истребительного Командования были немецкие истребители, Бомбардировочное Командование сосредоточилось на уничтожении наземных целей. На более высоком уровне в RAF считалось, что влияние на войну ущерба, которое могут быть нанесены бомбардировщиками, будет минимальным; Командиры командований бомбардировщиков и истребителей провели конференцию, на которой согласились с тем, что цель Цирка - заставить немецкие истребители вступить в бой в благоприятных для британцев обстоятельствах, и для этого бомбардировщики должны были нанести достаточно повреждений, чтобы люфтваффе не могло игнорировать атаки..
До операции «Барбаросса», немецкого вторжения в СССР, главный маршал авиации сэр Чарльз Портал руководил начальником штаба авиации. Команды истребителей и бомбардировщиков, чтобы найти способ удержать немецкие истребители в Западной Европе, а не усилить Люфтваффе в Восточной Европе. В результате политика Цирка заключалась в проведении операций против промышленных объектов в районе Бетюн, Лилль на северо-востоке Франции; это могло бы привлечь к этому району оборону немецких истребителей, сделав оборону на флангах слабее, чтобы бомбардировщики без сопровождения могли атаковать Германию днем. Одновременно будут нанесены ночные бомбардировки промышленного района Рур. Министерство авиации указало RAF, что целью Circuses будет уничтожение наземных целей с немецкими истребителями в качестве второстепенного приоритета. Вскоре стало ясно, что бомбардировка днем без сопровождения была слишком рискованной, и тяжелые бомбардировщики следовало использовать только для ночных операций. За шесть недель истребительное командование Королевских ВВС совершило 8000 самолето-пролетов, 376 самолето-вылетов и еще 800 самолето-пролетов. Истребительное командование теряло пилотов и самолеты во время операций над Европой, но потери были меньше, чем во время битвы за Британию, и потери самолетов можно было компенсировать. В августе Цирки совершали полеты с 2 группой и 5 группами, бомбардировочное командование.