Кино Эстонии | |
---|---|
Кинотеатр Сыпрус, Таллинн | |
№ из экранов | 74 (2010) |
• На душу населения | 6,3 на 100 000 (2010) |
Основные дистрибьюторы | Forum Cinemas AS 54,0%. OÜ 36,0%. OÜ 4.0% |
Создал художественные фильмы (2011) | |
Художественные | 8 (61,5%) |
Анимационные | 1 (7,7%) |
Документальные | 4 (30,8%) |
Число приемов (2011) | |
Всего | 2 346 000 |
• На душу населения | 1,96 (2012) |
Национальные фильмы | 236 000 (10,1%) |
Брутто кассовые сборы (2011) | |
Всего | 9,17 миллиона евро |
Национальные фильмы | 472 000 евро (5,1%) |
Кино в Эстонии i s киноиндустрия Эстонской Республики. Фильмы получили международные награды, и каждый год новые эстонские фильмы демонстрируются на кинофестивалях по всему миру.
Первые «движущиеся картинки» были показаны в Таллинне в 1896 году. Первый кинотеатр был открыт в 1908 году. Первый местный документальный фильм был снят в 1908 году с постановкой кинохроники о Шведский король Визит Густава V в Таллинн.
Первый эстонский документальный фильм был создан Йоханнесом Пяэсуке в 1912 году, за которым последовал короткометражный фильм Karujaht Pärnumaal (Охота на медведя в Пярнумаа) в 1914 году. Йоханнесом была основана первая киностудия в Эстонии, Эстония Film Tartus (Тартуская студия кинематографии Эстонии). Пяэсуке (1892–1918). Пяэсуке подготовил документальные фильмы, короткометражные фильмы и фотографии эстонской природы для Эстонского национального музея. Каруяхт Пярнумаал (Медвежья охота в Пярнуском уезде, 1914) - первый художественный короткометражный фильм, снятый в Эстонии. Всего сохранилось восемь фильмов Я. Пяэсуке, которые хранятся в Эстонском киноархиве.
Первый полнометражный художественный фильм был снят в 1924 году «Тени прошлого» режиссера Константина Мярска и продюсером его Константина Мярска Filmiproduktsioon (Konstantin Märska Film Production). Сохранились два художественных фильма Мярски: «Вигасед прудид» (1929) и «Юри Румм» (1929). Theodor Lutsu Filmiproduktsioon (Производство фильмов студии Теодора Лутса) было основано Теодором Лутсом и его женой Акселлой Лутс, которые продюсировали документальные и художественные фильмы. Его Noored kotkad (Молодые орлы) (1927) принято считать краеугольным камнем эстонского кино. Лутс также руководил единственной эстонской звуковой программой, созданной до советской эпохи - эстонско-финляндской совместной постановкой «Пяйкезе» (1932). Лутс переехал в Финляндию, чтобы работать оператором сразу после окончания фильма, и больше не вернулся в Эстонию. Небольшие киностудии в Эстонии включали Siirius Film и K.Kalamees Tartu.
Главной кинокомпанией после Великой депрессии в Эстонии в 1930-е годы был субсидирован государством Эстонский культурный фильм (Эстонский : Eesti Kultuurfilm), по которому были сняты в основном документальные фильмы.. В конце 1930-х годов на премию Оскар была номинирована Милиза Корьюс, наиболее известная по роли в Большой вальс (1938), дочь эстонца. подполковник в Российской императорской армии, а затем начальник штаба военного министра Эстонии, сделал успешную карьеру в голливудской киноиндустрии
Первый эстонский короткометражный мультфильм Куцу-дзюку сейклуси был снят в 1931 году.
В первый год советской оккупации (1940–1941) был захвачен Eesti Kultuurfilm Коммунистической партией и переименована в Kinokroonika Eesti Stuudio (Эстонская студия кинохроники). В первые десятилетия советской власти, когда Эстония стала частью СССР в 1944 году после окончания Второй мировой войны, кинематографисты в Эстонии в основном были выходцами из внутренних районов Советского Союза, чьей задачей было создание пропагандистских фильмов, изображающих победу социализма в форме. кинохроники и документальных фильмов.
Бывший Eesti Kultuurfilm назывался Kinokroonika Tallinna Stuudio (Таллиннская студия кинохроники) в 1942 году во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны и Tallinna Kinostuudio (Таллиннская киностудия) в 1947 году снова Советами.
В ту эпоху в Эстонии были сняты два художественных фильма на советские темы, которые поставил Герберт Раппапорт, австрийский эмигрант в Советском Союзе: Elu tsitadellis (Жизнь в Цитадели) в 1947 году, Valgus Koordis (Свет в Корди) в 1951 году, это был первый цветной кинофильм, снятый в Эстонии.
После смерти Сталина в 1953 г. наступил более либеральный период в культурной политике Советского Союза. Кинематографисты стали пользоваться большим художественным контролем в то же время, когда Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино ) в Москве предоставил деньги, орган государственной цензуры Главлит и КПСС Выпуск фильмов контролировал Департамент культуры.
Таллиннская киностудия была переименована в Kunstiliste ja Kroonikafilmide Tallinna Kinostuudio (Таллиннская студия художественных и кинохронических фильмов) в 1954 году, а в 1963 году была снова переименована в Tallinnfilm
Одними из первых фильмов того времени, снятых совместно с эстонцем Кальо Кийском, были «Юуникуу паэвад» (1957) и «Валлатуд курвид», также известный как Опасные повороты, первый драматический фильм. фильм снят в Кинопанораме (1959).
В 1960-х годах рассказ эстонского писателя Эдуарда Борнхёэ о принце Габриэле был превращен в сценарий фильма Арво Валтоном. Григорий Кроманов был назначен режиссером фильма Viimne reliikvia (Последняя реликвия), выпущенного Таллиннфильмом в 1969 году. В то время фильм установил абсолютный рекорд по кассовым сборам для всего Советского Союза, продав 44,9 миллиона билетов. Он успешно продавался советским киноэкспортом по всему миру более чем в 60 странах мира. Фильм оказал влияние и на эстонскую литературу: в двух рассказах, номинированных на премию Фридеберт Туглас в 1970-75 гг., Есть отсылки к Последней реликвии.
Еще одной вехой в эстонском кинематографе, выпущенной в 1969 году, стал фильм Арво Круусемент «Кеваде » (Весна) по мотивам популярного романа Оскара Лутса
Успешными фильмами 1980-х годов были Гостиница «Хуккунуд Альпинисти» (Гостиница мертвого альпиниста) Кроманова и фильмы Кальо Кийска, такие как «Нипернаади» (1983).
Самая выдающаяся женщина-режиссер, появившаяся в то время, наиболее известна благодаря своим фильмам Kõrboja peremees (1979) и Naerata ometi (1985), получившим на Берлинском международном кинофестивале премию ЮНИСЕФ в 1985 году. Самый известный фильм советской эпохи - «Идеаалмаастик» («Идеальный пейзаж»), выпущенный в 1980 году. Главный турист, маэлан сиин («Я не турист, я здесь живу») (1988). возникла к концу советской эпохи с фильмами «См. кадунуд теэ» (1990) (Затерянный путь) и Вылаусалада (Кредиторы) (1992)
Среди ведущих эстонских киноактеров в советское время было около 30 ролей, Юри Ярвет и Леонхард Мерзин.
После распада Советского Союза Эстония восстановила свою независимость, стоимость кинопроизводства резко возросла, и в 1990-е годы наблюдался спад в кинопроизводстве, достигла своего дна в 1996 году, когда не было игровых фильмов и было только 2 документальных фильма Lipule... güüsile... valvel! и Turvalisuse illusioon были изготовлены в Эстонии.
В 1997 году Эстонский фонд кино был основан Министерством культуры Эстонии. Производство «Мину Ленинид» («Все мои Ленины») (1997), пародии на советскую революцию Харди Волмер, ознаменовало поворот в эстонском художественном кино. В 1998 году было снято два художественных фильма. Георгика режиссера Сулева Кедуса выиграла приз ФИПРЕССИ на Стокгольмском кинофестивале в 1998 году и специальный приз Европы на Prix Europa в 1999 году.
С тех пор наблюдается тенденция к созданию совместных фильмов, таких как «Голова Пеэтера Симма» («Хорошие руки») (2001) - совместное эстонско-латвийское производство, которое в 2002 году получило премию Манфреда Зальцгебера на Берлинском международном кинофестивале и Золотое оливковое дерево в Италии. Кырини (Сытый) (2005) эстонско-немецкое совместное производство. Арво Ихо Karu süda (Олень медведя) (2001) номинирован на премию «Золотой Георгий Победоносец» на Московском международном кинофестивале и на европейскую кинопремию на European Film Awards, был совместным производством Эстонии, Германии, России и Чехии.
Самым коммерчески успешным эстонским фильмом 2002 года был Нимед мармортахвлил (2002) (Имена в мраморе) Эльмо Нюганена, а в 2003 году - комедия Ванада Я Кобедада Саавада. Джалад алла (Сделано в Эстонии), который в Эстонии возглавил международный блокбастер Властелин колец: Две башни по кассовым сборам.
В 2004 году появились два молодых режиссера Яак Килми и Рене Рейнумаги с их Sigade revolutsioon (Революция свиней), получившим специальный приз жюри и номинированным на премию «Золотой Георгий Победоносец» на Московском международном кинофестивале и Гран-при Астурии на Международном кинофестивале в Хихоне.
В 2007 году в Эстонии было снято около 10 художественных фильмов. Наиболее примечателен, пожалуй, Sügisball (2007) Вейко Лунпуу, получивший среди других наград за лучшую режиссуру на Кинофестивале в Салониках, Международный кинофестиваль в Братиславе и премию Venice Horizons на 64-м Венецианском международном фестивале. Кинофестиваль. Георг (2007) Пеэтера Симма - это фильм о жизни легендарного эстонского певца Георга Отс.
Последний награжденный фильм - фильм Вейко Лунпуу Искушение святого Тони (2009). В 2011 году в Эстонии было снято восемь полнометражных фильмов, в том числе один анимационный.
Эстонские художественные фильмы в десятке лучших по результатам опроса эстонских кинокритиков и журналистов 2002 года