Церковь Святого Полиевкта

редактировать
Остатки церкви Святого Полиевкта

Церковь Святого Полиевкта (Греческий : Ἅγιος Πολύευκτος, translit. Hagios Polyeuktos; Turkish : Ayios Polieuktos Kilisesi) была древней византийской церковью в Константинополь (ныне Стамбул, Турция ), построенный дворянкой Аникией Юлианой и посвященный святому Полиевкту. Задуманный как утверждение собственного императорского происхождения Юлианы, это было роскошно украшенное здание и самая большая церковь города до строительства Святой Софии. Он представил широкое использование персидских сасанидских декоративных элементов и, возможно, положил начало новому архитектурному типу купольной базилики, усовершенствованной в более позднем соборе Святой Софии.

Мало что известно об истории церкви после ее постройки. Здание просуществовало до 11 века, после чего пришло в упадок, а некоторые архитектурные элементы были удалены и повторно использованы в Константинополе и других городах. Построенная в период Османской империи, церковь была заново открыта во время раскопок в 1960-х годах. Район, расположенный прямо напротив городской ратуши Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перенесены в Стамбульский археологический музей.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Галерея
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История
Мраморный бюст Аниции Юлианы, из Нью-Йорк Музей Метрополитен. Фрагмент антаблемента церкви, содержащий начало 31-й строки эпиграммы, посвященной основанию церкви. Обнаружен на месте во время раскопок 1960 года. Пиластри Акритани в Венеции, взятые из церкви Святого Полиевкта.

Церковь была заказана дворянкой Аницией Юлиана, потомком нескольких западных императоров, и был построен между 524 и 527 годами, во время правления Юстина I (годы правления 518–527). Он должен был заменить более раннюю церковь, построенную Евдокией, женой Феодосия II и прабабушкой Юлианы, для храма реликтового черепа святого Полиевкта. Новая церковь считалась самой большой в Константинополе до постройки Святой Софии племянником и наследником Юстина, Юстинианом I (годы правления 527–565).

В хвалебной эпиграмме из 76 строк, начертанной на стенах церкви и сохранившейся полностью (Anthologia Graeca, I.10), Юлиана сравнивает себя с императорами прошлого Константин I и Феодосий II как монументальный строитель, и утверждает, что превзошел Соломон Храм, по пропорциям которого была построена новая церковь. якобы основанный. Таким образом, здание представляет собой прямой вызов престижу и авторитету низкорожденной правящей династии и, возможно, было одной из причин масштабной реконструкции Юстинианом Святой Софии несколько лет спустя. В свете этого соперничества, возможно, не случайно, что Юстиниан, когда он увидел завершенный собор Святой Софии, как говорят, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя». Однако важность соломоновых намеков ставится под сомнение некоторыми учеными, которые рассматривают церковь скорее как утверждение имперского престижа древнеримской аристократии, от которой произошла Юлиана, и халкидонской <196.>ортодоксальность, которую она отстаивала во время правления монофизитского императора Анастасия I (годы правления 491–518). Однако о другом аспекте антагонизма с Юстинианом свидетельствует рассказ, записанный Григорием Турским : вскоре после своего вступления на престол Юстиниан призвал престарелую Юлиану внести часть своего большого состояния в государственную казну. Потянув время, она расплавила свое золото и вылепила из него пластины, которыми она украсила внутреннюю часть крыши недавно построенной церкви Святого Полиевкта, тем самым уберегая ее от скупости императора.

Церковь просуществовала до 11 века, когда была заброшена. После этого он был щедро разграблен для изготовления скульптур и других архитектурных элементов (spolia ) как византийцами, так и после разграбления города в 1204 году крестоносцами. Несколько частей от Святого Полиевкта были повторно использованы в монастыре Христа Пантократора (современная мечеть Зейрек ), а различные части, такие как капители, были распространены в местах вплоть до Венеции., Барселона и Вена, включая так называемые Pilastri Acritani («Столбы Акко ») в Базилике Святого Марка, Венеция.

На месте церкви, в квартале Сарачхане (древний Константиниан), в османский период постепенно были построены дома и мечеть. В 1940 году территория была выровнена, а в 1960 году при строительстве перекрестка дорог Șehzadebași Caddesi и Atatürk Bulvari начались раскопки. Кирпичные своды и фрагменты проконнесской мраморной скульптуры. обнаружены, среди них фрагменты монументальной эпиграммы, украшающей храм. Эти фрагменты вместе со ссылками на приблизительное местонахождение церкви в византийских текстах, касающихся имперских процессий на проспекте Месе, позволили надежно идентифицировать. В период с 1964 по 1969 год на этом месте проводились обширные раскопки археологами под руководством доктора Незиха Фиратли из Стамбульского археологического музея и Ричарда Мартина Харрисона из Института Думбартон-Оукс. Район, расположенный прямо напротив городской ратуши Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перенесены в Стамбульский археологический музей.

Остатки церкви были повреждены бездомными наркоманами. кто зажег костры после прорезания окружающего забора, чтобы спать там.

Описание
Предполагаемая реконструкция интерьера, выполненная Р.М. Харрисон. exedrae видны слева, амвон и алтарь на нижнем изображении.

Несмотря на его архитектурную известность, очень мало известно об истории церкви и ее точной архитектуре. Большая часть информации о первоначальном облике церкви получена из эпиграммы в честь Иулианы и ее семьи, которая была начертана в различных частях церкви. В эпиграмме утверждается, что церковь была построена как копия древнего еврейского Храма с точными пропорциями, указанными в Библии для Храма Соломона, и с использованием королевской кубит как единица измерения, как и в его модели. Ричард Мартин Харрисон, главный землекоп, реконструировал церковь как примерно квадратную базилику, ок. 52 м по бокам, с центральным нефом и двумя боковыми проходами, перед которым находится нартекс, которому предшествует большой атриум длиной 26 м. К северу от атриума остатки другого здания были идентифицированы как церковный баптистерий или дворец Юлианы. Овальная подконструкция в центре здания указывает на положение амвона, в то время как прочный фундамент по всему зданию указывает, по словам Харрисона, на наличие купола, что дает примерную высоту строительство более 30 м. Площадь алтаря раскопана недостаточно, и его форма остается неизвестной. Возможное наличие купола, хотя и не является общепризнанным, имеет большое значение, поскольку это означало бы, что это были церкви Святого Полиевкта, а не церкви Юстиниана (Святые Сергий и Вакх и Собор Святой Софии), которые сначала соединил традиционную базилику с куполом. Из эпиграммы мы знаем, что внутри было два этажа с колоннадами и галереями. Основываясь на эпиграмме и подструктурах, Харрисон также постулировал существование пары двухэтажных exedrae, состоящих из трех ниш с пирсом между ними, на северной и южной сторонах амвона. Пространства вокруг куполообразной западной бухты должны были быть перекрыты цилиндрическими или поперечными сводами.

. Внутреннее убранство было необычайно богатым. Стены были отделаны мрамором, крыша - позолочена, а на нартексе было изображено крещение Константина Великого. На этом месте также были обнаружены фрагменты слоновой кости, аметиста, золота и цветного стекла, первоначально инкрустированные мраморными скульптурами, а также фрагменты мозаики. Преднамеренное воссоздание Соломонова Храма было дополнительно усилено преобладанием мотивов, таких как пальмы, гранаты и лилии в убранстве церкви. Примечательной особенностью, которая ранее не была засвидетельствована в искусстве и архитектуре Константинополя, является широкое использование персидских сасанидских декоративных мотивов, таких как фризы из бегущих пальмет и листьев граната или симметричные геометрические и растительные узоры. Персидские мотивы становились все более популярными в VI веке, а также использовались в украшении собора Святой Софии. Еще одна исключительная находка - десять барельефов с изображениями Христа, Девы Марии и Апостолов ; такие изображения очень редки из-за разрушения человеческих изображений в иконоборчестве 8-го и 9-го веков.

Одним из крупнейших декоративных мраморных остатков на этом месте являются ниши-головные части. Эти массивные куски мрамора состоят из вогнутого сегмента, в центре которого вырезан большой лобный павлин с гордо развернутым хвостом. Эпиграмма проходит по полукругу резьбы. Павлинов окружают полосы, заполненные виноградными лозами и листьями. Буквы надписи подняты на высоту 11 см и окружены реалистичными виноградными лозами. Детали, присутствующие в каждом отдельном листе, примечательны. На каждом листе видны прожилки, некоторые края листьев потрепаны и разорваны, и художник даже потратил время, чтобы наложить рисунок, потянув одни листья вперед и вырезав другие на заднем плане, придавая ощущение глубины. Мартин Харрисон отмечает, что все это мастерство выполняется глазами художника и без каких-либо постоянных мер, на что указывают отметки, сделанные резцом, мелкие неровности и небольшие изгибы решетки. Изначально эта территория была окрашена в яркие цвета. Основными использованными цветами были синий, зеленый и немного пурпурного. Эти цвета трудно найти или создать, и они показывают силу Аниции Джулианы в декоративном аспекте конструкции. Фон для виноградных лоз и букв был ярко-синим. Павлины, связанные с богиней Герой и королевской властью в древности и символизирующие обновление и возрождение христиан, украшенные резными ожерельями, были окрашены в синий, зеленый и золотой цвета. Из-за пустых полостей в глазах оставшихся голов птиц для зрачков использовали зеленое стекло. Они также держали цепи, чтобы что-то подвешивать. Коннор предполагает, что из-за их местоположения, лампы вполне подходят для цепей в их клювах.

Галерея
См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки

Координаты : 41 ° 00 '50 "N 28 ° 57'11" E / 41,014 ° N 28,953 ° E / 41,014; 28.953

Последняя правка сделана 2021-05-15 07:05:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте