Церковь науки

редактировать
Вымышленная религия из серии «Фонд Айзека Азимова»

Церковь науки - это вымышленная религия из серии Айзека Азимова Основание. Впервые он упоминается в части III документа Foundation, «Мэры», и последний раз появляется в части V, «Торговые принцы».

Содержание
  • 1 Формирование
  • 2 Организация
  • 3 Церковная догма
  • 4 Исчезновение
  • 5 Ссылки
Формирование

В романе «Фонд, Фонд» колония ученых на планете Терминус, оказываются отрезанными от своих сторонников в Галактической Империи и находятся под угрозой со стороны нового независимого соседнего Королевства, которое жаждет их обладания научными знаниями и ядерная энергетика. Лидер Терминуса, мэр Сальвор Хардин, посещает три других близлежащих королевства и убеждает их лидеров, что позволение Анакреону завоевать Терминус сделает это королевство достаточно могущественным, чтобы завоевать их в свою очередь. Три других королевства вынуждают Анакреона отступить.

Хардин продолжает предлагать научную и медицинскую помощь всем четырем королевствам, аргументируя это тем, что это снизит вероятность их объединения для совместной атаки на Терминус. Варварские жители четырех королевств верят, что техники Фонда - волшебники. Не имея возможности заставить этих людей понять разницу между магией и наукой, техники, наконец, сдаются и позволяют поклоняться себе как святым людям. Вернувшись на Терминус, Хардин принимает ситуацию и организует программу технической помощи Фонда как религию. Техники организованы в священники, и посол Фонда в каждом королевстве становится верховным жрецом, а сам Хардин принимает на себя роль главного примаса всей религии.

Образовавшаяся религия никогда не получает официального названия в романе, но несколько раз упоминается как «религия науки», отсюда и название «сциентизм».

Организация

Помимо техников-жрецов (атомное духовенство, которое контролирует технологию ядерной энергии ) с Терминуса, которые путешествуют в миры Четырех Королевств, Церковь также набирает священников из числа коренного населения этих миров. Они едут в Храмовую школу в Терминус-Сити, где их обучают работе (но не теоретическим основам) технологии Фонда, наряду с более традиционным религиозным обучением церковным догматам, теологии и этике. Любой послушник-новичок в Храмовой школе, который достаточно сообразителен, чтобы видеть сквозь мистическую поверхность лежащие под ней научные принципы, остается на Терминусе, чтобы стать исследователем. Остальные возвращаются в Четыре Королевства, чтобы стать частью священства.

Как отмечает персонаж из «Мэров», священство построено по строго авторитарным принципам, образуя иерархию с королем (который считается второстепенным богом) на вершине. Духовенство отвечает за всю технологию в Четырех Королевствах, включая больницы, электростанции и военные объекты (упоминается, что военно-морские верфи на Анакреоне являются религиозными святилищами, полностью неприкосновенными со стороны мирян). Каждому кораблю в космическом флоте Четырех Королевств назначается набор священников, обученных Фондом, для обслуживания технологий, а также для духовного руководства экипажем.

Упоминается о церковном суде, подразумевая, что члены духовенства недосягаемы для светской системы правосудия, существующей в Четырех Королевствах. Церковный суд также уполномочен судить мирян за нарушение церковного закона (в «Мэрах» главный священник анакреонского флота приказывает, чтобы кузен короля адмирал Лефкин предстал перед церковным судом за богохульство).

Церковь Науки также включает миссионерскую организацию, целью которой является распространение духовного владычества Церкви (и, следовательно, политического контроля Фонда) на другие миры. Однако Хобер Мэллоу отмечает в «Торговых принцах», что «как бы хорошо ваша религия ни преуспела в Четырех Королевствах, вряд ли другой мир на Периферии принял ее». Одним из исключений из замечания Мэллоу является планета Асконе, и, как показано в Части IV Фонда, «Торговцы», Асконе впервые был доставлен на орбиту Фонда торговцем, а жречество последовало только за ним.

Церковная догма

Когда его спрашивают, что за религия представляет собой сциентизм, Льюис Борт, персонаж из «Мэров», заявляет, что «с этической точки зрения все в порядке. философии старой Империи. Высокие моральные стандарты и все такое. С этой точки зрения не на что жаловаться ".

Из замечаний, сделанных разными персонажами, очевидно, что Церковь Науки учит, что духовное правление Галактики принадлежит Галактическому Духу, хотя не упоминается, приписывается ли Галактическому Духу создание вселенной. Жрецов учат, что Галактический Дух руководит работой технологии Фонда. Хари Селдон, основатель Фонда, считается Пророком Галактического Духа, и люди Фонда были выбраны Селдоном для выполнения его заповедей, дабы однажды могло произойти возвращение Галактического рая (будущего Вторая Галактическая Империя, предсказанная Селдоном). Хотя об этом конкретно не говорится, Сальвор Хардин, как главный примас церкви, предположительно считается преемником Селдона на посту Пророка Галактического Духа. Однако утверждается, что любой, кто не подчиняется заповедям Селдона, будет уничтожен на вечность. Первосвященник Тео Апорат заявляет, что святотатство обрекает душу человека на вечную холодность космоса. В «Торговцах» упоминается Книга Духа, предположительно кодификация учений Церкви.

Сила заявлений сайентизма значительно усиливается тем фактом, что его ритуалы и обряды поддерживаются технологиями и наукой, и поэтому его духовенство может надежно творить «чудеса» по запросу: «Святая пища» на самом деле является лекарством., так что действительно лечит больных; трон Короля Анакреона на самом деле является летательной машиной, поэтому он действительно может парить над своими подданными с сияющей аурой. Знание священства настолько глубоко, что оно продолжает верить в чудеса, даже если они сами работают с технологиями, чтобы они происходили. Наиболее важно то, что сциентизм может выполнить свои угрозы, когда люди оскорбляют Галактический Дух, отбрасывая флот на произвол судьбы и закрывая всю планету, кроме храмов, словом священника.

Ликвидация

Спустя сто лет после своего основания сциентизм утратил свою полезность как инструмент для расширения политической власти Фонда. Ни один мир не позволит миссионерам Церкви приходить и обращать в свою веру, а это, в свою очередь, ограничивает миры, открытые для торговцев Фонда, которые обычно поощряют священство следовать за ними.

В «Торговых принцах» мастер-торговец по имени Хобер Маллоу понимает, что сила религии исчерпана. После своего избрания мэром Терминуса Мэллоу также занимает должность главного примаса, став первым человеком, занимающим обе должности после Хардина. Мэллоу прекращает политику сочетания экономического контроля с религиозным контролем и поощряет торговцев Фонда продавать свои товары, не беспокоясь о создании духовенства.

мудрость политики Маллоу демонстрируется, когда Республика Корелл объявляет войну Фонду. Мэллоу ранее продавал кореллианцам огромное количество ядерных устройств, не утруждая себя установлением священнической иерархии для управления ими. Кореллианцы предполагали, что это дает им возможность покорить Фонд, но они обнаружили, что им все еще нужна техническая помощь Фонда для поддержания технологий Фонда. Как только товары, созданные Фондом, начинают портиться, кореллианцы обнаруживают, что их промышленная экономика рушится. Не в силах вести войну, кореллианцы сдаются Фонду.

В последующих рассказах больше не упоминается о Церкви науки.

Ссылки
  • Азимов, Фонд Айзека
  • Уайт, Майкл Азимов: Несанкционированная жизнь, ISBN 1857986059, Orion Publishing (Millennium edition 1995), стр. 92-95
Последняя правка сделана 2021-05-15 06:59:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте