Церковь Киш | ||
---|---|---|
Церковь Святой Елисей. Мук. Елисей Килсэси. Церковь Пресвятой Богородицы. Танрынин Мюкддес анаси Килсоси. გიშის ღვთისმშობლის ეკლესია. Սուրբ Աստուածածին եկեղեցի. | ||
Религия | ||
Грузинская православная церковь | 165>Церковный или организационный статус | неактивный |
Местоположение | ||
Местоположение | Киш, Шеки, Азербайджан | |
Показано в пределах Азербайджана | ||
Географические координаты | 41 ° 14'56 ″ N 47 ° 11'35 ″ E / 41,248933 ° N 47,193067 ° E / 41,248933; 47.193067 Координаты : 41 ° 14'56 ″ N 47 ° 11'35 ″ E / 41,248933 ° N 47,193067 ° E / 41,248933; 47.193067 | |
Архитектура | ||
Завершено | 1 век нашей эры |
Церковь Киша (азербайджанский : Киш килсоси; грузинский : გიშის ეკლესია), также известный в разных источниках как Церковь святого Елисея (азербайджанский : Müqəddəs Yelisey kilsəsi, армянский : Սուրբ Եղիշէ եկեղեցի) или Святой Церковь Богородицы (армянский : Սուրբ Աստուածածին եկեղեցի), неактивная грузинская православная церковь 12 или 13 века, расположенная в селе Киш примерно 5 км к северу от Шеки, Азербайджан. В разное время она функционировала как Кавказско-Албанская Апостольская церковь Халкидонская церковь в рамках Грузинской Православной Церкви, а позже как Армянская Апостольская Церковь.
Согласно VII веку Армянский историк Мовсес Каганкатваци, в I веке нашей эры св. Елисей, ученик Фаддея Эдесского, прибыл в место под названием Гис (Գիս), где он построил церковь и читал литургию. Церковь стала «духовным центром и местом просвещения народов Востока». По пути из Гиса Святой Элише был убит неизвестными у языческого алтаря в небольшой долине Зергуни. По мнению армянского историка архитектуры Самвела Карапетяна, географическое положение Киша не соответствует описанному Каганкатваци. Карапетян считает, что они идентифицировали Гис как село Бомен / Бум в 60 км к юго-востоку от Киша, в Габалинском районе.
Согласно грузинскому историографу, в X веке население Киша перешло в Грузинская Православная Церковь (Халкидонизм ). Церковь Киша была превращена в резиденцию грузинского епископа, действовавшую до 17 века. К тому времени, когда регион завладела Россией, в селе Киш было удинское население. Согласно Роберту Хьюзену, удинский язык, по-видимому, преобладал к северу от реки Кура до девятнадцатого века, а армянское население, по-видимому, было относительно недавнее прибытие. В то время как многие армяне, несомненно, поселились здесь, спасаясь от турко-монгольских нашествий, многие другие вошли в этот регион с приходом русских в начале XIX века.
Грузинский историк и географ XVIII века князь Вахушти Багратиони содержит интересные заметки о деревне Киш и церкви, расположенной в ней: «Гиши находится у подножия холмов, это было княжество Цукети и имело большую купольную церковь, которая была усыпальницей епископа Элисени, Цукети и Шакихи.
В 2000–2003 гг. Министерство иностранных дел Норвегии профинансировал совместный проект Азербайджанского архитектурно-строительного университета и по археологическим исследованиям и восстановлению церкви Киш. Д-р Вилаят Каримов из Бакинского Института археологии и этнографии выполнял функции директора раскопок., а советником по археологии проекта был. Радиоуглеродный анализ различных предметов, обнаруженных на этом участке, показал, что культовое место, обнаруженное под алтарем церкви, датируется примерно 3000 г. до н.э., а строительство существующего церковного здания датируется примерно XII век (990–1160 гг. нашей эры)
Существующее церковное здание нельзя датировать временами святого Елисея, но археологические свидетельства показывают, что церковь расположена на древнем культовом месте. Маловероятно, чтобы Святой Елисей построил на Кише церковь в современном понимании этого слова. Даже если человек действительно существовал, вполне вероятно, что он построил только алтарь или использовал существующее языческое культовое сооружение.
Бьёрнар Сторфьель заявил, что есть явные доказательства того, что эта церковь была построена как диофизитский церковь. Раскопки показали, что церковь представляла собой два разных периода использования с двумя разными уровнями этажа. Согласно Сторфьеллу, поскольку архитектура апсиды первоначальной церкви в Кише предполагает диофизитскую христологию, и поскольку Грузинская церковь была единственной диофизитской церковью, существовавшей на Кавказе в период позднего средневековья, это кажется разумным чтобы предположить, что Кишская церковь была построена как грузинская церковь, а позже была захвачена монофизитами.
Вид церкви в селе Киш в Азербайджане.
Вид сзади церкви в селе Киш в Азербайджане
Купол церкви в селе Киш
Склеп с захоронениями в церкви Киш
Интерьер церкви Киш
Древняя люстра в церкви
На Wikimedia Commons есть материалы по теме to Церковь Киша. |
.