Chryssa | |
---|---|
Born | Chryssa Vardea-Mavromichali. (1933-12-31) 31 декабря 1933. Афины, Греция |
Умер | 23 декабря 2013 (2013-12-23) (79 лет). Афины, Греция |
Национальность | Греко-американец |
Образование | Académie de la Grande Chaumière, Калифорнийская школа изящных искусств |
Известен | Люминист скульптура |
Супруг (ы) | Жан Варда (m.1955 – 1958) |
Крисса Вардеа-Мавромихали (Греческий : Ρύσα Βαρδέα-Μαυρομιχάλη ; 31 декабря 1933 - 23 декабря 2013) был греко-американским художником, работавшим в самых разных СМИ. пионер американского искусства в световом искусстве и люминесцентной скульптуре, широко известная своими неоном, сталью, алюминием и акриловым стеклом инсталляций, она всегда профессионально использовала мононим Chryssa . Она работала с середины 1950-х годов в студии Нью-Йорка, а с 1992 года работала в студии, которую она основала в Neos Kosmos, Афины, Греция.
Крисса родилась в Афинах в знаменитой семье Мавромихалис с полуострова Мани. Ее семья, хотя и небогатая, была образованной и культурной; одна из ее сестер, которая изучала медицину, была другом поэта и писателя Никоса Казандзакиса.
Крисса начала рисовать в подростковом возрасте, а также училась на социального работника. В 1953 году по совету греческого искусствоведа ее семья отправила ее в Париж для обучения в Académie de la Grande Chaumière, где Андре Бретон, Эдгар Варез и Макс Эрнст были среди ее соратников, а Альберто Джакометти был приглашенным профессором.
В 1954 году, в возрасте двадцати одного года, Крисса отплыла в Соединенные Штаты., прибыл в Нью-Йорк и отправился в Сан-Франциско, Калифорния, чтобы учиться в Калифорнийской школе изящных искусств. Вернувшись в Нью-Йорк в 1955 году, она стала гражданином США и основала студию в городе. В том же году она вышла замуж за другого художника Жана Варда. Пара рассталась в 1958 году
В возрасте 79 лет Крисса умерла от сердечных заболеваний в Афинах, Греция, 23 декабря 2013 года.
Первой крупной работой Криссы были «Кикладские книги», серия гипсовых рельефов, которые французский искусствовед Пьер Рестани описал как создавшие «очищенный и стилизованный геометрический рельеф, характерный для кикладской скульптуры.. " По словам американского историка искусства и критика Барбары Роуз, «Кикладские книги» на семнадцать лет предшествовали американскому минимализму.
Arrow: Homage to Times Square - это большое произведение размером 2,4 м (8 футов на 8 футов) из окрашенного литого алюминия. В интервью 2005 года в Вулиагмени Крисса сказала: «Я хранила только одну работу более 15 лет в моей студии,« Стрела »- сейчас она находится в Олбани, в Коллекция Рокфеллера ".
Первая персональная выставка Криссы была размещена в The Guggenheim.
Times Square Sky - это 5 футов × 5 футов (1,5 м) × 9,5 в работе из неона, алюминия и стали.. Сейчас он находится в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе, Миннесота.
Работа Криссы была показана в Музее современного искусства у куратора Дороти. Выставка Каннинга Миллера "Американцы, 1963 год". Среди художников, представленных на выставке, также были Ричард Анушкевич, Ли Бонтеку, Роберт Индиана, Ричард Линднер, Марисоль, Клас Ольденбург, Эд Рейнхардт, Джеймс Розенквист и другие.
Ворота на Таймс-сквер, считающиеся «одной из самых важных американских скульптур всех времен» и «захватывающим данью живой американской культуре рекламы и массовых коммуникаций», представляют собой 10-футовую кубическую инсталляцию. из двух огромных букв A, через которые посетители могут пройти в «блестящий блок из нержавеющей стали и оргстекла, который, кажется, дрожит в игре бледно-голубого неонового света», который контролируется запрограммированными таймерами. Впервые показанный в манхэттенской Pace Gallery, он был передан Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Буффало, Нью-Йорк в 1972 году.
Клитемнестра находится в коллекции Corcoran Gallery of Art в Вашингтоне, округ Колумбия. Он основан на страданиях Клитемнестры, когда узнал, что ее дочь будет принесена в жертву Агамемноном, как это изображает подруга Криссы Ирэн Папас в Майкл Какояннис постановка Ифигения в Аулисе на Бродвее. Эта работа или другая ее версия также была установлена за пределами концертного зала Megaron в Афинах.
Музей американского искусства Уитни организовал персональную выставку работ Криссы..
Это все (начало 1970-х), центральная панель триптиха, связанного с Воротами Таймс-сквер, была приобретена Музеем современного искусства в 1975 году. и 1979.
Персональная выставка Криссы в галерее Дениз Рене была отрецензирована для журнала TIME искусствоведом Робертом Хьюзом до того, как она продолжилась в галереи Дениз Рене в Дюссельдорфе и Париже.
Получила стипендию Гуггенхайма.
70-футовая (21 м) световая скульптура Криссы без названия, шесть больших W, соединенных с помощью кабелей и запрограммированный электронным способом для создания изменяющихся световых схем через 900 футов неоновых трубок, подвешен в атриуме 33 West Monroe, дизайн Skidmore, Owings Merrill и его бывшая штаб-квартира, в Чи Каго, Иллинойс.
Мотт-стрит (1983) Криссы. Вестибюль станции метро Evangelismos, Афинское метро, линия 3Мотт-стрит, названная в честь Мотт-стрит в Чайнатауне, Манхэттен, представляет собой большое произведение из темного алюминия и красный неоновый свет, установленный на станции Evangelismos в Афинском метро.
Другие работы Хриссы из композитных сот алюминия и неона в 1980-х и 1990-х годах включают Китайский квартал, сирена, городской трафик и хлопанье птиц.
Ретроспективная выставка Chryssa 60/90 в Афинах в Mihalarias Art Center. После ее долгого отсутствия в Греции в Афинах прошла большая выставка, включающая большие алюминиевые скульптуры - городские пейзажи, «неоновые коробки» от ворот до Таймс-сквер, картины, рисунки и т. Д.
В 1992 году, после закрытия своей SoHo студии, которую арт-дилер Лео Кастелли описал как «одну из самых красивых в мире», Крисса вернулась в Грецию.. Она нашла заброшенный кинотеатр, который превратился в складское помещение, заполненное заброшенными партами и стульями, за старой Fix Brewery недалеко от центра города в Neos Kosmos, Афины. Используя столы для создания огромных скамеек, она превратила пространство в студию для работы над дизайном и скульптурами из алюминиевых композитных сот. Афинский национальный музей современного искусства, основанный в 2000 году и владеющий Cycladic Books Chryssa's, находится в процессе преобразования пивоварни Fix Brewery в постоянное помещение.
Крисса представила свои картины в Центре искусств Михалариаса.
Частичный список монографий о работах Криссы:
Частичные объявления выставок и учреждений с работами Криссы в постоянных коллекциях:
Список дополнительных выставок и коллекций предоставлен Artforum Culture Foundation, AskART. com и другие источники.
Хотя Крисса всегда профессионально использовала мононим , в некоторых ссылках на аукционы изобразительного искусства и произведений искусства она тем не менее упоминается как Крисса Вардеа, Вардеа Крисса, Крисса Варда или Варда Крисса.