Хроматизм - это композиционная техника, в которой перемежаются основные диатонические высоты звука и аккорды с другими высотами хроматической гаммы. Хроматизм контрастирует или дополняет тональность или диатонизм и модальность (мажор и минор, или «белый ключ», весы). Хроматические элементы считаются «усовершенствованием или заменой элементов диатонической гаммы».
Не только в начале композиции, но и в ее середине, каждый шаг гаммы [градус ] проявляет непреодолимое желание достичь значения тоники для себя как самого сильного шага звукоряда. Если композитор уступает этому побуждению шага звукоряда в диатонической системе, частью которой является этот шаг, я называю этот процесс тоникализацией и само явление хроматическим.
— Генрих Шенкер (1906)Хроматизм - это почти по определению изменение, вставка или отклонение от этой основной диатонической организации.
— Леонард Б. Мейер (1956)На протяжении всего периода В девятнадцатом веке композиторы могли свободно изменять любые или все аккорды данной третичной структуры [аккорд, составленный из третей ] в соответствии со своими композиционными потребностями и требованиями. Выраженное или непрерывное изменение аккорда [и 'расширение ] привело к хроматизму. Хроматизм, вместе с частыми модуляциями и обилием негармонизма [неаккордовых тонов ], первоначально произвел расширение третичной системы; чрезмерное использование процедур в конце века предупредило упадок и близкий к коллапсу [атональность ] системы [тональность].
— Пол Купер (1975)Хроматизм - это название, данное к использованию тонов вне мажорной или минорной гаммы. Хроматические тона начали появляться в музыке задолго до периода общепринятой практики, и к началу этого периода были важной частью ее мелодических и гармонических ресурсов. Хроматические тона возникают в музыке частично из-за перегиба [изменения] ступеней гаммы в мажорной и минорной ладах, из-за вторичной доминирующей гармонии, из особого словаря измененных аккордов и из некоторых негармонических тонов... Ноты вне гаммы не действуют. обязательно влияет на тональность... тональность определяется последовательностью корней и тональными функциями аккордов, даже если детали музыки могут содержать все тона хроматической гаммы.
— Walter Piston ( 1987)Иногда... мелодия, основанная на обычной диатонической гамме (мажорной или минорной), пронизана множеством случайностей, и хотя могут появиться все 12 тонов хроматической гаммы, тональные характеристики диатонической гаммы сохраняются.... Хроматизм [это] введение некоторых нот хроматической гаммы в музыку, которая в основном диатоническая по ориентации, или музыка, основанная на хроматической гамме вместо диатонических гамм.
— Benward Saker (2003)Следующая временная шкала является сокращенной из презентации Benward Saker:
Как тональность начала расширяться во второй половине девяностых В n-м веке, когда были опробованы новые комбинации аккордов, тональности и гармонии, хроматическая гамма и хроматизм стали более широко использоваться, особенно в произведениях Рихарда Вагнера, таких как опера "Тристан и Изольда". ". Повышенный хроматизм часто упоминается как одна из основных причин или признаков «разрушения» тональности в виде повышенной важности или использования:
По мере того, как тональная гармония продолжала расширяться и даже разрушаться, хроматическая гамма стала основой современной музыки, написанной с использованием техники двенадцати тонов, где ряд тонов представляет собой конкретный порядок или серию хроматической гаммы, а позже сериализм. Хотя эти стили / методы продолжают (повторно) включать тональность или тональные элементы, часто отказываются от тенденций, которые привели к этим методам, таких как модуляция.
Дэвид Коуп описывает три формы хроматизма: модуляцию, заимствованные аккорды из вторичных тональностей и хроматические аккорды, такие как s увеличенные шестые аккорды.
Хроматическое расширение тональности, которое характеризует большую часть музыки девятнадцатого века, иллюстрируется в миниатюре заменой ожидаемой диатонической гармонии хроматической гармонией. Эта техника напоминает обманчивую каденцию, которая предполагает замену ожидаемой диатонической гармонии цели другим диатоническим аккордом.....
В основной тональности замещающая хроматическая гармония часто оказывается триадой, взятой из параллельной второстепенной лада. Этот процесс ["ассимиляция"]... называется смешением лада или просто смешением... Четыре согласных трезвучия из второстепенного лада могут заменить свои аналоги в мажорном ладе. Мы называем их хроматическими триадами смешанными.
— Аллен Форте (1979)Общая хроматика - это совокупность всех двенадцати одинаково темперированных классов высоты тона хроматической гаммы.
Список хроматических аккордов:
Другие типы цветности:
Ноты, которые не относятся к тональности [те, «которые лежат в пределах двух основных 2-х частей» диатонической шкалы], называются хроматическими нотами.
— Аллен Форте (1979)A хроматическая нота - это нота, не принадлежащая к тональности преобладающей тональности. г в то время. Точно так же хроматический аккорд - это аккорд, который включает одну или несколько таких нот. Хроматическая и диатоническая нота или две хроматические ноты создают хроматические интервалы .
Когда одна нота интервала является хроматической или когда обе ноты являются хроматическими, весь интервал называется хроматическим. Хроматические интервалы возникают путем повышения или понижения одной или обеих нот диатонического интервала, так что интервал увеличивается или уменьшается на полутонический интервал [«измененные диатонические интервалы»].
— Аллен Форте (1979)Хроматическая гамма состоит из полутонов, поэтому октава делится на двенадцать равных шагов по одному полутону каждая.
Линейный хроматизм, используется в джазе : «Все импровизированные строки... будут включать негармонические хроматические ноты». Подобно шкале бибопа, это может быть результатом метрических проблем или просто желания использовать часть хроматической шкалы
Под хроматическим линейным аккордом подразумевается просто аккорд полностью линейного происхождения, содержащий одну или несколько хроматических нот. Многие из этих аккордов можно найти в литературе.
— Аллен Форте (1979)[В период романтизма] Более широко использовалось хроматическая гармония, в которой используются аккорды, содержащие тона не встречаются в преобладающей мажорной или минорной гамме.... Хроматические аккорды добавляют красок и движения романтической музыке. Диссонансные или нестабильные аккорды также были более свободными, чем в классическую эпоху. Умышленно откладывая разрешение диссонанса на согласный или стабильный аккорд, композиторы-романтики создавали чувства тоски, напряжения и тайны.
— Роджер Камиен (1976) Музыкальные партитуры временно отключены. ♭ II-VI до минор.A хроматический аккорд - это музыкальный аккорд, который включает по крайней мере одну ноту, не принадлежащую диатонической гамме связанное с преобладающей тональностью , использование таких аккордов является использованием хроматической гармонии . Другими словами, по меньшей мере, одна нота аккорда хроматически изменена. Любой аккорд, не являющийся хроматическим, является диатоническим аккордом.
Музыкальные партитуры временно отключены. IV-♯iv7-V7-IНапример, в тональности C мажор, следующие аккорды (все диатонические) естественным образом построены на каждой ступени гаммы:
Однако ряд других аккордов также может быть построен на ступенях гаммы, и некоторые из них являются хроматическими. Примеры:
В теории музыки, passus duriusculus - латинский термин, обозначающий хроматический, часто это линия баса, нисходящая или восходящая.
С конца 16 века хроматизм стал символизировать интенсивное эмоциональное выражение в музыке. Пьер Булез (1986, с. 254) говорит о давно установившемся «дуализме» в западноевропейском гармоническом языке: «диатонический, с одной стороны, и хроматический, с другой, как во времена Монтеверди и Джезуальдо, мадригалы которых содержат множество примеров и используют практически тот же символизм. Хроматический символ, символизирующий темноту, сомнение и печаль, и диатонический свет, утверждение и радость - эти образы почти не менялись за три столетия ». Когда интервьюер спросил Игоря Стравинского (1959, с.243), действительно ли он верит в врожденную связь между «пафосом» и хроматизмом, композитор ответил: «Конечно, нет; ассоциация целиком обусловлена условностями. " Тем не менее условность очень сильна, и эмоциональные ассоциации, вызванные хроматизмом, с годами пережили и даже усилились. Цитируя Кука (1959, с. 54): «Примерно с 1850 года - с тех пор, как в интеллектуальных кругах возникли сомнения в возможности или даже желательности основывать свою жизнь на концепции личного счастья, - хроматизм принес больше и более болезненное напряжение в нашей арт-музыке, и, наконец, разрушило основную систему, а вместе с ней и всю систему тональности ".
Примеры нисходящих хроматических мелодических линий, которые, казалось бы, передают очень заряженные чувства, можно найти в :
Хроматизм часто ассоциируется с диссонансом.
В XVI веке повторяющийся мелодический полутон стал ассоциироваться с плачем, см.: passus duriusculus, lament bass и pianto.
Susan McClary (1991) утверждает, что хроматизм в опере и сонате формирует повествования часто можно понимать как «Другой», расовый, сексуальный, cl ass или иначе, "мужскому" я диатоники, будь то посредством модуляции, относительно области вторичного ключа или других средств. Например, Катрин Клеман называет хроматизм в Изольде Вагнера «женской вонью». Тем не менее, МакКлари также отмечает, что те же приемы, которые используются в опере для изображения безумия женщин, исторически высоко ценились в авангарде инструментальной музыке: «В симфонии девятнадцатого века Саломея хроматическая смелость - вот что отличает по-настоящему серьезную композицию авангарда от простой клише хакерской работы ». (стр. 101)