Кристус (Лист)

редактировать

Кристус (S.3, составлен 1862-1866) - это оратория венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Оратория берет традиционный сюжет жизни Иисуса Христа от его рождения до его страстей и воскресения, используя библейские тексты, и, таким образом, чем-то напоминает другой известный религиозный труд Мессия автора Джордж Фридрих Гендель.

Содержание

  • 1 Составление
  • 2 Структура произведения
  • 3 Часть первая: Рождественская оратория
  • 4 Часть вторая: После Крещения
  • 5 Часть третья: Страсть и Воскресение
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Сочинение

Когда Лист, после плодотворных веймарских лет, переехал в Рим в 1861 году, большинство его работ было следующие десять лет будет религиозная музыка для хора. Сочинение его самой известной оратории «Христос» занимало Листа с 1862 по 1866 год с более короткими или длинными паузами. Он закончил партитуру к концу сентября 1866 года, но хотел внести некоторые исправления и исправления, и поэтому работа была завершена только в декабре того же года. «Христос» был опубликован в 1872 году и впервые был показан в протестантской церкви в Веймаре 29 мая 1873 года.

Структура произведения

Оратория длится около трех часов. длительность и требует значительных оркестровых и вокальных сил, что делает это довольно редкостью в концертных залах сегодня, и, несмотря на это, большая часть работы имеет почти камерные пропорции и довольно личное по настроению. Для текста Лист использует Библию, католическую литургию и некоторые древние латинские гимны; в этом смысле он не хотел экспериментировать. Примечательно, что роль оркестра в оратории действительно более значительна, чем роль хора, поскольку оркестр является движущей силой роста и развития (как в операх Вагнера ). Это не похоже на ранние, барочные и классические оратории, где преобладает хор, а оркестр просто выступает в качестве комментария, обеспечивая гармоничную фактуру. В оратории отсутствуют речитативные разделы, хотя партитура периодически аннотируется латинскими отрывками, как бы объясняющими, что изображает музыка или лежащая в основе эмоциональная или религиозная значимость. Неясно, предназначены ли эти отрывки для произнесения рассказчиком во время музыки. Некоторые выступления сделали это с большим эффектом, хотя в большинстве они не используются.

Произведение состоит из трех частей:

  • Часть первая: Рождественская оратория (из пяти частей)
  • Часть вторая: После Крещения (из пяти частей)
  • Часть третья : Страсть и Воскресение (из четырех движений)

Движений так мало (в отличие от «Мессии») из-за их длины и структурного размаха, в котором единственным исключением является «O filii et filiae» из третьей части, продолжительное время. всего две минуты. В своих ранних работах Лист часто использовал идею трансформации и модификации музыкальных мотивов и тем для достижения большей связности и взаимосвязи: в этом отношении «Христос» не исключение. Также были признаны многие мотивы григорианских песнопений, что значительно усиливает единство произведения. Самый очевидный мотив, лежащий в основе всей оратории, - это простой идеальный пятый интервал, который слышен как начало открытой песни к Пришествию Rorate coeli в самом начале оратории, встречающейся в большинстве движений. в некотором роде, иногда как мелодический жест, иногда с гармоническим подтекстом, и в конечном итоге становится основным сюжетом великой фуги, завершающей всю ораторию.

Часть первая: Рождественская оратория

I. Мотивум - Введение. II. Пастораль и Благовещение. III. Stabat Mater speciosa («Стояла прекрасная Мать»). IV. Песня пастухов на яслях. В. Три короля

Рассказчик (см. Выше) в самом начале приводит «мотив» произведения, говоря на латыни, а затем следует вступление оркестра, еще раз акцентируемое голосом рассказчика., приводя слова из Исаии, 45: 8. Вступление в основном в легкой, пасторальной атмосфере, и его продолжительность составляет около 18 минут. Это своего рода свободная полифоническая фантазия на равнине для Адвента «Rorate coeli», плавно выстраивающаяся от тихого начала до кульминации.. В «Пасторале и Благовещении» мы слышим солистов сопрано и тенора, а также хор для первый раз. Поддерживаемые и окрашенные оркестром, они поют об ангелах, приходящих к пастухам, возвещая рождение Иисуса Христа (Луки, 2: 10-14). Музыка Angelus основана на совершенной квинте, производной от «Rorate coeli».. «Stabat Mater speciosa» - длинная, почти а капелла часть для хора и некоторых органных пассажей. Латинский гимн, который поется, является «сестринским гимном» «Stabat Mater dolorosa», и должен исполняться на довольно похожую мелодию, но в более ярком и спокойном настроении, и слова другие, описывающие Марию, наблюдающую за маленьким Иисусом в его колыбель и игра.. В «Песне пастухов на яслях» пасторальная атмосфера достигает своего апогея в нежных и веселых мелодиях гобоев, кларнетов и фаготов, опять же основанных на идеальной пятой интервале. Музыка постоянно нарастает и к концу движения достигает своего радостного и танцевального пика. Это движение, важно добавить, полностью инструментальное.. Заключительное движение этой части, «Три короля», на самом деле представляет собой марш большого масштаба, который начинается с тихой, но устойчивой и упругой поступью и движется неумолимо приближаться к фортиссимо с полным оркестром. Движение включает рассказчика (см. Выше) со словами путешествия Трех Царей (Матфея 2: 9,11). Есть три основные темы этого движения. Хотя все темы независимы, все начинаются с одной зародышевой идеи. Первый начинается с восходящей идеальной пятой, изображающей марш. Другой, изображающий звезду, на нисходящем арпеджио триады, обрисовывающей пятую часть (так что это пятая часть в инверсии и преобразовании). А третья более извилистая, ее открывающая восходящая фраза описывает интервальный подъем к пятой, а затем спускается с пятой обратно до тоники как арпеджио (и, таким образом, также является мотивационной комбинацией двух других). Все три темы разработаны, и первая часть заканчивается великолепно и оптимистично.

Часть вторая: После Крещения

VI. Блаженства. VII. Pater noster: Отче наш. VIII. Основание церкви. IX. Чудо. X. Вход в Иерусалим

Часть вторая открывается песней «Блаженства», написанной для баритона, хора и органа. Оно задумчивое, спокойное и медитативное, звук не такой богатый, как в первой части, поскольку это движение представляет собой образец сдержанности и экономии средств. На самом деле она была написана раньше, в 1855 году, и Лист просто решил использовать ее как часть оратории.. Следующая часть - установка Отче наш, для хора и органа. Шепот латинского текста и задумчивость настроения очень похожи на первую часть.. Однако «Основание Церкви» «пробуждает» хор и слова Христа «Tu es Petrus, et super hanc petram... (Матфея 16,18) звучат твердо и решительно. Этому противопоставляется другая часть движения, более мягкая, со словами из Иоанна, 21: 15-17.. «Чудо» описывает сцену, в которой Христос идет по водам озера. оф. Он рассчитан на баритон, хор и оркестр рассказчика, но вокальные ресурсы ограничены в их использовании, и оркестр играет основную роль в изображении. Музыка сначала звучит драматично, когда шторм поднимает огромные волны, и апостолы взывают к Иисусу своими мольбами: «Domine, salva nos, perimus!» («Спаси нас, Господи, ибо мы погибнем!»). Затем Иисус останавливает бурю и ветры, и остальная часть движения проходит в большом спокойствии.. В «Входе в Иерусалим » задействованы солисты, хор и оркестр, празднующие прибытие сына Давида и Царь Израиля, и завершает вторую часть «Христа» на фоне криков «Осанна !».

Часть третья: Страсти и воскресение

XI. Tristis est anima mea («Печаль моя душа»). XII. Stabat Mater dolorosa («Стояла горестная Мать»). XIII. O filii et filiae («О сыновья и дочери»). XIV. Ресуррексит! («Он воскрес!»)

Заключительная часть оратории начинается мрачным и наполненным болью движением «Tristis est anima mea». Здесь Иисус разговаривает со своим Отцом, размышляет обо всех ужасах, которые его ждут, однако «sed non quod ego volo, sed quod tu». Скупое использование солиста-баритона делает слова еще более выразительными и значимыми. Оркестр снова играет важную роль.. Затем следует «Stabat Mater dolorosa», древний латинский гимн, печальный и мрачный. Это самая длинная отдельная часть всего произведения (примерно 30 минут), в которой задействованы все оркестровые и вокальные силы, но в настроении, совершенно противоположном обычным ораториям, где использование всего вокала предвещает славу и радость. Это движение на самом деле является долгим и болезненным оплакиванием судьбы Марии - увидеть смерть ее сына. Но ближе к концу музыка набирает силу, местами становится яростной, страстной и победоносной. Это, конечно, предвосхищает воскресение Христа, победу жизни над смертью.. Короткий пасхальный гимн «O filii et filiae» контрастирует с «Stabat Mater», поскольку он очень короткий (2 мин.), В нем используется только женский хор с одной фисгармонией, и он гораздо более яркого, выжидательного настроения. Эти слова рассказывают нам о Марии Магдалине, обнаружившей, что могила Христа открыта, а комната пуста.. Заключительная часть оратории - «Воскресение!», Веселый, ликующий хор, поддерживаемый всем оркестром, празднуя воскресение Христа. Фактически, это параллель со знаменитым «Аллилуйя!» Генделя и очень похожее по общему настроению. Итак, величайшая оратория Листа завершается, в полной мере используя вокальные и оркестровые силы, провозглашением «Христос воскресе!». Мотивирующая пятая часть восхождения используется, чтобы символизировать «воскресение Христа» как фугальную тему, без украшений, и это главная тема. Пятое произносится один раз, затем повторяется на тон выше, затем снова на тон еще выше. Всего шесть нот, все они взяты из того же места, что и начало оратории. Таким образом, Лист, как и Бах, использует свое отношение к музыке для разъяснения богословских посланий.

Источники

  • Райх, Труда: Музыкальная читалка за младше приятельье музике (выпуск № 10), Školska knjiga, опубликовано в Загребе в 1970 году.
  • Раймонд МакГилл, в предисловии к Warner Classics Издание «Christus» «Apex Titles», номер компакт-диска 2564 61167-2, концепция серии Мэтью Косгроув

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 03:33:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте