Христианизация Русского каганата

редактировать
Христиане и язычники, картина Сергея Иванова.

Христианизация народа Руси должна иметь начался в 860-х годах и был первым этапом в процессе христианизации восточных славян, который продолжался вплоть до XI века. Несмотря на его историческое и культурное значение, трудно найти записи, подробно описывающие это событие, и, похоже, оно было забыто ко времени Владимирского крещения Киева в 980-х годах.

.

Самым авторитетным источником по первой христианизации Руси является энциклическое письмо Патриарха Фотия Константинополь, датируется началом 867 года. Ссылаясь на русско-византийскую войну 860, Фотий сообщает восточным патриархам и епископам, что после булгар обратившись к Христу в 863 году, русы так усердно последовали его примеру, что он счел благоразумным послать на их землю епископа.

византийских историков, начиная с продолжения Феофана Великого. Духовник предположил, что набег русов на Константинополь в 860 был успехом Византии, и приписал эту предполагаемую победу Покрову Богородицы. Это убеждение диктовало следующую интерпретацию: трепетные перед чудесами, свидетелями которых они стали под стенами имперской столицы, и убитые горем бедствием, постигшим их, русы отправили послов к Фотию и попросили его прислать на их землю епископа. 104>

Согласно Константину VII, который написал биографию своего деда, Василия Македонянина, именно его предок убедил русов отказаться от их языческих традиций. способами. Константин приписывает обращение Василию и Патриарху Игнатию, а не их предшественникам, Михаилу III и Фотию. Он повествует о том, как византийцы побудили Русь обратить внимание своими убедительными словами и богатыми подарками, включая золото, серебро и драгоценные ткани. Он также повторяет традиционную историю о том, что язычники были особенно впечатлены чудом: книга Евангелия, брошенная архиепископом (sic) в печь, не пострадала от пожара.

Рассказ Константина оспаривается. длительный спор о том, прошла ли христианизация Руси в 9 веке двумя этапами. Одна школа мысли постулирует, что была только одна христианизация: желая прославить своего предка, Константин просто приписал Василию миссионерские триумфы своего предшественника, Михаила III.

С другой стороны, Константин Цукерман утверждает, что в ответ на первоначальную просьбу русов Фотий (и Михаил III) отправили в Русский каганат простого епископа. Язычники почувствовали пренебрежение к низкому чину прелата, и их христианское рвение испарилось. В сентябре 867 года Михаил был убит Василием, который (вместе с новым патриархом Игнатием) послал на Русь архиепископа, поддерживавшего религиозный пыл местных вождей богатыми подарками. Образно говоря, одновременная христианизация Болгарии также проходила в два этапа: булгары были оскорблены, когда простой епископ прибыл в их столицу из Константинополя и попросил Папу Николая I прислать им более высокую - высокопоставленный церковный чиновник. Такие соображения были важным вопросом политического престижа. Этот образец имеет параллели с рассказами франкских историков о множественных «крещениях » норвежцев, истинным намерением которых было заполучить богатые дары, сопровождающие ритуалы христианизации.

Дата и обоснование христианизации также окутаны спорами. рассматривает это событие как «формальный и дипломатический акт, облегчающий достижение выгодных соглашений с правителем христианского государства». Цукерман утверждает, что Игнатий послал своего архиепископа на Русь примерно в 870 году, а Дмитрий Оболенский склонен считать 874 год датой окончательной христианизации. Цукерман далее объясняет, что христианизация Болгарии и Руси была вызвана принятием иудаизма их главным врагом, Хазарией, в конце 8-го или начале 9-го века.

Содержание
  • 1 Другие первоисточники
  • 2 Результат
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания и ссылки
Другие первоисточники

Хотя византийские источники предоставляют наиболее подробное описание 9-го -вековая христианизация Руси, современные мусульманские авторы, кажется, подтверждают свои свидетельства. Ибн Хордадбех, описывая русов 880-х годов, отмечает, что «они считают себя христианами». Формулировка предполагает, что он не воспринимал эти утверждения всерьез. Аль-Марвази (умер после 869 года) сообщает, что русы отказались от своих диких языческих обычаев и набегов, приняв христианство в 912 году нашей эры.

Первичная хроника утверждает Ольга Киевская (ум. 969) как первая христианка на Руси. Однако в Русско-Византийском договоре (945), заключенном во время правления предшественника Ольги Игоря и широко цитируемого в Первичной летописи, упоминается, что некоторые из посланников Руси, подписавших договор были христианами. Более того, летопись признает, что коллегиальная церковь святого Илии существовала в Киеве еще в 944 году, «у многих варягов и хазар были христианами ". Непонятно, почему авторы «Первичных летописей», которые верно следовали Георгию Гамартолу в других деталях, решили опустить само упоминание об усилиях Фотия по христианизации страны. Чтобы объяснить это явное молчание, Борис Рыбаков построил запутанную теорию заговора, предполагая, что Мстислав Великий (великий князь Киевский (правил в 1125–1132 гг.) и якобы проскандинавский и анти- византийский правитель) сознательно приказал убрать рассказ о христианизации Аскольда.

Поздние средневековые русские источники (такие как Никоновская летопись XVI века) знали о византийском отчете о христианизации IX века и пытались примирить его с традиционная версия Владимира обращения Киева в 992 году. В последовавшей за этим путанице Владимира и Фотия иногда представляли как современников. Имя первого «митрополита Русского было дано как Михаил или Леон. Эти источники связывают первую христианизацию с именем Аскольда, киевского правителя, убийство которого Олег организовал в 882 году.

Поскольку византийцы считали, что Русь была обращена в 9 веке, они относились к ним как к христианскому народу и не смогли зафиксировать вторую христианизацию страны при Владимире в 988 году (в скобках, ни в одном иностранном источнике, за исключением Яхья Антиохийского (умер около 1066 г.), упоминается обращение Владимира в 980-е гг.) В реестре православных епископств, составленной при Льве VI (годы правления с 886 по 912 г.), престол Руси занимает шестьдесят первое место. В списке, составленном во время царствования Константина VII (913-959), Русская престол занимает 60-е место. Житие святителя Кирилла (Вита Кирилла) сообщает, что, проезжая Крым по пути в Хазарию, апостол славян обнаружил в Херсонесе Библию. написано на русском языке, что, возможно, указывает на существование народной письменной традиции еще в IX веке.

Результат
Сцена из племенной войны 860-х годов, Николай Рерих (1897)

Ни один первоисточник не указывает, что случилось с русскими новообращенными в IX веке. Масштабы и важность этого первого преобразования также оспариваются. Авторы имперского периода, начиная с Августа Людвига фон Шлозера, предполагали, что только часть русского общества приняла христианство во времена Фотия. Дмитрий Иловайский, например, предположили, что Фотий имел в виду христианизацию так называемой Тмутараканской (или Понтийской) Руси, в то время как Новгород (или Северная) Русь оставалась языческой еще на столетие.

Некоторые советские историки (Борис Греков, Владимир Пашуто, Рыбаков) утверждали, что христианство было принято в IX веке только Варяжская элита Русского каганата. Тот факт, что первая христианизация была уничтожена так быстро, объясняется 882 государственным переворотом, который привел к падению якобы христианского Аскольда и узурпации власти язычником Олегом. (Но в некоторых источниках отмечалось, что Олег тоже был варягом.) Первым сторонником этой теории был Василий Татищев, который пришел к выводу, что Аскольд и Дир были убиты из-за их христианских взглядов. Он дошел до того, что назвал Аскольда «первым русским мучеником ».

Константин Цукерман отвергает мнение Рыбакова о том, что Фотий обратил Киевскую Русь. Он входит в число авторов, считающих, что центром Русского каганата был Новгород. По его словам, христианизированные варяги были изгнаны из страны во время антиваряговского движения 860-870-х годов. Это движение, связанное в новгородской традиции с именем Вадима Смелого, могло быть вызвано попытками варягов христианизировать языческое население. Их неспособность обратить ильменских славян якобы привела к краху Русского каганата.

См. Также
Примечания и ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:58:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте