Христианизация Скандинавии

редактировать

Христианизация Скандинавии, а также других стран Северной Европы и Балтии стран, происходила между 8 и 12 веками. Королевства Дания, Норвегия и Швеция (Швеция - это слияние бывших стран Götaland и в 11 или 12 веке. Свеланд ) учредили свои собственные Архиепископии, подчиняющиеся непосредственно Папе, в 1104, 1154 и 1164 годах соответственно. Обращение в христианство скандинавского народа потребовало больше времени, так как потребовались дополнительные усилия для создания сети церквей. Саамы оставались необращенными до 18 века. Более новые археологические исследования показывают, что христиане в Гёталанде были уже в 9 веке, а также считается, что христианство пришло с юго-запада и двинулось на север.

Дания также была первой из скандинавских стран, которая была христианизирована, поскольку Харальд Блютуз объявил об этом примерно в 975 году нашей эры и поднял больший из двух Камней Еллинга. Самая старая из сохранившихся каменных церквей - это церковь Святого Креста в Далби, датируемая примерно 1040 годом нашей эры, расположенная в Скании, которая тогда входила в состав Дании.

Хотя скандинавы номинально стали христианами, на это потребовалось значительно дольше, чтобы настоящие христианские верования утвердились среди людей в одних регионах, в то время как в других регионах люди были обращены в христианство еще до царя. Старым местным традициям, обеспечивающим безопасность и структуру, бросили вызов незнакомые идеи, такие как первородный грех, воплощение и Троица. Археологические раскопки захоронений на острове Ловен недалеко от современного Стокгольма показали, что реальная христианизация народа шла очень медленно и потребовала не менее 150 человек. до 200 лет, и это было очень центральное место в Шведском королевстве. рунические надписи XIII века из торгового городка Берген в Норвегии демонстрируют небольшое христианское влияние, и одна из них обращается к валькирии.

В раннем средневековье папство еще не проявило себя как центральная римско-католическая власть, так что могли развиваться региональные варианты христианства. Поскольку образ «победившего Христа» часто появляется в раннем германском искусстве, ученые предположили, что христианские миссионеры представляли Христа «как фигуру силы и удачи» и, возможно, Книгу Откровений, которая представляет Христа как победивший сатану, сыграл центральную роль в распространении христианства среди викингов.

Содержание
  • 1 Миссия Гамбург-Бремен
  • 2 Скандинавские страны
    • 2,1 Дания
    • 2,2 Норвегия
    • 2,3 Швеция
    • 2,4 Готланд
    • 2,5 Jämtland
  • 3 Другие страны Северной Европы
    • 3,1 Фарерские острова
    • 3,2 Финляндия
    • 3,3 Исландия
  • 4 Мотивы обращения
  • 5 Последние язычники
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 На других языках
Миссия Гамбург-Бремен
рунический камень Харальда Bluetooth в Еллинге Христианский крест из рунического камня Фрёсе, символизирующего христианизацию Емтланда Церковь Святого Креста в Долби Эпоха викингов камень-изображения Сёвестад 1 из Сконе изображает человека, несущего крест.

Зарегистрированные миссионерские усилия в Дании начались с Виллиброрда, апостола фризов, проповедовавшего в Шлезвиге, которая в то время была частью Дании. Он отправился на север из Фризии где-то между 710 и 718 годами, во время правления короля Онгендуса. Виллиброрд и его товарищи не добились большого успеха: король был уважительным, но не был заинтересован в изменении своих убеждений. Агантир разрешил 30 молодым людям вернуться во Фризию с Виллибрордом. Возможно, намерением Виллиброрда было обучить их и завербовать некоторых из них, чтобы они присоединились к его усилиям по распространению христианства среди датчан. Спустя столетие Эббо, архиепископ Реймса и Виллерих, позже епископ Бремена, крестил несколько человек во время своего визита в Данию в 823 году.. Он дважды возвращался в Данию для прозелитизма, но без какого-либо зарегистрированного успеха.

В 826 г. король Ютландии Харальд Клак был вынужден бежать из Дании Хорик I, другой король Дании. Харальд отправился к императору Германии Людовику I за помощью в возвращении его земель в Ютландии. Людовик I предложил сделать Харальда герцогом Фризии, если он откажется от старых богов. Харальд согласился, и его семья и 400 датчан с ним были крещены в Ингельхайме-на-Рейне. Когда Харальд вернулся в Ютландию, император Людовик и Эббо Реймский поручили монаху Ансгару сопровождать Харальда и наблюдать за христианством среди обращенных. Когда Харальд Клак снова был изгнан из Дании королем Хориком I, Ансгар покинул Данию и сосредоточил свои усилия на шведах. Ансгар отправился в Бирку в 829 году и основал там небольшую христианскую общину. Его самым важным новообращенным был Херигар, которого описывали как старосту города и советника короля. В 831 г. была основана Гамбургская архиепископия, на которую была возложена ответственность за прозелитизм Скандинавии.

Хорик I уволил Гамбург в 845 году, где Ансгар стал архиепископом. Резиденция епархии была перенесена в Бремен. В том же году произошло языческое восстание в Бирке, которое привело к мученической смерти Нитарда и вынудило постоянного миссионера епископа Готбера бежать. Ансгар вернулся в Бирку в 854 году и в Данию в 860 году, чтобы восстановить некоторые из достижений своих первых визитов. В Дании он завоевал доверие тогдашнего короля Хорика II (не Хорика I, убитого в 854 году и выступавшего против христианства), который дал ему землю в Хедебю (протогород к заменить на Шлезвиг ) для первой христианской часовни. Вторая церковь была основана несколько лет спустя в Рибе на западном побережье Дании. Рибе был важным торговым городом, и в результате южная Дания была сделана епархией в 948 году с Рибе в качестве ее резиденции, частью архиепископа Гамбург-Бремен под своим первым епископом Сен-Леофдагом, который был убит в том же году при пересечении границы. реки Рибе.

Верховенство епархии Гамбург-Бремен над церковной жизнью на севере постепенно снижалось по мере того, как папство, начиная с понтификата Папы Григория VII и далее, все больше вовлекало себя в прямо на север. Значительным шагом в этом направлении было основание архиепископства для всей Скандинавии в Лунде в 1103–04 гг.

И рассказы Виллиброда, и Харальда являются полумифическими, и интегрировать мифические и легендарные темы из нордической языческой традиции в свои христианские истории. Синкретизированный вариант истории Харальда, в которой он сражается с Рагнаром Лодброком за установление христианства в Дании, появляется в девятой книге Gesta Danorum Саксона Грамматика. Эббо - это имя мифического нордического персонажа Ибора, также известного как Эгиль или Орвандил, лучника, эльфа и кузнеца, который восстает против богов озиров и ведет с ними войну, а история Эббо из Реймса объединяет темы божественная история Эббо, включая крестьянское (не озированное) рождение и миграцию. Узурпация Харальда и его усилия по христианизации связаны с несколькими историями о «узурпации» и «изменениях в жертвоприношениях», включая узурпацию Митотина и введение поклонения Фрею в Упсале, в которых используются похожие мотивы и мифические образы.

Скандинавские страны

Дания

Распространение христианства в Дании происходило с перерывами. Датчане столкнулись с христианами, когда они участвовали в набегах викингов с 9 века до 1060-х годов. Датчане оставались племенами в том смысле, что местные вожди определяли отношение к христианству и христианам для своего клана и родственников. Возвращение христианских рабов или будущих жен после набега викингов, возможно, впервые привело к тесному контакту большого количества простых датчан с христианами.

Когда вожди и короли Дании стали участвовать в политике Нормандии, Англии, Ирландии, Франции, и Германия, они стали добрее относиться к своим христианским подданным. В некоторых случаях обращение вождя или короля кажется чисто политическим, чтобы обеспечить союз или предотвратить нападение могущественных христианских соседей. Были случаи, когда за обращением могущественного вождя (датч.: ярл ) или одного из королей следовало массовое обращение их последователей. В некоторых случаях обращение было вызвано испытанием суровыми чудесами, совершенными святыми христианами в присутствии царя или других великих людей того времени.

Христианские миссионеры рано осознали, что датчане не поклоняются каменным или деревянным идолам, как северные немцы или некоторые шведы. Они не могли просто уничтожить изображение, чтобы доказать, что Христос был высшим богом. Великие религиозные объекты в Выборге, Лейре, Лунде и Оденсе также были местом больших собраний Дании (датский: landsting). Религиозные объекты в Дании часто располагались у священных источников, великолепных буковых рощ или изолированных вершин холмов. Миссионеры просто попросили построить в этих местах часовни. Со временем религиозное значение этого места перешло в часовню.

Даже став христианами, датчане смешали две системы верований вместе. Семьи, которые жили близко к земле, не хотели оскорблять местных духов (датский: landvætter), поэтому пожертвования оставляли так же, как и в дохристианские времена. Священные источники (по-датски: килдер) были просто посвящены одному из местных святых, связанных с источником, и жизнь продолжалась так же, как и раньше. Христианские миссионеры смогли помочь в этом процессе, размещая церкви на священных местах или рядом с ними, в некоторых случаях фактически используя древесину из священных рощ для строительства церквей. Знак молота Тора легко поглотил крест.

В Дании есть несколько святых, канонизированных местными епископами, как это было принято в ранней Скандинавии, или почитаемых местными жителями как святых. Часто эти святые получают свое почитание от дел, связанных с христианизацией Дании. В Виборге есть святой Кьельд, Орхус - святой Нильс (также называемый святым Николасом), в Оденсе - святой Канут (датский: Sanct Knud). Среди других - Канут Лавар, Ансгар, Святой Тёгер из Вендсиссель, Святой Вильгельм, Святой Леофдаг из Риба и другие отдали свои жизни и усилия к задаче сделать датчан христианами.

Король Горм Старый (датский: den Gamle), который при жизни был известен как Горм Сонный, был первым королем всей Дании. До своего времени датские короли предположительно были местными королями, не имеющими влияния на всех датчан. Дания состояла из Ютландии, Шлезвига и Гольштейна вплоть до реки Гайдер, главных островов Зеландии, Фюн, Лангеланд, близлежащие малые острова и Сконеланд. Горм был назван «жестким и язычником», но влияние королевы Фиры позволяло христианам жить более или менее без проблем. Сын Горма и королевы Тиры, король Харальд Блютуз, хвастался на одном из камней в Еллинге, что он «сделал датчан христианами». Харальд Блютуз также упоминается в надписи на Curmsun Disc, датированной 960–980 гг. На обратной стороне диска имеется восьмиугольный гребень, огибающий край объекта. В центре восьмиугольного гребня находится латинский крест, который может указывать на то, что Харальд Блютуз был христианином.

Первым датским королем, обратившимся в христианство, был Харальд Клак, который сам крестился во время изгнания, чтобы получить поддержку Людовика Благочестивого. Римберт сообщает, что он намеревался вернуться домой в сопровождении миссионеров; однако Санмарк считает «маловероятным» то, что он действительно вернулся домой, и поэтому считает свое влияние на преобразование Дании «вероятно незначительным».

Христианство прочно закрепилось в Дании только после крещения Харальд Bluetooth. Первоначально Харальд оставался язычником, хотя уже в 935 году он разрешил христианским миссионерам публичные проповеди. Около 960 года Bluetooth обратился в христианство, как сообщается, когда фризский монах Поппо держал в руке раскаленный кусок железа, не повредив его. Дочь Харальда, Гунхильда, и его сын, Свейн Форкберд тоже крестились. Была также политическая причина для обращения. В немецких историях записано, что Харальд крестился в присутствии императора Отто I, крестного отца Свейна Форкборода. Одним из последствий его обращения является то, что датские короли покинули старый королевский корпус в Еллинге и переехали в Роскилле на острове Зеландия.

Свейн восстал против своего отца, который потратил чрезмерное количество времени и денег, поднимая большой камень в Еллинге в память о своих достижениях. Однажды король Харальд спросил путешественника, видел ли он когда-нибудь, чтобы люди перемещали такой тяжелый груз. «Я видел, как Свейн утаскивал от вас всю Данию, сэр. Судите сами, кто из вас несет больший вес». Харальд оставил камень на пути, наконец осознав, что Свейну почти удалось украсть все королевство. Несколько битв довели восстание до тупика, но в 985 году Харальд был смертельно ранен стрелой. Позже его останки были похоронены в маленькой деревянной церкви в Роскилле, тогдашней столице Дании. Его останки предполагается замуровать в одной из колонн собора Роскилле.

Свейн Форкбёрд пытался вырвать контроль над церковью в Дании у Священной Римской империи, и в результате был оклеветан немецкими историками своего времени. Его обвиняли в том, что он отступил от своих христианских убеждений и преследовал христиан в Англии. Фактически Свейн дал землю большому собору в Лунде, чтобы оплатить содержание капитула. Его армия разрушила христианские церкви в Англии как часть его вторжения после Св. Резня в Брайс-Дэй датчан, организованная Этельредом. Но когда Свейн стал королем Англии и Дании, политика потребовала, чтобы он проявил доброту по отношению к церкви, которая выступала против него.

Еще одним христианизирующим влиянием была массовая эмиграция датчан в Англию и Нормандию в годы викингов. Тысячи датчан поселились в восточно-центральной Англии и на севере Франции, вытесняя или вступая в брак с местными христианами. Когда часть датского клана становилась христианской, это часто означало, что отношение остальной семьи к христианству смягчалось.

К началу 11 века, определенно во время правления Канута IV, Данию можно было назвать христианской страной. Позже известный как Св. Канут, Канут IV был убит в церкви Св. Олбанса в 1086 году после того, как дворяне и крестьяне взбунтовались из-за того, что он требовал уплаты десятины для оплаты строительства новых монастырей и других церковных фондов, которые были впервые введены в Данию во время его правления. царствовать. И институты, и налоги считались иностранным влиянием, и отказ Канута использовать региональные собрания, как это было принято, для установления новых законов, привел к его смерти и смерти его брата, принца Бенедикта, и семнадцати других хускарлов. Во многих смыслах канонизация святого Канута в 1188 году знаменует собой триумф христианства в Дании. Когда останки святого Канута были перенесены в собор Оденсе, весь народ смирил себя трехдневным постом. Хотя он не был первым датчанином, ставшим святым, это был первый случай, когда король, символ более или менее объединенной Дании, был признан образцом, достойным почитания верующих.

С того времени до 1536 года, когда Дания стала лютеранской страной под властью короля (или королевы) Дании в качестве титульного главы Датской национальной церкви (датский: Folkekirke), борьба между власть короля, знати и церкви во многом определила ход датской истории.

Норвегия

Хокон Ярл получил миссионеров от короля Дании, но перед отъездом Хокон послал миссионеры назад.

Первые зарегистрированные попытки распространения христианства в Норвегии были предприняты королем Хоконом Добрым в десятом веке, который вырос в Англии. Его усилия были непопулярны и не имели большого успеха. Последующий король Харальд Грейхайд, также христианин, был известен разрушением языческих храмов, но не попытками популяризации христианства.

За ним последовал стойкий язычник Хокон Сигурдссон Ярл, возглавивший возрождение язычества с восстановлением храмов. Когда Гарольд I из Дании попытался навязать ему христианство около 975 года, Хокон нарушил свою верность Дании. Датские силы вторжения потерпели поражение в битве при Хьёрунгавагре в 986 году.

В 995 году Олаф Трюггвасон стал королем Норвегии Олафом I. Олаф совершал набеги на различные европейские города и участвовал в нескольких войнах. Однако в 986 году он (предположительно) встретил христианского провидца на островах Силли. Как предсказал провидец, Олаф был атакован группой мятежников, когда вернулся на свои корабли. Как только он оправился от ран, он дал себя креститься. Затем он прекратил совершать набеги на христианские города и жил в Англии и Ирландии. В 995 году он воспользовался возможностью вернуться в Норвегию. Когда он прибыл, Хокон Ярл уже столкнулся с восстанием, и Олаф Трюггвасон смог убедить повстанцев принять его как своего короля. Позже Хокон Ярл был предан и убит собственным рабом, когда скрывался от повстанцев в свинарнике.

Олаф I тогда сделал своим приоритетом обратить страну в христианство, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. Разрушая храмы, пытая и убивая языческих сопротивляющихся, ему удалось сделать каждую часть Норвегии, по крайней мере, номинально христианской. Распространяя свои усилия на норвежские поселения на западе, саги о королях приписывают ему христианизацию Фарерских островов, Оркнейских островов, Шетландских островов, Исландия и Гренландия.

После поражения Олафа в битве при Свольдере в 1000 г. в Норвегии произошло частичное возвращение к язычеству под властью ярлов Лейд. В следующее правление святого Олафа языческие остатки были истреблены, и христианство укрепилось.

Николас Брейкспир, позднее Папа Адриан IV, посетил Норвегию с 1152 по 1154 год. Во время своего визита он построил церковную структуру для Норвегии. Папская булла, подтверждающая создание норвежской епархии в Нидаросе, датирована 30 ноября 1154 года.

Швеция

Ансгар предпринял неудачную попытку еще в 830-е годы.

Первые известные попытки христианизации Швеции были предприняты Ансгаром в 830 году, приглашенным шведским королем Бьёрном. Основание церкви в Бирке не вызвало у шведов особого интереса. Спустя столетие Унни, архиепископ Гамбург, предпринял еще одну неудачную попытку. В 10 веке английские миссионеры вторглись в Вестергётланд.

Адама Бременского. Исторический трактат Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum упоминает языческий Храм в Упсале в центре города. Швеция. «Достоверность описания Адамом культового места в Гамла-Упсале подвергается серьезному сомнению». Хотя статус Упсалы как дохристианского культового центра хорошо задокументирован, рассказ Адама не может быть подтвержден археологическими находками. «Предполагаемые культовые сооружения, которые были раскопаны, не напоминают описание Адама храма,« полностью покрытого золотом ».

Сторонники культа в Упсале пришли к взаимному соглашению о терпимости с Олоф Скётконунг, первый христианский король Швеции, взошедший на престол в 990-х годах. По-видимому, Олоф Скетконунг не имел достаточно влиятельного положения, чтобы насильственно навязывать соблюдение христианства в Уппланде. Вместо этого он основал епископальную кафедру в Скара в Вестергётланд, недалеко от своей собственной крепости в Хусаби около 1000 г. Другая епископская кафедра была основана в Сигтуна в 1060-х годах королем Стенкилом, согласно Адаму Бременскому. Это место было перенесено в Гамла-Уппсала, вероятно, где-то между 1134 и 1140 годами. Это могло быть связано с важностью Упсалы как старой королевской резиденции и памятника, но также могло быть вызвано желанием показать, что сопротивление христианству в Уппланд потерпел поражение. По инициативе папы в 1164 году в Уппсале была основана шведская архиепископия.

Одним из наиболее жестоких событий между христианами и язычниками, возможно, был конфликт между Блот-Свейн и Инге Старший в 1080-е годы. Этот рассказ сохранился в саге об Оркнейинге и в последней главе саги о Хервараре, где сага последовательно переходит от легендарной истории к историческим шведским событиям в течение столетий до ее составления. Правящий король Инге решил положить конец традиционным языческим жертвоприношениям в Упсале, что вызвало общественную реакцию. Инге был вынужден покинуть страну, а его шурин Блот-Свейн был избран королем при условии, что он позволит продолжать жертвоприношения. После трех лет изгнания Инге тайно возвратилась в Швецию в 1087 г. и, прибыв в Старую Упсалу, он окружил зал Блот-Свейн своими хускарлами и поджег зал, убив короля, когда он сбежал из горящего дома. Сага Херварара сообщает, что Инге завершила христианизацию шведов, но Heimskringla предполагает, что Инге не могла напрямую взять на себя власть, а должна была избавиться от еще одного языческого короля, Эрика из Good Harvests.

По словам М.Г. Ларссона, причина, по которой основные шведские провинции сосуществовали между язычеством и христианством на протяжении XI века, заключалась в том, что переход к новой религии получил всеобщую поддержку. Однако старые языческие обряды были важными и центральными для юридических процессов, и когда кто-то ставил под сомнение древние обычаи, многие новообращенные шведы могли какое-то время решительно отреагировать на поддержку язычества. Ларссон теоретизирует, что, следовательно, колебания между язычеством и христианством, о которых сообщают саги и Адам Бременский, не сильно отличаются от колебаний, которые проявляются в современных идеологических сдвигах. Король Инге Старший не мог бы править как христианский король без сильной поддержки со стороны своих подданных, и норвежское вторжение в Вестергетланд Магнуса Бэрфута подвергло испытанию отношения Инге со своими подданными: он, кажется, собрал большую часть шведского лейданга, 3600 человек и вытеснил норвежские оккупационные силы.

Хотя Швеция была официально обращена в христианство к XII веку, норвежский король Сигурд Крестоносец предпринял крестовый поход против Смоланда, юго-восточной части Шведского королевства, в начале XII века, и официально он был направлен на обращение местных жителей.

Готланд

В Gutalagen (Gotlandic юридическая книга с 1220-х гг.) Официально использовалась до 1595 г., но на практике до 1645 г. blóts наказывалось штрафом.

Jämtland

На самом северном руническом камне мира, стоящем на острове Frösön в центре Jämtland, Frösö Runestone, говорят, что человек по имени Austmar христианизировал регион, вероятно, в период 1030–1050 годов, когда был поднят рунический камень. Мало что известно об Аустмэре, но считается, что он был законодателем в регионе Jamtamót.

Другие скандинавские страны

Скандинавские средневековые короли также правили провинциями за пределами Скандинавии. Эти провинции сегодня известны как страны Северной Европы.

Фарерские острова

Зигмундур Брестиссон был первым фарерским жителем, обратившимся в христианскую веру, принесшим христианство на Фарерские острова по указу Олафа Трюггвасона. Первоначально Зигмундур стремился обратить островитян, прочитав указ Альтингу в Торсхавн, но был почти убит образовавшейся разъяренной толпой. Затем он изменил свою тактику, пошел с вооруженными людьми в резиденцию вождя Трондур-Готу и ночью ворвался в его дом. Он предложил ему выбор между принятием христианства или обезглавливанием лица ; он выбрал первое. Позже, в 1005 году, Трондур-Готу напал на Сигмундура ночью на его дворе в Скувое, после чего Сигмундур бежал вплавь в Сандвик на Судурой. Он достиг земли в Зигмундаргьогв в Сандвике, но фермер в деревне убил измученного Сигмундура и украл его драгоценное золотое кольцо на руку.

Финляндия

Судя по археологическим находкам, христианство утвердилось в Финляндии во время 11 век. Католическая церковь была усилена ростом шведского влияния в 12 веке и финским «крестовым походом» Биргера Ярла в 13 веке. Финляндия была частью Швеции с тех пор до 19 века.

Исландия

Ирландские монахи, известные как Папар, как говорят, жили в Исландии до ее заселения норвежцами в IX веке.

После того, как король Олаф I взял исландских заложников, в Исландии 10 века возникла напряженность между христианскими и языческими фракциями. Жестоких столкновений удалось избежать благодаря решению Альтинга в 1000 г. н.э. разрешить арбитражное разбирательство между ними Торгейру Льосветнингагоуи, лидеру языческой фракции. После дневной и ночной медитации он решил, что страна должна перейти в христианство в целом, в то время как языческое поклонение наедине будет по-прежнему терпимо.

Мотивы обращения

Некоторые обращения, по всей видимости, имели место для политической и материальной выгоды, а также по духовным причинам. Например, некоторые, возможно, просто хотели взять богатые подарки (такие как прекрасная белая одежда для крещения), которые раздавались франкской знати, которые выступали в качестве спонсоров кандидатов на крещение, когда они крестились. В случае с королем Дании Харальдом Блютузом, например, он лишь частично обратился в новую веру (по крайней мере, сначала), чтобы сохранить свою независимость от немцев, которые в то время представляли даже большую угрозу, чем франки. к этому. Он также видел, что христианство может многое предложить его правлению. Это не только помогло повысить его статус, но и оказало практическую помощь. Епископы-миссионеры были грамотными, и те, кто имел опыт работы с королевским правительством в Германии или Англии, могли стать ценными советниками. Был также экономический мотив для обращения, поскольку языческие короли были очарованы христианским богатством. В результате некоторые решили принять новую веру как способ получить доступ к этому богатству.

Последние язычники

В 1721 году новая датская колония была основана в Гренландии с целью обращения жителей в христианство. Примерно в то же время в Норвегии и Швеции были предприняты усилия по обращению саамов, которые оставались язычниками еще долгое время после обращения своих соседей. религия саами все еще практикуется некоторыми.

Исследования показывают, что скандинавские страны, такие как Дания и Швеция, в настоящее время относятся к числу наименее религиозных стран в мире; тем не менее, «многие датчане и шведы, например, исповедуют веру во« что-то », хотя и не обязательно в Бога Библии». Фил Цукерман пишет в статье 2009 года в Nordic Journal of Religion and Society: «Несомненно, историческое развитие культуры и религии в Дании и Швеции является решающим фактором в объяснении нынешнего состояния нерелигиозности».

См. Также
Примечания
Дополнительная литература
  • Беренд, Нора. Христианизация и подъем христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь c. 900–1200 (2010).
  • Катаяла-Пелтомаа, Сари. «Отцовство, мужественность и живая религия в позднесредневековой Швеции». Scandinavian Journal of History 38.2 (2013): 223–44.
  • Латуретт, Кеннет Скотт. История распространения христианства. Том 2. Тысяча лет неопределенности: 500–1500 гг. Нашей эры (1938), стр. 106–43.
  • Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. II: Девятнадцатый век в Европе, протестантская и восточная церкви (1959): стр. 131–96.
  • Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. История христианства в девятнадцатом и двадцатом веках, Vol. IV: Двадцатый век в Европе, Римско-католическая, протестантская и восточная церкви. (1961): 310–36
  • Мельникова, Елена. "Насколько христианами были христиане викингов?" Ruthenica, Suppl. 4 (2011). С. 90–107; онлайн ; также онлайн
  • Мейлан, Николас. «Мана на севере: власть и религия в средневековой скандинавской историографии», History of Religions (ноябрь 2016 г.) 56 №2 149–66. doi : 10.1086 / 688215
  • Санмарк, Александра : Власть и обращение: сравнительное исследование христианизации в Скандинавии; Уппсала: Департамент археологии и древней истории, Уппсальский университет, Периодические статьи по археологии: 34; ISBN 91-506-1739-7 Также: докторская диссертация, 2002 г., Лондон, Университетский колледж pdf библиография, стр. 297–317.
  • Винрот, Андерс. Преобразование Скандинавии: викинги, торговцы и миссионеры в переделке Северной Европы (Yale UP, 2012).

На других языках

  • Hoftun, Oddgeir (2008). Kristningsprosessens og herskermaktens ikonografi i nordisk middelalder, Осло: Solum forlag. ISBN 978-82-560-1619-8 (на норвежском языке)
  • Кауфхольд, Мартин (2001), Europas Norden im Mittelalter, Wissenschaftliche Buchgesellschaft ISBN 3-89678-418-8 (на немецком языке)
  • Ларссон, MG (2002). Götarnas riken. Upptäcktsfärder till Sveriges enande. Атлантида, Стокгольм. ISBN 91-7486-641-9. (на шведском языке)
  • Шён, Эббе. (2004). Asa-Tors hammare, Gudar och jättar i tro och tradition. Fält Hässler, Värnamo. ISBN 91-89660-41-2 (in Swedish)
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:58:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте