Христианизация Киевской Руси

редактировать
Крещение киевлян, картина Клавдия Лебедева

Христианизация Киевской Руси проходила в несколько этапов. В начале 867 года Константинопольский Патриарх Фотий объявил другим христианским патриархам, что Русь, крещенная его епископом, с особым энтузиазмом приняла христианство. Попытки Фотия христианизировать страну, похоже, не привели к длительным последствиям, поскольку в Первой летописи и других славянских источниках говорится, что Русь X века прочно укоренилась в язычестве. После первичного Chronicle, окончательная христианизация в Киевской Руси датируется 988 года (год оспаривается), когда Владимир Великий крестились в Херсонесе и начал крестить свою семью и человек в Киеве. Последние события традиционно называют крещением Руси ( России : Крещение Руси, украинский : Хрещення Русі) на украинском и русской литературе.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Предыстория
  • 2 девятый век
  • 3 Десятый век
  • 4 Владимирское крещение Киева
    • 4.1 Предпосылки
    • 4.2 Крещение Владимира
    • 4.3 Крещение Киева
  • 5 Последствия
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

Предыстория

Святые Кирилл и Мефодий на памятнике Тысячелетие Руси в Великом Новгороде

Согласно церковной традиции, христианство впервые было поставлено на территорию современной Беларуси, Россия и Украины на Андреевском, первый апостол от Иисуса Христа. Он переместил над Черным морем в греческую колонию из Херсонеса Таврического в Крыме, где он превращается в несколько тысяч людей к новой вере. Предположительно Святой Андрей путешествовал также на север вдоль реки Днепр, где примерно в V веке будет основан Киев, и на север до будущего места расположения Великого Новгорода. Легендарное повествование Русской Первичной летописи повествует, что святого Андрея по пути позабавили славянские обычаи омовения в горячей паровой бане, бане.

Греческие колонии Северного Причерноморья, как в Крыму, так и на современных украинских берегах Азовского и Черного морей, почти тысячу лет оставались главными центрами христианства в Восточной Европе. Известные христианские места там включают Инкерманский пещерный монастырь, средневековый византийский монастырь, где покоятся мощи святого Климента, четвертого епископа Рима, якобы держат перед их удалением в Сан - Клементе по Святых Кирилла и Мефодия.

Святые Кирилл и Мефодий были миссионеры христианства среди славянских народов из Болгарии, Великой Моравии и Паннонии. Своей работой они повлияли на культурное развитие всех славян, за что получили титул «Апостолы к славянам». Им приписывают создание глаголицы, первого алфавита, использованного для расшифровки старославянского языка. Позже их ученики создали кириллицу в Первой Болгарской империи, которая сейчас используется во многих славянских странах, включая Россию. После смерти их ученики продолжили миссионерскую работу среди других славян. Оба брата почитаются в Украинской Католической и Византийской католической церквях, а также в Православной церкви как святые с титулом « равноапостольных ».

Девятый век

Картина Василия Перова иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве.
Основная статья: Христианизация Русского каганата

Наиболее авторитетным источником ранней христианизации Руси является энциклическое письмо Патриарха Фотия, датируемое началом 867 года. Ссылаясь на осаду Константинополя в 860 году, Фотий сообщает восточным патриархам и епископам, что после того, как болгары обратились ко Христу в 863 году, Руси последовали их примеру. Как и в случае с болгарами, Патриарх счел благоразумным послать к варварам епископа из Константинополя.

С некоторыми изменениями история повторяется Константином VII в De Administrando Imperio, за которым следуют несколько поколений византийских историков, в том числе Иоанн Скилитц и Иоаннес Зонарас. То, что императорский двор и патриархат считали Русь X века христианами, очевидно из того факта, что епископство Руси было внесено в списки христианских престолов, составленные во времена правления Льва Мудрого и Константина VII. Существует также аргумент ex Silentio: ни в одном греческом источнике не упоминалось о втором крещении Руси в 990-х годах.

Десятый век

Крещение Святой Ольги

Какими бы ни были усилия Фотия по христианизации Руси, их эффект был недолговечным. Хотя они не упоминают о миссии Фотия, авторы « Первичной хроники» знали, что значительная часть киевского населения была христианской к 944 году. В русско-византийском договоре, сохранившемся в тексте летописи, христианская часть русы клянутся по своей вере, а правящий князь и другие нехристиане по языческому обычаю взывают к Перуну и Велесу. Киевскую соборная церковь в Санкт - Илии (культ которого в странах славянских тесно по образцу Перуна) упоминается в тексте летописи, в результате чего современные ученые, чтобы обдумать, как существовало много церквей в Киеве в то время.

Крещение святой княгини Ольги в Константинополе, миниатюра из Радзивилловской летописи

То ли в 945, то ли в 957 году правящая регентка Киевская Ольга посетила Константинополь с неким священником Григорием. Ее прием при императорском дворе описан в De Ceremoniis. Согласно легендам, византийский император Константин VII влюбился в Ольгу; однако она нашла способ отказать ему, обманом заставив его стать ее крестным отцом. Когда она крестилась, она сказала, что крестный не должен жениться на своей крестнице.

Хотя обычно предполагается, что Ольга крестилась в Константинополе, а не в Киеве, явного упоминания причастия нет, поэтому ни одна из версий не исключается. Известно также, что Ольга просила епископа и священников из Рима. Ее сын Святослав (годы правления 963–972) продолжал поклоняться Перуну и другим богам славянского пантеона. Он всю жизнь оставался упорным язычником ; согласно «Первой хронике», он считал, что его воины потеряют к нему уважение и будут насмехаться над ним, если он станет христианином.

Преемник Святослава Ярополк I (годы правления 972–980), похоже, более примирительно относился к христианству. Позднесредневековые источники даже утверждают, что Ярополк обменялся послами с Папой Римским. Chronicon из Адемар Шабанский и жизнь Санкт - Ромуальд (по Пьетро Дамиани ) на самом деле документ миссии Святого Бруно Кверфуртский на землю Руси, где он преуспел в превращении в христианство местного короля (один из трех братьев кто правил землей). Александр Назаренко предполагает, что Ярополк прошел некоторые предварительные обряды крещения, но был убит по приказу своего сводного брата-язычника Владимира (чьи собственные права на престол были сомнительными) до того, как его обращение было официально оформлено. Следуя этой теории, любая информация о крещении Ярополка по латинскому обряду будет подавлена ​​более поздними православными летописцами, стремившимися сохранить неприкосновенность образа Владимира как апостола Руси для грядущих поколений.

Владимирское крещение Киева

Фон

На картине Ивана Эггинка Владимир слушает православных священников, а папский посланник недоволен.

В первое десятилетие правления Владимира началась языческая реакция. Перун был избран верховным божеством славянского пантеона, а его идол был помещен на холме возле царского дворца. Это возрождение язычества совпало с аналогичными попытками, предпринятыми Ярлом Хоконом в Норвегии и (возможно) Свейном Форкбёрдом в Дании. Его религиозная реформа провалилась. К концу 980-х годов он счел необходимым перенять монотеизм из-за границы.

Как сообщает « Первичная летопись», в 986 году Владимир встречался с представителями нескольких религий. Результат забавно описан в следующем апокрифическом анекдоте. При встрече с болгарами- мусульманами Волги Владимир счел их религию неподходящей из-за требований обрезания и запретов на алкогольные напитки и свинину ; якобы Владимир сказал по этому поводу: «Пьянство - радость русов». Он также консультировался с еврейскими посланниками (которые могли быть или не были хазарами ), расспрашивал их об иудаизме, но в конечном итоге отверг его, заявив, что их потеря Иерусалима была доказательством того, что они были оставлены Богом.

В 987 году в результате консультации со своими боярами Владимир отправил послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых убеждали его принять их соответствующие вероисповедания. Из мусульманских болгар волжских посланники сообщили нет радости среди них; только печаль и сильная вонь. В мрачных церквях немцев его эмиссары не видели красоты; но в Святой Софии, где был приведен в действие полный праздничный ритуал Византийской церкви, чтобы произвести на них впечатление, они нашли свой идеал: «Мы больше не знали, находимся мы на небе или на земле, - сообщали они, - ни такой красоты», и мы не знаем, как сказать об этом ».

Крещение Владимира

Крещение Владимира, фреска Виктора Васнецова Владимирский собор в Херсонесе со статуей святого Андрея на переднем плане.

Зарубежные источники, очень немногочисленные, приводят следующую историю обращения Владимира в христианство. Яхья из Антиохии и его последователи ( аль-Рудхравари, аль-Макин, аль-Димашки и ибн аль-Асир ) дают, по сути, то же самое. В 987 году генералы Барда Склер и Барда Фока восстали против византийского императора Василия II. Оба повстанца ненадолго объединили силы и двинулись на Константинополь. 14 сентября 987 года Варда Фока провозгласил себя императором. Стремясь избежать осады своей столицы, Василий II обратился за помощью к русов, хотя в то время они считались врагами. Владимир согласился в обмен на супружескую связь; он также согласился принять христианство как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда свадьба была согласована, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.

В Первой летописи описанию крещения Владимира предшествует так называемая Корсуньская легенда. Согласно этой апокрифической истории, в 988 году Владимир захватил греческий город Корсунь ( Херсонес ) в Крыму, имеющий важное коммерческое и политическое значение. Эта кампания могла быть продиктована его желанием получить выгоды, обещанные ему Василием II, когда он просил Русь о помощи против Фоки. В награду за эвакуацию из Херсонеса Владимиру была обещана рука сестры императора Анны Порфирогениты. Перед свадьбой Владимир крестился (либо в Херсонесе, либо в Киеве), взяв христианское имя Василий из уважения к царскому зятю. За причастием последовал его брак с византийской принцессой. Предполагаемое место крещения Владимира в Херсонесе отмечено Владимирским собором.

Крещение Киева

Памятник Святому Владимиру на Владимирской горе в Киеве рядом с местом массового крещения киевлян

Триумфально вернувшись в Киев, Владимир призвал жителей своей столицы к Днепру для крещения. Это массовое крещение стало знаковым событием в истории христианизации Киевской Руси.

Сначала Владимир крестил своих двенадцать сыновей и множество бояр. Он разрушил деревянные статуи славянских языческих богов (которые он сам поднял всего за восемь лет до этого). Их либо сожгли, либо разрубили на куски, а статую верховного бога Перуна бросили в Днепр.

Тогда Владимир послал всем киевлянам, «богатым и бедным, и нищим, и рабам», прийти на следующий день к реке, чтобы не рискнуть стать «врагами князя». Пришло большое количество людей; некоторые даже брали с собой младенцев. Их отправили в воду, пока священники, приехавшие по этому случаю из Херсонеса, молились.

Орехово-Борисово собор был построен в 21 - м веке, чтобы отпраздновать тысячелетие Крещения Руси

В ознаменование этого события Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную Десятинной церковью, где должны были упокоиться его тело и тело его новой жены. Еще одна церковь была построена на вершине холма, где раньше стояли языческие статуи.

Последствия

Остромирово Евангелие, написанное в церковнославянском языке, одной из первых датированных восточнославянских книг.

За крещением Киева последовали аналогичные церемонии в других городских центрах страны. Иоаким Летопись говорит, что дядя Владимира, Добрыня, заставил новгородцев в христианство «огнем», в то время как местный мэр, Путята, убедил своих соотечественников принять христианскую веру «мечом». Тогда же епископ Иоаким Корсунянин на месте языческого кладбища построил первый деревянный собор Святой Премудрости «с 13 вершинами».

Язычество сохранялось в стране долгое время, всплывшее во время восстания на Верхней Волге и других периодических языческих протестов. Северо-восточная часть страны с центром в Ростове была особенно враждебна новой религии. Сам Новгород столкнулся с языческим восстанием только в 1071 году, когда епископ Федор столкнулся с реальной угрозой для своей личности; Князь Глеб Святославич разогнал толпу, разрубив колдуна топором пополам.

Христианизация Руси прочно соединила ее с Византийской империей. Греческая ученость и книжная культура были приняты в Киеве и других центрах страны. Церкви начали строить по византийскому образцу. Во время правления сына Владимира Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение восточнославянской литературы, сложную речь, в которой он благосклонно сравнил Русь с другими странами, известными как « Проповедь о законе и благодати ». Остромирово Евангелие, произведенное в Новгороде за тот же период, было первой датированной восточнославянской книгой полностью сохранились. Но единственное сохранившееся произведение светской литературы «Сказание о полку Игореве» указывает на то, что определенная степень языческого мировоззрения сохранилась и при христианской Киевской Руси.

В 1988 году верующие восточно-католической и православной церквей, уходящие корнями в крещение в Киеве, праздновали тысячелетие восточнославянского христианства. Великие торжества в Москве изменили характер взаимоотношений советского государства и церкви. Впервые с 1917 года Русской Православной Церкви были возвращены многочисленные церкви и монастыри. В украинских общинах по всему миру члены различных украинских церквей также отметили тысячелетие христианства в Украине.

В 2008 году Национальный банк Украины выпустил в обращение памятные монеты «Христианизация Киевской Руси» в рамках серии «Возрождение христианской духовности в Украине».

Смотрите также

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-03-21 08:14:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте