Христианство является доминирующей религией в Южной Африке, при этом почти 80% населения в 2001 г. исповедовали быть христианином. Преобладает ни одна деноминация: основные протестантские церкви, пятидесятнические церкви, церкви, инициированные африканцами, и католическая церковь, все имеют значительное количество единомышленники. Важно отметить, что существует значительный и устойчивый синкретизм с традиционной африканской религией среди большинства самопровозглашенных христиан в Южной Африке.
Христианство сыграло важную роль в истории Южной Африки. Некоторые христианские конфессии богословски поддерживали неравенство, подчинение и расовую сегрегацию (апартеид ), в то время как некоторые другие выступали против этого.
Христианство пришло в Южную Африку с поселенцами из Европы, начиная с Яна ван Рибека в 1652 году, когда Vereenigde Oost-Indische Compagnie (VOC), Голландская Ост-Индская компания) уполномочил его создать пост для пополнения запасов продовольствия и топлива на корабли, курсирующие между Нидерландами и Юго-Восточной и Южной Азией. С ним прибыли три корабля поселенцев, которые начали жить в Кейптауне, и для общественного богослужения только Nederduitse Gereformeerde Kerk (или голландская реформатская церковь) была предоставлена поселенцам (или бурам) под исключительные права и защиту. до 1806.
Первая христианская миссия в Genadendal, Южная Африка.В июле 1737 года Георг Шмидт прибыл в Южную Африку в качестве христианского миссионера, основав первую протестантскую миссию под названием Моравские братья. Он начал работать с племенем хой-хой. Шмидт сначала обосновался в Zoetemelksvlei, но несколько месяцев спустя переехал в то, что теперь известно как Genadendal. В 1742 году он крестил пятерых рабов хой-хоя. Это вызвало бурю негодования, поскольку в то время Голландская реформатская церковь придерживалась мнения, что крещеные христиане должны быть свободными, а не рабами. Споры и враждебность европейских поселенцев вынудили Шмидта покинуть Южную Африку два года спустя, в 1744 году, что привело к полному прекращению всей христианской миссионерской деятельности примерно на 50 лет.
Моравские братья вернулись в Южную Африку в 1792 году. с тремя миссионерами. В течение следующих 30 лет гораздо больше христианских миссионеров прибыло в расширенную Южную Африку, которая к тому времени была крупным центром морской торговли между Азией и Западом. Эти миссионеры прибыли из Англии, Шотландии, Франции, США и Нидерландов. Они начали переводить Библию на местные языки и особенно сборники гимнов для общинного пения. Южная Африка стала воротами для армии христианских миссионеров, пытающихся получить доступ в Южную Африку и Африку к югу от Сахары. Их заявленной целью было «евангелизировать, просвещать и цивилизовать» то, что они называли «язычниками » и «варварами », коренными народами «самой темной Африки».
К середине 19 века многие европейские конфессии христианства открыли в Южной Африке миссию филиала и с энтузиазмом искали новых обращенных. Внутренние разногласия привели к расколу между 1850-1910-ми годами, таким как основание африканских независимых церквей, Сионской христианской церкви и Назаретской баптистской церкви. В начале 1900-х годов христианские пятидесятники из Америки открыли свои офисы в Южной Африке. «Харизматические христианские церкви» зародились в Южной Африке в 20 веке. Эта историческая деятельность создала множество христианских конфессий и структуру, в которой, хотя 80% населения Южной Африки составляют христиане, в самой крупной христианской секте было менее 10% населения Южной Африки.
Когда белый человек приехал в нашу страну, у него была Библия, а у нас (черных) была земля.. Белый человек сказал нам: «Помолимся».. После молитвы у белого человека была земля, а у нас была Библия.
- Южноафриканская пословица, Перевод: Джеральд Уэст
Система апартеида, а также сопротивление ей были вопросом как политического, так и теологического характера. В 20 веке несколько христианских церквей в Южной Африке поддерживали апартеид и расовые разделения. Некоторые возражали против этого. Одна из крупнейших христианских конфессий, Голландская реформатская церковь (NGK), использовала христианское богословие для доказательства богословской поддержки режима апартеида. Голландская реформатская церковь, насчитывающая 3 миллиона христиан, оставалась «официальной религией» поддерживающей апартеид Национальной партии.
NGK не только поддерживал апартеид, но и за годы до его начала, в 1881 году, он основал отдельную цветную церковь. В 1910 году сегрегация была политикой южноафриканской голландской реформатской церкви, и чернокожие африканцы, которые были частью ее деноминации, должны были поклоняться в церквях, предназначенных для черных африканцев. В 1948 году Даниэль Франсуа Малан - бывший пастор голландской реформатской церкви стал премьер-министром. Он закрепил идеи апартеида дополнительными законами и активным исполнением. Большинство церковных лидеров поддержали и были привержены апартеиду, но некоторые нет. Преподобный Бейерс Науд, например, присоединился к приходу только для чернокожих после того, как покинул свою церковь только для белых в конце 1970-х.
В следующей таблице показано распределение христианских последователей в соответствии с Перепись 2001 г. (Перепись 2011 г. не спрашивала о религии). Из общей численности населения страны в 44,8 миллиона человек 35,8 миллиона или 79,8% идентифицированы как члены христианской конфессии.
Деноминация | Приверженцы | % христиан |
---|---|---|
Методисты | 3 305 404 | 9,2% |
Голландские реформаторы | 3,005,698 | 8,4% |
Англиканцы | 1722076 | 4,8% |
лютеране | 1,130,987 | 3,2% |
пресвитериане | 832,495 | 2,3% |
баптисты | 691,237 | 1,9% |
конгрегации | 508,825 | 1,4% |
Церковь Бога полного Евангелия | 350,000 | |
Другое Реформаторские | 226,495 | 0,6% |
Всего основных протестантов | 11,423,217 | 31,9% |
пятидесятники /харизматики | 3,422,749 | 9,6% |
миссия апостольской веры | 246,190 | 0,7% |
Другой апостоль | 5609 070 | 15,7% |
Всего пятидесятники | 9 279 009 | 25,9% |
Сионская христианская церковь | 4,971,932 | 13,9% |
Другие сионисты | 1,887,147 | 5,3% |
Эфиопия | 880,414 | 2,5% |
iBa ndla lamaNazaretha | 248824 | 0,7% |
Другие независимые африканцы | 656644 | 1,8% |
Всего независимых африканцев | 8644961 | 24,2% |
Католик | 3,181,336 | 8,9% |
Православный | 42,251 | 0,1% |
Другой христианин | 3,195,477 | 8,9% |
Всего | 35 765 251 |