Христианство в средневековой Шотландии

редактировать

Христианство в средневековой Шотландии включает все аспекты христианства в современных границах Шотландии в средние века. Христианство, вероятно, было введено на территории нынешней Низменной Шотландии римскими солдатами, расквартированными на севере провинции Британия. Предполагается, что после падения римской власти в V веке христианство сохранилось среди британских анклавов на юге современной Шотландии, но отступило как язычник Англосаксы продвинулись вперед. Шотландия была в значительной степени преобразована ирландскими миссиями, связанными с такими фигурами, как Святой Колумба, с пятого по седьмой века. Эти миссии основали монастырские учреждения и коллегиальные церкви, которые обслуживали большие территории. Ученые определили отличительную форму кельтского христианства, в которой аббаты были более значимыми, чем епископы, отношение к клерикальному безбрачию было более расслабленным и имелись значительные различия в Практика с римским христианством, особенно форма пострига и метод вычисления Пасхи, хотя большинство этих вопросов было решено к середине седьмого века. После реорганизации Скандинавской Шотландии в X веке христианство под властью папы стало доминирующей религией королевства.

В нормандский период, с одиннадцатого до тринадцатого веков, шотландская церковь претерпела ряд реформ и преобразований. Благодаря царскому и светскому покровительству была разработана более четкая приходская структура, основанная на местных церквях. Большое количество новых монастырских оснований, которые следовали континентальным формам реформированного монашества, стали преобладать. Шотландская церковь также установила свою независимость от Англии, развивая четкую епархиальную структуру и став «особой дочерью римского престола», но по-прежнему испытывала недостаток в шотландском руководстве в виде архиепископов.

В позднем средневековье проблемы раскола в католической церкви позволили шотландской короне получить большее влияние на высшие должности, и к концу пятнадцатого века были созданы два архиепископства. Историки заметили упадок традиционной монашеской жизни в позднем средневековье, но нищенствующие ордена монахов росли, особенно в расширяющихся бургах, делающих упор на проповедь и служение населению. Распространялись также новые святые и культы преданности. Несмотря на проблемы с количеством и качеством духовенства после Черной смерти в четырнадцатом веке и свидетельства ереси в пятнадцатом веке, Церковь в Шотландии оставалась стабильной до Реформации в шестнадцатый век.

Содержание
  • 1 Раннее средневековье
    • 1.1 Ранняя христианизация
    • 1.2 Кельтское христианство
    • 1.3 Раннее монашество
  • 2 Высокое средневековье
    • 2.1 Преобразование Скандинавской Шотландии
    • 2.2 Реформатское монашество
    • 2.3 Культ святых
    • 2.4 Организация
  • 3 Позднее средневековье
    • 3.1 Церковь и политика
    • 3.2 Народная религия
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Раннее средневековье

Ранняя христианизация

Иллюстрированная страница из Келлской книги, которая, возможно, была произведена в Ионе около 800 г.

До средневековья большая часть Население современной Шотландии, вероятно, исповедовало форму кельтского политеизма. Свидетельства христианских символов и разрушения святынь других религий предполагают, что римская оккупация принесла христианство на север Британии (название, которое они дали подконтрольной им провинции в южной части острова). Оттуда он, возможно, распространился на части того, что они называли Каледонией (примерно соответствует территории нынешней Шотландии). После падения римской власти в начале V века в Северной Британии возникли четыре основных круга влияния. На востоке были пикты, чьи королевства в конечном итоге простирались от реки Форт до Шетландских островов. На западе были гэльские (гойдельские ) говорящие люди Дал Риата, имевшие тесные связи с Ирландией, откуда они принесли с собой название шотландцы. На юге проживали британские (бриттоны ) потомки народов находившихся под влиянием Рима королевств «Старого Севера », наиболее могущественным и долгоживущим из которых был Королевство Стратклайд. Наконец, были англы, или «англы», германские захватчики, захватившие большую часть южной Британии и владевшие Королевством Берниция (позже северная часть Нортумбрии ), которые достигли где сейчас находятся границы Шотландии на юго-востоке. Хотя пикты и шотландцы остались бы язычниками, большинство ученых предполагают, что христианство выжило бы после ухода римлян среди британских анклавов, но отступило по мере продвижения языческих англосаксов

<122.>Христианизация Шотландии была проведена ирландско-шотландскими миссионерами и, в меньшей степени, из Рима и Англии. Ричард Флетчер утверждал, что мотивация могла включать пример Св. Патрик, идея Перегринацио и растущий интерес к евангелизму. В шестом веке миссионеры из Ирландии действовали на материковой части Великобритании. Это движение традиционно ассоциируется с фигурами святого Ниниана, святого Кентигерна и святого Колумба. Ниниан теперь считается более поздней конструкцией и, возможно, был результатом путаницы писцов с ирландским святым Финнианом. Ему была посвящена церковь в Уизхорне в шестом веке, и оттуда святой Кентигерн, кажется, создал новый центр поклонения в Говане или Инчиннане, откуда христианское влияние распространилось на регион Стратклайд. Святой Колумба, вероятно, был учеником Финниана. Он покинул Ирландию после изгнания и основал монастырь в Ионе у западного побережья Шотландии в 563 году. Оттуда миссии выполнялись на запад Аргайл и острова вокруг Малла. Позже влияние Ионы распространится на Гебриды. В седьмом веке св. Эйдан отправился из Ионы, чтобы основать церковь в Линдисфарне у восточного побережья Нортумбрии. Влияние Линдисфарна распространится через королевство Нортумбрия на территорию, которая сейчас является юго-восточной Шотландией. Результатом стала серия частично совпадающих и неформально организованных церквей. Иона стал самым важным религиозным центром, отчасти в результате работы Адомнана, который был настоятелем там с 679 по 704 год. Хотя неясно, проводил ли исторический Колумба миссии за пределами небольшой части Даля Риаты, Жизнь Адомнана святого Колумбы возвела его, чтобы стать апостолом Северной Британии в целом.

Камень Киркьярд II степени ок. 800 г. н.э. от Аберлемно

Способы и скорость, с которой пикты обратились в христианство, неясны. Возможно, процесс начался рано. Доказательством этого является тот факт, что Святой Патрик, действовавший в V веке, в письме упомянул «пиктов-отступников», указав, что они ранее были христианами, но оставили веру. Вдобавок в стихотворении И Гододдин, действие которого происходит в начале шестого века и, вероятно, написано на территории современной Шотландии, пикты не упоминаются как язычники. Преобразование пиктской элиты, вероятно, длилось значительный период, начиная с пятого века и не завершилось до седьмого века, а преобразование населения в целом, возможно, растянулось на восьмой век.

Среди ключевых показателей христианизации - это кладбища, содержащие длинные ящики, которые обычно ориентированы с востока на запад. Эти кладбища считаются христианскими из-за их близости к церкви или из-за обнаруженных на них христианских надписей. Они встречаются между концом римской эпохи в начале пятого века и двенадцатым веком. Они сконцентрированы сильно в восточной Шотландии к югу от реки Тай, на современном Востоке и у границ Шотландии. Большинство ученых согласны с тем, что элемент топонима eccles-, от бритонского слова, обозначающего церковь, представляет собой свидетельство существования британской церкви в римский период и сразу после него. Большинство из них в Шотландии расположены на юге страны. Начиная с пятого и шестого веков надписи на камнях указывают на христианство через свои посвящения и распространены по всей южной Шотландии. Самым ранним из них является так называемый латинский камень Уитхорна, датируемый ок. 450. На востоке и севере, класс II пиктские камни начали проявлять христианскую символику с начала восьмого века.

Ранние церковные здания, возможно, изначально были деревянными, как те, что были раскопаны в <250 г.>Уитхорн, но из тех, о которых сохранились свидетельства этой эпохи, относятся церкви, построенные из каменной кладки, начиная с западного побережья и островов и простираясь на юг и восток. Ранние часовни, как правило, имели сходящиеся стены с квадратным концом, как и ирландские часовни того периода. Архитектура средневековых приходских церквей в Шотландии, как правило, была гораздо менее сложной, чем в Англии, многие церкви оставались простыми продолговатыми, без трансептов и проходов, а часто и без башен. В Хайлендс они часто были еще проще, многие построены из каменной кладки и иногда неотличимы снаружи от домов или сельскохозяйственных построек.

Кельтское христианство

Кельтская церковь - это термин, который использовался учеными для описания определенной формы христианства, истоки которого возникли в обращении Ирландии, традиционно связанного со Святым Патриком. Эта форма христианства позже распространилась на север Британии через Иону. Он также используется в качестве общего описания христианского истеблишмента северной Британии до двенадцатого века, когда в Шотландии начали укореняться новые религиозные институты и идеологии преимущественно французского происхождения. Кельтская форма христианства отличается от христианства, полученного в результате миссий из Рима, которые достигли южной Англии в 587 году под предводительством св. Августин Кентерберийский. Последующие миссии из Кентербери затем помогли преобразовать англосаксонские королевства, достигнув Нортумбрии в начале восьмого века, где Иона уже начал присутствовать. В результате христианство в Нортумбрии стало смесью кельтского и римского влияний.

Хотя римское и кельтское христианство были очень похожи в доктрине и оба признавали высшую власть папы, на практике были различия.. Наиболее спорными были метод вычисления Пасхи и форма бритья головы священникам, известная как постриг. Другие различия заключались в обрядах рукоположения и крещения, а также в форме служения литургии. Кроме того, ученые определили такие важные характеристики организации ирландского и шотландского христианства, как расслабленные идеи церковного безбрачия, интенсивная секуляризация церковных институтов и отсутствие епархиальной структуры. Это сделало аббатов (или аристократов), а не епископов, наиболее важным элементом церковной иерархии.

«Римский» постриг : в ирландской традиции волосы над лбом был побрился

В седьмом веке церковь Нортумбрии все больше находилась под влиянием римской формы христианства. Карьера Св. Уилфред (действовал с 660-х годов до своей смерти в 709 году), настоятель монастыря в Рипон и епископ Нортумбрии, и Бенедикт Бископ (ок. 628–690), основатель монастырей Ярроу и Уэрмута, укрепил связи с Римом. Уилфред был главным представителем римского дела в Синоде Уитби в 664 году, который был созван королем Освиу Нортумбрии, чтобы решить, какая форма соблюдения будет использоваться в его королевстве, и где он решил в пользу римской формы пострига и расчета Пасхи. В этот период Королевство Нортумбрия расширялось до территории, которая сейчас называется Низменной Шотландией. Предполагается, что епископство, основанное в Аберкорне в регионе Западный Лотиан, приняло римские формы христианства после Синода Уитби. Однако победа пиктов в битве при Даннихене в 685 году положила конец нортумбрийскому господству в регионе, и епископ и его последователи были изгнаны. Нехтан мак Дер-Илей, король Пикты 706 года, по-видимому, пытались установить связи с церковью в Нортумбрии. Перед 714 г. он писал Кеолфриту, аббату Уэрмута, с просьбой официально опровергнуть позицию ирландцев по поводу расчета даты Пасхи и помочь в строительстве каменной церкви «по образцу римлян».. А. А. М. Дункан предположил, что среди духовенства Нехтана существовала «группа романизма», возможно, возглавляемая епископом Куританом, взявшим имя латинское Бонифаций. Об этом также свидетельствует наличие церкви в Розмарки в Росс и Кромарти, посвященной святому Петру, который к началу восьмого века считался первым епископом Рима, а затем подобные посвящения на территории пиктов.

К середине восьмого века Иона и Ирландия приняли римские обычаи. Место Ионы как центра шотландского христианства было подорвано прибытием викингов, сначала в качестве рейдеров, а затем в качестве завоевателей. Иона был уволен викингами 795 и 802. В 806 г. было убито 68 монахов, а в следующем году аббат удалился в Келлс в Ирландии, взяв с собой мощи святого Колумбы. Периодически приходили настоятели и реликвии, которые часто заканчивались массовыми убийствами. Оркнейские острова, Шетландские острова, Западные острова и Гебриды в конечном итоге перешли к скандинавским язычникам, что ограничило влияние церкви на Хайлендс и острова. Угроза, исходящая от викингов, могла вызвать союз между королевствами Даля Риата и пиктов под началом Кеннета Мак Альпина, традиционно датируемого 843 годом. В 849 году, согласно Annals of Ulster аббат Ионы снова привез мощи Колумбы в Ирландию, но в самой ранней версии Хроник королей Шотландии говорится, что в том же году они были перенесены Кеннетом Мак Альпином в церковь, которую он имел построен, вероятно, в Данкельде, что, возможно, указывает на то, что реликвии были разделены. Настоятель нового монастыря в Данкельде стал епископом нового объединенного Королевства Альба, которое впоследствии стало известно как Королевство Шотландия.

Раннее монашество

Абернети круглая башня, ок. 1100, демонстрирует влияние ирландской архитектуры на шотландские монастыри

. В то время как в континентальной Европе и Англии проводился ряд реформ монашества, особенно связанных с Клюни во Франции от десятого века, Шотландия оставалась в значительной степени незатронутой до конца одиннадцатого века. Физически шотландские монастыри значительно отличались от монастырей на континенте и часто представляли собой изолированное собрание деревянных хижин, окруженных стеной. Влияние ирландской архитектуры можно увидеть в уцелевших круглых башнях в Бречине и Абернети. В некоторых ранних шотландских учреждениях существовали династии аббатов, которые часто были светскими священнослужителями с семьями, наиболее известными из которых были Данкельд и Бречин ; но они также существовали по всей Шотландии к северу от Форта, как в Портмахомак, Мортлах и Абернети. Возможно, в ответ на эту секуляризацию в Ирландии началось реформаторское движение монахов под названием Сели Де (букв. «Вассалы Бога»), англизированных как земледельцев, и распространилось на Шотландию в конец восьмого и начало девятого веков. Некоторые Сели Де дали обеты целомудрия и бедности, и в то время как некоторые жили индивидуально как отшельники, другие жили рядом или в пределах существующих монастырей. В большинстве случаев, даже после введения новых форм реформированного монашества с XI века, эти Céli Dé не были заменены, и традиция продолжалась параллельно с новыми основами до XIII века.

Шотландское монашество сыграло свою роль. большая часть хиберно-шотландской миссии, в рамках которой шотландское и ирландское духовенство выполняло миссии в расширяющейся Франкской империи. Они основали монастыри, часто называемые Schottenklöster (что означает гэльские монастыри на немецком языке), большинство из которых стали бенедиктинскими учреждениями на территории современной Германии. Шотландские монахи, такие как St Cathróe of Metz, стали местными святыми в этом регионе.

Высокое средневековье

Преобразование Скандинавской Шотландии

Монета Олав Трюггвассон, которому приписывают христианизацию северных островов

Хотя официальное обращение скандинавской Шотландии произошло в конце десятого века, есть свидетельства того, что христианство уже вторглось в контролируемую викингами Хайленд и острова. На Западных и Северных островах есть большое количество островов, называемых Паббай или Папа, что может указывать на «остров отшельника» или «остров священника» этого периода. Изменения в образцах погребального инвентаря и топонимах викингов с использованием -kirk также предполагают, что христианство начало распространяться до официального обращения. Согласно саге об Оркнейинге, не записанной примерно до 1230 года, северные острова были обращены в христианство Олавом Трюггвассоном, королем Норвегии, в 995 году, когда он остановился у Южных стен на пути из Ирландии в Норвегию. Король вызвал местного ярла Сигурда Крепкого и сказал: «Я приказываю вам и всем вашим подданным креститься. Если вы откажетесь, я убью вас на месте, а я клянусь, я опустошу каждый остров огнем и сталью ». История может быть апокрифической, но острова стали официально христианскими, получив своего собственного епископа в начале одиннадцатого века. Епископство, по-видимому, находилось под властью архиепископов Йорка и Гамбург-Бремен в разные периоды до XII века, а с тех пор до 1472 года оно подчинялось Архиепископ Нидаросский (сегодняшний Тронхейм ). В других странах Скандинавской Шотландии результаты менее очевидны. До конца X века был епископ Ионы, затем последовал промежуток более века, который, возможно, был заполнен епископами Оркнейских, до назначения первых Епископ Манна в 1079 году. Одним из основных результатов обращения викингов было прекращение грабительских набегов на христианские места, что, возможно, позволило им частично восстановить свой статус культурных и интеллектуальных центров. Это также, вероятно, ограничило крайности насилия викингов и привело к более устойчивому обществу в северной Шотландии.

Реформатское монашество

Аббатство Дандреннан, одно из многих оснований XII века

Введение континентальных форм монашества в Шотландию связано с саксонской принцессой королевой Маргарет (ок. 1045–93), второй женой Маэля Колуима III (годы правления 1058–93), хотя ее точная роль неясна. Известно, что она поддерживала связь с Ланфранком, архиепископом Кентерберийским, и он предоставил несколько монахов для нового бенедиктинского аббатства в Данфермлине (ок. 1070 г.)). Последующие основания при сыновьях Маргарет, Эдгаре (годы правления 1097–1107), Александре (годы правления 1107–24) и особенно Давиде I (годы правления 1124–1124). 53), как правило, относились к реформированному типу, который последовал примеру аббатства Клюни в Луаре конца X века. Большинство из них принадлежало к новым религиозным орденам, возникшим во Франции в одиннадцатом и двенадцатом веках. В них подчеркивались изначальные бенедиктинские добродетели, а также созерцание и служение мессы, и им в различных формах следовали реформированные бенедиктинские, августинские и цистерцианские дома. В этот период также были введены более сложные формы церковной архитектуры, которые стали обычным явлением на континенте и в Англии, известные под общим названием романский. В них использовались прямоугольные каменные блоки, которые позволяли массивные усиленные стены и круглые арки, которые могли выдерживать вес округлых крыш цилиндрических сводов, и могли включать изысканные архитектурные формы и детали.

Августинцы, посвященные Ордену Святого Августина и основанному в северной Италии в XI веке, основали свой первый монастырь в Шотландии в Сконе при спонсорской поддержке Александра I в 1115 году. К началу XIII века августинцы поселились рядом, переняли или реформировали заведения Céli De в Сент-Эндрюсе, St Serf's Inch, Inchcolm, Inchmahome, Инчаффре, Рестеннет и Иона, а также создал множество новых заведений, таких как Холирудское аббатство. Цистерцианцы, происходящие из деревни Сито, около Дижона на востоке Франции, достигли двух важных шотландских оснований, в Мелроуз (1136) и Дандреннан (1142)., и тиронцы, названные в честь расположения материнского аббатства Аббатство Тирон около Шартра во Франции, заложили основы в Селкирке, затем Келсо, Арброт, Линдорес и Килвиннинг. Клуниакс основал аббатство в Пейсли, премонстраты, происходящие из Prémontré близ Лаона в Пикардии, имели основания в Whithorn, а валлискульцы, названные в честь их первого монастыря в Val-des-Choux in Бордовый, в Pluscarden. Военные ордена вошли в Шотландию при Давиде I, при этом рыцари Темплера основали Балантродок в Мидлотиане, а рыцари-госпитальеры получили Торфичен, Запад Лотиан.

Культ Святых

В Реликварии Монимуск, или Брекбеннохе, как говорят, хранятся кости Колумбы

Как и в любой другой христианской стране, это одна из главных особенностей средневековья. Шотландия была Культ Святых. Святые ирландского происхождения, которые были особенно почитаемы, включали различные фигуры, называемые святым Фэланом и святым. Колман и святые Финдбар и Финан. Колумба оставался важной фигурой в четырнадцатом веке, и новое основание было заложено Вильгельмом I (годы правления 1165–1214) в аббатстве Арброт. Его реликвии, содержащиеся в Реликварии Монимуска, были переданы на попечение аббата. Региональные святые оставались важными для местной самобытности. В Стратклайде самым важным святым был Святой Кентигерн, чей культ (под псевдонимом Святого Мунго) сосредоточился в Глазго. В Лотиане это был Святой Катберт, реликвии которого были перенесены через Нортумбрию после того, как Линдисфарн был разграблен викингами, прежде чем они были установлены в Даремском соборе. После его мученической смерти около 1115 года на Оркнейских островах, Шетландских островах и северной Шотландии возник культ Магнуса Эрлендссона, графа Оркнейского. Один из самых важных культов в Шотландии, культ святого Андрея , был основан на восточном побережье в Килримонте пиктскими королями еще в восьмом веке. Святилище, в котором с XII века хранились мощи святого, принесенные в Шотландию святым Регулом, начало привлекать паломников со всей Шотландии, но также из Англии и дальше. К XII веку городище в Килримонте стало известно просто как Св. Эндрюса, и он стал все больше ассоциироваться с шотландской национальной идентичностью и королевской семьей. Его епископ заменит епископа Данкельда как самого важного в королевстве и станет называться епископом Альбы. Это место было обновлено как центр преданности под покровительством королевы Маргарет, которая также стала важной после ее канонизации в 1250 году и после торжественной передачи ее останков Данфермлинскому аббатству, как одному из самых почитаемых национальных святые. В позднем средневековье «интернациональные» культы, особенно те, которые были сконцентрированы на Деве Марии и Христе, но также Св. Иосифе, Св. Анна, Три короля и Апостолы, станут более значимыми в Шотландии.

Организация

Епископства в средневековой Шотландии

До двенадцатый век, в отличие от Англии, в Шотландии было мало приходских церквей. В церквях были коллегиальные группы духовенства, которые служили на обширной территории, часто связанные вместе преданностью конкретному святому-миссионеру. С этого периода местные землевладельцы-миряне, возможно, следуя примеру Давида I, начали применять континентальную практику строительства церквей на своих землях для местного населения и наделения их землей и священником. Основание этих церквей началось на юге, распространившись на северо-восток, а затем на запад, что стало почти повсеместным по результатам первого обзора шотландской церкви о папских налогах в 1274 году. Управление этими приходами часто передавалось местным монахам. институты в процессе, известном как присвоение. Ко времени Реформации в середине шестнадцатого века было присвоено 80 процентов шотландских приходов.

До нормандского периода в Шотландии не было четкой епархиальной структуры. Существовали епископства, основанные на различных древних церквях, но некоторые из них очень малоизвестны в записях, и, похоже, есть длинные вакансии. Примерно с 1070 года, во время правления Малькольма III, в Сент-Эндрюсе жил «епископ Альбы», но неясно, какую власть он имел над другими епископами. После нормандского завоевания Англии, архиепископы Кентерберийского и Йорка каждый заявили о своем превосходстве над шотландской церковью. Когда Давид I добился назначения Джона, тиронского монаха, епископом Глазго около 1113 года, Терстан архиепископ Йоркский потребовал подчинения нового епископа. Последовал затяжной спор, когда Иоанн отправился в Рим, чтобы безуспешно обжаловать свое дело перед папой Каликстом II. Иоанн продолжал отказываться от своего подчинения, несмотря на давление со стороны папы. Новое епископство Карлайла было создано на территории современной северной Англии, заявленной как часть епархии Глазго и как территория Давидом I. В 1126 году новый епископ был назначен на южную епархию Галлоуэй., базирующийся в Уитхорне, который предложил Йорку свое подчинение, практика, которая будет продолжаться до пятнадцатого века. Давид отправил Иоанна в Рим, чтобы лоббировать превращение епископа Святого Андрея в независимый архиепископ. Однажды Давид и его епископы пригрозили передать свою преданность антипапе Анаклету II. Когда епископ Иоанн умер в 1147 году, Давид смог назначить другого тироненского монаха, аббата Герберта из Келсо, своим преемником и подчиняться Йорку. Церковь в Шотландии получила независимый статус после Папской буллы от Селестины III (Cum Universi, 1192), согласно которой все шотландские епископства, кроме Галлоуэя, стали формально независимыми от Йорка. и Кентербери. Однако, в отличие от Ирландии, которой было предоставлено четыре архиепископства в том же столетии, Шотландия не получила архиепископа, и вся Экклесия Скотикана с отдельными шотландскими епископствами (кроме Уитхорна / Галлоуэя) стала «особой дочерью римского престола». Им управляли специальные советы, в состав которых входили все шотландские епископы, при этом епископ Сент-Эндрюс был наиболее важной фигурой.

Позднее средневековье

Церковь и политика

Бюст Генри Уордлоу (ум. 1440), епископ Сент-Эндрюс, наставник, королевский советник, педагог и ведущий противник ереси

В позднесредневековой религии были свои политические аспекты. Роберт I нес брекбеннох (или реликварий Монимуск ), который, как утверждается, содержит останки святого Колумбы, в битву при Баннокберне. В Папской схизме (1378–1417) шотландская церковь и корона встали на сторону Авиньонских пап, начиная с Климента VII, вместе с Францией и другими странами., в то время как страны, включая Англию и Священную Римскую империю, встали на сторону римских пап, начиная с Урбана VI. В 1383 году Климент VII назначил первого кардинала Шотландии, Уолтера Уордлоу, епископом Глазго. Отказ Франции от поддержки преемника Климента Бенедикта XIII создал проблемы для шотландского духовенства, посещающего французские университеты, и потребовал создания первого в Шотландии университета в Св. Эндрюс из 1411-1413 гг. Шотландия была одной из последних церквей, отказавшихся от Бенедикта в пользу компромиссного папы, Мартина V, предложенного Констанцским собором (1414–1428). В последующих дебатах по поводу соборности и авторитета папы между теми, кто поддерживал церковный совет как высшую власть в церкви, и теми, кто поддерживал папство, разногласия в лояльности отражали политические разногласия в стране. и церковь. Король Яков I и его канцлер Джон Кэмерон, архиепископ Глазго, стали соборными, а Уильям Кройзер, архидиакон Тевиотдейла, главный противник Камерона, стал папалистом.. После своего вступления на престол Яков II поддержал Папу, в то время как Дугласы, которые доминировали в политике в годы после смерти Джеймса I, поддержали соборное движение.

Как и везде в Европе, крах Папская власть в Папской схизме позволила шотландской короне получить эффективный контроль над основными церковными назначениями в королевстве. Эта де-факто власть над назначениями была официально признана папством в 1487 году. Это привело к назначению клиентов и родственников короля на ключевые должности, включая незаконнорожденного сына Якова IV Александра, который был назначен архиепископом Сент-Эндрюс в возрасте 11 лет усилил королевское влияние, а также открыл Церковь для обвинений в продажности и кумовстве. Джеймс IV совершал свои паломничества в Таин и Уизорн, чтобы помочь подчинить соответствующие регионы Росс и Галлоуэй, лежащие на краю королевства, под королевской властью. Отношения между шотландской короной и папством в целом были хорошими, Яков IV получил знаки папской благосклонности. В 1472 году Сент-Эндрюс стал первым архиепископством в шотландской церкви, за ним в 1492 году последовал Глазго.

Популярная религия

Традиционная протестантская историография, как правило, подчеркивала коррупцию и непопулярность позднесредневековых шотландцев. церкви, но более поздние исследования показали, каким образом она удовлетворяет духовные потребности различных социальных групп. Историки заметили упадок монашеской жизни в этот период, когда во многих религиозных домах содержалось меньшее количество монахов, а оставшиеся часто отказывались от общинной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Количество новых монашеских пожертвований от знати также снизилось в пятнадцатом веке. Напротив, в поздних пятнадцатом веке в бургах процветали нищие ордена монахов, которые, в отличие от более старых монашеских орденов, делали упор на проповедь и служение населению. Орден Наблюдательных братьев был организован как шотландская провинция с 1467 года, а более старые францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах.

Пятнадцатый век Алтарь Троицы работы фламандского художника Хуго ван дер Гуса.

В большинстве шотландских бургов, в отличие от английских городов, где церквей и приходов, как правило, разрастались, здесь обычно была только одна приходская церковь, но по мере того, как доктрина Чистилища приобрела значение в тот период, количество часовен, священников и месс для умерших внутри них, предназначенных для ускорения перехода душ на Небеса, росло. быстро. Число жертвенников, посвященных святым, которые могли ходатайствовать в этом процессе, также резко выросло, с Св. Святой Марии в Данди, возможно, 48 и Святого Джайлза в Эдинбурге более 50. Число святых, прославляемых в Шотландии, также увеличивалось, и около 90 добавились к миссалу, используемому в Церковь Святого Николая в Абердине. Новые культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали проникать в Шотландию в пятнадцатом веке, включая Пять ран, Святую кровь и Святое Имя Иисуса. Были также новые религиозные праздники, в том числе празднования Сретения, Посещения и Марии Снежной.

. В начале четырнадцатого века Папству удалось свести к минимуму проблему клерикального плюрализма, при котором клерикалы владели двумя или более жизнями, что в других местах приводило к тому, что приходские церкви не имели священников или обслуживались плохо обученными и оплачиваемыми викариями и клерками. Однако количество бедных священнослужителей , живущих и общая нехватка духовенства в Шотландии, особенно после Черной смерти, означали, что в пятнадцатом веке проблема обострилась. В результате приходское духовенство в основном было набрано из низших и менее образованных слоев профессии, что приводило к частым жалобам на их уровень образования или способности. Хотя нет явных доказательств того, что стандарты снижаются, это было бы одним из основных недовольств Реформации. Ересь в форме лоллардри начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале пятнадцатого века. Лолларды были последователями Джона Уиклифа (ок. 1330–1384), а позднее Яна Гуса (ок. 1369–1415), которые призывали к реформе церкви и отвергали ее доктрину о Евхаристия. Несмотря на свидетельства нескольких сожжений еретиков и ограниченную поддержку его антисакраментальных элементов народом, движение, вероятно, оставалось небольшим. Были также дальнейшие попытки отличить шотландскую литургическую практику от английской, с печатным станком, установленным по королевскому патенту в 1507 году, чтобы заменить английский Sarum Use для служб.

Примечания
Ссылки
  • Барроу, GWS, Королевство шотландцев (Эдинбург, 2003).
  • Барроу, GWS, Kingship and Unity: Scotland, 1000–1306 (Эдинбург, 1981).
  • Браун, Довит и Клэнси, Томас Оуэн (ред.), Spes Scottorum: Hope of the Scots (Эдинбург, 1999).
  • Клэнси, Томас Оуэн, «Настоящий святой Ниниан», в The Innes Review, 52 (2001).
  • Дамвилл, Дэвид Н., «Церковь Св. Меца и агиография экзотики», в Irish Hagiography: Saints and Scholars, ed. Джон Кэри и др. (Дублин, 2001), стр. 172–6.
  • Фостер, Салли, пикты, гэлы и шотландцы: ранняя историческая Шотландия (Лондон, 1996).
  • Стрингер, Кейт Дж., « Реформистское монашество и кельтская Шотландия », Эдвард Дж. Коуэн и Р. Эндрю Макдональд (редакторы), Альба: Кельтская Шотландия в средние века (Восточный Лотиан, 2000), стр. 127–65
Дополнительная литература
  • Кроуфорд, Барбара (ред.), Обращение и христианство в мире Северного моря (Сент-Эндрюс, 1998 г.)
  • Кроуфорд, Барбара (ред.), Шотландия в темных временах Британии (Сент-Эндрюс, 1996 г.)

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:57:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте