Христианство среди монголов

редактировать
Хулагу-хан, внук Чингисхана и основатель Ильханата, сидящий со своей восточно-христианской царицей Докуз Хатун из кераитов

В наше время монголы в основном тибетские буддисты, но в В предыдущие эпохи, особенно во времена Монгольской империи (13–14 вв.), они были в основном шаманистами и имели значительное меньшинство христиан, многие из которых обладали значительной властью. В целом монголы очень терпимо относились к большинству религий и, как правило, спонсировали несколько одновременно. Многие монголы были обращены в свою веру Церковью Востока (иногда называемой «несторианской») примерно с седьмого века, а основной религией некоторых племен была христианская. Во времена Чингисхана его сыновья брали христианских жен у кераитов, а под властью внука Чингисхана, Мункэ-хана, оказывалось основное религиозное влияние был христианином.

Практика несторианского христианства несколько отличалась от практики на Западе, и европейцы были склонны рассматривать несторианство как еретическое из-за его убеждений о природе Иисуса. Однако у европейцев также были легенды о личности, известной как пресвитер Иоанн, великом христианском лидере на Востоке, который пришел помочь в крестовых походах. Одна из версий легенды связала личность пресвитера Иоанна с лидером христианских монголов Тогрулом, лидером кераитов.

Когда монголы завоевали северный Китай, установив династию Юань (1271–1368), Церковь Востока вернулась в Китай после перерыва в веках. По мере дальнейшего расширения монголов христианские симпатии двора, в первую очередь через влиятельных жен ханов, привели к изменениям в военной стратегии. Во время осады Багдада монголами (1258) многие жители города были убиты, но христиане были спасены. По мере дальнейшего вторжения монголов в Палестину, предпринимались попытки создать франко-монгольский союз с христианами Европы против мусульман.

Контакты монголов с Западом также привели к тому, что многие миссионеры, в основном францисканцы и доминиканцы, отправились на восток в попытках обратить монголов в католицизм.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Практика
  • 3 Христианские племена кераитов и найманов
  • 4 Отношения с христианскими народами
  • 5 Влияние католического христианства
    • 5.1 Католические миссии в монгольском Китае
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки и дополнительная литература

Предыстория

несторианская стела в Китае, возведенная в 781 г.

Монголы были обращены в веру примерно с седьмого века. Многие монгольские племена, такие как кераиты, найманы, меркиты, онгуды и в значительной степени кара-китайцы (которые практиковали его бок о бок с буддизмом), были несторианскими христианами.

Чингисхан сам верил в традиционный монгольский шаманизм, но терпимо относился к другим верованиям. Когда молодой Темуджин присягнул своим людям в Соглашении о Балджуне около 1200 года, среди 20 мужчин были представители девяти племен, в том числе «несколько христиан, трое мусульман и несколько буддистов». Его сыновья были женаты на христианских принцессах из клана Кераитов, имевших значительное влияние при его дворе. Во времена Великого хана Мункэ, внука Чингиса, основное религиозное влияние оказали несториане.

Среди основных христианских фигур среди монголов были:

  • Соргагтани Беки, невестка Чингисхана по его сыну Толуй и мать Мункэ-хана, Хубилай-хана, Хулагу-хана и Арик Боке, который также был женат на христианских принцессах;
  • Докуз Хатун, жена Хулагу-хана и мать Абака-хана, который со своей стороны женился Мария Палеологина, дочь византийского императора Михаила VIII Палеолога в 1265 году. После смерти матери Абаки, Докуз, Мария исполнила свою роль в качестве главного христианского деятеля в Ильханат.
  • Сартак-хан, сын Бату-хана, который принял христианство при жизни;
  • Китбука, генерал монгольских войск в Леванте, который сражался в союзе с христианскими вассалами.
  • Яхбаллаха III, an Онгуд Монгол, ранее известный как Раббан Маркос, стал Патриархом Церкви Востока с 1281 по 1317 год.
  • Раббан Бар Саума, китайский монах, совершивший паломничество из Ханбалика (ныне Пекин ) и свидетельствовал о важности христианства среди монголов во время своего визита в Рим в 1287 году.
  • Наян Хан, монгольский дворянин и дядя из Хубилай-хана. В 1287 году, разгневавшись на Хубилая за то, что он «слишком китайский», Наян поднял восстание. Поскольку он был дворянином и правителем четырех монгольских областей, Наян имел значительную армию. Он также вступил в союз с другими монгольскими правителями, которые, с их точки зрения, были недовольны отрицанием Хубилаем монгольских ценностей. На боевом штандарте Наяна был крест, потому что он был христианином. Их восстание было окончательно безуспешным, и Наян был тихо казнен.

Практика

несторианская надгробная плита с надписями на сирийском, найденная в Иссык-Куле, датированная 1312 годом

популярный антрополог Джек Уэтерфорд, поскольку монголы имели в основном кочевую культуру, их практика христианства отличалась от того, что могло бы быть признано большинством западных христиан. У монголов не было церквей или монастырей, но они придерживались ряда верований, восходящих к апостолу Фоме, которые полагались на странствующих монахов. Кроме того, их стиль был основан больше на практике, чем на вере. Основным интересом в христианстве для многих была история о том, что Иисус исцелял больных и пережил смерть, поэтому христианская практика стала переплетаться с заботой о больных. Иисус считался могущественным шаманом, и еще одним привлекательным моментом было то, что имя Иисус звучало как Йесу, монгольское число «9». Это было священное число для монголов, а также имя отца Чингисхана, Есугей. Однако, несколько противоречащие данным Weatherford, существуют письменные свидетельства существования постоянной несторианской церкви в Каракоруме и археологические свидетельства других постоянных церковных построек в Олон Сюме и Укек. Использование непостоянных (юрточных) церквей также хорошо задокументировано.

Опять же, согласно Уэтерфорду, монголы также адаптировали христианский крест к своей собственной системе верований, сделав его священным, поскольку он указывал на четыре стороны мира. Они по-разному интерпретировали Священное Писание, особенно чувствуя близость к странствующим еврейским племенам. Христианство также разрешало есть мясо (в отличие от вегетарианства буддистов). И особый интерес для пьющих монголов имело то, что употребление алкоголя было обязательной частью церковной службы.

Женщины в Монголии, как известно, выражали свою веру, нося амулет с крестом. или быть вытатуированным крестом.

Христианские племена кераитов и найманов

Монгольские племена, принявшие сирийское христианство ок. 600 - 1400

Племя монголов кераитов обратилось в несторианство в начале XI века. Другими племенами, полностью или в значительной степени проповедовавшими евангелизацию в течение X и XI веков, были племя найманов. Кара-Киданьское ханство также имело значительную долю христиан-несториан, смешанных с буддистами и мусульманами.

Изображение правителя кераитов «Ван Хан » («Король и Хан») Тогрул как «пресвитера Иоанна» в «Ливре де Мервей», 15 век.

Отчет об обращении кераитов в христианство был дан в 13 веке западно-сирийским историком Григорием Бар Гебрей, который задокументировал письмо 1009 года епископа Патриарху Иоанну VI., который объявил об обращении кераитов в христианство. Согласно Гебрею, в начале 11 века царь кераитов заблудился во время охоты в высоких горах. Когда он оставил всякую надежду, в видении явился святой и сказал: «Если вы поверите во Христа, я поведу вас, чтобы вы не погибли». Король благополучно вернулся домой, а когда он позже встретил христианских купцов, он вспомнил видение и спросил их об их вере. По их предложению он послал митрополиту Мерва, чтобы священники и дьяконы крестили его и его племя. В результате последовавшей миссии король и 20 000 его людей были крещены.

Легенда о пресвитере Иоанна также была связана с несторианскими правителями кераитов. Хотя личность пресвитера Иоанна была связана с людьми из других регионов, таких как Индия или Эфиопия, в некоторых версиях легенды пресвитер Иоанн явно отождествлялся с христианским монголом Тогрул.

Отношения с христианскими народами

Хулагу и его жена Докуз Хатун в сирийской Библии

Некоторое военное сотрудничество с христианскими державами имело место в 1259–1260 годах. Хетум I из Киликийской Армении и его зять Богемонд VI из Антиохии подчинились монголам и, как и другие вассальные государства, предоставили войска в экспансии монголов. Основатель и лидер Ильханства в 1260 году, Хулагу, был в целом благосклонен к христианству: его мать была христианкой, его основная жена Докуз Хатун была видным христианским лидером в Ильханате, и по крайней мере, один из его ключевых генералов, Китбука, также был христианином. Более поздний потомок Хулагу, Ильхан Аргун, послал несторианского монаха Раббана Бар Саума в качестве посла при западных дворах, чтобы предложить союз между монголами и европейцами. Находясь там, Бар Саума объяснил европейским монархам ситуацию несторианской веры:

«Знайте, о наши отцы, что многие из наших отцов (несторианские миссионеры с VII века) ушли в страны монголов, и турки, и китайцы, и научили их Евангелию, и в настоящее время есть много монголов, которые являются христианами. Ибо многие из сыновей монгольских царей и цариц были крещены и исповедуют Христа. И они основали церкви в своих военных лагерей, и они отдают дань уважения христианам, и среди них много верующих ".

— Путешествие раббана Бар Саумы

По возвращении Бар Саума написал подробный отчет о своем путешествии, в котором говорится о живой интерес у современных историков, поскольку это был первый отчет о Европе, увиденной глазами Востока.

Влияние католического христианства

Китайская каменная надпись несториан христианский крест из монастыря района Фаншань в Пекине (затем назывался Даду, или Ханбалик ), династия Юань

Тип христианства, который исповедовали монголы, был восточно сирийской формой, имевшей независимую иерархия из западной доктрины со времен несторианского раскола в V веке. На протяжении веков большая часть Европы не знала, что есть христиане в Центральной Азии и за ее пределами, за исключением расплывчатых легенд о пресвитере Иоанна, христианском царе с Востока, который, как многие надеялись, придет на помощь. крестовые походы и борьба за Святую Землю. Даже после восстановления контактов оставались западные миссионеры, которые отправились на восток, чтобы попытаться обратить монголов в католицизм, прочь от того, что считалось еретическим несторианством. Некоторые контакты были со столицей монголов, сначала в Каракоруме, а затем в Ханбалыке (Пекин) в захваченном монголами Китае. Наибольшее количество контактов было с ближайшим из монгольских государств, Ильханатом на территории нынешних Ирана, Ирака и Сирии.

Еще в 1223 году францисканские миссионеры путешествовали на восток, чтобы навестить принца Дамаска и халифа Багдада. Известно, что в 1240 году девять доминиканцев во главе с Гишаром Кремонским прибыли в Тифлис, столицу христианской Грузии, по приказу Папы Григория IX. Грузия подчинилась наступающим монголам в 1243 году, поэтому, поскольку миссионеры пять лет жили в грузинском царстве, большая часть его находилась в контакте или в непосредственной близости с монголами. В 1245 г. папа Иннокентий IV послал к монголам серию из четырех миссий. Первым руководил доминиканец Андре де Лонжюмо, который однажды уже был отправлен в Константинополь Сент-Людовиком, чтобы получить терновый венец от Болдуин II. Его путешествия известны из отчетов Мэтью Пэрис. В период с марта по апрель 1245 года были отправлены еще три миссии, возглавляемые соответственно доминиканцем Аскелином Кремонским (в сопровождении Симона де Сен-Кантена, который позже написал отчет о миссии в Historia Tartarorum), францисканец Лаврентий Португальский и еще один францисканец Иоанн Плано Карпини.

В 1253 году францисканец Вильгельм Рубрук отправился в Каракорум, столице Западной Монголии, и просил разрешения служить своему народу во имя Христа. Его приняли вежливо, но запретили заниматься миссионерской работой или оставаться в стране. В какой-то момент своего пребывания среди монголов Вильгельм действительно участвовал в известном соревновании при монгольском дворе. Хан призвал к официальным дебатам между христианами, буддистами и мусульманами, чтобы определить, какая вера верна, по мнению трех судей, по одному от каждой веры. Когда Уильям вернулся на Запад, он написал документ из 40 глав об обычаях и географии монголов. Армянский король Хетум I, Джованни да Пьян дель Карпине и Уильям Рубрук посетили Монголию.

Среди доминиканских миссионеров в Ильханате Рикольдо Монтекроче и Бартелеми Болонский, который позже стал епископом в столице Ильханата Мараге. К 1300 году в Иль-ханстве существовало множество доминиканских и францисканских монастырей. Такие учреждения были примерно в десяти городах, в том числе в Мараге, Тебризе, Султании, Тиффлис и Эрзурум. Чтобы помочь в координации, Папа установил архиепископа в новой столице Султании в 1318 году в лице Франкона де Перуза, которому помогали шесть епископов. Его преемником в 1330 году стал Жан де Кор.

В 1302 году несторианский католикос Мар Ябаллаха III, который в молодости сопровождал старшего раввана Бар Саума из Ханбалыка (Пекин) послал исповедание веры Папе. Тем самым он официально оформил свое обращение в католицизм, хотя в письме от 1304 г. к папе указывалось, что его шаг был решительно воспринят местным несторианским духовенством.

Монголо-европейские связи уменьшились по мере ослабления монгольской власти в Персии. В 1295 году Газан (правнук Хулагу) формально принял ислам, когда он занял трон Ильханата в 1295 году, как и Берке вместе с другими Золотой Ордой лидеры.

В своих письмах к монгольскому правителю в 1321 и 1322 годах папа все еще выражал надежду, что монгольский правитель обратится в христианство. Жан Султанийский насчитал от 500 до 1000 обращенных в каждом городе.

К 14 веку монголы фактически исчезли как политическая сила.

Католические миссии в монгольском Китае

Никколо и Маффео Поло пересылка письма от Хубилай-хана Папе Григорию X в 1271

В 1271 году братья Поло принесли приглашение Хубилай-хана Папе Григорию X, умоляя его прислать сотню учителей науки и религии для подкрепления христианство уже присутствует в его огромной империи. Это сошло на нет из-за враждебности влиятельных несториан в монгольском дворе, которые возражали против введения западной (римско-католической) формы христианства, чтобы вытеснить их собственную несторианскую доктрину.

В 1289 году Папа Николай IV послал францисканца Иоанна Монте-Корвино, который стал первым римско-католическим миссионером Китая. Он добился значительного успеха, перевел Новый Завет и Псалтирь на монгольский язык, построил центральную церковь и в течение нескольких лет (к 1305 году) смог сообщить о шести тысячах крещеных обращенных. Но работа была непростой. Ему часто противостояли несториане, чей стиль восточного христианства отличался от западной версии Иоанна. Но францисканская миссия продолжала расти, к нему присоединились другие священники, и центры были основаны в прибрежных провинциях Цзянсу (Янчжоу ), Chekiang (Ханчжоу ) и Фуцзян (Цайтунь ). После смерти Монте Корвино посольство к французскому Папе Бенедикту XII в Авиньоне было отправлено Тогун Темур, последним монгольским императором в Династия Юань Китая, в 1336 году. Монгольский правитель попросил нового духовного наставника заменить Монте Корвино, поэтому в 1338 году папа отправил в Пекин в общей сложности 50 священнослужителей, в том числе Иоанн из Мариньолли.

Две огромные катастрофы ускорили исчезновение второй волны миссионеров в Китай. Во-первых, Черная смерть во второй половине четырнадцатого века в Европе настолько истощила дома францисканцев, что они не смогли выдержать миссию в Китае. Во-вторых, созданная монголами династия Юань в Китае начала приходить в упадок. Коренные китайцы восстали и изгнали монголов, тем самым положив начало династии Мин в 1368 году. К 1369 году все христиане, как католики, так и сиро-восточные, были изгнаны. С окончанием монгольского правления в XIV веке христианство почти исчезло в материковой Азии, и три из четырех основных монгольских ханств приняли ислам.

См. Также

Примечания

Ссылки и дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:56:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте