Христианские взгляды на грех

редактировать
Блудный сын

Доктрина греха занимает центральное место в Христианство, поскольку его основная идея касается искупления в Христе. Христианская хамартиология (от греч. : ἁμαρτία, hamartia, «промахиваться, ошибка» и -λογια, - logia, изучение "), ветвь христианского богословия, изучающая грех, описывает грех как акт оскорбления Бога, презирая Его лиц и христианский библейский закон, а также причиняя вред другим. С христианских взглядов это зло человеческое действие, которое нарушает разумную природу человека, а также природу Бога и Его вечный закон. Согласно классическому определению Св. Августин Гиппопотам грех - это «слово, действие или желание, противоречащее вечному закону Бога». Христианская хамартиология тесно связана с концепциями естественного права, морального богословия и христианской этики.

Среди некоторых ученых грех понимается в основном как нарушение закона или нарушение договора - обязательные философские основы и перспективы христианской этики, и поэтому спасение обычно рассматривается с юридической точки зрения.

Другие христианские ученые понимают грех как фундаментальный род отношений - потерю любви к христианскому Богу и повышение самолюбия («похоти», в данном случае смысл), как позднее было высказано Августином в его споре с пелагианцами. Как и юридическое определение греха, это определение также влияет на понимание христианской благодати и спасения, которые, таким образом, рассматриваются в терминах отношений.

Содержание

  • 1 Грех в Библии
    • 1.1 Ветхий Завет
      • 1.1.1 Первородный грех
  • 2 Подразделения греха
  • 3 Римско-католические взгляды
    • 3.1 Фома Аквинский
    • 3.2 Катехизис
  • 4 Реформатские и лютеранские взгляды
    • 4.1 Определенные типы грех
  • 5 Методистские взгляды
  • 6 Восточно-христианские взгляды
  • 7 Свидетели Иеговы
  • 8 Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  • 9 Искупление
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки

Грех в Библии

Ветхий Завет

Первое упоминание о «грехе» как существительном - «грех притаился к вам. дверь; она желает иметь вас, но вы должны управлять ею », ожидая, чтобы Каин овладел ею, форма литературного териоморфизма. Первое употребление глагола - Бог, кажется, Авимелех "во сне:" Да, я знаю, что ты сделал это с чистой совестью, и поэтому я удержал тебя от греха против меня. Вот почему я не позволил тебе прикоснуться к ней »» в Бытие 20: 6. Исаия объявил о последствиях: «Но твои беззакония отделили тебя от твоего Бога; ваши грехи скрыли от вас его лицо, так что он не слышит. Ибо твои руки в крови, твои пальцы в вине. Ваши уста говорят неправду, и ваш язык бормочет злое "- разделение между Богом и человеком и безответное поклонение.

Первородный грех

Первородный грех, также называемый наследственным грехом, это христианская доктрина состояния человечества греха, возникшего в результате грехопадения, возникшего в результате восстания Адама в Эдеме, а именно грех непослушания в употреблении с дерева познания добра и зла. Это состояние характеризовалось многими способами, начиная от чего-то столь незначительного, как незначительный недостаток или склонность к греху, но без коллективного вина, именуемая «греховной природой», по отношению к чему-то столь же серьезному, как полное развращение или автоматическая вина всех людей через коллективную вину.

Концепция первородного греха была впервые упомянута в 2 век Ириней, епископ Лиона в его споре с неким дуалистом гностиками. h as Августин также развил доктрину, считая, что она основана на Новом Завете учении Апостола Павла (Римлянам 5: 12–21 и 1 Коринфянам 15:22 ) и стих Ветхого Завета из Псалма 51: 5. Тертуллиан, Киприан, Амвросий и Амвросиастр считали, что человечество разделяет грех Адама, переданный человеческим поколением. формулировка Августина первородного греха была популярна среди протестантских реформаторов, таких как Мартин Лютер и Джон Кальвин, которые приравнивали первородный грех к похотливость, подтверждающая, что она сохранялась даже после крещения и полностью уничтожила свободу. Движение янсенистов, которое католическая церковь объявила еретическим, также утверждало, что первородный грех уничтожил свободу воли.

существенные ветви хамартиологического понимания, включая римско-католическую, пресвитерианскую, реформатскую и континентальную. Реформатские баптисты присоединяются к доктрине первородного греха, которую апостол Павел поддерживает в Римлянам 5: 12–19 и которую Августин Гиппопотам популяризовано на Западе и превратилось в понятие «наследственный грех». Североафриканский епископ учил, что Бог возлагает на всех потомков Адама и Евы ответственность за грех восстания Адама, и как таковые все люди заслуживают гнева и осуждения Бога - кроме любых реальных грехов они лично совершают.

Напротив, точка зрения, которую иногда приписывают Пелагиусу, утверждает, что люди входят в жизнь как моральные «чистые доски» (tabulae rasae ), ответственные за свои собственные моральная природа. Падение, которое произошло, когда Адам и Ева ослушались Бога, согласно пелагианству, затронуло человечество лишь минимально, поскольку оно создало негативный моральный прецедент. Однако немногие современные богословы (особенно мыслители августинских традиций) и никакие ортодоксальные теологи продолжают придерживаться этой хамартиологической точки зрения.

Третья ветвь мышления занимает промежуточную позицию, утверждая, что после грехопадения грех Адама стал естественным образом влияет на людей, так что у них есть врожденная склонность бунтовать против Бога (в котором бунтуют по личному выбору все ответственные люди, кроме Иисуса и, для католиков, Марии, будут выбирать или иметь выбрал баловаться). Это хамартиологическая позиция восточно-христианских церквей, часто называемая наследственным грехом в противоположность первородному греху, но на Западе она иногда рассматривается как полупелагианская, особенно реформатскими.

разделами греха

Грех может быть разделен по причинам:

взгляды римско-католической церкви

Фома Аквинский

Фома Аквинский различал грехи бездействия и грехи совершения

То, как Фома Аквинский рассматривал грех и пороки, радикально отличалось от более поздних подходов, особенно 17-го века моральное богословие. Он представил грех и пороки как противоположности добродетелям. Он обсуждает этот вопрос в своей Summa Theologica part Ia – IIae (Prima secundae) qq. 71–89.

В одном из своих определений греха Томас цитирует Августина Гиппопотамского, описывающего грех как «мысль, слова и поступок против Вечного Закона».

Теперь есть два правила человеческой воли: одно приближенное и однородное, а именно. человеческий разум; другое - первое правило, а именно. вечный закон, который, так сказать, является разумом Бога (quasi ratio Dei). Соответственно, Августин включает в определение греха две вещи; один, относящийся к сущности человеческого поступка и являющийся, так сказать, вопросом греха, когда он говорит слово, поступок или желание; другой, относящийся к природе зла и являющийся формой, так сказать, греха, когда он говорит, противоречащим вечному закону. (STh I – II q.71 a.6)

Признание возможности греха в человеке равносильно признанию его человеческой природы, его контроля и владения собственными действиями. Грех - это движение к цели, о нем судят по объекту, на который оно направлено. Поле греха то же, что и поле добродетели. Есть три основных поля: отношения с Богом, с собой и с ближним. Томас различал смертные и простительные грехи. Смертный грех - это когда человек непоправимо разрушил сам принцип своего приказа к цели жизни. Простительный грех - это когда он / она действовали определенным беспорядочным образом, не нарушая этого принципа:

Следовательно, это смертный грех в целом, независимо от того, противоречит ли он любви к Богу, например богохульство, лжесвидетельство и тому подобное или против любви к ближнему, например убийство, прелюбодеяние и тому подобное: поэтому такие грехи смертны по своему роду. Однако иногда воля грешника направлена ​​на то, что содержит определенную чрезмерность, но не противоречит любви к Богу и ближнему, например праздное слово, чрезмерный смех и так далее: и такие грехи простительны по своему происхождению. (STh I – II q.72 a.5)

Согласно Аквинскому, тяжесть греха зависит также от некоторой предрасположенности агента (ср. STh I – II q. 18, aa. 4, 6). Грех, простительный по причине своей цели, может стать смертным. Это случается, когда человек фиксирует свое высшее счастье, последний конец своей жизни (лат. Finis ultimus) на объекте этого простительного греха. Когда простительный грех используется как способ спровоцировать смертный грех, он также становится смертным, например когда кто-то использует пустой разговор или чат, чтобы соблазнить кого-то на измену. Также грех, смертный по своему объекту, может стать простительным из-за предрасположенности агента, когда его / ее злой поступок не имеет полной моральной способности, то есть не продуман разумом. Это может произойти, например, когда в уме возникают внезапные движения неверия. (См. STh I – II q.72 a.5).

Различие и тяжесть грехов можно различить на основе духа и плоти, даже смертные грехи могут различаться по тяжести. Плотские грехи, такие как похоть, прелюбодеяние или прелюбодеяние, чревоугодие и алчность, потому что человек, который их совершает, чрезмерно направлен на материальные блага, которые являются серьезным делом, являются смертными грехами. Они могут вызвать много стыда и позора. Но духовные грехи, такие как богохульство перед Богом или отступничество, по мнению Фомы, являются еще большим злом, так как в них больше отвращения к Богу. Они направлены против большего объекта. Формальный, существенный элемент греха находится в их центре. (ср. STh I – II q.72 a.2)

Согласно другой формулировке концепции греха в Summa, в основе греха лежит «отказ от неизменного добра», т. е. Бог и «непомерное превращение в изменчивое добро», т.е. (STh I – IIae q.87 a.4) Это нельзя понимать так, как будто в конкретном греховном поступке грешник совершает два отдельных и независимых действия. И аверсио, и конверсио составляют одно виновное действие. В основе чрезмерного обращения к созданиям лежит самолюбие, которое выражается в беспорядочном желании (cupiditas) и бунте против Бога (superbia).

Говоря о лени (лат. Acedia)) Томас указывает, что всякий поступок, который «по самой своей природе противоречит милосердию, является смертным грехом». Результатом такого поступка является разрушение «духовной жизни, которая есть результат милосердия, благодаря которому Бог обитает в нас». Грех смертного характера всегда совершается с согласия разума: «Потому что грех совершается с согласия разума». (ср. STh II – IIae q.35 a.3) Простительные и смертные грехи можно сравнить с болезнью и смертью. В то время как простительный грех подрывает полноценную здоровую деятельность человека, смертный грех разрушает в нем / ней принципы духовной жизни.

Катехизис

Римско-католическая доктрина проводит различие между личным грехом (также иногда называемым «действительным» sin ") и первородный грех. Личные грехи смертны или простительны.

Смертные грехи - тяжкие (серьезные) грехи, когда грешник совершает действие с полным осознанием и сознательным согласием. (ср. CCC 1857 )

Акт совершения смертного греха разрушает милосердие, то есть благодать в сердце христианина; это само по себе отвержение Бога (CCC1855). Если не примириться, смертные грехи могут привести к вечному разделению с Богом, что традиционно называется проклятием.

Простительные грехи - это грехи, которые не соответствуют условиям смертных грехов. Совершение простительного греха не является отрезать грешника от Божьей благодати, так как грешник не отверг Бога. Однако простительные грехи наносят ущерб отношениям между грешником и Богом, и поэтому они должны быть примирены с Богом либо через Таинство примирения или принятие Евхаристии (после надлежащего покаяния).

И смертные, и простительные грехи имеют двойную природу наказания. Они влекут за собой как вину за грех, приводящую к вечному наказанию, так и временное наказание за грех. Примирение - это акт Божьей милости, он касается вины и вечного наказания за грех. Чистилище и индульгенции относятся к временному наказанию за грех и к осуществлению Божьей справедливости.

Римско-католическая доктрина также рассматривает грех как двоякий: грех - это сразу любое злое или аморальное действие, которое нарушает закон Бога и неизбежные последствия, состояние бытия, которое наступает в результате совершения греховного действия. Грех может и действительно отчуждает человека как от Бога, так и от общества. Отсюда настойчивое стремление католической церкви к примирению как с Богом, так и с самой церковью.

Римско-католический взгляд на грех в последнее время расширился. Монсеньор Джанфранко Джиротти, Регент католической Апостольской тюрьмы, сказал, что «известные грехи все чаще проявляются как поведение, наносящее вред обществу, как в целом, "включая, например:

  • " определенные нарушения основных прав человека, связанные с генетическими манипуляциями [или экспериментами], "
  • " наркотиками [злоупотреблением], которые ослабляют разум и затемняют интеллекта, «
  • "загрязнение окружающей среды,"
  • « аборты и педофилия »и
  • растущие социальные и экономические различия между богатыми и бедными, которые« вызывают невыносимую социальную несправедливость »(накопление чрезмерного богатства, вызывающие бедность). Пересмотр был направлен на поощрение исповеди или Таинства покаяния.

Смертные грехи, которые представляют собой любые серьезные и преднамеренные действия, прямо противоречащие Богу, часто путают с семью смертными грехами, которые являются гордость, зависть, гнев, леность, жадность, обжорство и похоть. Однако это не одно и то же. Семь смертных грехов называются «смертными», потому что они могут побудить другого совершить другие грехи. Некоторые формы семи смертных грехов (например, ослабление здоровья из-за любви к пище) могут представлять собой серьезную проблему, в то время как другие могут быть продажными (например, перееданием).

Еще одна группа из четырех или пяти грехов, которые выделяет Церковь, - это грехи, взывающие к небу : убийство, содомия, угнетение

Реформатские и лютеранские взгляды

Многие протестанты кальвинистской ориентации учат, что из-за оригинала sin, человечество потеряло всякую способность двигаться к примирению с Богом (Римлянам 3: 23; 6: 23; Ефесянам 2: 1–3); Фактически, этот врожденный грех отворачивает людей от Бога к себе и своим желаниям (Исайя 53: 6а). Таким образом, люди могут быть возвращены к отношениям с Богом только путем спасения Богом грешника из его безнадежного положения (Галатам 5: 17–21; Ефесянам 2: 4–10) через заместительное искупление Иисуса (Римлянам 5: 6–8; Колоссянам 2: 13–15; 1 Тимофею 2: 5–6). Согласно традиционному реформатскому богословию и классическому лютеранству, Спасение - это sola fide (только верой); sola gratia (только по милости); и начата и завершена только Богом через Иисуса (Ефесянам 2: 8,9). Такое понимание первородного греха (Римлянам 5: 12–19) наиболее тесно связано с доктриной кальвинизма (см. полная порочность ) и лютеранством. Кальвинизм допускает относительную или номинальную «доброту» человечества через общую благодать Бога как на тех , которые предназначены к спасению, так и на тех, кто обречен на проклятие, на возродить и невозрожденный.

Это контрастирует с учением римско-католической церкви о том, что, хотя грех запятнал изначальную доброту человечества до грехопадения, он не полностью погасил эту доброту или, по крайней мере, потенциал добродетели, позволяя людям достичь к Богу, чтобы разделить Искупление, которое Иисус Христос выиграл для них. Некоторые протестанты и православные придерживаются схожих взглядов.

Спор о происхождении греха. Некоторые, кто интерпретирует царя Тира в Иезекииля 28 как символ сатаны, полагают, что грех возник, когда сатана пожелал занять положение, которое по праву принадлежит Богу. Происхождение индивидуальных грехов обсуждается в Иакова 1: 14–15 - «но каждый искушается, когда его собственным злым желанием утаскивают и соблазняют. Затем, когда желание зародилось, оно рождает грех; и грех, когда он взрослый, рождает смерть ». (NIV )

Определенные типы греха

В некоторых ветвях протестантизма существует несколько определенных типов греха (как в римском католицизме):

Методистские взгляды

уэслиано-арминианский богослов y из Методистских церквей учит, что люди, хотя и рождены в полном развращении, могут обратиться к Богу в результате предшествующей благодати и творить добро; эта предваряющая благодать убеждает людей в необходимости нового рождения (первого дела благодати), благодаря которому он оправдан (прощен) и возрожден. Когда верующий полностью освящен (второе дело благодати), его / ее первородный грех смывается. После этого преднамеренный грех означал бы отпадение от благодати.

Методистское богословие сначала различает первородный грех и действительный грех :

Первородный грех - это грех, который развращает нашу природу и дает нам склонность грешить. Настоящие грехи - это грехи, которые мы совершаем каждый день перед спасением, такие как ложь, клятва, воровство.

Далее грех классифицируется как «грех собственно» и «грех неприличен». Собственно грехи (или, собственно говоря, грех) - это те, которые совершаются добровольно и умышленно, что приводит к потере полного освящения. Неуместные грехи (или грех, так называемый неправильно) - это грехи, относящиеся к «категории доброкачественного пренебрежения, плодов немощи (забывчивость, незнание и т. Д.)». Неправильные грехи, хотя они и требуют признания и покаяния, не приводят к потере спасения. Джон Уэсли объясняет этот вопрос так:

«Строго говоря, нет ничего греха, но есть добровольное нарушение известного закона Божьего. Следовательно, любое добровольное нарушение закона любви есть грех; и ничего больше, если мы говорим Продолжать дело дальше - значит уступить место кальвинизму. Может существовать десять тысяч блуждающих мыслей и периодов забывчивости без какого-либо нарушения любви, хотя и не без нарушения закона Адама. Но кальвинисты с радостью смешали бы их вместе. любовь наполняет твое сердце, и этого достаточно! "

Если человек отступает из-за самого греха, но позже возвращается к Богу, он или она должны покаяться и полностью освятиться снова, согласно уэслианско-арминианской теологии.

Восточно-христианские взгляды

(Халкидонский ) Восточно-православный, а также (не- Халкидонский ) Восточные православные используют слово «грех» как для обозначения падшего состояния человечества, так и для обозначения отдельных греховных действий. Во многих отношениях взгляд православных на грех схож с еврейским, хотя ни одна из форм православия не делает формальных различий между «степенями» греха.

Восточно-католические церкви, которые черпают свое богословие и духовность из тех же источников, что и восточно-православные и восточные православные, обычно не придерживаются римско-католического различия между смертными и простительный грех проповедуется Латинской церковью. Однако, как и Православные церкви, Восточно-католические церкви проводят различие между грехами, которые достаточно серьезны, чтобы воспрепятствовать Святому Причастию (и должны быть исповеданы перед повторным принятием) и те, которые недостаточно серьезны для этого. В этом отношении восточная традиция аналогична западной, но восточные церкви не считают смерть в таком состоянии автоматически означающей проклятие в «ад»

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы верят, что грех передается по наследству, как и болезнь, и передается от поколения к поколению людей, начиная с Адама и Евы, которые, по мнению Свидетелей, являются реальные исторические персонажи. Они считают, что все началось с дьявола, а затем с того, что люди захотели решить для себя, что такое «хорошее и плохое». Они считают, что именно в этот момент они потеряли совершенство и начали умирать. Свидетели Иеговы считают людей душами, и поэтому, когда человек умирает из-за греха, они верят, что его душа также умирает. Они верят, что Иисус - единственный человек, когда-либо живший и умерший безгрешным.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

Члены Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что люди несут ответственность только за грехи, которые они совершают лично. В своих Символах веры Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит: «Мы верим, что люди будут наказаны за свои грехи, а не за преступление Адама». Святые последних дней также верят, что грех является следствием грехопадения Адама и Евы и что весь грех исходит от сатаны. Они также верят, что «маленькие дети» (то есть дети младше 8 лет) не способны грешить, потому что они еще не несут ответственности за свои действия.

Искупление

В христианстве это Обычно считается, что смерть Иисуса была жертвой, которая избавляет верующих от бремени их грехов. Однако реальное значение этого предписания очень широко обсуждается. Традиционное учение некоторых церквей прослеживает эту идею искупления до кровавых жертв в древнееврейской вере.

Христианские богословы по-разному интерпретируют искупление:

  • Ориген учил, что смерть Христа была выкупом, уплаченным сатане в удовлетворение его притязания на души человечества в результате греха. Этому возражали теологи, такие как св. Григорий Назианзен, которые утверждали, что это сделало бы сатану силой, равной Богу.
  • Ириней Лионский учил, что Христос повторил в себе все этапы жизни грешного человека, и что его совершенное послушание заменило непослушание Адама.
  • Афанасий Александрийский учил, что Христос пришел победить смерть и тление и переделать человечество по образу Бога снова.
  • Августин Гиппопотам сказал, что грех вообще не был сотворен, а был "privatio boni", "лишением добра".
  • Ансельм Кентерберийский учил, что смерть Христа удовлетворил оскорбленное Божье чувство справедливости над грехами человечества. Бог вознаградил послушание Христа, которое создало кладезь заслуг и сокровищницу благодати, которой верующие могли делиться своей верой во Христа. Эта точка зрения известна как теория удовлетворения искупления, теория заслуг или иногда коммерческая теория. Учение Ансельма содержится в его трактате Cur Deus Homo (Почему Бог стал человеком). Позже идеи Ансельма были расширены с использованием аристотелевской философии в великую теологическую систему Фома Аквинским в 13 веке, особенно в его Summa Theologica, которая, хотя изначально и вызывала споры. в конечном итоге стало официальным римско-католическим доктриной.
  • Пьер Абеляр развил точку зрения, что Страсти Христа были Богом, страдающим со своими созданиями, чтобы показать величие Его любви для них, и реализация этой любви, в свою очередь, ведет к покаянию. Она часто известна как теория морального влияния искупления и стала центральной в более либеральных направлениях христианского богословия.
  • Мартин Лютер и Жан Кальвин, лидеры протестантской Реформации, во многом были обязаны теории Ансельма и учили, что Христос, единственный безгрешный человек, был послушен, чтобы взять на себя наказание за грехи, которые должны были быть наложены на мужчин и женщин. Это представление является версией замещающего искупления и иногда называется представлением штрафной замены. Оно происходит из римско-католической теории искупления, хотя и не идентично теории Ансельма. Кальвин также отстаивал доктрину ограниченного искупления, которая учит, что искупление распространяется и применяется только к грехам вечно предопределенных избранных, а не ко всем человеческая раса, тогда как Ансельм утверждал общее искупление для всего человечества и отрицал, что Христос получил наказание за грехи, хотя он принес удовлетворение Богу.
  • DL Муди однажды сказал: «Если вы находитесь под властью зла и хотите попасть под власть Бога, взывайте к Нему, чтобы он привел вас к Его служению; взывайте к Нему, чтобы он взял вас в свою армию. Он услышит вас; Он придет к вам, и, в случае необходимости, Он пошлет легион ангелов, чтобы помочь вам сражаться на вашем пути на небеса. Бог возьмет вас за правую руку и проведет через эту пустыню, через смерть и приведет вас прямо в Свое Царство. Именно для этого пришел Сын Человеческий. Он никогда не обманул нас; просто скажите здесь: «Христос - мой избавитель» ».
  • Арминианство традиционно учило тому, что есть известная как правительственная теория искупления. Основываясь на трудах Якоба Арминия и особенно Гуго Гроция, правительственная теория учит, что Христос пострадал за человечество, чтобы Бог мог простить людей, сохраняя при этом божественную справедливость. В отличие от традиционной реформатской точки зрения, эта точка зрения утверждает, что Христос не был наказан Богом-Отцом вместо грешников, поскольку истинное прощение было бы невозможным, если бы проступки человечества уже были наказаны. Страдания Христа были реальным и значимым заместительным искуплением наказания, которого заслуживают люди, но Христос не был наказан от имени части или всего человечества. Эта точка зрения процветала в традиционном методизме и во всех, кто следует учениям Джона Уэсли, и была детализирована, среди прочих, методистом теологом Джон Майли в своем «Искуплении во Христе и XX веке» Церковь Назарянина теолог Дж. Кеннет Грайдер в его уэслианском богословии святости. Варианты этой точки зрения также разделяли пуританин 18 века Джонатан Эдвардс и лидер возрождения 19 века Чарльз Грандисон Финни.
  • Карл Барт учили, что смерть Христа проявила любовь Бога и его ненависть к Богу. грех.
  • Барбара Рид, несогласная римско-католическая феминистка и доминиканская монахиня, утверждает, что общепринятая теология искупления вредна, особенно для женщин и других угнетенных меньшинств. Другие либеральные и радикальные богословы также бросили вызов традиционным взглядам на искупление. (см. коллективное спасение )
  • Мэри Бейкер Эдди, основательница движения Христианская наука, учила, что искупление является примером нашего основного духовного единства с Богом, посредством чего мы отражаем Божественную Любовь (Бог): Искупление Христа примиряет человека с Богом, а не Бога с человеком.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Искать Хамартиология в Wiktionary, бесплатный словарь.
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:54:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте