Правые христианские

редактировать
Политическая идеология и движение

Правые Правые или правые являются Христианские политические фракции, для которых характерна их решительная поддержка социально консервативной политики. Христианские консерваторы стремятся влиять на политику и общественную политику своей интерпретацией учения христианства.

В Соединенных Штатах христианские правые представляют собой неформальную коалицию, сформированную вокруг ядра консерваторов протестанты-евангелисты и католики. Правые христиане получают дополнительную поддержку от политически консервативных основных протестантов и членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Движение уходит корнями в американскую политику, восходящую к 1940-м годам, и было особенно влиятельным с 1970-х годов. Его влияние основывается на массовом активизме, а также на сосредоточении внимания на социальных вопросах и способности мотивировать электорат вокруг этих проблем.

Правые христиане отличаются продвижением социально консервативных позиций по вопросам, включая школьную молитву, разумный замысел, исследование эмбриональных стволовых клеток, гомосексуализм, воздержание, эвтаназия, контрацепция, христианский национализм, воскресенье Sabbatarianism, сексуальное образование, аборт и порнографии. Хотя термин «христианское право» чаще всего ассоциируется с политикой в ​​Соединенных Штатах, аналогичные христианские консервативные группы можно найти в политической культуре других стран с христианским большинством.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 История
    • 2.1 Способность к организации
      • 2.1.1 Массовый активизм
      • 2.1.2 Политические лидеры и институты
  • 3 Институты в США
    • 3.1 Национальные организации
    • 3.2 Партизанская деятельность церквей
    • 3.3 Электоральная активность
    • 3.4 Образование
    • 3.5 СМИ
  • 4 Взгляды
    • 4.1 Образование
    • 4.2 Эволюция
    • 4.3 Половое воспитание
    • 4.4 Учеба
    • 4.5 Воскресный субботник
    • 4.6 Роль правительства
    • 4.7 Отношения между церковью и государством
    • 4.8 Экономика
    • 4.9 Ближний Восток
    • 4.10 Аборт и контрацепция
    • 4.11 Окружающая среда
    • 4.12 Биотехнология
    • 4.13 Противодействие наркотикам
    • 4.14 Секс и сексуальность
  • 5 Критика
    • 5.1 Интерпретация христианства
    • 5.2 Раса и разнообразие
    • 5.3 Права ЛГБТ
    • 5.4 Использование ярлыков доминионизма
  • 6 Перемещения за пределы США
    • 6.1 Канада
    • 6.2 Латинская Америка
    • 6.3 Нидерланды
    • 6.4 Другие страны
  • 7 Ассоциированные незначительные политические партии
  • 8 См. Также
  • 9 Нет es
  • 10 Дополнительная литература
Терминология

Христианское право «также известно как Новое христианское право (NCR) или религиозное право», хотя некоторые считают религиозное право «немного более широким. категорией, чем христианские права ».

Джон С. Грин из Форума Пью по религии и общественной жизни утверждает, что Джерри Фолвелл использовал ярлык« религиозное право »для описания себя. Гэри Шнибергер, вице-президент по СМИ и связям с общественностью Focus on the Family, заявляет, что «такие термины, как« религиозное право », традиционно использовались в уничижительном смысле для обозначения экстремизма. Фраза« в социальном плане » консервативных евангелистов - это не очень интересно, но это, безусловно, способ сделать это ».

Евангелические лидеры, такие как Тони Перкинс из Совета по семейным исследованиям, обратили внимание на проблема отождествления термина «христианское право» с евангелистами. Хотя евангелисты составляют ядро ​​правых христиан, не все евангелисты соответствуют описанию, и, более того, ряд католиков также являются членами ядра правых христиан. Проблема описания усложняется еще и тем, что религиозные консерваторы могут относиться к другим группам. Меннониты и амиши, например, богословски консервативны, однако нет никаких явно политических организаций, связанных с этими деноминациями.

История
Джерри Фолвелл, чье создание Морального большинства стало ключевым шагом в формировании «Новых христианских правых»

В 1863 году представители одиннадцать христианских конфессий в США организовали Национальную ассоциацию реформ с целью добавления христианской поправки к США. Конституция, с целью установления в стране христианского государства. Национальная ассоциация реформ считается одной из первых организаций правых христиан, через которую приверженцы нескольких христианских конфессий работали вместе, пытаясь закрепить христианство в американской политике.

Ранние организации правых христиан, такие как Христианская гражданская лига штата Мэн, основанная в 1897 году, поддерживала цели движения за воздержание .

Патрисия Миллер заявляет, что «союз между лидерами евангелистов и католическими епископами был краеугольным камнем христианского движения. Верно почти двадцать лет ". С конца 1970-х правые христиане были заметной силой как в республиканской партии, так и в американской политике, когда баптистский пастор Джерри Фалуэлл и другие христианские лидеры начали призывать консервативных христиан включиться в политический процесс. В ответ на подъем правых христиан платформа Республиканской партии 1980 г. заняла ряд своих позиций, в том числе добавила поддержку восстановлению школьной молитвы. Последние два десятилетия были важным временем для политических дебатов, и в то же время религиозные граждане стали более политически активными в период, получивший название новых христианских правых. Хотя платформа также выступала против абортов и склонялась к ограничению финансирования абортов налогоплательщиками и принятию поправки к конституции, которая восстановит защиту права на жизнь для нерожденных детей, она также признала тот факт, что многие американцы, в том числе поддерживающие республиканцы разделились по этому вопросу. Примерно с 1980 года христианские права были связаны с несколькими институтами, включая Моральное большинство, Христианскую коалицию, Фокус на семье и Семья. Исследовательский совет.

В то время как влияние христианских правых обычно прослеживается до президентских выборов 1980 года, Дэниел К. Уильямс утверждает в Партии Бога, что на самом деле они были вовлечены в политику на протяжении большей части двадцатого века. Он также отмечает, что христианские правые ранее были в союзе с Республиканской партией в 1940-1960-х годах по таким вопросам, как противостояние коммунизму и защита «протестантского морального порядка».

В свете государственный атеизм, поддерживаемый коммунистическими странами, секуляризация стала рассматриваться многими американцами как самая большая угроза американским и христианским ценностям, и к 1980-м годам католические епископы и евангелисты начали работать вместе над такими проблемами, как аборты.

Отчуждение южных демократов от Демократической партии способствовало подъему правых, поскольку контркультура 1960-х вызвала страх социальной дезинтеграции. Кроме того, по мере того, как Демократическая партия стала отождествляться с позицией сторонников абортов и с нетрадиционными общественными ценностями, социальные консерваторы присоединились к Республиканской партии во все большем количестве.

В 1976 году президент США Джимми Картер получил поддержку правых христиан во многом благодаря его широко признанному религиозному обращению. Однако духовная трансформация Картера не компенсировала его либеральную политику в умах христианских консерваторов, что отражено в критике Джерри Фалуэлла о том, что «американцы буквально стояли в стороне и наблюдали, как безбожные, бесхребетные лидеры поставили нашу нацию на грань смерти. "

Способность организовать

демонстрантов на Марше за жизнь 2004 года в Вашингтоне, округ Колумбия

Правые христиане участвовали в битвах за аборты, эвтаназию, контрацепция, порнографии, азартные игры, непристойности, христианский национализм, воскресенье Sabbatarianismвоскресенье синий законы ), санкционированные государством молитвы в государственных школах, содержание учебников (касающееся креационизма ), гомосексуализм и половое воспитание. Решение Верховного суда сделать аборт конституционно защищенным правом в постановлении 1973 Роу против Уэйда стало движущей силой подъема христианских правых в 1970-х годах. Изменение политического контекста привело к тому, что христианские правые стали отстаивать другие вопросы, такие как противодействие эвтаназии и кампания за половое воспитание только с воздержанием.

Ральф Рид, председатель Христианской коалиции, заявил, что Президентская кампания из Пэта Робертсона 1988 года была «политическим испытанием», которое привело к увеличению числа правых христианских групп в США.

Рэндалл Балмер, с другой стороны, предположил, что рост Нового правого христианского движения был связан не с проблемой абортов, а с отказом Университета Боба Джонса подчиниться решению Верховного суда 1971 года Грин против Коннали это позволило налоговой службе (IRS) собирать штрафные налоги с частных религиозных школ, которые нарушали федеральные законы.

Массовый активизм

Большая часть власти христианских правых в американской политической системе приписывается их необычайная явка в полицию ls. Избиратели, которые сосуществуют с правыми христианами, также очень мотивированы и стремятся высказать свою точку зрения по вопросам, которые их волнуют. Помимо высокой явки избирателей, они могут посещать политические мероприятия, стучать в двери и распространять литературу. Члены правых христиан готовы выполнять избирательную работу, необходимую для избрания своего кандидата. Из-за их высокого уровня преданности христианские правые не нуждаются в денежном вознаграждении этим людям за их работу.

Политические лидеры и институты

Под руководством Роберта Гранта правозащитники группа Christian Voice, Моральное большинство Джерри Фолвелла, Круглый стол по религиозным вопросам, Джеймс Добсон В центре внимания семья, Пол Вейрих Free Congress Foundation и The Heritage Foundation и Pat Robertson Christian Broadcasting Network, новые религиозные правые объединили консервативную политику с евангельскими и фундаменталистскими учениями. Однако рождение новых христианских правых обычно связывают со встречей 1979 года, на которой телеевангелиста Джерри Фалуэлла призвали создать организацию «Моральное большинство». В 1979 году Вейрих обсуждал с Фалуэллом, когда он заметил, что существует «моральное большинство» американцев, готовых быть призванными к политическим действиям. Позже Вейрих вспоминал в интервью 2007 года Milwaukee Journal Sentinel, что после того, как он упомянул термин «моральное большинство», Фалвелл обратился к своим людям и сказал: «Это название нашей организации». "

Вейрих тогда установит прочный союз между Республиканской партией и многими консервативными христианами. Вскоре моральное большинство стало общим термином для консервативного политического активизма евангелистов и фундаменталистов, таких как Пэт Робертсон, Джеймс Робисон и Джерри Фалуэлл. Говард Швебер, профессор Университета Висконсин-Мэдисон, пишет, что «за последние два десятилетия» «католические политики стали ведущими фигурами в религиозном консервативном движении».

Институты в США

Национальные организации

Одна из первых попыток внедрить христианское право в американскую политику началась в 1974 году, когда Роберт Грант, один из первых лидеров движения, основал American Christian Cause для защиты христианских идеологических учений. в Южной Калифорнии. Обеспокоенный тем, что христиане подавляющим большинством проголосовали за президента Джимми Картера в 1976 году, Грант расширил свое движение и основал Christian Voice, чтобы сплотить христианских избирателей в поддержку социально консервативных кандидатов. До своего союза с Фалуэллом Вейрих искал союза с Грантом. Грант и другие сотрудники Christian Voice вскоре открыли свой главный офис в штаб-квартире Weyrich's Heritage Foundation. Однако союз между Вейрихом и Грантом распался в 1978 году.

В конце 1980-х Пэт Робертсон основал Христианскую коалицию Америки, опираясь на свою президентскую гонку в 1988 году, с республиканским активистом Ральфом Ридом, который стал представителем Коалиции. В 1992 году национальная христианская коалиция, Inc. со штаб-квартирой в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, начала выпускать справочники для избирателей, которые она распространяла среди консервативных христианских церквей, как протестантских, так и католических, с благословения римско-католической архиепископии Нью-Йорка.. Под руководством Рида и Робертсона Коалиция быстро стала самым заметным голосом в консервативном христианском движении, ее влияние достигло высшей точки в усилиях по поддержке избрания консервативного христианина на президентский пост в 1996. Кроме того, они поощряли сближение консервативной христианской идеологии с политическими вопросами, такими как здравоохранение, экономика, образование и преступность.

Сосредоточьтесь на Центре приема посетителей семьи в Колорадо-Спрингс, Колорадо

Политические активисты лоббировал внутри Республиканской партии на местном и национальном уровне, чтобы влиять на партийные платформы и выдвижения кандидатов. Совсем недавно группа Джеймса Добсона «Фокус на семье» из Колорадо-Спрингс и Совет по семейным исследованиям в Вашингтоне, округ Колумбия, получили огромное уважение со стороны законодателей-республиканцев. Решительно отстаивая эти идеологические вопросы, сам Добсон более настороженно относится к политическому спектру, и большая часть ресурсов его группы направляется на другие цели, такие как средства массовой информации. Однако как частный гражданин Добсон высказал свое мнение о президентских выборах; 5 февраля 2008 г. Добсон выступил с заявлением о президентских выборах 2008 г. и о своем сильном разочаровании кандидатами от Республиканской партии.

В своем эссе, написанном в 1996 г., Ральф Рид выступил против морального абсолютиста тон правых христианских лидеров, выступающих за то, чтобы Платформа Республиканской партии подчеркивала моральные аспекты абортов, а не ставила акцент на отмене дела Роу против Уэйда. Рид считает, что прагматизм - лучший способ отстаивать христианские права.

Партизанская деятельность церквей

Явно партизанские действия церквей могут угрожать их освобожденному от налогов статусу согласно статье 501 (c) (3) из-за Поправки Джонсона Налогового кодекса. В одном примечательном примере бывший пастор баптистской церкви Ист-Уэйнсвилля в Уэйнсвилле, Северная Каролина «сказал прихожанам, что любой, кто планировал голосовать за демократов Сен. Джон Керри должен либо покинуть церковь, либо покаяться ". Позже церковь исключила девять членов, которые голосовали за Керри и отказались покаяться, что вызвало критику на национальном уровне. Пастор подал в отставку, и изгнанным членам церкви было разрешено вернуться.

Фонд защиты Альянса начал инициативу «Свобода проповедников» в 2008 году. ADF заявляет, что «[t] цель воскресного дня« Свобода кафедры » прост: объявите поправку Джонсона неконституционной - и раз и навсегда лишите IRS возможности подвергать цензуре то, что пастор говорит с кафедры ».

Электоральная активность

И правые христиане, и Светские организации по проведению опросов иногда проводят опросы, чтобы определить, какие кандидаты в президенты получат поддержку правых христиан. Один из таких опросов был проведен на Саммите ценностей избирателя Family Research Council. Успех Джорджа Буша на выборах во многом был обязан его подавляющей поддержке со стороны белых евангелических избирателей, которые составляют 23% голосов. В 2000 году он получил 68% голосов белых евангелистов; в 2004 году этот процент вырос до 78%. В 2016 году Дональд Трамп получил 81% голосов белых евангелистов.

Образование

Джерри Фалуэлл-младший и Дональд Трамп в Университете Свободы.

Ассоциация правовой защиты домашних школ была основана в 1983 году Майклом Фаррисом, который позже основал Колледж Патрика Генри, и Майклом Смитом. Эта организация пытается оспорить законы, которые служат препятствием для разрешения родителям обучать своих детей на дому, и объединить разрозненную группу семей, обучающихся на дому, в единый блок. Число семей, обучающихся на дому, увеличилось за последние двадцать лет, и около 80 процентов этих семей идентифицируют себя как евангелисты.

Основные университеты, связанные с правыми христианами в США:

СМИ

СМИ сыграли важную роль в подъеме правых христиан с 1920-х годов и продолжают оставаться мощной силой политического христианства сегодня. Роль средств массовой информации для религиозных правых повлияла на их способность связывать христианскую аудиторию с более широкой американской культурой, в то же время привнося и удерживая религию в игре как политическую и культурную силу. Политическая повестка дня правых христиан распространялась среди населения через различные средства массовой информации, включая радиовещание, телевидение и литературу.

Религиозное вещание началось в 1920-х годах по радио. Между 1950-ми и 1980-ми годами телевидение стало для правых христиан мощным средством влияния на публику с помощью таких шоу, как «Клуб 700» Пэта Робертсона и Семейный канал. Интернет также помог правым христианам охватить гораздо более широкую аудиторию. Веб-сайты организации играют важную роль в популяризации позиции правых христиан по культурным и политическим вопросам и информируют заинтересованных зрителей о том, как принять участие. Христианская коалиция, например, использовала Интернет для информирования общественности, а также для продажи товаров и сбора членов.

Взгляды

Образование

Правые христиане решительно выступает за систему выбора образования с использованием системы школьных ваучеров вместо системы государственного образования. Ваучеры будут финансироваться государством и могут быть погашены за «определенную максимальную сумму на ребенка в год, если они будут потрачены на утвержденные образовательные услуги». Этот метод позволит родителям определить, в какую школу ходит их ребенок, облегчая при этом экономическое бремя, связанное с частными школами. Эта концепция пользуется популярностью среди членов церковных школ, в том числе связанных с католицизмом.

Эволюция

Протестантские правые христиане в Соединенных Штатах, как правило, продвигают учение креационизма и разумного замысла в противоположность, или наряду с биологической эволюцией. Некоторые сторонники христианских правых выступали против учения об эволюции в прошлом, но у них не было возможности остановить его преподавание в государственных школах, как это было сделано во время Судебного процесса в Дейтоне, Теннесси, в котором учитель естественных наук предстал перед судом за преподавание предмета эволюции в государственной школе. Другие «правые христианские организации поддерживали преподавание креационизма, наряду с эволюцией, в государственных школах», в частности, продвигая теистическую эволюцию (также известную как эволюционный креационизм), в которой Бог рассматривается как создатель процесса . 387>

Члены и организации, связанные с правыми христианами, такие как Институт открытий, создали и популяризировали современную концепцию разумного замысла, которая стала широко известна только после публикации книги О пандах и людях в 1989 году. Институт открытий через свою инициативу интеллектуального дизайна, названную Центром науки и культуры, поддержал преподавать противоречивый подход. По мнению его сторонников, такой подход обеспечит обсуждение в учебной программе как сильных, так и слабых сторон теории эволюции. Эту тактику раскритиковал судья Джон Э. Джонс III в деле Китцмиллер против школьного округа Дувр, назвав ее «в лучшем случае лицемерной, а в худшем - уткой». Подавляющее большинство научных исследований, проведенных как в Соединенных Штатах, так и в других странах, пришли к выводу, что теория эволюции, использующая техническое определение слова теория, является единственным жизнеспособным объяснением развития жизни, и Подавляющее большинство биологов решительно поддерживают его представление на уроках естественных наук в государственных школах. За пределами Соединенных Штатов, а также среди американских католиков и основных протестантов христианские консерваторы обычно принимают теорию эволюции.

Сексуальное образование

Некоторые христианские группы выступать за изъятие литературы по половому воспитанию из государственных школ, за отказ родителей от всестороннего полового воспитания или за половое воспитание только с воздержанием. Тридцать процентов американских программ сексуального воспитания основаны на воздержании. Эти программы продвигают воздержание до брака как единственный способ предотвратить беременность, заболевания, передаваемые половым путем, и эмоциональные проблемы, которые могут возникнуть в результате сексуальной активности. Нет никаких доказательств, подтверждающих эффективность полового воспитания, основанного только на воздержании; многочисленные исследования не обнаружили никакой пользы и даже обнаружили, что это может быть вредно. Было обнаружено, что это неэффективно для снижения риска заражения ВИЧ в развитом мире. Аналогичным образом, это не снижает уровеньсексуальной активности или незапланированной беременности по сравнению с комплексным половым воспитанием.

Обучение

Христианское право продвигает домашнее обучение и частное школьное обучение как действенная альтернатива государственному образованию для родителей, которые возражают против преподавания в школе. В последние годы процент детей, обучающихся на дому, увеличился с 1,7% от общего числа учащихся в 1999 году до 2,2% в 2003 году. Большая часть этого увеличения объясняется желанием включить христианские учения в учебную программу. В 2003 г. 72% родителей, обучавших своих детей на дому, указали, что способность использовать религиозные или моральные наставления исключение своих детей из государственных школ. Дело Китцмиллер против школьного округа Дувр установило, что креационизм нельзя преподавать в государственных школах, и в ответах чиновники все чаще выделяют государственные средства на чартерные школы, которые преподают учебные программы, такие как Ускоренное христианское образование.

Воскресный субботник

Право христиан поддерживает законы, которые и продвигают воскресный субботний день, например законы воскресного субботника, которые запрещают покупки и ограничивают продажу алкоголя по воскресеньям, что является Днем Господним в господствующем христианстве.

Роль правительства

Сторонники христианских правых нет единой позиции в роли правительства, поскольку это в очередь выступает за социальный консерватизм ; фактически, «в партийных организациях государства вспыхнула борьба» между сторонними правыми христианскими и другими консерваторами. Он продвигает консервативное толкование Библии как основы моральных ценностей и закрепляет эти ценности законодательством. Некоторые правые христиане, особенно католики, признают решительную поддержку католической церковью профсоюзов.

отношений между церковью и государством

Правые христиане считают, что разделение церкви и государства не является явным Американским институтом, вместо этого, что такое разделение является порождением того, что, как она утверждает, является судьями-активистами судебной системы. В американских Штатах христианские правые часто подтверждают свои утверждения, утверждая, что была «христианами как христианская нация ». Члены христианских правых занимают позицию, согласно пункту об учреждении запрещает федеральному правительству учреждать или спонсировать государственную церковь (например, Англиканскую церковь). Правые христиане указывают, что термин «отделение церкви от государства» происходит из письма Томаса Джефферсона, а не из самой Конституции. Кроме того, Alliance Defending Freedom (ADF) придерживается мнения, что концепция «разделения церкви и государства» использовалась Американским союзом гражданских свобод и его союзом для подавления общественного признания. христианства и ограничивают религиозные свободы христиан.

Таким образом, правые христианские лидеры утверждали, что пункт об учреждении не запрещает проявление религии в общественной сфере. Поэтому лидеры считают, что государственные учреждениям следует разрешить или даже обязать демонстрировать Десять заповедей. Это толкование повторно отклонялось судами, которые находили, что такие демонстрации нарушают пункт об учреждении. Государственным чиновникам, однако, используется эта власть, используемая как «продвижение или запрещение религии», согласно тесту Верховного суда Лимона, и не может быть «чрезмерной связи с религией» и правительством. Некоторые, такие как Брайан Фишер из Американской семейной ассоциации, утверждают, что Первая поправка, которая конкретно ограничивает Конгресс, применяют только к Конгрессу, а не к штатам. Эта позиция отвергает включение правонарушений.

В целом, христианские правые институты религиозных институтов в правительстве и общественной сфере и выступают за уменьшение ограничений на государственное финансирование благотворительных организаций и школ. Как католики, так и протестанты, исследованию Gallup 2005 года, поддерживали школьную молитву в государственных школах.

Экономика

Ранние американские фундаменталисты, например, Джон Р. Райс часто отдавал предпочтение экономике невмешательства и затем открыто критиковал Новый курс, а Великое общество. Современные правые христиане, такую ​​как налоговую консервативную политику, такую ​​как налоговую, и социальную консервативную политику, такую ​​как налоговые льготы на детей.

Ближний Восток

Многие евангельские протестантские сторонники религиозных правых оказали очень сильную поддержку состояние Израиль в последние десятилетия, злоупотребя поддержку Израиля в правительстве Соединенных Штатов. Некоторые связывают Израиль с библейскими пророчествами; например, Эд Макэтир, основатель «Морального сообщества», сказал: «Я верю, что мы видим, как пророчество разворачивается так быстро, драматично и чудесно, и, без преувеличения, у меня перехватывает дыхание». Эта вера, пример диспенсационализма, возникает из идей, что создание Израиля является опасным для Второго пришествия Иисуса, потому что оно представляет собой библейское предсказание Собрания Израиля. Опрос 2017 года показывает, что эта веры придерживается 80% евангелистов. Во время гражданской войны в Ливане, которая началась в 1975 году и закончилась в 1990 году, многие христианские партии поддерживали правый политический спектр, например ливанские христианские фаланги, известные как Партия Катаэб, а и ливанские партии. Силы, противостоящие более радикальным исламистским или левым движением, таким как шиитское движение Амаль и Прогрессивная социалистическая партия в 1980-х годах.

Аборт и контрацепция

Правые христиане выступают против абортов, полагая, что жизнь начинается с зачатия и что аборт - это убийство. Таким образом, участники движения работали над отменой закона Роу против Уэйда, а также поддержали менее важные шаги, чтобы сделать аборт доступным. К таким мерам запреты на поздние аборты (включая интактное расширение и извлечение ), запрет на финансирование Medicaid и другое государственное финансирование плановых абортов, отмена финансирования налогоплательщиками для запланированного Родительства и другие организации, предоставляющие услуги по прерыванию судебного законодательства, требующее согласия родителей или уведомления об абортах, сделанных несовершеннолетних, правовая защита нерожденных жертв насилия, правовая защита для младенцы, рожденные живыми после неудачных абортов, и запрет на абортивные лекарства.

Правовые христианские элементы в коалиции Рейгана решительно поддерживали его в 1980 году, полагая, что он назначит судей Верховного суда, чтобы свергнуть Роу В. Уэйда. Они были изумлены и встревожены, когда его первым назначением была Сандра Дэй О’Коннор, которая, как они опасались, терпела аборт. Они упорно трудились, чтобы победить ее подтверждение, но не удалось.

Христианское право утверждает, что утром, после того, как таблетки, такие как Plan B и Ella являются потенциальными абортивными, способными помешать с имплантацией оплодотворенного яйца в стенку матки. Маркировка, предписанная Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) для Plan B и Ella, указывает на то, что они могут мешать имплантации, но, согласно статье New York Times от июня 2012 года, многие ученые, что они работают только путем вмешательства в овуляцию и выступают за удаление языка имплантации с этикеток продуктов. Правые христиане влияют на утверждают, что химические свойства таблеток на следующий день делают их абортивными и что политика абортов на научные суждения. Джонатан Имбоди из Христианской медицинской ассоциации говорит, что он сомневается, «ли идеологические соображения движут этими решениями». В частности, многие католики, некоторые консервативные протестантские члены выступили против контрацепции в целом.

Окружающая среда

Согласно некоторым исследованиям в области социальных наук, христиане и правые христиане обычно меньше озабочены вопросами экологической ответственности, чем широкая общественность. 387>

Биотехнология

Из-за взглядов христианских правых на этику и в некоторой степени из-за негативных взглядов на евгенику, общих для большинства идеологий в Северной Америке, это помогло и ограничение некоторых приложений биотехнологии. В частности, христианские правые выступают против терапевтического и репродуктивного клонирования человека, отстаивая запрет ООН на эту практику в 2005 году, и исследования эмбриональных стволовых клеток человека, которые включают извлечение одного или нескольких клетки эмбриона человека. Правые христиане поддерживают исследования с взрослыми стволовыми клетками, амниотическими стволовыми клетками и индуцированными плюрипотентными стволовыми клетками, которые не используют клетки человеческих эмбрионов, поскольку они считают получение биологического материала из эмбриона, не имеющего возможности дать разрешение, как нападение на живое существо.

Правые христиане также выступают против эвтаназии и в одном получившем широкую огласку случае сыграли активную роль в поиске государственного вмешательства, чтобы не допустить лишения Терри Скьяво пищи. и гидратация.

Противодействие наркотикам

Правые христиане исторически поддерживали движение за воздержание, таким образом поддерживая такие причины, как поддержание законов воскресного синего цвета, добавляя предупреждающие сообщения об упаковке алкоголя в бутылки и ограничение рекламы алкоголя. Он выступал за запрет наркотиков и выступал против попыток легализации марихуаны.

Секс и сексуальность

Современные корни взглядов христианских правых на сексуальные вопросы были очевидны в 1950-х годах, в период, когда многие христианские консерваторы в Соединенных Штатах рассматривали сексуальную распущенность не только как чрезмерную, но фактически как угрозу своему идеальному видению страны.

Начиная с 1970-х годов, консервативные христиане начали появляться протесты против распущенности, в основном как реакция на «снисходительные шестидесятые» и растущую известность сексуальных прав, проистекающих из «Роу против Уэйда» и движения за права геев. Правые христиане сделали вопросы сексуальности приоритетной политической задачей.

Правые христианские отстаивают себя как «самозваную совесть американского общества». В 80-е годы движение в значительной степени отвергалось политическими экспертами и основными религиозными лидерами как «собрание шутов-бывших». Позже он вновь появился, лучше организован и более сосредоточенным, принимая твердые позиции против абортов, порнографии, сексуальных девиаций и крайнего феминизма. Начиная с президентства Дональда Трампа, христианские консерваторы в основном воздерживались от участия в дебатах о сексуальной морали.

Влиятельные христианские правые организации в авангарде движения против геев в Соединенных Штатах. В число штатов входят «Фокус на семье», Совет по семейным исследованиям и Институт семейных исследований. Важная уловка в христианской правой политике против геев заключается в отказе от «указов Большого Брата», позволяющем ему извлекать выгоду из «общего чувства недовольства и деморализации правительством». В результате правые христиане одобрили меньшее правительство, ограничив его способность выступать в качестве арбитра в спорах, касающихся ценностей и традиций. В этом контексте законы о правах геев стали символом якобы неконституционного "[вмешательства] правительства в личную свободу".

Основные принципы Focus on the Family и подобных организаций, таких как Family Research Council, подчеркивают такие вопросы, как аборт и необходимость гендерных ролей. Ряд организаций, в том числе новые христианскому права, «имеют по-разному отвергнута либеральную Америку в пользу регулирования порнографии, законодательства против абортов, криминализация гомосексуальности и добродетелях верности и преданности в сексуальных партнеров», в соответствии социологу Брайан Тернер.

Многие правые христиане рассматривают однополые браки как центральную проблему в культурных войнах, более важная, чем другие вопросы прав геев, и даже более значимая, чем аборты. Легализация однополых браков в Массачусетсе в 2004 году изменила христианское право, заставив его поставить противодействие этим бракам выше других вопросов. Он также создал ранее неизвестные межрасовые и экуменические коалиции и стимулировал новую избирательную активность пасторов и общин.

Критика

Критика правых христиан часто исходит от христиан, которые верят, что весть Иисуса была сосредоточена на социальная ответственность и социальная справедливость. Теолог Майкл Лернер резюмировал: «Нечестивый союз политических правых и религиозных правых угрожает уничтожить Америку, которую мы любим. Он также угрожает вызвать отвращение к Богу и религии, отождествляя их с милитаризмом, экологической безответственностью, фундаменталистским антагонизмом по отношению к науке. рациональное мышление и невосприимчивость к нуждам бедных и бессильных ". Комментаторы со всех сторон прохода, такие как Роб Шенк, Рэндалл Балмер и Чарльз М. Блоу, критиковали христианское Право за его терпимость и признание Дональд Трамп во время президентских выборов 2016 года несмотря на отказ Трампа придерживаться каких-либо принципов, отстаиваемых правыми христианскими группами на протяжении десятилетия.

Интерпретация христианства

Один аргумент, который ставит под сомнение легитимность христианских правых, утверждает, что Иисуса Христа можно считать левым в современном политическом спектре. Утверждают, что голодные среди прочего утверждают, что утверждают сторонники христианского левачества, утверждают, что утверждают сторонники современного социализма и социальной справедливости. о люди имеют моральное обязательство помогать другим, отношения между благотворительностью и государством не следует толковать таким же образом.

Согласно По словам Фрэнка Ньюпорта из Гэллапа, «сегодня меньше американцев, которые одновременно и очень религиозны, и либеральны, чем американцы, которые одновременно и очень религиозны, и консервативны». Ньюпорт также отмечает, что 52% белых либералов считают себя «очень религиозными», в то время как только 16% белых либералов считают себя такими же. афроамериканцы, «самые религиозные из всех основных расовых или этнических групп в стране», «сильно ориентированы на голосование за демократов [.]», Отмечая, что афроамериканские демократы более религиозны, чем их белых демократов, Ньюпорт далее отметим, однако, что афроамериканские демократы «намного более склонны быть идеологически умеренными или консервативными».

Некоторые критикуют то, что они считают политизацией христианства, потому что они говорят, что Иисус превосходит политические концепции.

Михаил Горбачев называл Иисуса «первым социалистом».

Раса и разнообразие

Правые христианские пытались завербовать социальных консерваторов в черная церковь. Перед президентскими выборами в США в 2016 году афроамериканец республиканец Бен Карсон стал лидером правых христиан. Другие афроамериканцы-христиане, отождествляющие себя с консерватизмом: судья Верховного суда Кларенс Томас, рэпер Канье Уэст, Альведа Кинг и пастор Тони Эванс.

права ЛГБТ

В то время как правые христиане в США занимают жесткую позицию против продвижения прав ЛГБТ, другие христианские движения заняли более снисходительный подход к этому вопросу, утверждая, что библейские тексты выступают против только определенных типов сексуального поведения, как педерастика (то есть изнасилование мальчиков старшими мужчинами). Во время администрации Трампа усиливается стремление к принятию законопроектов о свободе вероисповедания, которые позволяют физическим и юридическим лицам, исповедующим анти-ЛГБТ убеждения, исполненное религиозное происхождение, освобождаться от повиновения антидискриминации. законы, защита на защиту ЛГБТ.

Использование ярлыков доминионизма

Некоторые социологи использовали слово «доминионизм» для обозначения приверженности теологии доминиона, а также влияния в более широком смысле Христианские правые идей, вдохновленных теологией доминиона. Хотя такое влияние (реконструкционизма) описывалось многими авторами, полных приверженцев реконструкционизма мало, и они маргинализированы среди консервативных христиан. В начале 1990-х социолог Сара Даймонд определила доминионизм в своей докторской диссертации как движение, которое, хотя и включает теологию доминиона и реконструкционизм как подмножества, гораздо шире по своему охвату и распространяется на большой часть Правые Христиане. За ней следовали журналисты, в том числе Фредерик Кларксон и Крис Хеджес и другие, которые подчеркивают влияние доминионистских идей на правых христиан.

Термины «доминионист» и «Доминионизм» редко используется для самоописания, и его использование подвергается критике с нескольких сторон. Журналист Энтони Уильямс заявил, что его цель - «очернить Республиканскую партию как партию внутренней теократии, будь прокляты факты». Стэнли Курц назвал это «заговорщической чепухой», «политической паранойей» и «виновным по ассоциации », и осудил «расплывчатые характеристики« Хеджеса, которые позволяют ему »нарисовать весьма сомнительную картину практически безликой и безымянной христианской мессы "доминионистов". Курц также жаловался на предполагаемую связь между среднестатистическими христианскими евангелистами и экстремизмом, например, христианский реконструкционизм :

Идея о том, что консервативные христиане хотят восстановить рабство и править посредством геноцида, не просто безумие, это прямо опасно.. Самой тревожной частью легенды Харпера (авторства Криса Хеджеса) была попытка связать христианских консерваторов с Гитлером и фашизмом. Хеджес, кажется, предполагает, что если мы признаем сходство между консервативными христианами и фашистами, мы сможем противостоять христианскому злу, отбросив «старые вежливые правила демократии». Итак, дикие теории заговора и видения геноцида на самом деле являются оправданием для левых, чтобы пренебречь правилами демократии и победить консервативных христиан - любыми необходимыми средствами.

Лиза Миллер из Newsweek сказала, что многие предупреждения о "доминионизме" являются "параноидальными" и что "это слово создает осадный менталитет, в котором" мы "должны защищаться от" них ". Росс Даутхат из The New York Times отметил, что «многие люди, которых такие авторы, как Даймонд и другие, называют« доминионистами », отказались бы от этого ярлыка, многие определения доминионизма объединяют несколько очень разных христианских политических теологий, и идет оживленная дискуссия о том, полезен ли этот термин вообще. " По словам Джо Картера из First Things, «этот термин был придуман в 1980-х годах Даймондом и никогда не использовался за пределами либеральных блогов и веб-сайтов. Ни один уважаемый ученый не использовал этот термин, поскольку это бессмысленный неологизм, который придумал Даймонд для ее диссертации », а Джереми Пирс из Первые дела придумал слово« доминионизм », чтобы описать тех, кто продвигает идею о том, что существует заговор доминионистов.

Другая критика была сосредоточена на правильном использовании срока. Берле писал, что «некоторые критики правых христиан расширили термин« доминионизм »до предела», и утверждали, что вместо того, чтобы называть консерваторов экстремистами, было бы лучше «поговорить с этими людьми» и «привлечь их» <. 121>Сара Даймонд написала, что «[l] либералы, пишущие о планах захвата христианских правых, обычно принимали форму теории заговора », и утверждала, что вместо этого следует «анализировать тонкие как «идеи вроде доминионизма» закрепляются в движениях и почему ».

Дэн Олингер, профессор фундаменталист Университета Боба Джонса в Гринвилле, Южная Каролина сказала: «Мы хотим быть хорошими гражданами и участниками, но на самом деле мы не заинтересованы в том, чтобы использовать железный кулак закона, чтобы принуждать людей ко всему, что должны делать христиане». Боб Маркорель, временный пастор баптистской церкви Маунтин-Спрингс в Пьемонте, сказал, что средневековье было достаточным доказательством того, что христианские правящие группы почти всегда коррумпированы властью. «Когда христианство становится правительством, вопрос в том, чье христианство?» - спросил Маркерель.

Движения за пределами Соединенных Штатов

Хотя правые христианские силы являются сильным движением в США, они также присутствуют в Канаде. Алан Кертис предполагает, что американские правые христиане «представляют собой феномен, который европейцам очень трудно понять». Робин Петитт, профессор Кингстонского университета в Лондоне, утверждает, однако, что, как и правые христианские в США, христианско-демократические движения в Европе и Латинской Америке «в равной степени движимы дебатами. над ролью государства и церкви в политической, социальной и нравственной жизни ».

Канада

Религия была ключевым фактором в канадской политике задолго до Канадской Конфедерации в 1867 году, когда Консерваторы были партией традиционалистов-католиков и англикан, а либералы были партией протестантских несогласных и антиклерикальных Католики. Эта модель сохранялась в основном до середины двадцатого века, когда возникло новое разделение между христианскими левыми (представленными философией социального Евангелия и экуменизмом ) и христианскими. право (представлено фундаментализмом и библейским буквализмом ). Христианские левые (наряду со светскими и антирелигиозными левыми) стали сторонниками Новой демократической партии, в то время как правые двинулись в сторону, особенно в Западной Канаде, и, в меньшей степени, Прогрессивных консерваторов..

Партия социального кредита, основанная в 1935 году, представляла собой серьезное изменение в канадской религиозной политике. До этого времени фундаменталисты избегали политики как «мирского » и отвлекали от правильной практики религии. Однако новую партию основал фундаменталистский радиопроповедник и учитель библейской школы Уильям Аберхарт или «Библейский Билл». Аберхарт смешал свое собственное толкование Священного Писания и пророчества с теориями денежной реформы, чтобы создать движение, которое прокатилось по Альберте, победив на провинциальных выборах 1935 года с огромным успехом. Аберхарт и его ученик Эрнест Мэннинг затем управляли провинцией в течение следующих сорока лет, несколько раз пытаясь распространиться на остальную часть Канады. В 1987 году сын Мэннинга, Престон Мэннинг, основал новую Партию реформ Канады, которая вскоре стала главной партией правых религий. Он выиграл большинство мест в Западной Канаде на повторных выборах, но не смог прорваться в Восточной Канаде, хотя с 1997 по 2003 год стал официальной оппозицией (Реформа была переименована в Канадский альянс в 2000 г.). В 2003 году Канадский Альянс и Прогрессивные Консерваторы объединились в Консервативную партию Канады, которую возглавил Стивен Харпер, член Христианско-миссионерского союза, который впоследствии стал премьер-министром в 2006 году.

Канада имеет Хартию прав и свобод с тех пор, как Конституция Канады была признана 1982. В результате произошли серьезные изменения в применении закона к вопросам, касающимся прав личности и групп меньшинств. Аборты были полностью декриминализованы после двух дел Р. против Моргенталера (в 1988 г. и в 1993 г. ). Ряд решений верховного суда провинции, разрешающих однополые браки, побудили федеральное правительство принять закон, который ввел однополые браки во всей Канаде. Бывший консервативный премьер-министр Стивен Харпер заявил перед вступлением в должность, что он проведет свободное голосование по этому вопросу, но объявил вопрос закрытым после голосования в Палате общин в 2006 году.

Латинская Америка

Правые христианские политики в Латинской Америке прочно связаны с растущим евангельским христианским сообществом. Католики в Латинской Америке, несмотря на то, что обычно являются социально консервативными, имеют тенденцию быть более левыми в экономике из-за традиционных учений католической социальной доктрины. С другой стороны, евангельские христиане в основном принадлежат к неопятидесятническому движению и, следовательно, верят в теологию процветания, которая оправдывает большинство их неолиберальных экономических идей.. Они также сильно социально консервативны даже по латиноамериканским стандартам.

Нидерланды

В Нидерландах кальвинистские протестанты давно имеют свои собственные политические партии, которые теперь называются Реформатской политической партией (SGP) справа и ChristianUnion (CU) в центре. В течение нескольких поколений они управляли своими собственными газетами и вещательной ассоциацией. SGP насчитывает около 28 000 членов и трех членов парламента из 150. Она всегда находилась в оппозиции к правительству. SGP помогла голландскому правительству получить законы через Вторую палату 2010–2012 гг. В обмен это правительство не увеличивало количество воскресений, в которые разрешены покупки.

Другие страны

В Северной Ирландии Ян Пейсли возглавил протестантскую фундаменталистскую партию Демократическую юнионистскую партию, которая оказал значительное влияние на культуру провинции. После всеобщих выборов в Соединенном Королевстве 2017 г., DUP оказало доверие и предоставило правящей Консервативной партии, хотя это соглашение вызвало обеспокоенность социально-либеральных элементов партии по поводу возможного влияния DUP на социальная политика. Хотя нет никаких доказательств того, что это произошло. Карен Армстронг упомянула британского евангелического лидера Колина Уркарта как отстаивающего позиции, аналогичные христианским правым. Некоторые члены Консервативной партии и Партии Брексита, в том числе Энн Уиддекомб, Джейкоб Рис-Могг, Надин Доррис, Мэтью Оффорд и Питер Боун также поддерживают некоторые ценности правых христиан.

В Австралии фундаменталистское христианство является основой Фреда Нила и его Христианско-демократической партии, а также Первой партии семьи. Нил в 1967–68 был помощником директора Крестового похода Билли Грэма в Сиднее. Обе партии продвигают социальный консерватизм, выступая против прав геев и абортов. Некоторые члены партий Либеральной и Национальной партии Коалиции и Австралийской Рабочей партии также поддерживают некоторые ценности христианских правых. аборты и права геев. Австралийское христианское лобби выступает за противодействие однополым бракам в политике штата и на федеральном уровне.

На Филиппинах из-за испанской колонизации, и введение католической церкви, религиозный консерватизм имеет сильное влияние на национальную политику. Некоторые утверждали, что христианские правые в США могут иметь корни на Филиппинах.

Швейцарский Федеральный демократический союз - небольшая консервативная протестантская партия, набравшая около 1% голосов.

В Скандинавии Центристская партия является фундаменталистской партией, ориентированной на Библию; он имеет около 4% голосов на Фарерских островах. Однако норвежская Христианская народная партия, шведские христианские демократы и датские христианские демократы менее религиозно ортодоксальны и похожи на господствующую европейскую христианскую демократию.

В Фиджи, Соделпа - консервативная националистическая партия, которая стремится сделать христианство государственной религией, в то время как конституция делает Фиджи светская республика. После всеобщих выборов 2014 года Соделпа является основной оппозиционной партией в парламенте.

В Бразилии евангелические собрания имеют большое влияние в парламенте и в обществе в целом. Блок продвигает сильные социально-консервативные позиции, такие как противодействие абортам, права ЛГБТ, легализация марихуаны, легализация, половое и гендерное воспитание в школах и поддержка снижения возраста защиты младенчества. За исключением левых и крайне левых партий с сильными социальными прогрессивными убеждениями, таких как Рабочая партия или Партия социализма и свободы, христианских консерваторов можно найти во всех политических партиях Бразилии, но тем не менее, они чаще ассоциируются с такими партиями, как Социал-демократическая партия, Демократы, PSL, Социал-христианская партия, Бразильская республиканская партия. Партия, Патриота и в Партия Республики. В 2016 году Марсело Кривелла, лицензированный пятидесятнический пастор из Вселенской церкви Царства Божьего, выиграл во втором туре выборы мэра Рио-де-Жанейро, второй по величине город в Бразилии, с Бразильской республиканской партией, впервые став мэром большого города в Бразилии, члена евангелического блока. В 2018 году Жаир Болсонару был избран президентом при широкой поддержке консервативных католиков, харизматов, евангелистов и пятидесятников; Другой кандидат, Кабо Дачоло, из Патриота, привлек большое внимание средств массовой информации и общественности в целом, несмотря на меньшее количество голосов. У обоих была правопопулистская, христианская националистическая программа, но Болсонару был близок к национально-консервативной и экономической либеральной программе, в отличие от с ультранационалистическим, теократическим и протекционистским стилем дачоло.

В Польше Римско-католическая национально-консервативная партия Право и Справедливость может считаться партией христианского права.

В Венгрия, правящая национально-консервативная партия Фидес также может считаться партией правых христиан. Виктор Орбан известен тем, что использовал консервативные христианские ценности против иммиграции и подъема ислама в Европе.

Правые христиане занимают сильные позиции в нескольких консервативных партиях по всему миру, хотя многие члены эти партии также, как это ни парадоксально, решительно выступили бы против таких взглядов.

Ассоциированные второстепенные политические партии

Некоторые второстепенные политические партии сформировались как средства передвижения для христианских правых активистов:

См. также
  • значок портал христианства
  • портал консерватизма
Примечания
Дополнительная литература
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Христианские права
  • Бостон, Роб. 2000. Близкие контакты с религиозными правыми: путешествие в сумеречную зону религии и политики. Prometheus Books. ISBN 978-1-57392-797-0
  • Бойд, Джеймс Х., Политика и христианский избиратель
  • Браун, Рут Мюррей (2002 г.). Для "христианской Америки": история религиозного права. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-573-92973-8.
  • Брунс, Роджер А. 2002. Проповедник: Билли Сандей и крупный американский евангелизм. University of Illinois Press. ISBN 978-0-252-07075-4
  • Комптон, Джон У. 2020. Конец сочувствия: почему белые протестанты перестали любить своих соседей. Oxford University Press.
  • Даймонд, Сара. 1995. Дороги к господству: правые движения и политическая власть в Соединенных Штатах. Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN 0-89862-864-4
  • Дауланд, Сет. Семейные ценности и рост христианских правых (University of Pennsylvania Press, 2015)
  • Глэдж, Тимоти. 2015. Гарантированная чистота: Библейский институт Муди, Бизнес и создание современного евангелизма. Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 1469621010
  • Грин, Джон К., Джеймс Л. Гут и Кевин Хилл. 1993. «Вера и выборы: христианское право в кампаниях в Конгресс 1978–1988». Политический журнал 55 (1), (февраль): 80–91.
  • Грин, Джон К. «Правые христиане и выборы 1994 года: взгляд из Штатов», PS: Политология и политика Vol. 28, № 1 (март 1995 г.), стр. 5–8 в JSTOR
  • Гиммельштейн, Джером Л. 1990. Справа: трансформация американского консерватизма. Калифорнийский университет Press.
  • Круз, Кевин М. Одна нация под Богом: как корпоративная Америка изобрела христианскую Америку. Basic Books, 2015. ISBN 0465049494
  • Марсден, Джордж. Понимание фундаментализма и евангелизма.
  • Марш, Чарльз. Своенравные христианские солдаты: освобождая Евангелие из политического плена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2007)
  • Мартин, Уильям. 1996. С Богом на нашей стороне: рост религиозного права в Америке, Нью-Йорк: Broadway Books. ISBN 0-7679-2257-3
  • Миклетуэйт, Джон ; Вулдридж, Адриан (2004). Правая нация: консервативная власть в Америке. Нью-Йорк: Penguin Books. ISBN 978-1-59420-020-5.
  • Нолл, Марк. 1989. Религия и американская политика: от колониального периода до 1980-х.
  • Нолл, Марк и Роулик, Джордж: удивительная благодать: евангелизм в Австралии, Канаде, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах: Монреаль : McGill-Queens University Press: 1994: ISBN 0-7735-1214-4
  • Престон, Эндрю, Брюс Дж. Шульман и Джулиан Э. Зелизер, ред. Верная республика: религия и политика в современной Америке (University of Pennsylvania Press, 2015) viii, 213 стр.; Очерки ученых
  • Рибуффо, Лео П. 1983. Старые христианские правые: протестантские крайне правые от Великой депрессии до холодной войны. Филадельфия: издательство Temple University Press. ISBN 0-87722-598-2.
  • Шилдс, Джон А., «Обрамление христианских правых: как прогрессисты и послевоенные либералы создали религиозное право», Журнал Церковь и государство, 53 (осень 2011 г.), 635–55.
  • Смит, Джереми Адам, 2007 г., «Жизнь в разрыве: идеал и реальность христианской правой семьи». Журнал Public Eye, зима 2007–2008 гг.
  • Уолд, Кеннет. 2003. Религия и политика в Соединенных Штатах.
  • Уилкокс, Клайд. Вперед христианские солдаты: религиозное право в американской политике. опрос двух нейтральных ученых
  • (2010). Собственная партия Бога: создание христианского права. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534084-6.
  • Уиллс, Гарри (1990). Под Богом: религия и американская политика. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-65705-5.
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:53:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте