Христианская каббала

редактировать

В Ренессанс зародилась христианская каббала (часто транслитерируемая как Каббала, чтобы отличить ее от еврейской каббалы и герметической каббалы ), также пишется каббала.

Среди некоторых христианских ученых вырос интерес к мистическим аспектам еврейской каббалы, которые они интерпретировали в рамках своего христианского богословия.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Средневековье предшественники
    • 2.1 Раймонд Лулль
    • 2.2 Испанские конверсос
  • 3 Христианские каббалисты
    • 3.1 Пико делла Мирандола
    • 3.2 Иоганн Рейхлин
    • 3.3 Франческо Джорджи
    • 3.4 Паоло Риччио
    • 3.5 Бальтазар Вальтер
    • 3.6 Афанасиус Кирхер
    • 3.7 Сэр Томас Браун
    • 3.8 Кристиан Кнорр фон Розенрот
    • 3.9 Йохан Кемпер
    • 3.10 Адорьян Циплеа
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Предпосылки

На движение повлияло желание интерпретировать аспекты христианства даже более мистически, чем нынешние христианские мистики. Греческие неоплатонические документы попали в Европу из Константинополя в период правления Мехмета II. Неоплатонизм был распространен в христианской Европе и вошел в схоластику после перевода греческих и еврейских текстов в Испании в 13 веке. Тенденция Возрождения была относительно недолговечным явлением, закончившимся к 1750 году.

Христианская каббала «переосмыслила каббалистическую доктрину с явно христианской точки зрения, связав Иисуса Христа, Его искупление и Его воскресение с десятью сфирот. ", связывая верхние три Сефирот с ипостасами Троицы и последние семь« с нижним или земным миром », или« сделало бы Кетер Создатель (или Дух ), Хохма Отец, и Бина - божественная мать - Мария », что« ставит Марию на божественный уровень с Богом, что православные церкви всегда отказывались делать ». Христианские каббалисты стремились превратить каббалу в «догматическое оружие, чтобы повернуть вспять против евреев, чтобы принудить их к обращению, начиная с Рамона Луллла», которого Харви Дж. Хамс назвал «первым христианином, признавшим и оценившим каббалу как инструмент обращения». хотя Ллулл сам не был каббалистом и не разбирался в каббале. Поздняя христианская каббала в основном основана на Пико делла Мирандола, Иоганне Рейхлине и Паоло Риччио.

После 18 века каббала смешалась с европейским оккультизмом, некоторые из которых имели религиозную основу; но к тому времени основной интерес к христианской каббале угас. В последние десятилетия было предпринято несколько попыток возродить его, особенно в отношении неоплатонизма первых двух глав Евангелия от Иоанна, но он не вошел в господствующее христианство.

Средневековые предшественники

Раймонд Лулль

Францисканец Рамон Лулль (ок. 1232-1316) был «первым христианином, признавшим и ценившим каббалу как средство обращения», хотя он «не был каббалистом и не разбирался в каком-либо конкретном каббалистическом подходе». Не интересовавшийся возможностями научного еврейского влияния, которое началось позже, в эпоху Возрождения, его чтение новых интерпретаций Каббалы было исключительно ради богословских дебатов с религиозными евреями; т.е. миссионерство.

Испанские конверсос

Раннее выражение христианской каббалы было среди испанских конверсос из иудаизма, с конца 13 века до изгнания из Испании 1492 г. К ним относятся Авенир Бургосский и Пабло де Эредиа. «Послание секретов» Эредиа - «первое узнаваемое произведение христианской каббалы», и его цитировал Пьетро Галатино, оказавший влияние на Афанасия Кирхера. Однако каббала Эредиа состоит из цитат из несуществующих каббалистических работ и искаженных или фальшивых цитат из реальных каббалистических источников.

Христианские каббалисты

Пико делла Мирандола

Среди первых продвигать аспекты каббалы за пределами исключительно еврейских кругов был Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), ученик Марсилио Фичино в его Флорентийской академии. Его синкретическое мировоззрение объединило платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, герметизм и каббалу.

Работа Мирандолы по каббале была развита Афанасием Кирхером (1602–1680), иезуитом священником, герметиком и эрудитом ; в 1652 году Кирхер писал на эту тему в «Эдипе Эгиптиак».

Иоганн Рейхлин

Название книги Рейхлина De arte cabalistica libri tres, iam denua adcurate revisi, 1530.

Иоганн Рейхлин, католический гуманист (1455–1522), был «самым важным последователем Пико». Его главными источниками Каббалы были Менахем Реканати (Комментарий к Торе, Комментарий к ежедневным молитвам) и Джозеф Гикатилла (Шааре Ора, Гиннат 'Эгоз). Рейхлин утверждал, что человеческая история делится на три периода: естественный период, в котором Бог явил Себя как Шаддай (שדי), период Торы, в котором Бог «явился Моисею через четырехбуквенное название Тетраграмматона (יהוה), и период христианского духовного правления землей, который известен в христианстве как «искупление». Утверждалось, что пятибуквенное имя, связанное с этим периодом, является измененной версией тетраграмматона с дополнительной буквой шин (ש).

Это имя, Яхшуах (יהשוה от 'Иисус '), также известен как пентаграмматон. Это попытка христианских теологов прочитать имя христианского божества в непроизносимом имени еврейского Бога. Первая из двух книг Рейхлина по каббале, De verbo mirifico, «говорит об […] имени Иисуса, производном от тетраграмматона». Его вторая книга, De arte cabalistica, представляет собой «более широкий, более осознанный экскурс в различные каббалистические проблемы».

Франческо Джорджи

первая страница «Гармонии мира» Франческо Джорджи.

Франческо Джорджи, (1467–1540) был венецианским францисканским монахом и «считался центральной фигурой христианской каббалы XVI века как современниками, так и современными учеными». По словам Джулио Бузи, он был самым важным христианским каббалистом после его основателя Джованни Пико делла Мирандола. Его книга «Deharmonia mundi» была «массивной и любопытной книгой, полностью герметической, платонической, каббалистической и пинчианской».

Паоло Риччо

Паоло Риччо (1506–1541) «объединил разрозненные догмы христианской каббалы во внутренне непротиворечивую систему », основанную на Пико и Рейхлине с добавлением« к ним посредством оригинального синтеза каббалистических и христианских источников ».

Бальтазар Вальтер

Бальтазар Вальтер, (1558 - до 1630), был силезским врачом. В 1598-1599 годах Вальтер совершил паломничество в Святую землю, чтобы узнать о тонкостях каббалы и еврейского мистицизма от групп в Цфате и других местах, в том числе среди последователей Исаака Лурии.. Однако он не следовал учениям этих иудейских авторитетов, а позже использовал свои знания для дальнейшего христианского богословия. Несмотря на его заявление о том, что он провел в этих путешествиях шесть лет, похоже, что он совершил лишь несколько более коротких поездок. Сам Вальтер не был автором каких-либо значительных трудов по христианской каббале, но сохранил обширную рукописную коллекцию магических и каббалистических сочинений. Его значение для истории христианской каббалы состоит в том, что его идеи и доктрины оказали глубокое влияние на работы немецкого теософа, Якоба Бёме, в частности, Бёме (около 1621).

Афанасиус Кирхер

В следующем столетии родился Афанасий Кирхер, немецкий священник-иезуит, ученый и эрудит. Он много писал на эту тему в 1652 году, добавляя такие элементы, как орфизм и египетская мифология, в свою работу «Эдип Эгиптиак». Это было проиллюстрировано Кирхером адаптации Древа Жизни. Версия Кирхера о Древе Жизни до сих пор используется в Западной Каббале.

Сэр Томас Браун

Врач-философ Сэр Томас Браун (1605–82) известен как один из немногих английских исследователей каббалы 17 века. Браун читал на иврите, владел копией очень влиятельной работы Франческо Джорджо о христианской каббале Deharmonia mundi totius (1525 г.) и ссылался на каббалу в своей беседе Сад Кира и энциклопедия Pseudodoxia Epidemica, которая была переведена на немецкий язык ивритом и пропагандистом каббалы, Кристианом Кнорром фон Розенротом.

Кристианом Норром фон Розенротом

Сефиротическая диаграмма из Каббалы Кнорра фон Бала Денрота

Кристиан Кнорр фон Розенрот (1636–1689) стал широко известен как переводчик, комментатор и редактор каббалистических текстов; он опубликовал двухтомник Kabbala denudata («Разоблаченная каббала» 1677–78), «которая фактически единственная представляла подлинную (еврейскую) каббалу для христианской Европы до середины XIX века». Каббала denudata содержит латинские переводы, среди прочего, частей Зоар, Pardes Rimmonim Моисея Кордоверо, Шаар ха-Шамаим и Бейт Элохим Авраама Коэна де Эррера, Сефер ха-Гилгулим (лурианский тракт, приписываемый Хайим Витал ), с комментариями Кнорра фон Розенрота и Генри Мора; некоторые более поздние издания включают краткое изложение христианской каббалы (Adumbratio Kabbalæ Christianæ) Ф. М. ван Гельмонта.

Йохан Кемпер

Йохан Кемпер (1670–1716) был учителем иврита, чей стаж <12 лет.>Уппсала Университет просуществовал с 1697 по 1716 год. Он был вероятным учителем иврита Эмануэля Сведенборга.

Кемпер, ранее известный как Моисей бен Аарон Краковский, был обращенным в лютеранство из иудаизма. Во время своего пребывания в Упсале он написал свой трехтомный труд о Зохаре под названием «Маттех Моше» («Посох Моисея»). В нем он попытался показать, что Зоар содержит христианское учение о Троице.

Эта вера также побудила его сделать дословный перевод Евангелия от Матфея на иврит и написать каббалистический комментарий к нему.

Адорьян Чиплеа

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Армстронг, Аллан: Тайный сад души: введение в каббалу, Imagier Publishing: Bristol, 2008.
  • Блау, Дж. Л.: Христианская интерпретация каббалы в эпоху Возрождения, Нью-Йорк: Columbia University Press, 1944.
  • Дан, Джозеф (ред.): Христианская каббала: еврейские мистические книги и их христианские толкователи, Кембридж, Массачусетс, 1997.
  • Дан, Джозеф: Новое время: христианская каббала. В: Каббала: очень краткое введение, Oxford University Press, 2006.
  • Фармер, SA: Синкретизм на Западе: 900 тезисов Пико (1486), Средневековые и ренессансные тексты и исследования, 1998, ISBN 0-86698-209-4.
  • Райхерт, Клаус: Пико делла Мирандола и зарождение христианской каббалы. В кн.: Мистицизм, магия и каббала в ашкеназском иудаизме, под ред. К.Е. Грозингер и Дж. Дэн, Берлин: Вальтер де Грюйтер, 1995.
  • Свитлицки, Кэтрин: Испанская христианская каббала: произведения Луиса де Леона, Санта-Тереза ​​де Хесус и Сан-Хуан-де-ла-Крус, Univ. of Missouri Press, 1987.
  • Виршубски, Хаим: встреча Пико делла Мирандола с еврейским мистицизмом, издательство Гарвардского университета, 1989.
  • Йейтс, Фрэнсис А. : Оккультная философия в елизаветинскую эпоху, Routledge Kegan Paul: London, 1979.

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с каббализмом.
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:44:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте