Христос Распятый | |
---|---|
Художник | Диего Веласкес |
Год | 1632 |
Средний | холст, масло |
Размеры | 249 см × 170 см (98 дюймов × 67 дюймов) |
Местоположение | Музей Прадо, Мадрид |
Распятый Христос - картина Диего Веласкеса 1632 года, на которой изображено Распятие Иисуса. Работа, написанная маслом на холсте, имеет размеры 249 × 170 см и принадлежит Museo del Prado.
. Во время своего пребывания в Риме Веласкес сделал различные этюды обнаженной натуры, которые он использовал в более поздних картинах., например, Аполлон в кузнице Вулкана (1630) и Туника Иосифа (1630). Искусствоведы утверждают, что этюд обнаженной натуры на этой картине исключителен и мастерски сочетает в себе безмятежность, достоинство и благородство. Это фронтальная обнаженная натура в натуральную величину без поддержки повествовательной сцены.
Веласкес следовал принятой иконографии в 17 веке. Его учитель, Франсиско Пачеко, большой сторонник живописи в стиле классицизма, нарисовал распятого Христа, используя ту же иконографию, которую позже перенял Веласкес: четыре гвоздя, ступни вместе и опирающиеся на небольшую деревянную скобу., в классической позе контрапоста. Обе руки рисуют тонкую кривую, а не образуют треугольник. Набедренная повязка нарисована довольно мелко, чтобы максимально показать обнаженное тело. На голове виден узкий нимб, как будто исходящий от самой фигуры; лицо лежит на груди, показывая ровно столько его черт. Длинные прямые волосы покрывают большую часть лица, возможно, предвещая смерть, уже нанесенную, как видно из раны на правой стороне. В нем отсутствуют характерные драматические качества живописи барокко.
Из-за отсутствия информации дата картины неизвестна. Тем не менее, историки считают, что работа была сделана после возвращения Веласкеса из Италии, вероятно, между 1631 и 1632 годами. Влияние классицистской живописи проявляется в спокойной позе тела, идеализированном лице и наклоненной голове. С другой стороны, влияние Караваджизма можно увидеть в сильном светотени между фоном и телом, а также в сильной искусственной молнии над крестом.
Скорее всего, это была комиссия для ризницы монастыря Сан-Пласидо. Картина была среди конфискованных вещей у Мануэля Годоя, но была возвращена Марии Терезе де Бурбон, 15-й графине Чинчон. После ее смерти картина была передана ее зятю, герцогу Сан-Фернандо де Кирога, который передал ее королю Фернандо VII. Затем король отправил картину в Museo del Prado.
Духовность и загадочность этой картины вдохновили множество религиозных писателей, в частности, стихотворение испанского писателя и философа «Эль Кристо де Веласкес». Мигель де Унамуно.