Кристофер МакГрегор (24 декабря 1936 г. - 26 мая 1990 г.) был южноафриканским джазовым пианистом, руководитель группы и композитор, родившийся в Сомерсет-Уэст, Южная Африка.
МакГрегор вырос в тогдашнем Транскее (ныне часть Восточного Капская провинция ), где его отец был директором в миссионерском учреждении церкви Шотландии под названием Блитсвуд. Здесь МакГрегор познакомился с музыкой местных жителей amaXhosa.
Эта музыка - богатая и разнообразная музыка, пронизывающая все стороны жизни - от формальных ритуалов до случайных действий и встреч с людьми. повседневная жизнь, например, выпас скота или просто возвращение домой вечером. Музыка была везде. И эта музыка, как объясняется в основополагающей книге Дэйва Дарги «Музыка Xhosa», сложна. Дарги приводит в качестве примеров этой сложности, которая, как можно видеть, повлияла на МакГрегора в его собственной музыке, как в качестве композитора / аранжировщика, так и в качестве лидера группы: «... можно найти большое количество стилевых характеристик: относящиеся не только к гармонии и масштабу, но мелодии, структуре и фразе, форме, ритму, инструментам, технике пения и так далее ».
В своей книге «В погоне за вибрацией» Грэм Лок цитирует слова МакГрегора: «У меня есть сильная образная отсылка к музыке африканских деревень, и что я знаю об этой музыке, так это то, что в ней есть сильный центр. многие люди делают вместе то, что они знают ».
После школы и некоторое время в учебной академии торгового флота Генерал Бота в Гордонс-Бей в Западном мысе в 1952–53 Макгрегор поступил в Южноафриканский музыкальный колледж, который тогда возглавлял профессор Эрик Чизхолм. Здесь МакГрегор подвергся различным воздействиям: днем Бела Барток и Арнольд Шенберг, а ночью записывались Дюк Эллингтон и Телониус. Monk, и живая музыка местных джазовых музыкантов, таких как Dollar Brand (ныне Абдулла Ибрагим), Сесил Барнард (ныне Hotep Idris Galeta), Христофор Колумб Нгчукана, Винсент Кольбе, «Чашечки с блюдцами» Нканука, Монти Вебер, братья Шильдеры и многие другие, которые были активны на яркой джазовой сцене Кейптауна в то время, в середине 1950-х. Яркость и мощь этой музыки побудили некоторых обозначить музыку, играемую в Кейптауне, как особый джазовый жанр, названный «Кейп-джаз ». (Миллер, 2007).
В музыкальном колледже SA МакГрегор изучал композицию у Стэнли Глассера, который позже написал музыку для мистера Пальяса - мюзикла, который играл в Театре Лабиа в Кейптауне около 1962 года - Крис МакГрегор был руководителем и пианистом театральной группы, в которую входили Дуду Пуквана и Ник Петерсон на альт-саксофонах, Корнелиус Кумало на баритонном саксофоне и кларнете, Денис Мпали на трубе, Блит Мбитяна на тромбоне, Джо Мал на басу и Коламбус Джойя на барабанах. Пластинка шоу Mr Paljas была выпущена на Gallotone Records (GALP 1207).
Как написал друг и однокурсник МакГрегора Брюс Арнотт в журнале выпускников Кейптаунского университета после смерти МакГрегора в 1990 году: «Я не музыковед, но я считаю, что Крис был работает над синтезом традиционной музыки южноафриканских чернокожих и чудесно развитым вкладом черных американцев в джаз ». МакГрегор собрал группу для выступления на джазовом фестивале Морока-Джабаву 1962 года в пригороде Йоханнесбурга Соуэто. В эту группу входили Мзимкулу «Данайи» Длова на альте, Крис Нгчукана на баритоне, Ронни Бир на теноре, Вилли Нети на тромбоне, Сэмми Мариц на басу и Монти Вебер на барабанах. На фестивале, на котором группа заняла второе место, МакГрегор познакомился с более широкой группой музыкантов, таких как Деннис Мпали, легендарный альтоист Киппи «Моролонг» Моекетси, Черчилль Джолоб и различные артисты, которые тогда организовали под знаменем Союза южноафриканских художников, поставившего знаменитую «джазовую оперу» Кинг-Конг.
Эти контакты привели в следующем году к формированию, во-первых, «Голубых нот» и, во-вторых, биг-бэнд под названием Castle Lager Big Band. Blue Notes на этом этапе состояли из Монгези Велело (а позже Сэмми Марица) на басу и ударных, Дуду Пуквана на альте и Никеле Мойак на теноре. Вскоре к группе присоединился великий молодой трубач Монгези Феза. Джонни Дайани заменил Сэмми Марица на басу, а Луи Мохоло вскоре заменил Early Mabuza, и постоянная группа Blue Notes была сформирована.
Биг-бэнд Castle Lager был сформирован после джазовый фестиваль Морока-Джабаву 1963 года. Эта группа из 17 человек записала альбом Jazz: The African Sound, в который вошли шесть треков, две композиции Абдуллы Ибрагима, две Киппи Моекетси и две композиции МакГрегора, все в аранжировках МакГрегор. Помимо аранжировок, одной из самых ярких вещей в альбоме была замечательная игра Моэкетси на кларнете вместо своего обычного альта. В составе группы были музыканты, которым еще предстояло сделать себе имена, но которые станут всемирно известными. Наиболее примечательным, пожалуй, было то, что, помимо других достижений, он играл с Полом Саймоном в туре по Грейсленду. Саймон охарактеризовал бы Рахабана как «самого душевного саксофониста в мире».
МакГрегор, возможно, наиболее известен своим основанием и руководством The Blue Notes, южноафриканского секстета, в который входили сотрудники Дуду Пуквана, Никеле Мойак, Луи Мохоло, Джонни Дайани и Монгези Феза. Не менее примечательным было создание Макгрегором «Братства дыхания» 17 в 1969 году, которое стало ответвлением его работы под названием «Синие заметки». «Братство» было более крупной группой, чем «Синие ноты», и в нее входили ведущие английские импровизаторы. В течение 1970-х они сделали несколько записей, как студийные, так и живые, а также последнюю студийную сессию в 1988 году. МакГрегор также выпустил три альбома сольных фортепианных выступлений и продолжал оставаться главной силой в музыке после того, как покинул Англию, чтобы жить в французская деревня. Он также внес вклад в альбом Ника Дрейка Брайтера Лейтера, исполнив соло на фортепиано на треке «Бедный мальчик».
МакГрегор умер от рака легких в мае 1990 года в возрасте 53 лет.