Крис МакГрегор

редактировать

Кристофер МакГрегор (24 декабря 1936 г. - 26 мая 1990 г.) был южноафриканским джазовым пианистом, руководитель группы и композитор, родившийся в Сомерсет-Уэст, Южная Африка.

Содержание

  • 1 Раннее влияние
  • 2 Начало карьеры
  • 3 года в изгнании
  • 4 Смерть
  • 5 Дискография
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Ранние влияния

МакГрегор вырос в тогдашнем Транскее (ныне часть Восточного Капская провинция ), где его отец был директором в миссионерском учреждении церкви Шотландии под названием Блитсвуд. Здесь МакГрегор познакомился с музыкой местных жителей amaXhosa.

Эта музыка - богатая и разнообразная музыка, пронизывающая все стороны жизни - от формальных ритуалов до случайных действий и встреч с людьми. повседневная жизнь, например, выпас скота или просто возвращение домой вечером. Музыка была везде. И эта музыка, как объясняется в основополагающей книге Дэйва Дарги «Музыка Xhosa», сложна. Дарги приводит в качестве примеров этой сложности, которая, как можно видеть, повлияла на МакГрегора в его собственной музыке, как в качестве композитора / аранжировщика, так и в качестве лидера группы: «... можно найти большое количество стилевых характеристик: относящиеся не только к гармонии и масштабу, но мелодии, структуре и фразе, форме, ритму, инструментам, технике пения и так далее ».

В своей книге «В погоне за вибрацией» Грэм Лок цитирует слова МакГрегора: «У меня есть сильная образная отсылка к музыке африканских деревень, и что я знаю об этой музыке, так это то, что в ней есть сильный центр. многие люди делают вместе то, что они знают ».

Начало карьеры

После школы и некоторое время в учебной академии торгового флота Генерал Бота в Гордонс-Бей в Западном мысе в 1952–53 Макгрегор поступил в Южноафриканский музыкальный колледж, который тогда возглавлял профессор Эрик Чизхолм. Здесь МакГрегор подвергся различным воздействиям: днем ​​Бела Барток и Арнольд Шенберг, а ночью записывались Дюк Эллингтон и Телониус. Monk, и живая музыка местных джазовых музыкантов, таких как Dollar Brand (ныне Абдулла Ибрагим), Сесил Барнард (ныне Hotep Idris Galeta), Христофор Колумб Нгчукана, Винсент Кольбе, «Чашечки с блюдцами» Нканука, Монти Вебер, братья Шильдеры и многие другие, которые были активны на яркой джазовой сцене Кейптауна в то время, в середине 1950-х. Яркость и мощь этой музыки побудили некоторых обозначить музыку, играемую в Кейптауне, как особый джазовый жанр, названный «Кейп-джаз ». (Миллер, 2007).

В музыкальном колледже SA МакГрегор изучал композицию у Стэнли Глассера, который позже написал музыку для мистера Пальяса - мюзикла, который играл в Театре Лабиа в Кейптауне около 1962 года - Крис МакГрегор был руководителем и пианистом театральной группы, в которую входили Дуду Пуквана и Ник Петерсон на альт-саксофонах, Корнелиус Кумало на баритонном саксофоне и кларнете, Денис Мпали на трубе, Блит Мбитяна на тромбоне, Джо Мал на басу и Коламбус Джойя на барабанах. Пластинка шоу Mr Paljas была выпущена на Gallotone Records (GALP 1207).

Как написал друг и однокурсник МакГрегора Брюс Арнотт в журнале выпускников Кейптаунского университета после смерти МакГрегора в 1990 году: «Я не музыковед, но я считаю, что Крис был работает над синтезом традиционной музыки южноафриканских чернокожих и чудесно развитым вкладом черных американцев в джаз ». МакГрегор собрал группу для выступления на джазовом фестивале Морока-Джабаву 1962 года в пригороде Йоханнесбурга Соуэто. В эту группу входили Мзимкулу «Данайи» Длова на альте, Крис Нгчукана на баритоне, Ронни Бир на теноре, Вилли Нети на тромбоне, Сэмми Мариц на басу и Монти Вебер на барабанах. На фестивале, на котором группа заняла второе место, МакГрегор познакомился с более широкой группой музыкантов, таких как Деннис Мпали, легендарный альтоист Киппи «Моролонг» Моекетси, Черчилль Джолоб и различные артисты, которые тогда организовали под знаменем Союза южноафриканских художников, поставившего знаменитую «джазовую оперу» Кинг-Конг.

Эти контакты привели в следующем году к формированию, во-первых, «Голубых нот» и, во-вторых, биг-бэнд под названием Castle Lager Big Band. Blue Notes на этом этапе состояли из Монгези Велело (а позже Сэмми Марица) на басу и ударных, Дуду Пуквана на альте и Никеле Мойак на теноре. Вскоре к группе присоединился великий молодой трубач Монгези Феза. Джонни Дайани заменил Сэмми Марица на басу, а Луи Мохоло вскоре заменил Early Mabuza, и постоянная группа Blue Notes была сформирована.

Биг-бэнд Castle Lager был сформирован после джазовый фестиваль Морока-Джабаву 1963 года. Эта группа из 17 человек записала альбом Jazz: The African Sound, в который вошли шесть треков, две композиции Абдуллы Ибрагима, две Киппи Моекетси и две композиции МакГрегора, все в аранжировках МакГрегор. Помимо аранжировок, одной из самых ярких вещей в альбоме была замечательная игра Моэкетси на кларнете вместо своего обычного альта. В составе группы были музыканты, которым еще предстояло сделать себе имена, но которые станут всемирно известными. Наиболее примечательным, пожалуй, было то, что, помимо других достижений, он играл с Полом Саймоном в туре по Грейсленду. Саймон охарактеризовал бы Рахабана как «самого душевного саксофониста в мире».

Годы в изгнании

МакГрегор, возможно, наиболее известен своим основанием и руководством The Blue Notes, южноафриканского секстета, в который входили сотрудники Дуду Пуквана, Никеле Мойак, Луи Мохоло, Джонни Дайани и Монгези Феза. Не менее примечательным было создание Макгрегором «Братства дыхания» 17 в 1969 году, которое стало ответвлением его работы под названием «Синие заметки». «Братство» было более крупной группой, чем «Синие ноты», и в нее входили ведущие английские импровизаторы. В течение 1970-х они сделали несколько записей, как студийные, так и живые, а также последнюю студийную сессию в 1988 году. МакГрегор также выпустил три альбома сольных фортепианных выступлений и продолжал оставаться главной силой в музыке после того, как покинул Англию, чтобы жить в французская деревня. Он также внес вклад в альбом Ника Дрейка Брайтера Лейтера, исполнив соло на фортепиано на треке «Бедный мальчик».

Смерть

МакГрегор умер от рака легких в мае 1990 года в возрасте 53 лет.

Дискография

  • Братство дыхания Криса МакГрегора (Fledg'ling, 1971)
  • Живите в Уиллизау (Огун )
  • Путешествуя где-то (Cuneiform, 1973)
  • Blue Notes for Mongezi (записано в декабре 1975 г.), опубликовано 1976; Огун)
  • Бремен в Бриджуотер (клинопись, 1971–75)
  • Процессия: Живите в Тулузе + 3 (Огун)
  • Кухня страны (Великие ветры, 1988, 2001)
  • En Concert a Banlieues Bleues (52e Rue Est )
  • Grandmothers Teaching (ITM, 1998)
  • Thunderbolt (Popular African Music, 1997)
  • Затмение на рассвете (2008)
  • Очень срочно (Fledg'ling, 1968; 2008)
  • Up to Earth (Fledg'ling CD, Stamford Audio vinyl; 2008)
  • Наша молитва (Fledg'ling, 1969; 2008)
  • Sea Breezes (Fledg'ling, 1987; 2012)
  • Джаз 1962 (African Heritage / Gallo)
  • Jazz the African Sound (African Heritage / Gallo)
  • The Blue Notes Legacy - Live in South Afrika 1964 (Огу о)
  • До перемены ветра: Живите в Варегеме, 1979 (Огун)
  • В свое время (Огун; соло)
  • Фортепианные песни Тт. 1 и 2 (Musica )
  • Harry Beckett : Bremen Concert (West Wind)
  • Harry Beckett: Les Jardins Du Casino (1993, ITM)
  • Harry Beckett / Кортни Пайн : Live Vol II (West Wind)
  • District 6: To Be Free (1987; EG)

Ссылки

Дополнительная литература

  • Philippe Carles, Андре Клерже и Жан-Луи Комолли, Dictionnaire du jazz, Париж, 1994.
  • Ян Карр, Music Outside: Contemporary Jazz in Britain, 2-е изд., Лондон: Northway Publications, 2008, глава 7.
  • Максин МакГрегор: Крис МакГрегор и Братство дыхания: Моя жизнь с пионером южноафриканского джаза. Флинт, Мичиган: Bamberger Books, 1995; ISBN 0-917453-32-8
  • Дэвид Дарджи: Xhosa Music. Кейптаун и Йоханнесбург: Дэвид Филип, 1988; ISBN 0-86486-102-8
  • Ларс Расмуссен: Джазовые люди Кейптауна. Копенгаген: Книжный торговец, 2003. ISBN 87-984539-9-8

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:20:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте