Чоно

редактировать
Люди Чоно
Dalca (реконструкция).JPG Реконструкция далки, лодки, используемой людьми Чоно
Общая численность населения
вымершие
Регионы со значительным населением
Чили : Архипелаг Чилоэ
Языки
язык чоно ?
Религия
Традиционная племенная религия, принявшая католицизм, со временем ассимилировалась в Чилоэ и Кальбуко
Родственные этнические группы
? Кавескар ?

Народ чоно или Гуайтеко были кочевыми коренными народами люди или группа народов архипелагов Чилоэ, Гуайтека и Чонос.

Люди Чоно жили как охотники-собиратели, путешествующие на каноэ.

Многое из того, что известно из испанских источников о Чоносе, отфильтровано Уилличе мировоззрением, поскольку язык Уилличе и Уилличе использовался для общения с Чонос.

Содержание
  • 1 Внешний вид
  • 2 История
    • 2.1 Доиспанская эпоха
    • 2.2 Колониальная эпоха
    • 2. 3 Гибель
  • 3 Культура
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
Внешний вид

Вместе с другими народами западной Патагонии, занимающимися греблей каноэ, люди чоно разделяли физическое черты низкого роста, длинноголовый (долихоцефал) и «низкое лицо». По мнению Роберта Фицроя, который видел людей чоно в 1830-х годах, они были более мускулистыми и имели более красивую внешность по сравнению с плывущими на каноэ южнее. Альберто Ачакас Валакиал, Сам Кавескар, родившийся примерно в 1929 году, сказал, что люди чоно были выше и имели более темную кожу, чем его люди. Он также добавил, что их носы и лица были длиннее.

Исследование костей чоно показало, что они были склонны к проблемам с суставами, инфекционным заболеваниям и в некоторых случаях травматическим повреждениям. Эти заболевания были связаны с их образом жизни.

История
Примерное распространение коренных культур в Чили на момент прибытия испанцев. Пикунче, мапуче, Уилличе и Кунко все являются частью макроэтической группы мапуче.

Доиспанская эпоха

Ученый Альберто Тривера считает, что между человеческой культурой, обнаруженной на археологическом участке Монте-Верде, и какой-либо исторической группой нет преемственности. По словам археолога Рикардо Э. Латчама, люди чоно и другие морские кочевники могут быть остатками более широко распространенных коренных народов, которые были вытеснены на юг «последовательными вторжениями» более северных племен.

Считается, что люди чоно были первыми этнически идентифицируемыми жителями архипелага Чилоэ. Это привело к предположению, что Чонос были людьми, оставившими после себя большую часть обильных обломков ракушек (испанский : conchales) архипелага Чилоэ, но это утверждение не подтверждено. На архипелаге Чилоэ существуют различные топонимы с этимологией чоно, несмотря на то, что основным коренным языком архипелага на прибытие испанцев был Величе. Теория, постулируемая летописцем, утверждает, что канко поселились на острове Чилоэ в доиспанские времена как следствие натиска более северных Уилличей которые, в свою очередь, были вытеснены мапучами. Таким образом, некоторые историки считают, что такие далёкие к северу места, как побережье Осорно и озеро Льянкиуэ, когда-то были частью чоно-кочевничества

Археолог и этнограф Рикардо Э. Латчам основывался на этих представлениях и считал, что чоно прибыли на архипелаг Гуайтекас с архипелага Чилоэ после того, как в XIII веке они были захвачены группами культуры мапуче (Уилличе, Кунко и т. Д.) С материка. 8>

Колониальная эпоха

Люди Чоно впервые встретили европейцев, когда в 1553 году на их земли прибыла военно-морская экспедиция Франсиско де Уллоа.

В конце 16-го и начале 17-го веков были различные испанские вторжения, направленные на то, чтобы привести Хонос в испанские владения Чилоэ. Эти вторжения превратились в прямые набеги рабов после указа 1608 года короля Испании Филиппа III, узаконившего рабство «местных повстанцев». Это было нарушением закона, поскольку чонос, в отличие от мапуче, разрушивших семь испанских городов во время восстания 1598–1604 годов, никогда не восставал. Не только народ Чоно пострадал от набегов рабов, организованных испанцами из Чилоэ; так же поступали уилличе из Вальдивии, Осорно и коренные народы озера Науэль-Уапи через Анды. Некоторые рабы чоно могли быть экспортированы на север в испанские поселения Центрального Чили, которые становились плавильным котлом для искорененных коренных народов. Испанцы получили не только народ чоно в качестве рабов во время набегов, но и от других людей чоно, которые продавали свой народ. В то время как некоторые люди чоно были превращены в явных рабов, другие попали в энкомьенду систему рабства.

Испанский интерес к землям чоно, похоже, снизился после 1675 года. Тем не менее в 1710 году большая группа чоносов добровольно прибыла в испанское поселение Кальбуко, спасаясь от внутренних конфликтов. Испанцы решили поселить эту группу на острове Гуар.

Интерес к землям Чоно снова возник в 1740-х годах, когда испанцы узнали об обломках HMS Wager на побережье Патагонии. В результате угрозы корсара и пиратов испанские власти приказали обезлюделить архипелаги Хонос и Гуайтекас, чтобы лишить своих врагов любой возможной поддержки со стороны местного населения. Это привело к перемещению населения на архипелаг Чилоэ на севере, в то время как некоторые Чонос переместились к югу от полуострова Таитао, фактически обезлюдив территорию. Чонос в Чилоэ в конечном итоге был поглощен местисами и коренным населением уилличе.

Чонос служил морскими лоцманами во многих экспедициях, предпринятых испанцами для Патагонские архипелаги. Однако некоторые испанцы, такие как Хосе де Мораледа и Монтеро, отметили, что чонос не всегда говорили правду и иногда вводили в заблуждение мореплавателей. Действительно, чонос удалось удержать испанских исследователей подальше от озера Президенте-Риос настолько эффективно, что оно стало официально известно чилийцам только в 1945 году.

Вследствие близости к испанским поселениям в Chiloé Chonos были народом Патагонии, занимавшимся плаванием на каноэ, с самыми интенсивными контактами с испанцами. Неофициальные данные показывают, что чонос все больше и больше становился частью испанской культуры на протяжении 17 и 18 веков. Например, Кристобаль Талькапиллан, с которым в 1670-х годах беседовали испанские власти, понимал разницу между испанцами и англичанами. В 1740-х годах Мартин Оллета смог понять важность обломков HMS Wager и нажился на этом, передав выживших испанским властям, сохранив при этом ценные металлические предметы, полученные из крушение. Чонос, возглавляемый Мартином Олета, знал испанский язык достаточно хорошо, чтобы общаться с испаноговорящим хирургом британской партии.

Гибель

Чонос в значительной степени исчезает из исторических записей после 18 век, но спорадические упоминания остались. Томас Бриджес сообщил о встрече с Чоносом в конце XIX века. Альберто Ачакас Валакиал, сам Кавескар, родился примерно в 1929 году, утверждал встретить Хонос в молодости. Писатель Бенджамин Суберказо посетил полуостров Таитао в 1946 году, сообщив, что видел следы и свежие человеческие фекалии, которые, по его мнению, указывают на то, что кочевые чоносы, как известно из исторических источников, все еще существовали. В 2006 году Рикардо Васкес возглавил экспедицию в отдаленные части полуострова Таитао, частично мотивированный возможными указаниями на то, что Чонос все еще жил там изолированно.

В 1743 году члены кабильдо Кастро объяснил упадок чоносов, обосновавшихся в миссиях иезуитов, вызванным нехваткой женщин. Историк Бургос развивает эту мысль и утверждает, что Chonos в целом вымерли как особая группа из-за хронической нехватки женщин. Урбина Бургос утверждает, что это означало, что Чонос были женаты на представительницах коренного населения Кавкауэ или племени. Таким образом, чоно смешались и ассимилировались с коренными культурами Чилоэ, заменив женщин. Женщины чоно были ответственны за то, что ныряли в холодных водах за моллюсками, и это могло быть причиной небольшой продолжительности жизни среди них. Те, кто бежал к югу от полуострова Тайтао, возможно, в конечном итоге были смешаны с Кавескаром.

. Жители острова, у которых есть сильные исторические связи с Чонос, имеют в среднем 80% коренных генетических примесей. Неизвестно, в какой степени смешанные потомки Чоно на этом острове сохраняют аспекты культуры Чоно. Обычай жителей Мелинки брать с собой собак в свои путешествия, возможно, уходит своими корнями в традиции Чоно.

Культура

В культурном отношении Чонос имел много общего с южным мореплаватели, такие как Кавескар, но на Чонос также оказали влияние мир мапуче. Такие авторы, как Harb D. et al. (1998) перечисляют народ чоно как культурный "фуэгийский " в отличие от более северных групп мапуче. Урбина Бургос (2007) упоминает архипелаг Чилоэ как границу между культурой мапуче и культурой «южных народов».

Предполагаемый язык чоно известен только из местных топонимов и из непереведенный катехизис.

Мужчины охотились на морских млекопитающих, особенно на морских львов, а женщины собирали моллюсков и водоросли. Чонос использовали сети и копья для сбора пищи в море, но дополняли свой улов картофелем и другими растениями из небольших садов. Их лечебные места состояли из пещер или кожаных построек.

И народ Чоно, и Кавескарс использовали Pilgerodendron uviferum как дрова, а также дрова для лодок и домов.

Изотопные исследования человека кости, найденные на бывшей территории Чоно, позволяют предположить, что чоно придерживались в основном морской диеты на протяжении веков или тысячелетий, пока, после времен испанского контакта (ок. 1550 г.), наземная пища не стала более важной в диете Чоно.

Железо предметы высоко ценились чоносами и обычно добывались в испанских поселениях в Чилоэ либо путем торговли, либо воровства. В некоторых случаях железо было извлечено из останков европейских кораблей.

Примечания
Ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:50:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте