Броня Чобхэма

редактировать
Композитная танковая броня британской разработки Американский XM1 Abrams из предсерийного производства, первый основной боевой танк тип, который должен быть защищен броней Чобхэма Британская армия Challenger 1 был вторым основным боевым танком, который использовал броню Чобхэма

броню Чобхэма это неофициальное название композитной брони, разработанной в 1960-х годах в британском исследовательском центре tank на Chobham Common, Surrey. С тех пор это название стало общим родовым термином для композитной керамической брони автомобиля. Другие названия, неофициально данные броне Чобхэма, включают «Берлингтон» и «Дорчестер». «Специальная броня» - это более широкий неформальный термин, относящийся к любой конструкции брони, содержащей «сэндвич» реактивные пластины, включая броню Чобхэма.

Несмотря на то, что строительные детали Chobham брони остаются в секрете, было описано, как состоящую из керамика плитки в корпусе в пределах металлического каркаса и приклеивают к опорной плите и несколько эластичных слоев. Благодаря крайней твердости используемой керамики они обладают превосходной устойчивостью к кумулятивным зарядам, таким как фугасные противотанковые (HEAT) снаряды, и они разбиваются пенетраторы с кинетической энергией.

Броня была впервые испытана в контексте разработки британского прототипа автомобиля FV4211 и впервые была применена в предсерийном производстве американского M1. Только танки M1 Abrams, Challenger 1 и Challenger 2 были описаны как бронированные таким образом. Каркас, удерживающий керамику, обычно изготавливается из больших блоков, что придает этим танкам, и особенно их башенкам, характерный угловатый вид.

Содержание

  • 1 Защитные качества
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Материал
    • 2.2 Модули из тяжелого металла
  • 3 Разработка и применение
  • 4 Аэрокосмические приложения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Защитные качества

Благодаря крайней твердости используемой керамики они обладают превосходной устойчивостью к кумулятивному заряду струи, и они разбивают пенетраторы с кинетической энергией (KE-пенетраторы). Керамика (измельченная) также сильно истирает любой пенетратор. Против более легких снарядов твердость плиток вызывает эффект «разрушения»: более высокая скорость в определенном диапазоне скоростей («разрыв») не приводит к более глубокому проникновению, а вместо этого разрушает сам снаряд. Поскольку керамика настолько хрупка, входной канал струи кумулятивного заряда не гладкий, как это было бы при проникновении в металл, а неровный, вызывая экстремальные асимметричные давления, нарушающие геометрию струи, на которой его пробивная способность критически зависит от его массы. Это инициирует порочный круг, поскольку нарушенная струя вызывает еще большие неровности в керамике, пока в конце концов она не будет разрушена. Более новые композиты, хотя и более жесткие, оптимизируют этот эффект, поскольку плитка, сделанная из них, имеет многослойную внутреннюю структуру, способствующую этому, вызывая «отклонение трещин». Этот механизм - использующий собственную энергию реактивного двигателя против него - позволил сравнить эффекты Чобхэма с эффектами реактивной брони. Это не следует путать с эффектом, используемым в невзрывоопасной реактивной броне: эффектом помещения инертного, но мягкого эластичного материала, такого как резина, между двумя пластинами брони. Удар либо кумулятивной струи заряда, либо пенетратора с длинным стержнем после того, как первый слой был перфорирован, и пока слой резины проникает, вызовет деформацию и расширение резины, поэтому деформируя как заднюю, так и переднюю пластины. Оба метода атаки будут иметь преграды на ожидаемых путях, поэтому они будут испытывать большую толщину брони, чем номинальная, что снижает проникновение. Также при проникновении стержня поперечная сила, возникающая из-за деформации, может привести к разрушению стержня, изгибу или просто изменению его траектории, что опять же снижает проникновение. Все версии брони Чобхэма включают в себя большой объем пластин неэнергетической реактивной брони (NERA) с дополнительной жесткой броней перед NERA (предназначенной для защиты элементов NERA и разрушения пенетратора до того, как он столкнется с NERA) и / или позади NERA (намеревается улавливать фрагменты длинных стержней или тепловых струй после того, как они были сломаны или разрушены передней плитой и NERA. Это еще один фактор, благоприятствующий плиточной или клиновидной башне: количество материала, расширяющегося пластины, толкающие на пути атаки, увеличиваются по мере того, как они размещаются ближе к параллельному направлению атаки.

На сегодняшний день немногие бронезащищенные танки Chobham были разбиты огнем противника в бою; актуальность Отдельные случаи утери танков для определения защитных качеств брони Чобхэма установить трудно, поскольку степень защиты таких танков керамическими модулями не разглашается.

Во время второй войны в Ираке в 2003 г. Танк Challenger 2 застрял в канаве во время боя в Басре против иракских войск. Экипаж оставался в безопасности в течение многих часов, композитная броня Берлингтона LV2 защищала их от огня противника, в том числе от реактивных гранатометов.

Конструкция

Керамические плитки имеют проблему "способности к множественному поражению" в что они не могут выдерживать последовательные удары, не теряя при этом значительной части своей защитной ценности. Чтобы свести к минимуму влияние этого, плитки делаются как можно меньше, но матричные элементы имеют минимальную практическую толщину около одного дюйма (25 мм), и коэффициент покрытия, обеспечиваемый плиткой, станет неблагоприятным, устанавливая практический предел на уровне диаметром около четырех дюймов (десяти сантиметров). Небольшие шестиугольные или квадратные керамические плитки заключаются в матрицу путем изостатического прессования их в нагретую матрицу или путем приклеивания их с помощью эпоксидной смолы . С начала девяностых годов было известно, что поддержание плитки при постоянном сжатии их матрицей значительно улучшает их сопротивление кинетическим пенетраторам, чего трудно достичь при использовании клея.

Матрица должна быть подкреплена пластиной, как для усиления керамической плитки сзади, так и для предотвращения деформации металлической матрицы кинетическим ударом. Обычно опорная пластина имеет половину массы композитной матрицы. Сборка снова прикреплена к эластичным слоям. Они в некоторой степени поглощают удары, но их основная функция - продлевать срок службы композитной матрицы, защищая ее от вибраций. В зависимости от доступного места можно складывать несколько сборок; Таким образом, броня может быть модульной, адаптированной к тактической ситуации. Толщина типичного комплекса сегодня составляет от пяти до шести сантиметров. Более ранние сборки, так называемые DOP (Depth Of Penetration) -матрицы, были толще. Относительная граница раздела, составляющая защитной ценности керамики намного больше, чем у стальной брони. Использование ряда более тонких матриц снова увеличивает этот компонент для всего пакета брони, эффект аналогичен использованию чередующихся слоев из более твердой и более мягкой стали, что типично для гласита современных советских танков.

Керамические плитки практически не имеют преимуществ от наклонной брони, поскольку им не хватает прочности, чтобы значительно отклонить тяжелые проникающие средства. В самом деле, поскольку один скользящий выстрел может расколоть множество плиток, расположение матрицы выбрано таким образом, чтобы оптимизировать вероятность перпендикулярного попадания, в противоположность предыдущей желаемой конструктивной особенности обычной брони. Керамическая броня обычно даже обеспечивает лучшую защиту для данной поверхностной плотности при перпендикулярном размещении, чем при установке под наклоном, потому что трещины распространяются вдоль нормали к поверхности пластины. Вместо закругленных форм башни танков с броней Чобхэма обычно имеют плиточный вид.

Опорная пластина отражает энергию удара обратно в керамическую плитку более широким конусом. Это рассеивает энергию, ограничивая растрескивание керамики, но также означает повреждение более протяженной области. Отслаивание, вызванное отраженной энергией, можно частично предотвратить за счет пластичного тонкого графита на поверхности керамики, поглощающего энергию, не заставляя ее снова сильно отскакивать, поскольку металлическая лицевая панель.

Плитка при сжатии гораздо меньше страдает от ударов; в их случае может быть выгодно иметь металлическую лицевую панель, которая также подвергает плитку перпендикулярному сжатию. Затем ограниченная керамическая плитка укрепляет металлическую лицевую панель, что является противоположностью нормальной ситуации.

Постепенное технологическое развитие имело место в керамической броне: керамическая плитка, сами по себе уязвимы к низким воздействия энергии, были усилены первым склеиванием их к опорной пластине; в девяностые годы их сопротивление было увеличено за счет сжатия по двум осям; на заключительном этапе была добавлена ​​третья ось сжатия для оптимизации ударопрочности. Чтобы ограничить керамический сердечник, используются несколько передовых методов, дополняющих традиционную механическую обработку и сварку, включая спекание материала суспензии вокруг сердечника; сжатие расплавленного металла вокруг сердечника и распыление расплавленного металла на керамическую плитку.

Все это помещается внутри оболочки, образованной внешней и внутренней стенками башни или корпуса танка, причем внутренняя стенка является толще.

Материал

За прошедшие годы были разработаны новые и более прочные композиты, обеспечивающие примерно в пять раз большую степень защиты по сравнению с исходной чистой керамикой, лучшие из которых снова были примерно в пять раз эффективнее, чем стальная пластина равного веса. Часто это смесь нескольких керамических материалов или композитов с металлической матрицей, которые объединяют керамические соединения в металлической матрице. Последние разработки включают использование углеродных нанотрубок для дальнейшего улучшения ударной вязкости. Коммерчески производимая или исследуемая керамика для такого типа брони включает карбид бора, карбид кремния, оксид алюминия (сапфир или «оксид алюминия»)., нитрид алюминия, борид титана и синдит, синтетический алмаз композит. Из них карбид бора самый твердый и легкий, но также самый дорогой и хрупкий. Композиты из карбида бора сегодня предпочтительны для керамических пластин, защищающих от более мелких снарядов, например, используемых в бронежилетах и бронированных вертолетах ; Фактически, в начале шестидесятых это было первое повсеместное применение керамической брони. Карбид кремния лучше подходит для защиты от более крупных снарядов, чем карбид бора, поскольку последний материал испытывает фазовый коллапс при ударе снаряда, летящего со скоростью более 850 м / с. Карбид кремния в то время использовался только в некоторых прототипах наземных транспортных средств, таких как MBT-70. Керамику можно изготавливать спеканием без давления или горячим прессованием. Требуется высокая плотность, поэтому остаточная пористость конечной детали должна быть минимальной.

Матрица, в которой используется титановый сплав, чрезвычайно дорога в производстве, но этот металл предпочитают из-за его легкости, прочности и устойчивости к коррозии, что является постоянной проблемой.

Опорная пластина может быть изготовлена ​​из стали, но, поскольку его основная функция заключается в повышении устойчивости и жесткости сборки, алюминий более экономичен по весу в легких ББМ только для защиты от легких противотанковых средств. Деформируемый композит опорная пластина может объединить функции металлической опорной пластины и эластичный слой.

Модули из тяжелого металла

Конфигурация брони первых западных танков, использующих броню Чобхэма, была оптимизирована для поражения кумулятивных зарядов, поскольку управляемые ракеты рассматривались как величайшая угроза. Однако в восьмидесятые годы они начали сталкиваться с улучшенными советскими 3БМ-32, затем 3БМ-42 пенетраторами кинетической энергии, против которых керамический слой не был особенно эффективен: исходная керамика имела сопротивление пенетраторам примерно на треть. по сравнению с HEAT патронами; для новейших композитов - около одной десятой. Типичный пример, 3BM-42 представляет собой сегментированный снаряд, лобовые сегменты которого приносятся в жертву для расширения пластин NERA в передней части броневой решетки, оставляя отверстие для заднего сегмента, чтобы поразить керамику с полной эффективностью. По этой причине многие современные конструкции включают дополнительные слои тяжелых металлов для увеличения плотности всей брони.

Введение более эффективных керамических композитных материалов позволяет увеличить ширину этих металлических слоев внутри броневой оболочки: при определенном уровне защиты, обеспечиваемой композитной матрицей, она может быть тоньше. Поскольку эти металлические слои более плотные, чем остальная часть композитного массива, увеличение их толщины требует уменьшения толщины брони в некритических областях автомобиля. Обычно они образуют внутренний слой, расположенный под гораздо более дорогой матрицей, чтобы предотвратить ее обширное повреждение, если металлический слой сильно деформируется, но не повредит пенетратор. Они также могут быть использованы в качестве опорной пластины для самой матрицы, но это ставит под угрозу модульности и, таким образом, тактическую адаптивность системы броневой: керамические и металлические модули не могут затем больше не быть заменены независимо друг от друга. Кроме того, из-за своей чрезвычайной твердости они недостаточно деформируются и будут отражать слишком большую энергию удара, причем слишком широким конусом, на керамическую плитку, еще больше повреждая ее. Используемые металлы включают сплав вольфрама для Challenger 2 или, в случае M1A1HA (Heavy Armor) и более поздних вариантов американских танков, сплав с обедненным ураном. Некоторые компании предлагают модули из карбида титана.

Эти металлические модули работают по принципу перфорированной брони (обычно с использованием перпендикулярных стержней), с множеством пространств расширения, снижающих вес до одной трети при сохранении довольно постоянных защитных качеств. Сплав с обедненным ураном в M1 был описан как «организованный в виде матрицы брони», а отдельный модуль - как «оболочка из нержавеющей стали, окружающая слой (вероятно, толщиной в дюйм или два) обедненного урана, сплетенный в проволоку. -mesh blanket ".

Такие модули также используются танками, не оснащенными броней Chobham. Комбинация композитной матрицы и тяжелых металлических модулей иногда неофициально упоминается как «Чобхэм второго поколения».

Разработка и применение

Британская армия Challenger 2 Самый последний Армия США M1 Abrams

Идея керамической брони восходит к 1918 году, когда майор Невилл Монро Хопкинс обнаружил, что пластина из баллистической стали была намного более устойчивой к пробитию, если ее покрыть тонкой ( 1–2 миллиметра) слой эмали. Кроме того, немцы экспериментировали с керамической броней во время Первой мировой войны.

С начала шестидесятых годов в США продолжались обширные исследовательские программы, направленные на изучение перспектив использования композитных керамических материалов в качестве брони транспортных средств. Это исследование в основном было сосредоточено на использовании композитного материала с металлической алюминиевой матрицей, армированного нитевидными кристаллами карбида кремния, для производства больших листов. Армированные листы из легкого металла должны были быть зажаты между стальными слоями. Эта компоновка имела преимущество в том, что она имела хорошую способность к множественному попаданию и возможность изгибаться, что позволяло основной броне получать выгоду от эффекта наклонной брони. Однако этот композит с высоким содержанием металла был в первую очередь предназначен для повышения защиты от KE-пенетраторов при заданном весе брони; его характеристики против кумулятивных атак были посредственными и должны были быть улучшены за счет эффекта многослойной разнесенной брони, как исследовали немцы в рамках совместного проекта MBT-70.

Альтернативная технология, разработанная в США, была основан на использовании стеклянных модулей для вставки в основную броню; хотя такая конструкция обеспечивала лучшую защиту от кумулятивного заряда, ее способность к множественному поражению была плохой. Похожая система со стеклянными вставками в основной стальной броне с конца пятидесятых годов исследовалась для советского прототипа Obiekt 430 Т-64 ; позже он был преобразован в тип «Комбинированный К », содержащий керамический компаунд, смешанный со вставками из оксида кремния, который обеспечивал примерно на 50% лучшую защиту как от кумулятивного заряда, так и от KE-пенетратора. угроз по сравнению со стальной броней того же веса. Позже в нескольких улучшенных формах он был включен в основу многих последующих советских проектов основных боевых танков. После начального периода спекуляций на Западе относительно его истинной природы, характеристики этого типа были раскрыты, когда распад Советского Союза в 1991 году и введение рыночной системы вынудили российскую промышленность найти новых клиентов, подчеркнув свою полезность. качества; сегодня его редко называют броней Чобхэма. Специальная броня, гораздо более похожая на Чобхэма, появилась в 1983 году под названием BDD на модернизации Т-62М до Т-62, впервые была интегрирована в массив брони в 1986 году на Т-72Б и была характерной чертой каждого советского корабля. / Российский ОБТ с. В своей первоначальной версии он был встроен непосредственно в стальную башню Т-72 и требовал подъема для проведения ремонта.

Британский основной боевой танк MBT-80 планировалось использовать с броней Чобхэма., прежде чем был отменен в пользу Challenger 1

. В Соединенном Королевстве в начале 1960-х годов было начато еще одно направление разработки керамической брони, предназначенное для улучшения существующей конфигурации литой башни Chieftain которые уже обеспечивают отличную защиту от тяжелых пенетраторов; Поэтому исследования группы, возглавляемой Гилбертом Харви из Учреждения по исследованиям и разработкам боевых машин (FVRDE), были сильно ориентированы на оптимизацию керамической композитной системы для отражения атаки кумулятивного заряда. Британская система состояла из сотовой матрицы с керамическими плитами, подкрепленной баллистическим нейлоном, размещенной поверх литой основной брони. В июле 1973 года американская делегация в поисках нового типа брони для прототипа танка XM815, теперь, когда проект MBT-70 провалился, посетила Чобхэм Коммон, чтобы узнать о британской системе, разработка которой тогда стоила около £. 6 000 000; более ранняя информация уже была предоставлена ​​США в 1965 и 1968 годах. Они были очень впечатлены превосходной защитой от кумулятивных зарядов в сочетании с ограничением повреждений от удара пенетратором, присущим принципу использования плиток. Лаборатория баллистических исследований на Абердинском полигоне, которая позже стала частью Армейской исследовательской лаборатории, в том же году инициировала разработку версии под названием Берлингтон, адаптированной к конкретной американской ситуации., характеризующийся значительно более высокой производительностью танка и использованием более тонкой основной брони из катаной стали. Возросшая угроза, которую представляет новое поколение советских управляемых ракет, вооруженных кумулятивной боеголовкой, как продемонстрировала Война Судного дня октября 1973 года, когда даже ракеты старого поколения привели к значительным потерям танков на израильской стороне - сделал Берлингтон предпочтительным выбором конфигурации брони прототипа XM1 (переименованного в XM815).

Однако 11 декабря 1974 г. между Федеративной Республикой Германия и США был подписан Меморандум о взаимопонимании об общем будущее производство основного боевого танка; это сделало любое применение брони Чобхэма зависимым от окончательного выбора типа танка. Ранее в 1974 году американцы попросили немцев модернизировать существующие прототипы Leopard 2, которые они считали слишком легкобронированными, и предложили принять для этой цели Burlington, о котором немцы уже были проинформированы в Март 1970 г.; Однако в 1974 году немцы инициировали новую программу разработки бронетехники. Уже разработав систему, которая, по их мнению, обеспечивала удовлетворительную защиту от кумулятивных зарядов, состоящую из многослойной разделенной брони с пространствами, заполненными пенополистиролом, как это установлено на Leopard 1 A3, они сделали четкий акцент по улучшению защиты КЭ-пенетратора, переработке системы в броню из перфорированного металлического модуля. Была рассмотрена версия с добавлением Берлингтона, включающая керамические вставки в различных пространствах, но была отклонена, так как она увеличивала бы вес машины значительно выше шестидесяти метрических тонн, что тогда считалось недопустимым для обеих армий. Летом 1974 года армия США стояла перед выбором между немецкой системой и их собственным Берлингтоном, решение было усложнено тем фактом, что Берлингтон не предлагал, по сравнению со стальной броней, никакого преимущества в весе по сравнению с пенетраторами KE: общая система брони будет имеют эквивалент RHA для них около 350 мм (по сравнению с примерно 700 мм для кумулятивных зарядов). Никакого консенсуса не выработалось, генерал Крейтон Абрамс сам решил вопрос в пользу Берлингтона. В конце концов, каждая армия приобрела собственный национальный танк, проект обычного танка провалился в 1976 году. В феврале 1978 года первые танки, защищенные Берлингтоном, покинули завод, когда Chrysler Corporation поставила армии США первый из одиннадцати опытных танков M1.

Помимо этих государственных проектов, частное предприятие в США в течение семидесятых годов также разработало типы керамической брони, такие как броня Noroc, изготовленная отделом защитных материалов компании Norton Company, состоящая из карбида бора. листы, покрытые стеклотканью.

Корпус морской пехоты США M1A1 на учениях с боевой стрельбой в Ираке, 2003. Это современный основной боевой танк, в котором широко используется броня Чобхэма.

В Соединенном Королевстве броня Чобхэма применялась задерживается из-за провала нескольких перспективных проектов танков: первый - совместного германо-британского основного боевого танка; затем чисто британская программа MBT-80. Первая директива о подготовке технологии брони Чобхэма для применения в 1975 году была дана уже в 1969 году. В результате исследования возможной брони Чобхэма, защищенной MICV, было установлено, что это совершенно новая конструкция с использованием только брони Чобхэма для большей части уязвимые передний и боковой секторы (таким образом, без основной стальной основной брони) могли быть на 10% легче при том же уровне защиты от KE-боеприпасов, но для ограничения затрат было решено основывать первую конструкцию на обычном Chieftain. Прототип FV 4211 или «Aluminium Chieftain» был оснащен сварной алюминиевой дополнительной броней, по сути, коробкой на передней части корпуса и передней и боковой турели для размещения керамических модулей, из которых внутренняя часть толщиной 50 миллиметров. стены из-за его относительной мягкости может служить в качестве опорной пластины. Дополнительный вес алюминия был ограничен до двух тонн, и было показано, что он не слишком подвержен растрескиванию, как предполагалось вначале. Было заказано десять тестовых автомобилей, но был построен только оригинальный, когда проект был отменен в пользу более продвинутых программ. Однако иранское правительство заказало 1225 машин модернизированного типа Chieftain, Shir-2 (FV 4030/3), используя ту же технологию добавления брони Chobham к основной литой броне, в результате чего общий вес достиг 62 метрические тонны. Когда этот приказ был отменен в феврале 1979 года из-за иранской революции, британское правительство, под давлением необходимости модернизировать свой танковый парк для сохранения качественного превосходства над советскими танковыми войсками, решило использовать внезапно появившиеся излишки производства. возможность закупить ряд машин, очень близких по конструкции к Шир-2, получивших название Challenger 1. 12 апреля 1983 года первый британский танк, защищенный броней Чобхэма, был доставлен Королевским гусарам.

. Во Франции с 1966 года GIAT Industries провела эксперименты, направленные на разработку керамической брони для легкого автомобиля, в результате чего в 1970 году в системе CERALU, состоящей из оксида алюминия с алюминиевой основой, привариваемого к автомобилю, что обеспечивает 50% -ное увеличение веса против баллистических угроз по сравнению со стальным листом. Усовершенствованная версия была позже применена в сиденьях вертолетов.

Последняя версия брони Chobham используется на Challenger 2 (так называемая дорчестерская броня) и (хотя состав, скорее всего, отличается) Серия танков M1 Abrams, которые, согласно официальным источникам, в настоящее время защищены плиткой из карбида кремния . Учитывая публично заявленный уровень защиты для самого раннего M1: эквивалент стали 350 мм против KE-пенетраторов (APFSDS ), похоже, он был оборудован плиткой из оксида алюминия .

Хотя часто утверждается обратное, в исходной серийной модели Leopard 2 не использовалась броня Чобхэма, а была комбинированная разнесенная броня и перфорированная броня конфигурации, более дешевой с точки зрения приобретения, обслуживания и замены, чем система керамической брони. Для многих современных танков, таких как итальянский Ariete, пока неизвестно, какой тип используется. В восьмидесятые годы была общая тенденция от керамической брони к перфорированной, но даже многие танки семидесятых, такие как Leopard 1A3 и A4, французские прототипы AMX 32 и AMX 40 использовали последнюю систему; Leclerc имеет улучшенную версию.

Применение в аэрокосмической отрасли

Первые керамические пластины нашли применение в аэрокосмической отрасли: в 1965 году вертолет UH-1 Huey был модифицирован HFC (Hard-Faced-Composite) вокруг сидений пилота и второго пилота, защищая их от огня из стрелкового оружия. Пластины были из карбида бора, который, хотя и был чрезвычайно дорогим, из-за своей исключительной легкости оставался материалом, который выбирают для аэрокосмических применений. Например, современный V-22 Osprey защищен аналогичным образом.

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Jeffrey Дж. Сваб (редактор), Дунмин Чжу (главный редактор), Вальтрауд М. Кривен (главный редактор); Достижения в керамической броне: сборник статей, представленных на 29-й Международной конференции по передовой керамике и композитам, 23–28 января 2005 г., Какао-Бич, Флорида, Керамическая инженерия и научные труды, том 26, номер 7; ISBN 1-57498-237-0

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 13:28:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте