Чикитано

редактировать
Коренные жители Боливии, небольшое число которых также проживает в Бразилии
Чикитано
Chiquitos.jpg Рисунок типичного платья Chiquitano,. от Alcide d'Orbigny, 1831
Общая численность населения
146,390
Регионы со значительной численностью населения
Боливия 145,653
Бразилия 737 (2006)
Языки
Чикитано, испанский, португальский
Религия
Традиционная племенная религия, христианство

Чикитано или Чикитос - коренные жители Боливии, небольшое количество которых также проживает в Бразилии. Чикитано в основном живут в Чиквитании тропической саванне в департаменте Санта-Крус, Боливия, с небольшим количеством также проживающих в департаменте Бени и в Мату-Гросу, Бразилия. По данным переписи 2012 года, самоидентифицируемые Chiquitanos составляли 1,45% от общей численности населения Боливии или 145 653 человека, что является наибольшим числом среди всех равнинных этнических групп. Относительно небольшая часть боливийских чикитано говорит на языке чикитано. Многие сообщили во время переписи, что они не говорят на этом языке и не изучали его в детстве. Этническая принадлежность чикитано возникла среди социально и лингвистически разнообразных групп населения, которым иезуитские миссии в Чикитос требовали говорить на общем языке.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 История
  • 4 Политическая организация
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки

Имя

Имя Chiquitos означает «маленькие» на испанском. Обычно говорят, что этот этноним был выбран испанскими конкистадорами, когда они нашли в этом районе маленькие двери индийских хижин. Чикитано также известны как народ монкокс (множественное число: монкока ), чикито или тарапекоси.

язык

Регион, где обычно говорят на языке чикитано

Приблизительно от 40 000 до 60 000 чикитано говорят на языке чикитано в Боливии, что делает его четвертым по распространенности языком коренных народов в этой стране. Это язык чикито, возможно, принадлежащий к семейству языков Macro-Ge. Мужская и женская речь грамматически отличаются друг от друга. Язык написан латинским шрифтом. Было опубликовано несколько грамматик для чикитано, и были определены четыре диалекта: манаси, пеньоки, пиньоко и тао.

История

До прихода испанцев в Чикитанию населяли различные коренные этнические группы., который был отмечен в 1559 году основанием Санта-Крус-де-ла-Сьерра в точке далеко к востоку от нынешнего местоположения города. Миссионерские контакты не увенчались успехом в течение первых девяти десятилетий 1600-х годов.

На самом деле чикито были хорошо сложенными и сильными, среднего роста и оливкового цвета. Это земледельческий народ, но почти два столетия они оказывали испанцам отважное сопротивление. Однако в 1691 году они приняли миссионеров-иезуитов и быстро стали цивилизованными. Язык чикито был принят в качестве средства общения между новообращенными, которых вскоре насчитывалось 50 000 человек, представляющих почти пятьдесят племен.

Формирующий опыт этнической принадлежности чикитано был их общей евангелизацией и ограничением городов под властью иезуитов. миссионеры с момента прибытия в 1692 г. в Сан-Хавьер-де-лос-Пиньокас (провинция Луфло-де-Чавес) до их изгнания 1767 г. из испанских колониальных владений. Миссии управляли поселениями, известными как сокращения в Сан-Хавьер-де-лос-Пиньокас, Консепсьон, Сан-Игнасио, Санта-Ана, Сан-Рафаэль, Сан-Хосе, Сан-Хуан, Сантьяго, Санто-Корасон и Сан-Мигель. Каждый миссионерский город насчитывал от одной до трех тысяч жителей. Иезуиты считали молитву и труд главными делами достойной жизни. Они продвигали постоянные поселения, животноводство и ткачество как аспекты экономической жизни. Сокращения также положили начало многовековой модели индийской рабочей силы Чикитано, приносящей пользу посторонним. Во время миссии Чикитано также вербовали в качестве солдат в испанских колониальных войнах. Шведский антрополог Эрланд Норденшельд описал наследие иезуитов следующим образом: «Иезуиты защищали индейцев от других белых, но лишили их свободы и сделали их настолько зависимыми, что после изгнания миссионеров они стали легкой добычей для них. беспринципные белые. Фактически они подготовили почву для исчезновения многих индейских племен ».

После изгнания иезуитов некоторые чикитано были включены в принадлежащие метисам ранчо и фермы, где они служили в качестве несвободных рабочих; другие отступили из деревень, поселившись в небольших лагерях. резиновая стрела по всей Южной Америке с 1880 по 1945 год принесла в регион новую промышленность, снова укомплектованную рабочими Chiquitano. Работа часто была вынужденной, а условия были чрезвычайно суровыми, что приводило к гибели людей в результате несчастных случаев на рабочем месте, недоедания, «таких болезней, как малярия, бери-бери и цинга, а также общей практики эксплуатации белых». Как резиновые рабочие, Чикитанос подвергались долговому рабству и принудительному труду, но в основном их сдавали в аренду богатые метисы, от которых они зависели. Чикитанос также построил части железной дороги Санта-Крус-Корумба в рамках этой договоренности.

Политическая организация

В Боливии народ Чикитано представлен организацией Chiquitano Indigo Organisation (Organización Indígena Chiquitana, OICH). OICH возглавляет Хосе Байлаба, который служит мэром Касика.

В Бразилии чикитано пытаются получить свою собственную территорию коренных народов.

См. Также

Заметки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 12:54:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте