Общая численность населения | |
---|---|
70 000–100 000 (2011) | |
Регионы со значительным населением | |
Тоамасина ·Антананариву | |
Языки | |
Китайский (кантонский ·мандаринский ), малагасийский, французский | |
Религия | |
Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
китайско-маврикийцы |
китайцы на Мадагаскаре (китайцы : 馬達加斯加 華人) - меньшинство этническая группа Мадагаскара и формируют Африку, занимающую третье место в заграничном китайском населении с численностью населения от 70 000 до 100 000 человек в 2011 году.
Китайская керамика товары XVI и XVII вв. века были найдены на Мадагаскаре; однако обычно считается, что это не свидетельство прямого китайского присутствия в тот ранний период, а скорее торговля между двумя странами через посредников, таких как арабы. Некоторые народные теории, когда-то популярные среди китайцев Мадагаскара, утверждали, что малагасийцы имеют китайское, а не австронезийское происхождение, а широко распространенная шутка даже утверждала, что этноним Хова был транскрипцией китайского имени Хэ Хуай (何 壞). В 1786 и 1830 годах высказывались предположения, что французы должны основать колонию и импортировать китайскую, индийскую и мозамбикскую рабочую силу на Мадагаскар, чтобы заселить его, чтобы помешать британцам закрепиться там, но никаких действий по этой идее предпринято не было. 33>
Первый китайский мигрант на Мадагаскар прибыл в порт Таматаве на восточном побережье (теперь переименованный в Тоамасина ) в 1862 году, где он открыл магазин, а затем женился на местной Малагасийская женщина. Шесть других прибыли в Нуси-Бе у северо-западного побережья в 1866 году, затем еще три в 1872 году. Четырнадцать были отмечены в Маджанге (Махаджанга ), также на северо-западе, в 1894 году. Затем, контингент из пятисот человек прибыл в Таматаве в 1896 году. В следующем году по инициативе французского генерала Жозефа Галлиени для строительства железной дороги. Рабочие по контракту, намеревающиеся вернуться домой после пребывания на острове, часто болели во время строительства железной дороги; хотя они выжили и вернулись на корабли в Китай, многие погибли в пути. В абсолютном выражении постоянное население оставалось довольно небольшим: 452 человека в 1904 году, 76 на севере, 31 на на западе, 24 на в центре, 315 на на востоке и 6 на юге. Подавляющее большинство составляли мужчины. Они немного выросли к моменту переписи 1911 года, в результате которой в стране было обнаружено 649 китайцев, что составляет около 3% иностранного населения страны и незначительную долю от общей численности населения в 3,2 миллиона человек.
Первоначальный мигранты прибыли из Гуанси, но позже к ним добавились говорящие на кантонском, как те, кто прибыл непосредственно из Гуандуна, так и те, кто был изгнан с Маврикия в результате увеличения конкурс от Hakka-спикеров. По прибытии кантонские спикеры вступили в сговор, чтобы предотвратить миграцию хакка на Мадагаскар. В результате китайское население оставалось в основном однородным; 98% из них ведут свое происхождение не только от провинции Гуандун, но и конкретно от района Шунде. Смешанные браки между китайскими мужчинами и коренными малагасийскими женщинами были обычным делом.
Официальная статистика 1957 года показала, что 7 349 китайцев проживали на Мадагаскаре, в сорока - восемь из пятидесяти восьми районов страны. К 2006 году это число выросло примерно до сорока тысяч, включая тридцать тысяч первоначальных мигрантов и их потомков, а также десять тысяч новых эмигрантов из материкового Китая и еще сотню из Тайваня. Недавние мигранты прослеживают свое происхождение из более разнообразных провинций, включая Фуцзянь и Чжэцзян. Половина жила либо в Тоамасине, либо в Антананариву, а еще одна восьмая жила в регионе Дианы ; остальные были распределены по другим провинциям.
Китайское образование на Мадагаскаре началось в конце 1920-х годов; С началом Второй китайско-японской войны в 1937 году китайские родители больше не могли отправлять своих детей обратно в Китай для обучения в школе, что способствовало расширению местного китайского образования. Две из самых известных школ, гоминьдановская -run École Franco-Chinoise (興 文 學校) в Fenerive, и совместное обучение École Chinoise Mixte (華 体 学校) в Туамасине оба были созданы в следующем году. École Chinoise Mixte в Тоамасине была основана родителями, которые забрали своих детей из школы KMT; якобы они были коммунистами. К 1946 году на острове было одиннадцать китайских школ. Однако после окончания Второй мировой войны, особенно в 1980-х годах, родители начали переводить своих детей на обучение французскому языку. В результате количество школ уменьшилось, а в оставшихся уменьшилось количество учебных часов, посвященных преподаванию китайского языка. Из восьми школ в 1972 году три исчезли к середине 1980-х годов; École Franco-Chinoise, которая на пике своего развития насчитывала 629 учеников, была вынуждена слиться с École Chinoise Mixte, чтобы сформировать Collège de la Congrégation Chinoise (華僑 學校).
К 1995 году осталось только две школы., в Фианаранцуа и Тоамасина. В одном из детских садов Туамасины, Коллеж де ла Конгрегация Шинуаз, по состоянию на 2008 год обучалось 398 учеников от детских садов до младших классов средней школы; он продолжает преподавать кантонский и мандаринский диалекты. В школе в Фианаранцуа училось около 100 студентов, в том числе дети смешанной расы китайского и малагасийского происхождения, а также дети некитайского происхождения.
Для получения высшего образования к 1960-м годам несколько китайских студентов поступили в франкоязычные университеты. на Мадагаскаре или во Франции. В 1957 году École Franco-Chinoise начала отправлять студентов на Тайвань для получения образования, начиная с девяти в первый год и в общей сложности 34 к 1964 году. Эти ученики, как правило, посещали подготовительную среднюю школу для зарубежных китайцев (теперь часть National Taiwan Normal Университет ) перед тем, как поступить на учебу; у многих были проблемы с мандарином. Некоторые вернулись на Мадагаскар, но столкнулись с трудностями в продвижении по службе из-за непризнания их степеней.
Институт Конфуция открыл филиал в Университете Антананариву в ноябре 2008 г. К июню 2013 г. по всей стране было создано более 28 институтов по обучению китайскому языку.
Китайцы Мадагаскара в значительной степени следуют римско-католической религии, как и остальная часть городского малагасийского населения. Анкеты 1970-х годов показали, что католицизм был особенно распространен среди молодых людей до 30 лет. Однако другое исследование показало, что многие, однако, были. Были также примеры синкретизма с китайской народной религией в те дни: в китайских общественных центрах в Таматаве (Тоамасина) и Диего Суаресе (Анциранана ) были алтари для Южно-китайские божества, и еще можно было увидеть несколько человек, отдающих дань уважения; кроме того, некоторые люди сообщали, что в их семьях есть жертвенники для почитания своих предков.
Китайцы пришли не только как наемные рабочие, но и как свободные мигранты. Часто сино-маврикийец привозил своих родственников из Китая на Маврикий на период обучения в своем бизнесе; после того, как они в достаточной мере познакомились с коммерческой практикой и жизнью в колониальном обществе, он отправлял их вперед с рекомендательными письмами, ссужая им свой собственный капитал для открытия бизнеса в соседних странах, включая Мадагаскар. Импорт-экспорт был одним из самых популярных направлений бизнеса, и в него уходили такие продукты, как кофе, гвоздика, ванильные бобы и морские огурцы. 33>
Большинство китайцев на Мадагаскаре занимается розничной торговлей. В 1990-х они контролировали половину предприятий по производству алкогольных напитков и текстиля; к середине 2000-х их доля в алкогольной промышленности упала до одной пятой, в то время как доля текстильной промышленности увеличилась до 90%. У других были кондитерские и кафе-мороженое, что-то вроде кафе, где покупатели могли сесть и насладиться десертом; они контролировали около 10% этой отрасли. Общественное недовольство недавним притоком китайских мелких торговцев, цены на которые ниже, чем у их малагасийских конкурентов, обострило отношения с Китайской Народной Республикой.