Китайский интеллектуализм

редактировать

Текущий статус китайских интеллектуалов отражает традиции, сложившиеся в имперский период. Большую часть этого периода правительственные чиновники выбирались из числа литераторов на основе конфуцианской системы экзаменов государственной службы. Интеллектуалы были одновременно участниками и критиками правительства. Как конфуцианские ученые, они разрывались между своей верностью императору и своим обязательством «исправить неправильное мышление», когда они это осознавали.

Тогда, как и сейчас, большинство интеллектуальных и правительственных лидеров придерживались предпосылки, что идеологические изменения были предпосылкой для политических изменений. Исторически сложилось так, что китайские интеллектуалы редко создавали группы, чтобы противостоять установленному правительству. Скорее отдельные интеллектуалы или группы интеллектуалов объединились с кликами внутри правительства, чтобы поддержать политику этой клики.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Культурная революция
  • 2 Развитие после Мао Цзэдуна
    • 2.1 Кампания против «духовного загрязнения»
    • 2.2 «Десять изменений в современных китайских экономических исследованиях»
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
История вопроса

С отменой системы экзаменов на государственную службу в 1905 году и концом последней имперской династии в 1911 году интеллектуалы больше не имели средство прямого участия в правительстве. Хотя ожидалось, что отсутствие сильного национального правительства обеспечит благоприятную ситуацию для максимальной интеллектуальной независимости, другие сдерживающие факторы, такие как концентрация интеллигенции в контролируемых иностранными государствами портах, изолированных от основного потока китайского общества, или в зависимых от университетов на государственное финансирование - осталось. Вероятно, самым большим препятствием на пути развития интеллектуального сообщества, свободного от внешнего контроля, была нарастающая волна национализма в сочетании со страхом быть обвиненным в продаже иностранным интересам.

В 1927 г. вновь созданное правительство Гоминьдана в Нанкине пыталось установить интеллектуальную ортодоксию, основанную на идеях Сунь Ят-сена, но интеллектуалы продолжали действовать с определенной степенью свободы в университетах и ​​договорных портах. После японского вторжения и оккупации значительных частей Китая в 1937 году правительство Гоминьдана усилило контроль над всеми аспектами жизни, в результате чего большое количество диссидентов интеллектуалов искали убежища в Коммунистическая управляемая территория или в Гонконге.

Когда в 1949 году Китайская Народная Республика была создана, интеллектуалы попали под строгий контроль правительства. Образованных китайцев, живущих за границей, пригласили вернуться домой, а тех интеллектуалов, которые остались в Китае, призвали внести свой технический опыт в восстановление страны. Ожидалось, что интеллектуалы будут служить партии и государству. Независимое мышление подавлялось, а политическое инакомыслие недопустимо.

В середине 1956 года Коммунистическая партия Китая чувствовала себя достаточно защищенной, чтобы начать кампанию Сотня цветов, вызывающую критику под классическим лозунгом «двойной сотни» «Пусть сто цветов цветение, пусть борются сотни школ мысли ». «Пусть расцветут сто цветов» относится к развитию искусств, а «пусть сотня философских школ спорят» поощряет развитие науки. За инициацией этой кампании последовала публикация в начале 1957 г. эссе Мао Цзэдуна «О правильном разрешении противоречий между людьми», в котором он проводил различие между «конструктивной критикой среди народа». "и" ненавистная и разрушительная критика между врагом и нами ".

В августе 1957 года, когда руководству стало ясно, что массовая критика партии и партийных кадров вышла из-под контроля, была запущена Антиправая кампания, направленная на подавление всех расходящихся мнений. и твердо восстановить ортодоксальную идеологию. Писатели, которые откликнулись на приглашение партии предложить критику и альтернативные решения проблем Китая, были внезапно заставлены замолчать, и многие были отправлены в лагеря реформаторов или в ссылку. К началу 1960-х, однако, несколько интеллектуалов в партии были достаточно смелыми, чтобы снова предложить политические альтернативы в строгих пределах.

Культурная революция

Когда Культурная революция началась в 1966 году, партийные функционеры заняли руководящие должности в большинстве исследовательских институтов и университетов, а многие школы были закрыты или преобразованы в " солдатские, рабочие и крестьянские университеты ». Интеллектуалы, объявленные «вонючей девятой категорией», либо подверглись чистке, либо их работы были сильно отредактированы для политической «чистоты», что серьезно затруднило самые серьезные исследования и стипендию.

После падения Линь Бяо, министра национальной обороны и наследника Мао, в 1971 году атмосфера для интеллектуалов начала улучшаться. Под эгидой Чжоу Эньлая, а позже Дэн Сяопина многие интеллектуалы были возвращены на свои прежние должности и осторожно вернулись к своим обязанностям до культурной революции. В январе 1975 года Чжоу Эньлай изложил свою амбициозную программу Четыре модернизации и заручился поддержкой китайской интеллигенции в превращении Китая в современную индустриальную нацию к концу века.

Развитие после Мао Цзэдуна

Третий пленум Центрального комитета одиннадцатого Национального съезда партии в декабре 1978 года официально сделал Четыре модернизации основной национальной политикой и вновь подчеркнул важность интеллектуалов в их достижении. Была подчеркнута политика «поиска истины из фактов », и ученым и исследователям было предоставлено больше свободы для проведения научных исследований. Большинство ведущих интеллектуалов были довольны тем, что избегали политического вмешательства и брали на себя роль ученых - специалистов в рамках своей компетенции, понимая, что пока они соблюдают Четыре кардинальных принципа им будет разрешено проводить свои исследования с минимальным бюрократическим вмешательством. Это было легче осуществить в естественных науках, которые обычно считаются аполитичными, чем в социальных науках, гуманитарных науках и искусство.

Первый серьезный вызов более терпимой политике по отношению к интеллектуалам возник в 1980 году, когда консервативные идеологи в вооруженных силах и партии активизировали свои призывы к борьбе «буржуазная либерализация» - свободно определяемое название любого письма или деятельности, которые, как считается, выходят за рамки «четырех основных принципов». К началу 1981 года противодействие «буржуазной либерализации» было сосредоточено на Бай Хуа, писателе из политического отдела тогдашнего Уханьского военного округа. Бай долгое время был решительным сторонником ослабления культурной и социальной политики, но что особенно встревожило защитников культурной ортодоксии, так это его сценарий «Горькая любовь», в котором изображен разочарованный патриотизм старый художник, который сталкивается с недопониманием и жестоким обращением, когда возвращается в Китай из Соединенных Штатов. Когда сценарий впервые появился в общенациональном литературном журнале осенью 1979 года, он не вызвал особого шума. Однако версия кинофильма, которая была показана избранным официальным лицам, вызвала резкое осуждение.

. В комментарии в выпуске Jiefangjun Bao от 18 апреля 1981 г. («Ежедневная газета Освободительной армии») Бай Хуа обвинялся в нарушив четыре основных принципа и описал сценарий как пример «буржуазного либерализма ». Комментарий был перепечатан в выпуске журнала «Jiefangjun Wenyi» («Литература и искусство Армии освобождения») за следующий месяц вместе с другими статьями, критикующими «Горькую любовь». В течение следующих нескольких месяцев критика была подхвачена большинством гражданских газет, и исполняющий обязанности министра культуры Чжоу Вэйчжи выделил «Горькую любовь» в качестве нападения в речи, произнесенной на двадцатой сессии Пятого национального конгресса. Постоянный комитет Народного Конгресса в сентябре.

Наконец, Бай Хуа уступил остракизму и написал письмо с самокритикой на имя Цзефанцзюнь Бао и Вэньибао (Литературная газета), в котором он извинился за «несбалансированность» в «Горькой любви» и за неспособность признать силу партии и народа в преодолении препятствий в китайском обществе. Бай Хуа был вне поля зрения общественности в течение следующего года, но оставался активным, написав за этот период четыре рассказа. В январе 1983 года он был приглашен Министерством культуры для участия в Шанхайской конференции по сценариям фильмов, а в мае того же года в Пекинском Народном Художественном Театре представил свою новую историческую пьесу «Король Золотого Копья У и Король Меча Юэ», которую многие считают завуалированной критикой Мао Цзэдуна и, возможно, даже Дэн Сяопина.

Хотя полемика о «Горькой любви» вызвала значительную тревогу в интеллектуальном сообществе, она примечательна не только тем, что она сделала, но и тем, чего она не сделала. В отличие от предыдущих кампаний, в которых писатели и все их произведения были осуждены, критика в данном случае сосредоточилась на одном произведении, «Горькая любовь». Ни другие работы Бай Хуа, ни его политические трудности 1950-х и 1960-х годов не обсуждались. Фактически, как бы подчеркивая ограниченный характер кампании, в мае 1981 года Бай получил национальную премию за поэзию Ассоциацией китайских писателей.

Кампания против «духовного загрязнения»

После небольшой передышки в 1982 году и большей части 1983 года оппозиция «антибуржуазному либерализму» вернулась в полную силу в недолгой кампании против »духовное загрязнение », начатое выступлением Дэн Сяопина на втором пленуме ЦК Двенадцатого Национального съезда партии в октябре 1983 года. В своей речи Дэн выступил с резкой критикой сторонников абстрактных теорий человеческой природы, «буржуазный гуманизм », «буржуазный либерализм » и социалистический отчуждение, а также растущее очарование Китая «декадентским» элементы »из западной культуры. Консерваторы, возглавляемые членом Политбюро Ху Цяому и главой отдела партийной пропаганды Дэн Лицюнь, использовали кампанию, чтобы противостоять тем аспектам общества, которые им не нравились. Вскоре кампания вышла из-под контроля и распространилась на районы, выходящие за рамки того, что планировал Дэн Сяопин, вызывая опасения в стране и за рубежом перед новой культурной революцией.

. и технический персонал), а партийные и правительственные кадры не решались предпринимать какие-либо действия, которые могли бы подвергнуть их критике. Крестьяне, чье производство значительно выросло в рамках системы ответственности, принятой в 1981 году, неуверенно относились к будущему курсу центральной политики. Из-за этого многие из них вернули свои специализированные сертификаты и контракты местным властям, продали свое оборудование и снизили производственные показатели. Многие простые граждане, особенно молодые, возмущались внезапным вмешательством в их частную жизнь. Иностранные бизнесмены и руководители правительств выразили серьезные сомнения по поводу инвестиционного климата и политики открытости Китая миру.

Из-за этих неблагоприятных результатов центральное руководство пересмотрело кампанию и ограничило ее теоретическими, литературными и художественными кругами и не приняло разрешить его распространение на науку и технику, экономику или сельские районы. Все идеологические, теоретические, литературные и художественные вопросы должны были решаться путем обсуждения, критики и самокритики, не прибегая к навешиванию ярлыков или нападкам. К январю 1984 года кампания против духовного загрязнения прекратилась, и внимание снова было обращено на снижение левого влияния в правительстве и обществе.

после провала кампании и возможно, благодаря этому положение и безопасность интеллектуалов значительно улучшились. В 1984 году партия и правительство обратили внимание на продвижение городских экономических реформ. Более позитивный подход к академическим и культурным занятиям находил отражение в периодических призывах в официальной прессе, призывающих людей поддерживать и поощрять построение «социалистической духовной цивилизации», термин, используемый для обозначения общей интеллектуальной деятельности, включая этику и мораль, наука и культура.

Писатели и другие представители интеллигенции были воодушевлены речью, произнесенной Ху Цили, секретарем партийного секретариата, на Четвертом Национальном съезде писателей (29 декабря 1984 г. - 5 января 1985 г.)). В своей речи Ху осудил политические эксцессы, которые породили уничижительные ярлыки и указы о том, что писатели должны и не должны писать, и назвал литературную свободу «жизненно важной частью социалистической литературы». Но когда писатели начали проверять пределы свободы слова, к которой призывает Ху Цили, им напомнили об их «социальных обязанностях», это тонко завуалированное предупреждение для них использовать самоцензуру и оставаться в рамках пределы свободы выражения.

«Десять изменений в современных китайских экономических исследованиях»

Эти, все еще плохо определенные, границы были снова проверены молодым исследователем из Нанкинского университета под псевдонимом опубликовал статью под названием «Десять изменений в современных китайских экономических исследованиях» 2 ноября 1985 г., в номере газеты профсоюз Gongren Ribao (Workers 'Daily). В статье предлагается прагматический подход к экономической теории и резко критикуются многие предыдущие экономические исследования. Несколько смягченная версия была переиздана в следующем выпуске еженедельного журнала для иностранных читателей Beijing Review и сразу же стала центром споров, продолжавшихся вплоть до 1986 года. Сторонники Ма Дина, однако, намного превосходили численностью его критиков и включали некоторых важных правительственные чиновники.

В мае 1986 года редактор Gongren Ribao, писавший в другом экономическом журнале, подвел итоги разногласий. Он назвал критику статьи гораздо более важной, чем сама статья, и поблагодарил «соответствующие ведомства» за «очень осторожное и« относительно удовлетворительное »решение инцидента с Ма Дином», но выразил надежду, что «больше людей в нашей стране, особенно лидеры, «присоединились бы к« обеспечению мощной защиты теоретиков, которые достаточно храбры, чтобы исследовать ».

В 1986 году было много призывов к новой кампании Сотня цветов, и были признаки того, что эти призывы были организованы сверху. На конференции в мае 1986 года, посвященной тридцатой годовщине первоначальной кампании «Сотня цветов», Чжу Хоузе, новый глава отдела пропаганды партии, озвучил основной доклад, когда он сказал: «Только путем сравнения и утверждения различных точки зрения и идеи могут постепенно прийти к истинному пониманию... », редактор Шицзе Цзинцзи Даобао (« Всемирный экономический журнал ») развил эту тему, когда призвал к« беспрецедентным потрясениям в политической, экономической и социальной жизни, а также представлениям, духовному состоянию, образу жизни и способам мышления людей ».

В интервью Beijing Review в июле 1986 года Ван Мэн, недавно назначенный министр культуры, возлагал большие надежды на новую Кампанию «Сотни цветов», которая, по его словам, «могла бы пробудить энтузиазм писателей и художников и дать им возможность проявить свой индивидуальный художественный характер ". Летом 1986 года возникли ожидания, что на Шестом пленуме Центрального комитета Двенадцатого национального конгресса партии в сентябре будет принята резолюция, которая, как обещал генеральный секретарь Ху Яобан, окажет «глубокое влияние». о развитии духовной цивилизации ». Фактический документ, однако, представлял собой разбавленный компромисс, который далек от ожиданий. Стало ясно, что интеллектуальную политику нелегко решить в краткосрочной перспективе, но требуется длительная дискуссия.

См. Также
Ссылки

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Country Studies Библиотеки Конгресса США http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/. [1 ]

Последняя правка сделана 2021-05-14 12:36:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте