Китайский сад

редактировать
Китайский сад
20090510 Shanghai Yuyan 6689.jpg На этой фотографии сада Юйюань в Шанхае (созданного в 1559 году) показаны все элементы классического китайского сада - вода, архитектура, растительность и камни.
Традиционный китайский 中國 園林
Упрощенный китайский 中国 园林
Буквальное значениеКитайские сады-леса
Китайский классический сад
Традиционный китайский 中國 古典 園林
Упрощенный китайский 中国 古典 园林
Буквальное значениеКитайские классические садовые леса

Китайский сад - это стиль ландшафтного сада, который развивался более трех тысяч лет. Он включает в себя как обширные сады китайских императоров и членов императорской семьи, построенные для удовольствия и впечатления, так и более интимные сады, созданные учеными, поэтами, бывшими правительственными чиновниками, солдатами и торговцами, созданными для размышлений и бегства от внешнего мира. Они создают идеализированный миниатюрный пейзаж, который предназначен для выражения гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Типичный китайский сад окружен стенами и включает в себя один или несколько прудов, скал, деревьев и цветов и ассортимент залов и павильонов в саду, соединенных извилистыми дорожками и зигзагообразными галереями. Переходя от одной конструкции к другой, посетители могут увидеть серию тщательно составленных сцен, разворачивающихся, как свиток пейзажных картин.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Начало
    • 1.2 Легенда Острова Бессмертных
    • 1.3 Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
    • 1.4 Сады для поэтов и ученых (221 –618 г. н.э.)
    • 1.5 династия Тан (618–907), Первый золотой век классического сада
    • 1.6 Династия Сун (960–1279)
    • 1.7 Династия Юань (1279–1368)
    • 1.8 Мин династия (1368–1644)
    • 1.9 Династия Цин (1644–1912)
  • 2 Дизайн классического сада
    • 2.1 Архитектура
    • 2.2 Искусственные горы и альпинарии
    • 2.3 Вода
    • 2.4 Цветы и деревья
    • 2.5 «Заимствование пейзажа», время и времена года
    • 2.6 Скрытие и неожиданность
  • 3 В искусстве и литературе
  • 4 Философия
  • 5 Влияние
    • 5.1 Китайское влияние на японский сад
    • 5.2 В Европе
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитирования
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки

История

Начало

Самые ранние зарегистрированные китайские сады были созданы в долине Хуанхэ во время династии Шан (1600 –1046 г. до н.э.). Эти сады были большими закрытыми парками, где короли и знать охотились на дичь или где выращивали фрукты и овощи.

Ранние надписи этого периода, вырезанные на панцирях черепах, содержат три китайских иероглифа, обозначающих сад: вы, пу и юань. Ты был королевским садом, где содержались птицы и животные, а пу был садом растений. Во время династии Цинь (221–206 до н.э.) юань стал символом всех садов. Старый символ юаня - это маленькое изображение сада; он заключен в квадрат, который может представлять стену, и имеет символы, которые могут представлять план строения, небольшой квадрат, который может представлять пруд, и символ плантации или гранатового дерева.

Знаменитым королевским садом поздней династии Шан были Терраса, Пруд и Парк Духа (Линтай, Линчжао Линъю), построенные королем Вэньваном к западу от его столицы, Инь. Парк был описан в Классике поэзии так:

Король гуляет в Парке Духа,
Олени стоят на коленях на траве, кормят своих оленят,
Олени прекрасны и великолепны.
У безупречных журавлей сверкающие белые перья.
Король совершает прогулку к Пруду Духа,
Вода полна рыб, которые извиваются.

Еще одним ранним королевским садом был Шаки, или Песчаные дюны, построенный последним правителем Шан, королем Чжоу (1075–1046 до н.э.). Он состоял из земляной террасы, или тай, которая служила смотровой площадкой в ​​центре большого квадратного парка. Он был описан в одном из ранних классических произведений китайской литературы, Записках великого историка (Шиджи).

Согласно Шиджи, одной из самых известных особенностей этого сада была Винный бассейн и Мясной лес (酒池肉林). На территории дворца был построен большой бассейн, вмещающий несколько небольших лодок, с внутренней облицовкой из полированных камней овальной формы с берегов моря. Затем бассейн наполнился вином. Посреди бассейна был построен небольшой островок, на котором были посажены деревья, с веток которых свисали шашлычки из жареного мяса. Король Чжоу, его друзья и наложницы плыли в своих лодках, пили вино руками и ели жареное мясо с деревьев. Позже китайские философы и историки называли этот сад примером упадка и безвкусицы.

В период весны и осени (722–481 гг. До н.э.), в 535 г. до н.э., Терраса Шанхуа, с богато украшенными дворцами, был построен королем Цзином из династии Чжоу. В 505 г. до н.э. был заложен еще более сложный сад - Терраса Гусу. Он располагался на склоне горы и включал в себя ряд террас, соединенных галереями, а также озеро, по которому курсировали лодки в виде синих драконов. С самой высокой террасы открывался вид на озеро Тай, Великое озеро.

Легенда острова Бессмертных

Миниатюрная версия горы Пэнлай, легендарный дом восьми бессмертных, был воссоздан во многих классических китайских садах

Древняя китайская легенда сыграла важную роль в раннем дизайне сада. В 4 веке до н.э. в легенде Классика гор и морей описывается пик под названием гора Пэнлай, расположенный на одном из трех островов в восточной части Бохайского моря., между Китаем и Кореей, который был домом восьми бессмертных. На этом острове были дворцы из золота и серебра, с драгоценностями на деревьях. Не было ни боли, ни зимы, бокалы для вина и рисовые миски всегда были полны, а фрукты, если их съесть, давали вечную жизнь.

В 221 г. до н.э. Ин Чжэн, царь Цинь завоевал другие соперничающие государства и объединил Китай под властью Империи Цинь, которой он правил до 210 г. до н.э. Он услышал легенду об островах и послал посланников найти острова и вернуть эликсир бессмертной жизни, но безуспешно. В своем дворце недалеко от своей столицы Сяньян он разбил сад с большим озером под названием Ланьчи-гун или Озером Орхидей. На острове в озере он создал копию горы Пэнлай, символизирующую его поиски рая. После его смерти империя Цинь пала в 206 году до нашей эры, а его столица и сад были полностью разрушены, но легенда продолжала вдохновлять китайские сады. Во многих садах есть группа островов или один остров с искусственной горой, представляющий остров Восьми Бессмертных.

Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

При Хань династии (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), новая имперская столица была построена в Чанъане, а Император Ву построил новый императорский сад, который сочетал в себе черты ботанического и зоологические сады, а также традиционные охотничьи угодья. Вдохновленный другой версией китайской классической книги об Островах Бессмертных, названной Лиези, он создал большое искусственное озеро, Озеро Высшей Сущности, с тремя искусственными островами в центре, представляющими три острова Бессмертные. Позже парк был разрушен, но его память на протяжении веков продолжала вдохновлять китайский садовый дизайн.

Еще одним известным садом ханьского периода был сад генерала Лян Цзи, построенный при императоре Шуне (125–144 н.э.). Используя состояние, накопленное за двадцать лет пребывания при императорском дворе, Лян Цзи построил огромный ландшафтный сад с искусственными горами, оврагами и лесами, наполненный редкими птицами и одомашненными дикими животными. Это был один из первых садов, которые пытались создать идеализированную копию природы.

Сады для поэтов и ученых (221–618 гг. Н.э.)

Каллиграф Ван Сичжи в своем саду, Павильон орхидей

После падения династии Хань в Китае начался длительный период политической нестабильности. Буддизм был введен в Китай императором Мином (57–75 гг. Н.э.) и быстро распространился. К 495 г. в городе Лоян, столице династии Северная Вэй, было более 1300 храмов, в основном в бывших резиденциях верующих. У каждого из храмов был свой небольшой сад.

В этот период многие бывшие правительственные чиновники покинули двор и построили сады, где они могли избежать внешнего мира и сосредоточиться на природе и литературе. Одним из примеров был Цзингу Юань, или Сад Золотой долины, построенный Ши Чуном (249–300 гг. Н.э.), аристократом и бывшим придворным чиновником, который в 296 году завершил строительство сада в 10 км к северо-востоку от Лояна. Он пригласил тридцать известных поэтов на банкет в свой сад и сам написал об этом событии:

У меня есть загородный дом у ручья Золотой долины... там, где есть источник чистой воды, пышный лес, фруктовые деревья, бамбо, кипарис и лекарственные растения. Есть поля, двести овец, куры, свиньи, гуси и утки... Есть еще водяная мельница, пруд с рыбками, пещеры и все, что отвлекает взгляд и радует сердце... С моими друзьями-литераторами, мы гуляли день и ночь, пировали, поднялись на гору, чтобы полюбоваться пейзажем, и сели на берегу ручья.

Результатом этого визита в сад стал знаменитый сборник стихов «Дзингу Ши» или «Поэмы золота». Долина, и положил начало давней традиции сочинения стихов в садах и о садах.

Поэт и каллиграф Ван Сичжи (307–365) в своей превосходной каллиграфии написал Предисловие к Стихи, сочиненные в павильоне орхидей, представляющие книгу о событии Собрания павильона орхидей, еще одного известного поэтического мероприятия в загородном доме под названием «Павильон орхидей». Это был парк с извилистым ручьем. Он собрал группу известных поэтов и посадил их у ручья. Затем он поставил чашки с вином в ручье и позволил им плавать. Если чаша останавливалась возле одного из поэтов, он был обязан ее выпить, а затем сочинить стихотворение. Сад парящей чаши (liubei tang) с небольшими павильонами и искусственными извилистыми ручьями стал чрезвычайно популярным как в императорских, так и в частных садах.

Павильон орхидей вдохновил Императора Яна (604–604–604). 617) из династии Суй, чтобы построить свой новый императорский сад, Сад Запада, недалеко от Ханчжоу. В его саду был извилистый поток для плавающих бокалов с вином и беседки для написания стихов. Он также использовал парк для театральных мероприятий; он спустил на воду небольшие лодки с анимированными фигурами, иллюстрирующими историю Китая.

Династия Тан (618–907), Первый золотой век классического сада

Династия Тан (618–907 гг. Н.э.) считался первым золотым веком классического китайского сада. Император Сюаньцзун построил великолепный императорский сад, Сад Величественного Чистого озера, недалеко от Сиань, и жил там со своей знаменитой наложницей, супругой Ян.

Живопись поэзия достигла невиданного ранее уровня, и новые сады, большие и маленькие, заполнили столицу, Чанъань. Новые сады были вдохновлены классическими легендами и стихами. Это были шаньчи-юань, сады с искусственными горами и прудами, вдохновленные легендами об островах бессмертных, и шаньтин-юань, сады с точными копиями гор и небольшие смотровые домики или беседки. Даже в обычных домах были крошечные сады во дворах с терракотовыми горами и небольшими прудами.

Эти классические китайские сады или сады ученых (wenren yuan) были вдохновлены классической китайской поэзией и живописью и, в свою очередь, вдохновляли их. Ярким примером является сад в долине Жанте поэта-художника и государственного служащего Ван Вэя (701–761 гг.). Он купил разрушенную виллу поэта, расположенную недалеко от устья реки и озера. Он создал двадцать небольших пейзажных сцен в своем саду с такими названиями, как «Сад магнолий», «Колышущиеся ивы», «Киоск в самом сердце бамбука», «Источник золотой пудры» и «Дом с видом на озеро». Он написал стихотворение для каждой сцены в саду и поручил известному художнику нарисовать сцены сада на стенах своей виллы. Уйдя из правительства, он проводил время, путешествуя на лодке по озеру, играя на цитре, сочиняя и читая стихи.

Во времена династии Тан выращивание растений достигло высокого уровня развития, и многие виды растений были развиты. выращиваются посредством интродукции растений , одомашнивания, трансплантации и прививки. Были подчеркнуты эстетические свойства растений, а также опубликованы многочисленные книги по классификации и выращиванию растений. Столица, Чанъань, была очень космополитическим городом, населенным дипломатами, торговцами, паломниками, монахами и студентами, которые разносили описания садов по всей Азии. Экономическое процветание династии Тан привело к увеличению строительства классических садов по всему Китаю.

Последним великим садом династии Тан был Гамлет горы Безмятежного источника (Пинцюань Шаньчжуан), построенный к востоку от города Лоян Ли Дэю, великим министром Империя Тан. Сад был огромным, с более чем сотней беседок и построек, но наиболее известен он коллекцией камней и растений экзотической формы, которые он собирал по всему Китаю. Камни необычной формы, известные как камни китайских ученых, часто выбираемые для изображения части горы или горного хребта в садовой сцене, постепенно стали важной особенностью китайского сада.

Династия Сун (960–960–960). 1279)

Озеро Чистоты Золота, искусственное озеро и увеселительный сад, построенный императором Хуэйцзуном Сун в его столице, Кайфэн

Было два периода Династия Сун, северная и южная, и обе были известны строительством знаменитых садов. Император Хуэйцзун (1082–1135) был искусным художником птиц и цветов. Сам ученый, он интегрировал элементы ученого сада в свой величественный императорский сад. Его первый сад, названный «Бассейн чистоты золота», представлял собой искусственное озеро, окруженное террасами и павильонами. Весной публику приглашали в сад на лодочные гонки и зрелища на озере. В 1117 году он лично руководил строительством нового сада. Для его сада из Китая были привезены экзотические растения и живописные камни, особенно драгоценные камни из озера Тай. Некоторые из камней были настолько большими, что для того, чтобы переместить их водой по большому каналу, ему пришлось разрушить все мосты между Ханчжоу и Пекином. В центре своего сада он построил искусственную гору высотой в сто метров со скалами и оврагами, которую он назвал Гэньюэ, или «Гора стабильности». Строительство сада было завершено в 1122 году. В 1127 году император Хуэйцзун был вынужден бежать из столицы Сун, Кайфэн, когда он подвергся нападению армий чжурчжэней во главе <369.>Династия Цзинь. Когда он вернулся (как пленник чжурчжэней), он обнаружил, что его сад полностью разрушен, все павильоны сожжены, а произведения искусства разграблены. Осталась только гора.

Павильон Голубой волны в Сучжоу (1044), самый старый из сохранившихся садов династии Сун

В то время как императорские сады были самыми известными, многие меньше но не менее живописные сады были построены в таких городах, как Лоян. Сад Монастыря Небесных Правителей в Лояне славился своими пионами; весь город пришел, когда они были в цвету. Сад Множественной Весны славился своим видом на горы. Самым известным садом в Лояне был Сад уединенной радости (Дуле Юань), построенный поэтом и историком Сыма Гуаном (1021–1086). Его сад имел площадь восемь му, или около 1,5 га. В центре находился Учебный павильон, его библиотека с пятью тысячами томов. К северу было искусственное озеро с небольшим островком с живописной рыбацкой хижиной. На востоке располагался сад лекарственных трав, а на западе - искусственная гора с навесом на вершине, с которого можно было любоваться окрестностями. Любой прохожий мог посетить сад, заплатив небольшую плату.

Мастер Сада сетей в Сучжоу (1141 г.) был образцом для более поздних садов ученых.

После падения Кайфэна, столица династии Сун была перенесена в Линьань (современный Ханчжоу, Чжэцзян ). Вскоре в городе Линьань на берегу Западного озера было построено более пятидесяти садов. Другим городом провинции, известным своими садами, был Сучжоу, где многие ученые, правительственные чиновники и купцы построили резиденции с садами. Некоторые из этих садов существуют до сих пор, хотя большинство из них сильно изменилось за века.

Самый старый сад Сучжоу, который можно увидеть сегодня, - это Павильон Голубой волны, построенный в 1044 году поэтом династии Сун Су Шуньцином. (1008–1048). Во времена династии Сун он представлял собой смотровой павильон на вершине холма. Были добавлены другие павильоны на берегу озера, в том числе молитвенный зал, читальный зал и специальный павильон для наблюдения за рыбами. На протяжении веков он был сильно изменен, но до сих пор сохраняет свой основной план.

Еще один существующий сад династии Сун - это Мастер Сада Сетей в Сучжоу. Он был создан в 1141 году заместителем министра государственной службы правительства Южной Сун. В нем была его библиотека, Зал десяти тысяч томов и прилегающий сад, который назывался «Убежище рыбака». Он был тщательно перестроен между 1736 и 1796 годами, но остается одним из лучших образцов Сада ученых династии Сун.

В городе Уси, на краю озера. Тай, а у подножия двух гор находилось тридцать четыре сада, записанных историком династии Сун Чжоу Ми (1232–1308). Два самых известных сада, Сад Севера (Бэйюань) и Сад Юга (Наньюань), оба принадлежали великому министру императору Гаоцзуну (1131–1162). Сад Юга был классическим горно-озерным (шаньшуйским) садом; у него было озеро с Островом Бессмертия (Пэнлай дао), на котором были три больших валуна из Тайху. Сад Юга был водным садом с пятью большими озерами, соединенными с озером Тай. С террасы открывался вид на озеро и горы.

Династия Юань (1279–1368)

Сад Львиной Рощи в Сучжоу (1342), известный своими фантастическими и гротескными скалами

В 1271 году Хубилай-хан основал монгольскую под руководством династию Юань в Китае. К 1279 году он уничтожил последнее сопротивление династии Сун и объединил Китай под властью монголов. Он основал новую столицу на месте нынешнего Пекина, названного Даду, Великой столицей.

Самым известным садом династии Юань был летний дворец и сад Хубилай-хана в Занаду. Венецианский путешественник Марко Поло, как полагают, посетил Занаду примерно в 1275 году и описал сад следующим образом:

«Вокруг этого дворца построена стена, окружающая компас на 16 миль, а внутри В парке есть фонтаны, реки и ручьи, а также красивые луга со всеми видами диких животных (за исключением тех, которые имеют свирепую природу), которых Император добыл и поместил там, чтобы кормить своих кречетов и ястребов, которых он там держит. Из них одних кречетов больше 200, не считая других ястребов.Сам Хан ходит каждую неделю, чтобы увидеть своих птиц, сидящих в хлеву, и иногда он едет по парку с леопардом позади него на крупе своей лошади; а затем, если он видит какое-нибудь животное, которое ему нравится, он направляет на него своего леопарда, и игра, когда взята, превращается в

кормить ястребов в мяуканье. Это он делает для развлечения ».

Это краткое описание позжевдохновило английский поэт-романтик «Кубла Хан» на поэму <1. 53>Сэмюэл Тейлор Кольридж.

Когда он основал свою новую столицу в Даду, Хубилай-хан расширил искусственные озера, которые были созданы веком ранее династией Цзинь, вооруженной чжурчжэнями, и построил остров Оингхуа, создав разительный контраст. между изогнутыми берегами озера и сада и строгой геометрией того, что позже стало Запретным городом Пекина. Этот контраст все еще виден сегодня.

Несмотря на нашествие монголов, сад классического китайского ученого продолжал процветать в других частях Китая. Прекрасным примером был Сад Львиной Рощи в Сучжоу. Он был построен в 1342 году и получил свое название от коллекции фантастических и гротескных скал, взятых из озера Тай. Говорят, что некоторые из них были похожи на головы львов. Канси и Цяньлун императоры династии Цин каждый посещали этот сад несколько раз и использовали его как образец для своего собственного летнего сада, Сада Совершенного великолепия., на горном курорте Чэндэ.

В 1368 году силы династии Мин во главе с Чжу Юаньчжию захватили Даду у монголов и свергли династ Юань. Чжу Юаньчжан приказал сжечь дворцы Юань в Даду.

Династия Мин (1368–1644)

Сад Цзичан в Уси (1506–1521)

Самым известным существующим садом династии Мин Сад скромного администратора в Сучжоу. Он был построен во время правления императора Чжэндэ (1506–1521) Ван Сяньчэнем, второстепенным правительственным администратором, который ушел с государственной службы посвятил себя своему саду. С момента постройки сад сильно изменился, но центральная часть сохранилась; большой пруд, полные цветущих лотосов, окруженные строениями и павильонами, спроектированными точки обзора озера и садов. В парке есть остров Ароматный остров в форме лодки. Он также хорошо использует принцип «заимствованного взгляда» (цзецзин), тщательно обрамляя виды на окружающие горы и знаменитый вид на далекую пагоду.

Еще один существующий сад династии Мин - это Затяжной сад, также в Сучжоу, построенный во время правления императора Ванли (1573–1620). Во времена династии Цин к саду были добавлены двенадцать высоких известняковых скал, символизирующих горы. Самым известным из них была живописная скала под названием «Благоприятная вершина с облаками», которая стала центральным элементом сада.

Третий знаменитый сад эпохи Мин в Сучжоу - это Сад культивирования, построенный во время правления императора Тяньци (1621–1627) - внуком Вэнь Чжэнмина, известный художник и каллиграфа династии Мин. Сад построен вокруг пруда, с Павильоном Долголетия на северной стороне, Павильоном Фрая на восточной стороне, впечатляющим садом камней на юге и кабинетом создателя, Скромным Домом, на западе.

Династия Цин (1644–1912)

Мраморная лодка павильон в саду Летний дворец в Пекине (1755 г.). После того, как он был разрушен англо-французской экспедицией в 1860 году, вдовствующая императрица Цыси отвлекла деньги от Бейянского флота на его восстановление.

Династия Цин последней династией Китая. Самыми известными периодными садами в Китае Летний дворец и Старый Летний дворец в Пекине. Оба сада стали символами роскоши и изысканности и были широко распространенными европейскими посетителями.

Отец Аттире, французский иезуит, ставший придворным художником для императора Цяньлуна с 1738 по 1768 год, описал Нефритовую террасу Острова Бессмертия в Озере Летнего дворца:

«Настоящая жемчужина - это скала или остров... который находится посреди этого озера, на котором построен небольшой дворец с сотней комнат или салонов... красоты и вкуса, которые я не могу вам это выразить. Вид восхитителен...

На их строительство и улучшение ушла значительная часть имперской казны. Вдовствующая императрица Цыси, как известно, использовала деньги, предназначенные для модернизации Флот Бэйян и использовал его для восстановления Летнего дворца и мраморной чайной формы лодки на озере Куньмин. И Летний дворец, и Старый Летний дворец были разрушены во время Восстание боксеров и карательные экспедиции европейских армий в девятнадцатом веке, но сейчас постепенно восстанавливаются.

Помимо Старого Летнего дворца и Летнего дворца, между 1703 и 1792 годами императоры Цин построили новый комплекс садов и дворцов в горах в 200 км к северо-востоку от Пекина, чтобы избежать летней жары столицы. Он назывался Горный курорт Чэндэ и занимал 560 гектаров с 72 отдельными пейзажными видами, воссоздающими пейзажи в миниатюре из разных частей Китая. Этот огромный сад сохранился относительно нетронутым.

Известные сады ученых, которые еще существуют с этого периода, включая сад для уединения пар (1723–1736) и сад для уединения и размышлений (1885), оба в Сучжоу.

Дизайн классического сада

Китайский сад не предназначался для того, чтобы его можно было увидеть сразу; план классического китайского сада представил посетителю серию идеально скомпонованных и обрамленных проблесков пейзажа; вид на пруд или скалу, или бамбуковую рощу, цветущее дерево, или вид на отдаленную горную вершину или пагоду. Китайский писатель и философ XVI века Цзи Чэн наставлял садоводов «скрывать вульгарное и обычное, насколько может видеть в себе прекрасное и великолепное»

. Сад Мастера Сетей начат в 1140 г., отреставрирован в 1736–1796 гг.

Некоторые первые западные императоры императорских китайских садов чувствовали, что они были хаотичными, переполненными зданиями в разных стилях, без какого-либо кажущегося порядка. Но иезуитский священник Жан Дени Аттире, который жил в Китае с 1739 года и был придворным художником императора Цяньлуна, заметил, что в существует «красивый беспорядок, антисимметрия» китайский сад. «Восхищаетесь искусством, с помощью которого выполняется эта неправильность. Все со вкусом и так хорошо устроено, что нет ни одного вида, с которого можно было бы увидеть всю красоту; вы должны видеть это по частям ».

Китайские классические сады сильно различались по размеру. Самый большой сад в Сучжоу, Сад скромного администратора, занимал площадь немногим более десяти гектаров, из пятая часть сада была занята прудом. Но они не обязательно должны были быть большими. Цзи Чэн построил сад для Юю, казначея Цзиньлина, размером чуть меньше одного гектара, и прогулка по саду проходила всего в четырехстах шагах от входа до последней смотровой площадки, но Ву Юю сказал, что в ней собраны все чудеса провинции в одном месте.

Классический сад был окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, который служила чистым фоном для цветов и деревьев. Пруд с водой обычно располагался в центре. Вокруг пруда было устроено множество строений, больших и малых. В саду, описанном выше Цзи Чэном, постройки занимали две трети гектара, а сам сад занимал вторую треть. В научном саду центральное здание обычно было библиотекой или кабинетом, соединенным галереями с другими павильонами, которые служили точками наблюдения за особенностями сада. Эти конструкции также помогли разделить сад на отдельные сцены или пейзажи. Другими важными элементами научного сада были тщательно скомпонованные в небольшие идеальные пейзажи деревья и камни. В научных садах также часто использовались так называемые «заимствованные» декорации (借 景 jiejing); где неожиданные виды на пейзажи за пределами сада, такие как горные вершины, казались продолжением самого сада.

Архитектура

Павильон для просмотра сада камней в особняке принца Гун в Пекине (1777) Лунные из Уединенного сада пары в Сучжоу Декоративная оконная рама для просмотра сада в саду Юйюань, Шанхай

Китайские сады наполнены архитектурой; залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, киоски и башни, занимающие большую часть пространства. Сад скромного администратора в Сучжоу состоит из сорока восьми построек, включая представенцию, несколько залов для семейных и встреч, восемь павильонов для осмотра различных садов, а также множество башен, галерей и мостов., все они созданы для того, чтобы увидеть разные части сада с разных точек зрения. Садовые конструкции предназначены не для доминирования над ландшафтом, а для того, чтобы гармонировать с ним.

Классические сады, традиционно имеющие следующие структуры:

  • Зал для церемоний (тин), или «комната». Здание, используемое для семейных торжеств или церемоний, обычно с внутренним двором, недалеко от входных ворот.
  • Основной павильон (da ting) или «большая комната» для приема гостей, для банкетов и для празднования праздников, таких как Новый год и Фестиваль фонарей. Часто вокруг здания есть веранда, чтобы обеспечить прохладу и тень.
  • Павильон цветов (хуа тин), или «цветочная комната». Расположенное рядом с резиденцией, это здание имеет задний двор, залитый цветами, растениями и небольшим садом камней.
  • Павильон, обращенный в четыре стороны (си миан тин), или «четырехдверная комната». Это здание имеет складывающиеся или подвижные стены, чтобы открыть панорамный вид на сад.
  • Павильон лотоса (хэ хуа тин), или «комната лотоса». Построен рядом с прудом с лотосами, чтобы увидеть цветущие цветы и оценить их аромат.
  • Павильон уток-мандаринок (юань ян тин), или «комната уток-мандаринок». Это здание разделено на две части; один обращен на север, используемый летом, напротив пруда с лотосами, дающего прохладный воздух; и южная часть, используемая зимой, с внутренним двором, засаженным соснами, которые оставались вечнозелеными, и сливовыми деревьями, цветение которых знаменовало приход весны.

В дополнение к этим большим залам и павильонам, сад заполнен меньшими павильоны (также называемые тингом) или «комната», которые предназначены для защиты от солнца или дождя, для созерцания сцены, чтения стихотворения, отдыха на ветру или просто для отдыха. Павильоны могут быть расположены там, где лучше всего видно рассвет, где лунный свет освещает воду, где лучше всего видна осенняя листва, где дождь лучше всего слышен на банановых листьях или где ветер свистит сквозь стебли бамбука. Иногда они прикреплены к стене другого здания, а иногда стоят отдельно на смотровых площадках сада, у пруда или на вершине холма. Часто они открыты с трех сторон.

Названия павильонов в китайских садах выражают вид или опыт, которые они предлагают посетителю:

В садах также часто есть двухэтажные башни (lou или ge), обычно на краю сада, с нижним этажом из камня и побеленный верхний этаж, составлявший две трети высоты первого этажа, откуда открывался вид сверху на определенные части сада или отдаленные пейзажи.

В некоторых садах есть живописный каменный павильон в виде лодки, расположенный в пруду. (называемый ся, клык или шифан). Обычно они состояли из трех частей; киоск с крылатыми фронтонами спереди, более уютный зал в центре и двухэтажное строение с панорамным видом на пруд сзади.

  • Двор (юань). В садах есть небольшие закрытые дворы, предлагающие тишину и уединение для медитации, рисования, чаепития или игр на cithare.

Галереи (lang) - это узкие крытые коридоры, которые соединяют здания, защищая посетителей от дождя и солнце, а также помогут разделить сад на разные участки. Эти галереи редко бывают прямыми; они зигзагообразны или змеи, следуя по стене сада, по краю пруда или поднимаясь на холм сада камней. В них есть небольшие окна, иногда круглые или необычной геометрической формы, чтобы дать возможность проблески сада или пейзажа для проходящих мимо.

Окна и двери - важная архитектурная особенность китайского сада. Иногда они бывают круглыми (лунные окна или лунные ворота ) или овальными, шестиугольными или восьмиугольными, или имеют форму вазы или фрукта. Иногда имеют в высшей степени декоративные керамические оправы. Окно может аккуратно обрамлять ветку сосны, цветущую сливу или другую интимную сцену в саду.

Мосты - еще одна общая черта китайского сада. Как и галереи, они редко бывают прямыми, но зигзагообразными (так называемые Мосты с девятью поворотами ) или арками над прудами, что указывает на мосты сельской местности Китая и обеспечивает обзорные площадки сада. Мосты часто строят из грубой древесины или дорожек из каменных плит. В некоторых садах есть ярко окрашенные или лакированные мостики, которые придают саду беззаботное ощущение.

Сады также часто включают небольшие, строгие домики для уединения и медитации, иногда в виде деревенских рыбцких хижин, и изолированные здания, которые являются в качестве библиотек или студий (шуфан).

Искусственные горы и сады камней

A ученый камень из Озеро Тай в Пекинский ботанический сад Сад камней в особняке принца Гун в Пекине, вместе с гротом

Искусственная гора (цзяшань) или альпинарий - неотъемлемый элемент китайских классических садов. Вершина горы была символом добродетели, устойчивости и выносливости в конфуцианской философии и в И Цзин. Горная вершина на острове также была центральной частью легенды об Островах Бессмертных и, таким образом, стала центральной частью многих классических садов.

Первый сад камней появился в истории китайского сада в Ту Юань (буквально «Сад кроликов»), построенный во время династии Западная Хань (206 г. до н.э. - 9 г. до н.э. н.э.). Во время династии Тан камень был возведен в статус арт-объекта, судя по его форме (син), веществу (чжи), цвету (se) и текстуре (wen), а также по мягкости, прозрачности и другим факторам. Поэт Бо Цзюи (772–846) написал каталог знаменитых скал озера Тай, названный Тайху Шиджи. Эти камни из известняка, образованные эрозией, стали самыми ценными для садов.

Во время династии Сун искусственные горы были сделаны в основном из земли. Но император Хуэйцзун (1100–1125) почти разрушил экономику Империи Сун, разрушив мосты Гранд-канал, чтобы он мог перевозить огромные камни на барже в свой императорский сад. Во время династии Мин использование груд камней для создания искусственных гор и гротов достигло своего пика. Во время династии Цин сады камней Мин считались слишком искусственными, а новые горы состояли как из камней, так и из земли.

Искусственная гора в китайских садах сегодня обычно имеет небольшой видовой павильон. на саммите. В классических садах меньшего размера один ученый камень представляет гору, или ряд камней представляет собой горный хребет.

Вода

Пруд или озеро - центральный элемент китайского сада. Вот пруд в саду скромного администратора. Пруд в особняке принца Гун, Пекин

Пруд или озеро - центральный элемент китайского сада. Рядом с ним обычно располагаются основные постройки, а вокруг озера - беседки, чтобы увидеть его с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для цветов лотоса со специальной беседкой для их просмотра. Обычно в пруду водятся золотые рыбки с беседками над водой для наблюдения за ними.

Озеро или пруд важнее символическую роль в саду. В И Цзин вода олицетворяет легкость и общение и несла пищу жизни в своем путешествии по долинам и равнинам. Он также дополняет гору, другой центральный элемент сада, и олицетворяет мечты и бесконечность пространств. Форма садового пруда скрывает края пруда от наблюдателей с другой стороны, создавая иллюзию того, что пруд уходит в часто. Мягкость воды контрастирует с твердостью скал. Вода отражает небо и поэтому постоянно меняется.

Озера и прибрежные павильоны в китайских садах, которые были созданы под другим классом китайской литературы, Шишуо Синью (403–444), описал прогулки императора Цзяньвэня из Цзинь вдоль берегов Хао и реки Пу, в саду Великолепного леса (Хуалинь юаней). Многие сады, особенно в садах Цзяннань и императорских садах северного Китая, имеют черты и названия, взятые из этой работы.

В маленьких садах есть одно озеро с садом камней, растения и сооружения по его краю. В садах среднего размера будет одно озеро с одним или несколькими потоками, впадающими в озеро, с мостами, пересекающими ручьи, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом, пересекаемым мостом. В очень большом саду, таком как Сад скромного администратора, главной особенностью сада является большое озеро с его символическими островами, символизирующими острова бессмертных. В озеро впадают ручьи, образуя дополнительные сцены. Многочисленные сооружения открывают разные виды на воду, включая каменную лодку, крытый мост и несколько павильонов у воды или над водой.

Некоторые сады создавали впечатление озер местами ровными участками белого песка, окаймленными скалами, во дворах. В лунном свете они выглядели как настоящие озера. Этот стиль «сухого сада» позже был импортирован в Японию и преобразован в сад дзэн.

Ручьи в китайском саду всегда следуют извилистым течением и время от времени скрываются за камнями или растительностью. Французский миссионер-иезуит отец Аттире, который был художником на службе у императора Цяньлуна с 1738 по 1768 год, описал один виденный им сад:

«Каналы не похожи на те, что в нашей стране окаймляют. с мелко ограненным камнем, но очень простоватым и выложенным кусками или камнями, некоторые выступающие вперед, некоторые отступающие. которые расположены так художественно, что можно подумать, что это произведение природы ».

Цветы и деревья

Цветущее дерево у озера в особняке принца Гун в Пекине В Затяжном саду в Сучжоу цветы создают контраст с ученым камнем, выбранным для изображения горы Тяньтай, одного из центров основания Китайский буддизм.

Цветы и деревья, наряду с водой, скалами и архитектурой, являются четвертым важным элементом китайский сад. Они представляют природу в ее наиболее яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и постоянством, острыми гранями и неподвижностью скал. Они постоянно меняются в зависимости от времени года и издают как звуки (звук дождя на банановых листьях или ветер в бамбуке), так и ароматы, чтобы доставить удовольствие посетителю.

Каждый цветок и дерево в саду имели свое символическое значение. Сосна, бамбук и китайская слива (Prunus mume ) считались «тремя друзьями зимы » (歲寒 三 友) ученые, создавшие классические сады, ценимые за то, что они остаются зелеными или цветут зимой. Их часто писали вместе такие художники, как Чжао Мэнцзянь (1199–1264). Для ученых сосна была символом долголетия и упорства, а также постоянства в дружбе. Бамбук, полая соломинка, олицетворял мудрого человека, скромного и ищущего знания, а также отличался гибкостью в шторм, не ломаясь. Сливы почитались как символ возрождения после зимы и прихода весны. Во время династии Сун любимым деревом была зимняя слива, ценимая за ее ранние розовые и белые цветы и сладкий аромат.

Персиковое дерево в китайском саду символизировало долголетие и бессмертие. Персики были связаны с классическим рассказом «Сад» Си Ванму, королевы-матери Запада. В этой истории говорится, что в легендарном саду Си Ванму персиковые деревья зацвели только через три тысячи лет, не приносили плодов еще три тысячи лет и не созревали еще три тысячи лет. Те, кто ел эти персики, стали бессмертными. Этот легендарный сад был изображен на многих китайских картинах и вдохновил на создание множества садовых сцен. Деревья груш были символом справедливости и мудрости. Слово «груша» также было омофоном для «бросить» или расстаться, и резать грушу считалось неудачей, так как это приводило к разрыву дружбы или романтических отношений. Грушевое дерево также могло символизировать долгую дружбу или романтику, поскольку дерево жило долгое время.

Абрикосовое дерево символизировало путь мандарина или государственного чиновника. Во времена династии Тан те, кто сдавал имперский экзамен, были вознаграждены банкетом в саду абрикосовых деревьев, или Синъюань.

Плоды гранатового дерева предлагались молодым парам, чтобы у них были дети мужского пола и многочисленные потомки. Ива олицетворяла дружбу и радость жизни. Гостям были предложены ветки ивы как символ дружбы.

Из цветов в китайском саду больше всего ценились орхидея, пион и лотос (Nelumbo nucifera ). Во время династии Тан пион, символ богатства и цветок с нежным ароматом, был самым знаменитым цветком в саду. Поэт Чжоу Дуньи написал знаменитую элегию лотосу, сравнив ее с цзюньцзи, человеком, который обладал цельностью и уравновешенностью. Орхидея была символом благородства и невозможной любви, как в китайском выражении «далекая орхидея в пустынной долине». Лотос восхищался своей чистотой, а его попытки вылезти из воды и расцвести в воздухе сделали его символом поиска знаний. хризантема была элегантна поэт Тао Юаньмин, который окружил хижину своего отшельника цветком и написал знаменитый стих:

«У подножия восточного забора я выбираю хризантема. Вдалеке, отрешенной и безмятежной, я вижу горы юга ».

Создатели китайского сада старались сохранить естественный вид ландшафта. Обрезка и корневая обрезка, если вообще проводились, пытались сохранить естественную форму. Карликовые деревья, которые были корявыми и выглядели древними, особенно ценились в миниатюрных пейзажах китайских садов.

«Заимствуя пейзаж», время и времена года

Согласно книге Цзи Чэна 16 века Юанье, «Ремесло садов», «заимствование декораций» (цзецзин) было самым важным элементом сада. Это могло означать использование сцен вне сада. сад, например, вид на далекие горы или деревья в соседнем саду, чтобы создать иллюзию того, что сад был намного больше, чем был на самом деле. Самым известным примером был окутанный туманом вид на пагоду Северного храма в Сучжоу. вдалеке, над прудом Сада скромного администратора.

Но, как писал Цзи Ченг, это также могла быть «безупречная ленточка асфальта». тропа, животные, птицы, рыбы или другие природные элементы (дождь, ветер, снег) или что-то менее осязаемое, например, лунный луч, отражение в озере, утренний туман или красное небо на закате ». также быть звуком; он рекомендовал расположить павильон возле храма, чтобы можно было слышать пение молитв; посадка благоухающих цветов у дорожек и беседок, чтобы посетители оценили их ароматы; чтобы птичьи насесты были созданы, чтобы птицы приходили петь в саду, чтобы ручьи были созданы так, чтобы издавать приятные звуки, и чтобы во дворах были посажены банановые деревья, чтобы дождь стучал по их листьям. «У разумного« заимствования »нет причины». Чжи Ченг написал. «Он рожден просто из чувства, созданного красотой сцены».

Сезон и время суток также были важными элементами. Дизайнеры сада приняли во внимание те сцены сада, которые лучше всего смотрятся зимой, летом, весной и осенью, а также те, которые лучше всего рассматривать ночью, утром или днем. Цзи Чэн писал: «В самом сердце городского шума вы должны выбирать безмятежные и изысканные видения: с возвышенной поляны вы смотрите на далекий горизонт, окруженный горами, подобными ширме; в открытом павильоне легкий и легкий ветерок проникает в комнату; от входной двери текущая родниковая вода течет к болоту ».

Фактически заимствованный пейзаж - это заключительная последняя глава Юанье, объясняющая заимствования декорации как целостное понимание сути ландшафтного дизайна в целом. Постоянно меняющиеся настроения и проявления природы в данном ландшафте в полной мере воспринимаются автором как самостоятельная функция, которая становится средством создания сада. Создает природа, в том числе и садовник.

Скрытие и неожиданность

Еще одним важным элементом сада были скрытность и неожиданность. Сад не предназначался для того, чтобы его можно было увидеть сразу, он был разбит так, чтобы показать серию сцен. Посетители переходили от сцены к сцене либо внутри закрытых галерей, либо по извилистым дорожкам, скрывавшим сцены до последнего момента. Сцены внезапно появлялись на повороте пути, через окно или были скрыты за бамбуковой ширмой. Они могут быть открыты через круглые «лунные двери» или окна необычной формы, или окна с замысловатыми решетками, которые разбивают вид на части.

В искусстве и литературе

«Весенний вечерний банкет в персике» и «Сад цветения груш», автор Ленг Мэй (1677–1742), иллюстрирует знаменитую поэму о саде Ли Бая.

. Сад играет важную роль в китайском искусстве и литературе, и в то же время искусство и литература послужили источником вдохновения для многих садов. Школа живописи под названием «Шаньшуй » (буквально «горы и вода» и с фактическим значением «пейзаж»), начавшаяся в V веке, установила принципы китайских пейзажей, которые были очень похожи на картины китайского садоводства. Эти картины не должны были быть реалистичными; они должны были изображать то, что чувствовал художник, а не то, что он видел.

Пейзажист Ситао (1641–1720) писал, что он хотел «... создать пейзаж, который не был испорчен любая вульгарная банальность... »Он хотел вызвать у зрителя чувство головокружения:« выразить вселенную, недоступную для человека, без какой-либо дороги, ведущей туда, как острова Бохай, Пэнлан и Фанху, где только бессмертные могут жить, чего человек не может себе представить. Это головокружение, которое существует в естественной вселенной. Чтобы выразить это в живописи, вы должны показать зубчатые вершины, обрывы, висячие мосты, великие пропасти. Чтобы эффект был поистине изумительным, это должно быть сделано исключительно силой кисти ». Это была эмоция, которую дизайнеры сада хотели вызвать с помощью своих ученых камней и миниатюрных горных хребтов.

В своей книге, Садовый дизайнер Цзи Ченг писал: «Дух и очарование гор и лесов нужно изучать глубоко;... только знание реального позволяет создавать искусственное, так что созданная работа обладает духом реального, отчасти благодаря божественному вдохновению, но особенно благодаря человеческим усилиям ». Он описал эффект, который хотел добиться добиться в дизайне осеннего сада: «Чувства гармонируют с чистотой, с чувством отрешенности. Дух радуется горам и оврагам. Внезапно дух, оторванный от мира мелочей, оживает и, кажется, проникает внутрь картины и прогуливается там... »

В литературе сады часто были предметом жанра. поэзии под названием «Тяньюань», буквально «поля и сады», которая достигла своего пика во времена династии Тан (618–907) с такими поэтами, как Ван Вэй (701–761). Названия Сада бушующих волн и Сада Медитация в Сучжоу заимствована из строк китайской поэзии. В садах отдельные павильоны и смотровые площадки часто были посвящены стихам из стихов, начертанным на камнях или мемориальных досках. Луна приходит с ветром Павильон в Уединенный сад для пар, используемый для наблюдения за луной, имеет надпись из стиха Хан Ю :

«Сумерки приносят осень
И ветер приносит сюда луну. "

А Пионовый зал в саду для уединения для пар посвящен стиху Ли Бая :

" Весенний ветерок нежно поглаживая балюстраду
, и пион намок от росы »

Ван Вэй (701–761) был поэтом, художником и буддийским монахом, который сначала работал придворным, а затем ушел на пенсию в Ланьтянь, где он построил один из первых вэньжэнь юань, или сад ученых, названный Долиной Джанте. В этом саду перед зрителем разворачивалась серия из двадцати сцен, таких как картины из свитка или альбома, каждая из которых иллюстрировалась стихами из стихов. Например, одна сцена проиллюстрировала это стихотворение:

«Белая скала выходит из потока;
Холодное небо с разбегающимися красными листьями:
По горной тропе бежит дождь
синева пустоты смачивает нашу одежду ».

Долина сада Жанте исчезла, но память о ней, сохраненная в картинах и стихах, вдохновила многих других ученых на сады.

Социальное и культурное значение сада иллюстрируется в классическом романе Сон в красной палате Цао Сюэциня, который разворачивается почти исключительно в саду

Философия

Зигзагообразный мост в Саду скромного администратора иллюстрирует пословицу: «обходными путями, доступ к секретам». Несмотря на то, что все [в саду] - дело рук человека, должно быть, оно было создано небеса...

- Цзи Чэн, Юанье, или Садовое ремесло (1633)

Китайский классический сад имел множество функций. Его можно было использовать для банкетов, торжеств, встреч или романтических встреч. Его можно использовать для уединения и созерцания. Это было спокойное место для живописи, поэзии, каллиграфии и музыки, а также для изучения классических текстов. Это было место для чаепития и для поэтов, чтобы напиться вина. Это была витрина, демонстрирующая культуру и эстетический вкус владельца. Но в нем также было философское послание.

Даосизм оказал сильное влияние на классический сад. После династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) сады часто строились как убежища для правительственных чиновников, потерявших свои должности или желавших избежать давления и коррупции придворной жизни в столице. Они решили следовать даосским идеалам отстранения от мирских забот.

Для последователей даосизма просветление могло быть достигнуто созерцанием единства творения, в котором порядок и гармония присущи миру природы.

Сады были предназначены для того, чтобы вызвать идиллическое чувство блуждания по природному ландшафту, чтобы почувствовать себя ближе к древнему образу жизни и оценить гармонию между человеком и природой.

В даосизме камни и вода были противоположностями, инь и ян, но они дополняли и дополняли друг друга. Камни были твердыми, но вода могла истирать их. Глубоко размытые камни из озера Тай, использованные в классическом саду, иллюстрируют этот принцип.

Заимствование пейзажа - самая фундаментальная идея в теории садоводства периода Мин (см. Выше).

Извилистые дорожки и зигзагообразные мосты галерей, которые вели посетителей из одного сада в другой, также несли сообщение. Они проиллюстрировали китайскую пословицу «Объездными путями, доступ к секретам».

Согласно историку ландшафта и архитектору Че Бин Чиу, каждый сад был «поиском рая. Потерянного мира, утопической вселенной. Сад ученого участвовал в этом поиске; с одной стороны, поисках дома Бессмертных, с другой стороны, поисках мира золотого века, столь дорогого сердцу ученого ».

Более свежий взгляд на философию сада был выражен Чжоу Ганьчжи, президентом Китайского общества ландшафтной архитектуры и академиком Китайской академии наук и Китайской инженерной академии в 2007 году: «Китайские классические сады - это совершенная интеграция природы и творчества человека. Они являются имитацией природы и в полной мере проявляют красоту природы. Их также можно рассматривать как усовершенствование природы, то, из которого сияет свет человеческого художественного гения ».

Влияние

Китайское влияние на J апанский сад

Китайский классический сад оказал заметное влияние на ранний японский сад. Влияние Китая впервые достигло Японии через Корею до 600 года нашей эры. В 607 году нашей эры японский наследный принц Сётоку направил дипломатическую миссию к китайскому двору, что положило начало культурному обмену, длившемуся веками. Сотни японских ученых были отправлены для изучения китайского языка, политической системы и культуры. Посол Японии в Китае Оно-но Имоко описал японскому двору великолепные ландшафтные сады китайского императора. Его отчеты оказали глубокое влияние на развитие японского ландшафтного дизайна.

В период Нара (710-794), когда японская столица находилась в Нара, а позже в Хэйан, японский двор создал большие ландшафтные сады с озерами и павильонами по китайскому образцу для аристократов, чтобы гулять и неторопливо плыть на маленьких лодках, а также более уединенные сады для созерцания и религиозной медитации. 282>

Японский монах по имени Эйсай (1141–1215) импортировал школу Риндзай дзен-буддизма из Китая в Японию, что привело к созданию известного и уникального японского стиля садоводства, сада дзэн, примером которого является сад Рён-дзи. Он также привез зеленый чай из Китая в Японию, первоначально для того, чтобы монахи не спали во время долгой медитации, что послужило основой для японской чайной церемонии, которая стала важным ритуалом в японских садах.

Японский дизайнер садов Мусо Сосэки (1275–1351) создал знаменитый Моховой сад (Кокедера ) в Киото, который включал воссоздание островов Восемь бессмертных, по-японски называемые хораи, которые были важной особенностью многих китайских садов. В течение периода Камакура (1185–1333), и особенно в течение периода Муромати (1336–1573), японский сад стал более строгим, чем китайский сад, следуя своим собственным эстетическим принципам.

В Европе

Причудливый вид китайского сада французского художника Франсуа Буше (1742)

Первым европейцем, описавшим китайский сад, был венецианский купец и путешественник Марко Поло, посетивший летний дворец Хубилай-хана в Занаду. Сад Хубилай-хана позднее оказал влияние на европейскую культуру; В 1797 году он вдохновил романтическое стихотворение Кубла Хан английского поэта-романтика Сэмюэл Тейлор Кольридж.

Марко Поло также описал сады императорского дворца в Ханбалике, монгольское название города, который впоследствии стал Пекином. Он описал валы, балюстрады и павильоны, окружающие глубокое озеро, полное рыбы, лебедей и других водных птиц; центральным элементом которого был искусственный холм в сто ступенек в высоту и тысячу ступенек вокруг, поросший вечнозелеными деревьями и украшенный зелеными азуритовыми камнями.

Первый священник-иезуит, Франциск Ксаверий, прибыл в Китай в 1552 году, и священник Маттео Риччи получил разрешение поселиться в Пекине в 1601 году. Иезуитские священники начали присылать в Европу отчеты о китайской культуре и садах. Луи Ле Конт, математик короля Франции, путешествовал в Китай в 1685 году. Он описал, как в китайских садах были гроты, искусственные холмы и скалы, сложенные, чтобы имитировать природу, и не располагать свои сады геометрически.

В XVIII веке, когда в Европу начали прибывать китайские вазы и другие предметы декора, китайский стиль стал очень популярным. Художники Ватто и Франсуа Буше рисовали китайские сцены такими, какими они их себе представляли, а Екатерина Великая украсила комнату в своем дворце в китайском стиле. Был большой интерес ко всему китайскому, включая сады.

В 1738 году французский миссионер и художник-иезуит Жан Дени Аттире уехал в Китай, где стал придворным художником Император Цяньлун. Он очень подробно описал то, что видел в императорских садах недалеко от Пекина:

«Выходить из долины не по прямой широкой аллее, как в Европе, а по зигзагам, по кольцевым дорожкам, каждая из которых украшена небольшими беседками. и гроты, и при выходе из одной долины вы попадаете в другую, отличную от первой формой ландшафта или стилем построек.Все горы и холмы покрыты цветущими деревьями, которые здесь очень распространены. это настоящий земной рай. Каналы совсем не такие, как наш - окаймлены резным камнем - они простоватые, с кусками скалы, некоторые наклонены вперед, некоторые назад, размещены с таким искусством, что вы подумаете, что они естественные. Иногда канал широкий, иногда узкий. Здесь они изгибаются, там они изгибаются, как будто они действительно созданы холмами и скалами. Края засажены цветами в альпинариях, которые, кажется, созданы самой природой. Каждое время года имеет свое цветы. Кроме каналов, каждый где естьтропинки, вымощенные мелкими камнями, ведущие из одной долины в другую. Эти дорожки также извиваются и поворачиваются, иногда приближаясь к каналу, иногда далеко ».

Аттире писал:

«Все действительно великолепно и красиво, как в плане дизайна, так и в плане исполнения: и [сады] поразило меня еще больше, потому что я никогда не видел ничего похожего на них, ни в одной части мира, в которой я был раньше ».

Император Цяньлун (1711–1799)) в равной степени интересовался происходящим в Европе. Он поручил священнику-иезуиту отцу Кастильоне, получившему инженерное образование, построить фонтаны для своего сада, те, о которых он слышал в саду в Версаль.

Пагода Сады Кью в Королевских ботанических садах в Кью, Лондон (1761)

Китайская архитектура и эстетика также повлияли на Английский сад. В 1685 году английский дипломат и писатель сэр Уильям Темпл написал эссе «О саду Эпикура» (опубликовано в 1692 году), в котором противопоставлен европейский теории симметричных садов с асимметричными композициями из Китая. Темпл никогда не был в Китае, но читал там труды европейских путешественников. Он отмечает, что в китайских садах избегают формальных рядов деревьев и цветников, а вместо этого размещают деревья, растения и другие садовые элементы нерегулярными способами, чтобы бросаться в глаза и создавать красивые композиции. Его наблюдения в китайском саду были процитированы эссеистом Джозефом Аддисоном в очерке 1712 года, который использовал их для нападения на английских садоводов, которые вместо того, чтобы подражать природу, пытались сделать свои сады во французском стиле. как можно дальше от природы.

Английский ландшафтный сад был уже хорошо известен в Англии в первой половине 18 века под путешествиями в Италию британского высшего класса и их желание иметь новый садовый стиль, соответствующий палладианскому В 1738 году к строительству первого китайского дома в английском саду в Европе использовали новизну китайского искусства и архитектуры в Европе, которая стала новизной китайского искусства и архитектуры в Европе, они выбрали для своих загородных домов, и романтический пейзажам 301>Стоу-хаус, рядом с римскими храмами, готическими руинами и другими архитектурными стилями.

С первого взгляда на побережье Китая незнакомец приходит к выводу, что жители - это нация садоводов.

- Джеймс Мэйн, 1827

Этот стиль стал еще более популярным благодаря Уильяму Чемберсу (1723–1796), который жил в Китае с 1745 по 1747 год и написал книгу «Рисунки, здания, мебель», привычки, машины и приспособления китайцев », опубликованную в 1757 году. Он призвал западных садовых дизайнеров использовать китайский стиль. Такие как маскировка условности, асимметрия и натурализм. Позже, в 1772 году, Чемберс опубликовал свою диссертацию по восточному садоводству, довольно причудливую тему современных представлений о натуралистическом стиле садоводства в Китае.

Чемберс яростно критиковал Кэпэбэлти Браун, ведущий дизайнер английского ландшафтного сада, который Чемберс считал скучным. Чемберс считал, что сады должны быть полны сюрпризов. В 1761 году он построил китайскую пагоду, дом и сад в Кью Гарденс, Лондон, а также мечеть, храм солнца, разрушенную арку и мост Палладио. Благодаря Чемберсу китайские постройки начали появляться в других английских садх, затем во Франции и других континентах. Кармонтель добавил китайский павильон к своему саду в Парк Монсо в Париже (1772 г.), а герцог де Шуазель построил пагоду в своем имении в Шантелу в период с 1775 г. и 1778. Российская императрица Екатерина Великая построила свою собственную пагоду в саду своего дворца в Царском Селе, недалеко от Санкт-Петербурга, между 1778 и 1786 годами. Многие континентальные критики не любили этот термин Английский сад, поэтому они начали использовать термин «англо-шинуа» для описания стиля. К концу девятнадцатого века в парках по всей Европе были живописные китайские пагоды, павильоны или мосты, но было немного садов, которые выражали более изысканные и глубокая эстетика настоящего китайского сада.

См. также

  • icon Портал садоводства

Ссылки

Цитаты

Источники

E внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с китайскими садами.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:35:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте