Китайские бронзовые надписи

редактировать
Китайские бронзовые надписи
Надпись Song ding. jpg Надпись на Сундин, ок. 800 г. до н.э.
китайский 金文
Буквальное значениебронзовое письмо
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский 鐘鼎文
Упрощенный китайский 钟鼎文
Буквальное значениеКолокольчик и котел

Китайские бронзовые надписи, также обычно называемые бронзовым шрифтом или бронзовым шрифтом, написаны различными китайскими шрифтами на ритуальные изделия из бронзы, такие как чжун колокольчики и dng тройные котлы от династии Шан (2 тысячелетие до н.э.) до Династия Чжоу (11–3 вв. До н.э.) и даже позже. Ранние бронзовые надписи почти всегда были отлиты (т. Е. Письмо делалось стилусом в мокрой глине отливки, из которой затем была отлита бронза), в то время как более поздние надписи часто были выгравированы после бронза была отлита. Бронзовые надписи являются одними из самых ранних письменностей в китайской семье письменностей, которым предшествует сценарий кости оракула.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 Бронзовые надписи
  • 3 Бронзовые надписи Шан
  • 4 Надписи династии Чжоу
    • 4.1 Западная Чжоу
    • 4.2 Восточная Чжоу
      • 4.2.1 Весна и осень
      • 4.2.2 Период Воюющих царств
  • 5 Компьютерное кодирование
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Терминология

Ярко наглядный персонаж эмблемы клана Шан (牛 niú «бык»)

Для раннего Западного Чжоу до начала периода Воюющих царств, большая часть обнаруженной письменности была в форме бронзовых надписей. В результате множество сценариев этого периода принято называть «бронзовым сценарием», хотя единого такого сценария не существует. Этот термин обычно включает также бронзовые надписи предшествующей династии Шан. Тем не менее, есть большие различия между очень живописными персонажами-эмблемами Шан (также известными как «идентификационные») на бронзе (см. Знаки отличия клана «бык» выше), типичными бронзовыми графами Шан, написанными на бронзе середины династии Чжоу, и символами на бронзе. от позднего Чжоу до Цинь, Хань и последующих периодов бронзы. Кроме того, начиная с периода весны и осени, письменность в каждом регионе постепенно развивалась в разных направлениях, так что стили письма в Воюющих государствах Чу, Цинь и восточные регионы, например, разительно расходились. Кроме того, в конце весны и осени и в начале Воюющих царств появились художественные сценарии, такие как Bird Script (鳥 書 niǎoshū), также называемый Bird Seal Script (niǎozhuàn 鳥 篆), и Worm Сценарий (chóngshū 蟲 書).

Покрытые письменами бронзы

Слева: Бронзовый ритуальный сосуд для вина fāng zūn, c. 1000 г. до н.э. Надпись напоминает о подарке хозяину ракушек каури. Справа: бронзовый ритуальный сосуд фанъи c. 1000 г. до н.э. На нем дважды появляется надпись примерно из 180 знаков, комментирующая государственные ритуалы, сопровождающие придворную церемонию, записанная официальным писцом.

Из множества китайских ритуальных бронзовых артефактов, сохранившихся сегодня, около 12000 имеют надписи. Их периодически находили с момента их создания, и их систематически собирали и изучали, по крайней мере, со времен династии Сун. Надписи имеют тенденцию увеличиваться в длине с течением времени: от одного до шести или около того знаков для ранних примеров Шан, до сорока или около того знаков в самом длинном, позднем случае Шан, и часто до сотни или больше на бронзах Чжоу, с самая длинная - примерно до 500.

В целом иероглифы на древнекитайских бронзовых надписях располагались в вертикальные столбцы, написанные сверху вниз, способом, который, как считается, был вдохновлен бамбуковыми книгами, которые, как полагают, были основным средством письма в династиях Шан и Чжоу. Очень узкие вертикальные бамбуковые планки этих книг не подходили для написания широких букв, поэтому некоторые графики были повернуты на 90 градусов; затем этот стиль был перенесен на кости и бронзу оракулов Шан и Чжоу. Примеры:

Примеры бронзовых графиков с надписью, повернутых на 270 °: слева m馬 馬 «лошадь»; hǔ 虎 «тигр», shĭ 豕 «свинья», quǎn 犬 «собака», xiàng 象 «слон», guī 龜 «черепаха», wèi 為 «вести» (теперь «до»), jí 疾 «болезнь».

Из 12000 сохранившихся до наших дней бронзовых надписей примерно 3000 относятся к династии Шан, 6000 - к династии Чжоу, а последние 3000 - к временам Цинь и династий Хань.

бронзовые надписи Шан

Надписи на бронзе Шан имеют довольно единый стиль, что позволяет обсуждать «бронзовую письменность Шан», хотя все еще существуют большие различия между типичными персонажами и некоторыми экземплярами названий или эмблем кланов.. Подобно раннему периоду сценарий кости оракула, структуры и ориентация отдельных графов сильно различались в надписях на бронзе Шан, так что можно найти конкретный символ, написанный каждый раз по-разному, а не стандартным способом (см. примеры «тигрового» графика слева внизу).

hǔ 虎 «тигр» из бронзовых надписей (зеленого цвета), по сравнению с другими формами письма

Как и в сценарии из кости оракула, символы могли быть написаны лицом влево или вправо, повернутыми на 90 градусов, а иногда даже перевернутыми вертикально, как правило, без изменения смысла. Например, Китайский иероглиф xu1 戌 11-я земная ветвь ORACLE BONE 1.jpg и Китайский иероглиф xu1 戌 11-я земная ветвь ORACLE BONE 2.jpg оба представляют современный иероглиф xū 戌 (11-я земная ветвь ), а Китайский символ письма оракула hou2 侯 marquis.gif и 侯 -oracle.svg оба являются hóu 侯 «маркиз». Это относилось как к обычным, так и к очень сложным идентификационным графам, таким как эмблема клана hǔ 虎 "тигр" справа, которая была повернута на 90 градусов по часовой стрелке на своей бронзе.

Эти надписи почти все литые (в отличие от гравированных), относительно короткие и простые. Некоторые из них в основном использовались для обозначения названия клана или другого названия, в то время как типичные надписи включают название клана создателя и посмертный титул предка, который отмечен созданием и использованием сосуда. Эти надписи, особенно те примеры позднего периода, идентифицирующие имя, обычно выполняются письмом с очень пиктографическим привкусом, который сохраняет формальное, сложное письмо Шан, которое было бы в первую очередь написано на бамбуковых или деревянных книгах, в отличие от параллельных упрощенных, линеаризованная и более прямолинейная форма письма, как видно на костях оракула. ​​

Было обнаружено несколько надписей Шан, написанных кистью на керамике, камне, нефрите или костных артефактах, а также есть некоторые гравюры на костях. материалы, не связанные с предсказаниями, написанные в сложном, очень пиктографическом стиле; структура и стиль бронзовых надписей соответствуют им.

Мягкая глина для форм, использованных для изготовления бронзовых изделий от Шан до ранней Чжоу, подходила для сохранения большей части сложности написанных кистью символов на таких книгах и других носителях, в то время как твердую, костлявую поверхность костей оракула было трудно выгравировать, что привело к значительному упрощению и преобразованию в прямолинейность. Кроме того, некоторые символы на бронзах Шан могли быть более сложными, чем обычно, из-за особенно консервативного использования в этом ритуальном носителе или при записи идентификационных надписей (клановые или личные имена); некоторые ученые вместо этого приписывают это чисто декоративным соображениям. Таким образом, бронзовое письмо шана можно рассматривать как формальное письмо, подобное, но иногда даже более сложное, чем неподтвержденное ежедневное письмо шана на бамбуковых и деревянных книгах и других носителях, но гораздо более сложное, чем письмо шана на костях оракула>Надписи династии Чжоу

Западная Чжоу

Иероглифы Западной Династии Чжоу (на примере бронзовых надписей того времени) в основном продолжаются от системы письма Шан; то есть ранние формы W. Zhou напоминают бронзовые формы Шан (как названия кланов, так и типичное письмо), без каких-либо четких или внезапных различий. Они, как и их предшественники Шан во всех средствах массовой информации, часто имеют неправильную форму и размер, а структура и детали часто меняются от одного текста к другому и даже внутри одного и того же фрагмента. Хотя большинство из них не являются пиктограммами, ранние бронзовые надписи Западной Чжоу были описаны как более пиктографические по вкусу, чем надписи последующих периодов. Во время Западной Чжоу многие графики начинают демонстрировать признаки упрощения и линеаризации (изменение закругленных элементов на квадратные, сплошные элементы на короткие отрезки линий и толстые линии переменной ширины на тонкие одинаковой ширины), в результате снижение качества пиктографических изображений, как показано в таблице ниже.

Линеаризация символов во время Западной Чжоу

Некоторая гибкость в ориентации графов (вращение и обратимость) сохраняется в Западной Чжоу, но это становится все более редким во время династии Чжоу. Графики начинают становиться немного более однородными по структуре, размеру и расположению ко времени третьего правителя Чжоу, короля Канга, а после девятого, короля Yì, эта тенденция усиливается. очевидно.

Некоторые использовали проблемный термин «большая печать » (大篆 dàzhuàn) для обозначения сценария того периода. Этот термин восходит к династии Хань, когда использовались (маленький) сценарий печати и канцелярский шрифт. Таким образом, возникла необходимость различать эти две формы, а также любые более ранние формы письма, которые все еще были доступны в виде книг и надписей, поэтому термины «большая печать » (大篆 dàzhuàn) и «маленькая печать» "(小篆 xiǎozhuàn, он же 秦 篆 Qín zhuàn) возник. Однако, поскольку термин «большая печать» по-разному используется для описания примеров zhòuwén (籀文) из ок. 800 г. до н.э. компендиум Шичжоупян, или надписи на бронзовых надписях позднего У. Чжоу и Каменных Барабанах Цинь, или во всех формах (включая письменность оракула ), предшествующих маленькая печать, этот термин лучше избегать полностью.

Восточная Чжоу

Весна и Осень

К началу Восточная Чжоу, в Весенний и осенний период, многие графики полностью линеаризованы, как видно на диаграмме выше; кроме того, изогнутые линии выпрямляются, а разъединенные линии часто соединяются, что обеспечивает большее удобство письма, но заметно снижает качество пиктографии.

В Восточном Чжоу различные штаты первоначально продолжали использовать то же самое. формы как в позднем Западном Чжоу. Однако уже в период весны и осени региональные формы начали стилистически отличаться друг от друга, при этом формы в состоянии Цинь оставались более консервативными. В это время, Уплотнения и чеканили монеты, и, вероятно, в первую очередь из бронзы, уже используются, в соответствии с традиционными документами, но ни один из существующих пломб еще не было, бесспорно, от к этому периоду.

К середине и концу весны и осени художественные производные письменности с вертикально вытянутыми формами появились на бронзе, особенно в восточных и южных штатах, и оставались в использовании до периода Воюющих царств (см. Детали надписи из Воюющих царств Могила маркиза Ю из Зенг внизу слева). В тех же областях, с конца весны и осени до начала Воюющих царств, также появились письменности, которые украшали основные структуры декоративными формами, такими как птицы или черви. Они известны как Птичий сценарий (nioshū 鳥 書) и Скрипт червя (chóngshū, collective), а в совокупности - Скрипт-птичий червь, (niǎochóngshū 鳥 蟲 書; см. Бронзовый меч короля Годзина справа); однако в первую очередь это были декоративные формы для надписей на бронзе и других предметах, а не повседневные рукописи. Некоторые изделия из бронзы того периода были вырезаны грубо и небрежно, а графические структуры часто несколько отличались от типичных. Считается, что они отражали популярную (вульгарную) письменность того времени, сосуществовавшую с формальным письмом.

Период Воюющих царств

Печати были найдены с периода Воюющих царств, в основном отлитые из бронзы, и чеканенные бронзовые монеты этого периода также многочисленны. Они составляют дополнительный ценный ресурс для изучения китайских бронзовых надписей. Именно в этот период были обнаружены первые сохранившиеся рукописи из бамбука и шелка.

В ранний период Воюющих царств типичные бронзовые надписи были аналогичны по содержанию и длине тем, что были в конце Западной Чжоу. - Весенне-осенний период. Один из самых известных наборов бронзы, когда-либо обнаруженных, относится к ранним Воюющим царствам: большой набор biānzhōng колоколов из гробницы маркиза Ю из штата Zēng, обнаруженный в 1978 году.. Общая длина надписей на этом наборе составляла почти 2800 знаков.

Бронзовые колокола biānzhōng из ранней гробницы Воюющих Государств маркиза Ю из Зенга

В середине и конце периода Воюющих царств средняя длина надписей уменьшилась сильно. Многие, особенно на оружии, записывали только дату, производителя и так далее, в отличие от более раннего повествовательного содержания. Начиная с этого времени, такие надписи обычно выгравировали на уже отлитых бронзах, а не на влажной глине отливок, как это было раньше. Гравюра часто выполнялась грубо и поспешно.

В бронзовых надписях периода Сражающихся царств сохраняются тенденции позднего весеннего и осеннего периода, такие как использование художественно украшенных шрифтов (например, сценариев птиц и насекомых) на украшенных бронзовые изделия. В повседневном письме, которое не было украшено таким образом, типичный шрифт продолжал развиваться в разных направлениях в разных регионах, и это расхождение было ускорено как отсутствием центрального политического контроля, так и распространением письменности за пределами дворянства. В штате Цинь, который был несколько культурно изолирован от других государств и располагался на старой родине Чжоу, сценарий стал более единообразным и стилистически симметричным, нежели структурно изменившимся. Изменения в письме происходили медленно, поэтому он оставался более похожим на типичный поздний западный шрифт Чжоу, найденный на бронзе того периода и в сборнике Shizhoupian ок. 800 г. до н.э. В результате только в середине периода Воюющих царств популярное (также известное как обычное или вульгарное) письмо в Цинь набрало обороты, и даже тогда вульгарные формы оставались в некоторой степени похожими на традиционные формы, меняется в первую очередь в плане прямолинейности. Традиционные формы в Цинь также остались в употреблении, так что сосуществовали две формы письма. Традиционные формы в Цинь развивались медленно в течение Восточного Чжоу, постепенно превращаясь в то, что сейчас называется (маленьким) печатью в течение этого периода, без какой-либо четкой разделительной линии (это не так, как принято считать, эта маленькая печать была внезапным изобретением Ли Си в династии Цинь ). Между тем, вульгарная письменность Цинь превратилась в раннюю клерикальную (или протокольную) в конце Воюющих Государств в период династии Цинь, которая затем эволюционировала в клерикальное письмо, используемое в Хань через периоды Вэй -Цзинь.

Между тем в восточных штатах вульгарные формы стали популярными раньше; они также более радикально отличались от традиционных форм и полностью вытесняли их. Эти восточные письменности, которые также несколько различались в зависимости от штата или региона, позже были неправильно поняты Сюй Шеном, автором этимологического словаря династии Хань Шуовэнь Цзэцзы, который думал, что они предшествовали Цинь Воюющих царств формы, и, таким образом, назвал их gǔwén (文), или «древнее письмо».

Компьютерная кодировка

Ожидается, что бронзовый шрифт когда-нибудь будет закодирован в Unicode. Кодовые точки от U + 32000 до U + 32FFF (плоскость 3, третичная идеографическая плоскость) были предварительно выделены.

См. Также

Примечания

Ссылки

Сноски
Библиография
  • Чэнь Чжаоронг 陳昭容 (2003) Циньси вэньцзи янцзю: конг ханзи-ши де цзяоду каоча 秦系 文字 研究 : 从 漢字 史 的 角度 考察 (Исследование линии письменности Цинь: исследование с точки зрения истории китайской письменности). Тайбэй: Academia Sinica, Институт истории и филологии, монография. ISBN 957-671-995-X (китайский ).
  • Дейдиер, Кристиан (1980). Китайские бронзы. Нью-Йорк: Риццоли NK7904.D49, SA
  • Цю Сигуй (2000). Китайская письменность. Перевод Гилберта Маттоса и Джерри Нормана. Серия специальных монографий Раннего Китая № 4. Беркли: Общество изучения Древнего Китая и Институт Востока Исследования Азии, Калифорнийский университет, Беркли. ISBN 1-55729-071-7.
  • Роусон, Джессика (1980). Древний Китай: искусство и археология. Лондон : Публикации Британского музея.
  • Роусон, Джессика (1987). Китайские бронзы: искусство и ритуал. Лондон.
  • Роусон, Джессика (1983). Китайские бронзы Юньнани. Лондон и Пекин: Сиджвик и Джексон.
  • Шонесси, Эдвард Л. (1991). Источники истории Western Zhou: Inscribed Bronze Vessels. University of California Press, Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд. ISBN 0-520-07028-3.
  • Ван Хуэй 王輝 (2006). Shang-Zhou jinwen 文 (бронзовая надпись Шан и Чжоу. с). Пекин: издательство Wenwu Publishing. (Китайский )
  • Wilkinson, Endymion (2000), Chinese History: A Manual (2 ed.), Кембридж, Массачусетс, Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 9780674002494.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 12:31:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте