Общая численность населения | |
---|---|
2722 | |
Регионы со значительным населением | |
Джорджтаун и Enterprise | |
Языки | |
Китайский и английский (Гайанский креольский ) | |
Религия | |
Римский католицизм, англиканство, буддизм и китайская народная религия, включая (даосизм и конфуцианство ) | |
родственные этнические группы | |
китайцы Карибского бассейна |
Китайская община играла важную роль в Британской Гвиане с 1853 года, снабжая независимую Гайану своим первым президентом Артуром Чангом с 1970 по 1980 год. Китайцы - один из «шести народов », воспеваемых в национальном гимне Гайаны. В 20-м веке произошла значительная эмиграция китайского гайанского профессионального класса, процесс ускорился после обретения независимости, в результате чего китайские гайанцы сегодня в основном диаспора.
Четырнадцать тысяч китайцев прибыли в Британскую Гвиану между 1853 и 1879 годами на 39 судах, направлявшихся из Гонконга, чтобы восполнить нехватку рабочей силы на сахарных плантациях, вызванную отмена рабства. Меньшее количество прибыло в Тринидад, Ямайку и Суринам. Китайцы достигли значительных успехов в колонии, некоторые из них были христианами в Китае до эмиграции. Некоторые из них, особенно в первые годы, были «потомками Кантона - тюремными птицами, бездельниками и бродягами», которые быстро покинули плантации и занялись контрабандой, кражами со взломом и грабежами, а также содержали публичные дома и игорные дома. и конфликты Хакка / Пунти в Кантоне. Другие были христианами, спасавшимися от гражданской войны в Тайпине, или принадлежали к меньшинству хакка, спасаясь от конфликтов с доминирующим пунти. Большинство из них были обязаны работать на сахарных плантациях по пятилетним договорам - гражданско-правовым контрактам, предусмотренным уголовными санкциями.
Восемьдесят пять процентов этих иммигрантов составляли мужчины, и большинство из них вернулись в Китай или эмигрировали в другие части страны. Гвианы и Карибские острова после завершения или выхода из договорных обязательств. Те, кто остались, вскоре обратились к торговле, эффективно конкурируя с португальцами и индейцами, которые также вошли в розничный сектор в качестве наемных рабочих. Look-Lai сообщает о важных китайских импортных и оптовых торговцах к 1880-м годам и о том, что в 1890-е годы китайские «аптекари, мясники, торгаши, владельцы телег и лодочных такси, парикмахеры, прачечные и законные продавцы опиума и ганджи (марихуаны)» владели 50% акций. лицензий на продовольственный магазин и 90% лицензий на продажу спиртных напитков. К концу XIX века китайцы превзошли свою раннюю репутацию преступников и стали считаться достойными, законопослушными, трудолюбивыми гражданами.
В отличие от других общин китайцев, живущих за границей китайцы Гайаны быстро отказались от традиционных китайских обычаев, религии и языка. Их горячее принятие христианства резко контрастировало с сильной привязанностью других зарубежных китайских общин к религиям своих предков и к христианским миссионерским усилиям по обращению. Многие из первого поколения китайских гайанцев были христианами в Китае, а большинство других быстро обратились в христианство по прибытии. Они построили и содержали собственные христианские церкви по всей колонии и платили своим катехизаторам, говорящим по-китайски. В 1860 году г-н Лох Фук, который приехал из Китая, чтобы распространять Евангелие среди иммигрантов, основал Китайскую баптистскую церковь Британской Гвианы, сначала в Петровском зале, а затем в Леоноре. Англиканский миссионер Ву Тай Кам прибыл в колонию из Сингапура в 1864 году и успешно обратился в свою веру среди иммигрантов. Он получил государственную стипендию в качестве миссионера китайским иммигрантам и сыграл важную роль в основании китайского поселения в Хоптауне. Для тех, кому посчастливилось жениться на нескольких китайских женщинах в колонии или иммигрировать семьями, семейная жизнь характеризовалась чувством воспитанности в семейных отношениях. Они всегда вешали занавески в своих комнатах и украшали их зеркалами и картинками; их дома считались образцом чистоты и комфорта. Потомки китайцев из Китая свободно говорили и писали по-английски, так что к 1920-м годам потребность в китайскоязычных пасторах отпала. В первые годы 20-го века преуспевающие гайанские китайцы начали посылать своих сыновей и дочерей в Англию для получения университетского образования.
К середине двадцатого века потомки первоначальных иммигрантов настолько полностью ассимилировались в основной британской среде. колониальной культуры, что они перестали интересовать антропологов. Антрополог Мортон Фрид обнаружил, что они полностью уместны в европейской культуре и ее местных проявлениях, без культа предков, без табличек предков, без церемониальных захоронений или постоянных записей генеалогии и без следов китайской медицины. Внуки и правнуки первоначальных иммигрантов даже не знали китайских иероглифов своих имен. Молодой антрополог с раздражением заявил: «Эти люди вряд ли китайцы».
Китайцы продолжали процветать в розничной торговле и внесли значительный вклад в разработку ресурсов золота, алмазов и бокситов колонии, а также в ее развитие. профессиональное сообщество и его политическая, религиозная и спортивная жизнь. Тремя столпами сообщества были Китайская ассоциация, Китайский спортивный клуб и Церковь Святого Спасителя, англиканский молитвенный дом, основанный, финансируемый и пастырский китайскими гайанцами.