Китайский квартал | |
---|---|
Афиша театрального релиза Джима Пирсолла | |
Режиссер | Роман Полански |
Продюсировал | Роберт Эванс |
Написал | Роберт Таун |
В главной роли | |
Музыка | Джерри Голдсмит |
Кинематография | Джон А. Алонзо |
Отредактировал | Сэм О'Стин |
Продакшн. компания |
|
Распространяется | Paramount Pictures |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 131 минута |
Страна | США |
Язык | Английский |
Бюджет | 6 миллионов долларов |
Кассовые сборы | 29,2 миллиона долларов |
Китайский квартал - американский нео-нуар детективный фильм 1974 года режиссера Романа Полански из сценария Роберта Т. Оуэн, в главных ролях Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм был вдохновлен California Water Wars, серией споров по поводу воды в южной Калифорнии в начале 20-го века, в результате которых интересы Лос-Анджелеса обеспечили права на воду в долине Оуэнс. Фильм Роберта Эванса, выпущенный Paramount Pictures, был последним фильмом режиссера в Соединенных Штатах и включает многие элементы нуар, особенно многослойный фильм. история, которая является отчасти загадкой, а отчасти психологической драмой.
В 1991 году фильм был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США как фильм «культурно, исторически или эстетически значимый», и его часто называют одним из величайших фильмов всех времен. На 47-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм был номинирован на 11 «Оскаров», причем Таун получил лучший оригинальный сценарий. Премия Golden Globe Awards присудила ему награды Лучшая драма, Лучший режиссер, Лучшая мужская роль и Лучший сценарий. Американский институт кино поместил его на второе место среди своих десяти лучших детективных фильмов в 2008 году.
Продолжение Два Джейка было выпущено в 1990, снова в главной роли Николсон, который также был режиссером, а Роберт Таун вернулся, чтобы написать сценарий. Фильм не получил признания своего предшественника.
В 1937 году Эвелин Малрэй нанимает частного детектива Дж. Дж. «Джейк» Гиттес проследит за своим мужем, Холлис Малрэй, главным инженером Департамента водоснабжения и энергетики Лос-Анджелеса, у которого, по ее мнению, роман. Гиттес следит за ним, слышит, как он публично отказывается создавать новый резервуар, который был бы небезопасен, и фотографирует его с молодой женщиной, которые публикуются на первой странице газеты на следующий день. Вернувшись в свой офис, Гиттес сталкивается с женщиной, которая сообщает ему, что она настоящая Эвелин Малрэй и что он может ожидать судебного процесса.
Понимая, что его подставили, Гиттес предполагает, что настоящей целью был Холлис Малрэй. Прежде чем он успевает допросить его, лейтенант Лу Эскобар выуживает тело мистера Малрэя из водоема. Теперь, находясь под предводительством настоящей миссис Малрэй, Гиттес исследует и замечает, что, несмотря на засуху, каждую ночь из резервуара выходит вода. Гиттеса предупреждают начальник службы безопасности Департамента водоснабжения Клод Малвихилл и его приспешник, который перерезает Гиттесу ноздрю. Гиттесу звонит Ида Сешнс, женщина, которая выдавала себя за миссис Малрэй. Она боится назвать своего работодателя, но просит Гиттеса проверить некрологи того дня.
Гиттес узнает, что Малрэй был бывшим деловым партнером богатого отца Эвелин, Ноа Кросса. За обедом в своем личном клубе Кросс предлагает удвоить гонорар Гиттесу за поиск пропавшей любовницы Малрэя. В архиве Гиттес обнаруживает, что большая часть Северо-Западной долины недавно сменила владельца. Исследуя долину, на него нападают разъяренные землевладельцы, которые считают, что он агент управления водного хозяйства, пытающийся вытеснить их, саботируя их водоснабжение.
Гиттес понимает, что отдел водоснабжения иссушает землю, чтобы ее можно было купить по сниженной цене, и что Малрэй был убит, когда обнаружил план. Он обнаруживает, что бывший житель дома престарелых является одним из новых землевладельцев долины, который, по-видимому, приобрел недвижимость через неделю после его смерти. Гиттес и Эвелин блефуют в дом и подтверждают, что сделки с недвижимостью были тайно завершены на имена нескольких жителей дома. Директор дома престарелых становится подозрительным и звонит Малвихиллу.
После бегства Малвихилла и его головорезов Гиттес и Эвелин прячутся в доме Эвелин и спят вместе. Ночью Эвелин звонят по телефону, и она должна внезапно уйти; она предупреждает Гиттеса, что ее отец опасен. Гиттес следует за машиной Эвелин к дому, где он наблюдает за ней через окна, утешая любовницу Малрэя, Кэтрин. Он обвиняет Эвелин в том, что она удерживает женщину против ее воли, но она говорит, что Кэтрин - ее сестра.
Анонимный звонок приводит Гиттеса в квартиру Иды Сешнс. Он находит ее убитой и ждет Эскобара. Эскобар говорит, что коронер обнаружил соленую воду в легких Малрэя, что указывает на то, что он не утонул в резервуаре с пресной водой. Эскобар подозревает Эвелин. В особняке Эвелин Гиттес находит слуг, упаковывающих ее вещи. Он понимает, что в ее садовом пруду соленая вода, и обнаруживает в нем пару бифокальных очков. Он противостоит Эвелин по поводу Кэтрин, которую Эвелин в конце концов ломает и признает, что она одновременно ее сестра и ее дочь; ее отец изнасиловал ее, когда ей было 15. Она говорит, что Малрэй не носил бифокальные очки.
Гиттес организовывает бегство женщин в Мексику и приказывает Эвелин встретиться с ним в доме ее дворецкого в китайском квартале. Он вызывает Кросса в дом Малрэев, чтобы уладить сделку. Кросс признает свой план присоединить Северо-Западную долину к городу Лос-Анджелес, а затем орошать и развивать ее. Гиттес обвиняет Кросса в убийстве Малрэя. Кросс приказывает Малвихиллу взять бифокальные очки под дулом пистолета, и они заставляют Гиттеса отвести их к женщинам. Когда они подъезжают к адресу Чайнатауна, полиция уже там и задерживает Гиттеса. Когда Кросс приближается к Кэтрин, Эвелин стреляет ему в руку и начинает уезжать вместе с Кэтрин. Полиция открывает огонь, убивая Эвелин. Кросс хватает истеричную Кэтрин и уводит ее, в то время как Эскобар приказывает освободить Гиттеса. Лоуренс Уолш, один из соратников Гиттеса, говорит ему: «Забудь, Джейк. Это Чайнатаун».
В 1971 году продюсер Роберт Эванс предложил Тауну 175 000 долларов за сценарий для фильма Великий Гэтсби (1974), но Таун чувствовал, что не может лучше F. Скотт Фицджеральд роман. Вместо этого Таун попросил у Эванса 25000 долларов, чтобы написать свой собственный рассказ «Чайнатаун», с чем Эванс согласился.
Действие китайского квартала происходит в 1937 году и изображает манипулирование критически важным муниципальным ресурсом - водой - кадрами призрачных олигархов.. Это была первая часть запланированной Тауна трилогии о персонаже Дж. Дж. Гиттеса, слабостях структуры власти Лос-Анджелеса и покорении общественного блага частной жадностью. Во второй части, «Два Джейка», Гиттес оказался в ловушке еще одного природного ресурса - нефти - в 1940-х годах. Он был снят Джеком Николсоном и выпущен в 1990 году, но коммерческий и критический провал второго фильма сорвал планы снять Гиттес против Гиттеса о третьем конечном ресурсе - земле - в Лос-Анджелесе, примерно в 1968 году.
Характер Холлис Малрэй был вдохновлен и частично основан на ирландском иммигранте Уильям Малхолланд (1855–1935) по словам внучки Малхолланда. Малхолланд был суперинтендантом и главным инженером Департамента водоснабжения и энергетики Лос-Анджелеса, который руководил строительством 230-мильного акведука, по которому вода поступает из долины Оуэнс в Лос-Анджелес.
Автор Винсент Брук считает, что реальный Малхолланд в фильме разделен на «благородного вождя воды и власти Холлиса Малрэя» и «мускулистого бандита Клода Малвихилла», как и синдикат Лэнд. и члены Объединения, которые «использовали свои инсайдерские знания» из-за «личной жадности», «сжаты в единственном и необычайно чудовищном Ное Кроссе».
В фильме Малрэй выступает против плотины, которую разыскивает Ной Кросс и город Лос-Анджелес из соображений техники и безопасности, утверждая, что он не повторит свою предыдущую ошибку, когда его плотина прорвалась, что привело к сотням смертей. Это отсылает к Св. Фрэнсис Дам катастрофа 12 марта 1928 г., когда плотина была проинспектирована Малхолландом в день ее катастрофического разрушения. Прорыв плотины затопил долину реки Санта-Клара, включая город Санта-Паула, паводковой водой, в результате чего погибло около 600 человек (включая 42 ребенка школьного возраста).. Это событие положило конец карьере Малхолланда.
Согласно Роберту Тауну, Страна Южной Калифорнии Кэри Маквильямса : остров на суше (1946) и запад статья в журнале "Раймонд Чендлер Лос-Анджелес" вдохновил его оригинальный сценарий. В письме Маквильямсу Таун написал, что страна Южной Калифорнии «действительно изменила мою жизнь. Она научила меня смотреть на место, где я родился, и убедила меня написать об этом».
Таун написал сценарий имея в виду Джека Николсона. Он взял титул (и обмен «Что вы делали в китайском квартале?» / «Как можно меньше») у венгерского полицейского, который работал в китайском квартале, и объяснил автору, что сложный массив диалектов и банд в китайском квартале Лос-Анджелеса лишили полицию возможности узнать, помогало ли их вмешательство жертвам или способствовало их эксплуатации.
Полански узнал о сценарии через Николсона, с которым он искал подходящую Совместный проект. Продюсер Роберт Эванс хотел, чтобы Полански снял фильм из-за его европейского видения Соединенных Штатов, которое, по мнению Эванса, будет более мрачным и циничным. Полански, на несколько лет отстраненный от убийства своей беременной жены, Шэрон Тейт, в Лос-Анджелесе, поначалу не хотел возвращаться, но его убедили на основании сценария.
Таун хотел, чтобы Кросс умер, а Эвелин Малрэй выжила. Сценарист и режиссер спорили по этому поводу, а Полански настаивал на трагическом конце. «Я знал, что если Чайнатаун должен быть особенным, - сказал Полански, - это не просто еще один триллер, в котором хорошие парни побеждают в финальном ролике, Эвелин должна умереть». Их пути разошлись в этом споре, и Полански написал финальную сцену за несколько дней до того, как она была снята.
Исходный сценарий был более 180 страниц и включал повествование Гиттеса; Полански вырезал и переупорядочил историю так, чтобы зрители и Гиттес одновременно разгадывали тайны.
Уильям А. Фрэкер принял позицию кинематографиста от Полански, когда Paramount согласилась. Ранее он работал со студией над фильмом Полански «Ребенок Розмари». Роберт Эванс, никогда не консультировавшийся по поводу этого решения, настаивал на отмене предложения, поскольку он чувствовал, что снова объединение Полански и Фрэкера создаст команду со слишком большим контролем над проектом и усложнит производство. Фрейкера заменил Джон А. Алонзо.
. В соответствии с техникой, которую Полански приписывает Раймонду Чендлеру, все события фильма субъективно видны глазами главного героя; например, когда Гиттес теряет сознание, пленка становится черной и исчезает, когда он просыпается. Гиттес появляется в каждой сцене фильма.
На съемочной площадке у Поланкси и Данауэя был хорошо задокументированный конфликт. Посредничество в битвах между резким, резким Полански и темпераментным, театральным Данауэем было непростой задачей. «Она продемонстрировала убедительные доказательства безумия», - сказал Николсон.
Его любимой иллюстрацией к этому была «притча о волосах». Роберт Эванс прилетел на Ara Gallant из Нью-Йорка, чтобы примерить прическу Данауэя для фильма, и в ходе одной из более сложных схем освещения Полански у него вырвался растрепанный волос. Во время сцены, происходящей в ресторане Brown Derby, Полански попытался пролететь мимо распущенной пряди в том, что в противном случае было бы идеальным марселем 1930-х годов: плотным, светловолосым, покрытым лаком на фоне черепа а-ля Жан Харлоу. Но в конце концов Полански вырвал его из черепа Данауэя. Она закричала Полански: «Не смей больше со мной так поступать!» Данауэй вспомнил, как выл перед тем, как в слезах помчаться к своему трейлеру. Полански запомнил это так: «Я просто не верю в это! Этот ублюдок вырвал мне волосы!»
Потребовалась встреча на высшем уровне в офисе Эванса Paramount, прежде чем Данауэй вернулся к работе. Полански раздумывал об инциденте в прессе как об идеальном примере истерики американских звезд, а Данауэй настаивала, что ее волосы не главное. «Дело было не в волосах», - сказала она. «Это была непрекращающаяся жестокость, которую я чувствовал, постоянный сарказм, бесконечная потребность унижать меня».
Чайнатаун | |
---|---|
Оценка фильма от Джерри Голдсмит | |
Выпущен | 1974 |
Жанр | Джаз, саундтрек |
Лейбл | Варез Сарабанда |
Джерри Голдсмит сочинил и записал оценка фильма за десять дней, после того как продюсер Роберт Эванс в последнюю минуту отверг оригинальную работу Филиппа Ламбро. Он получил номинацию на премию Оскар и до сих пор пользуется широкой хвалой, заняв девятое место в списке Американского института кино из 25 лучших оценок американских фильмов. Партитура Голдсмита с «преследующими» соло на трубе голливудского студийного музыканта и первой трубой MGM Уаном Рэйси была выпущена на лейбле ABC Records и включает 12 треков продолжительностью чуть более 30 минут. Позже он был переиздан на компакт-диске лейблом Varèse Sarabande. Рэйси рассказал, что Голдсмит «посоветовал [ему] сыграть это сексуально - но как будто это плохой секс!»
В своем эссе и документальном фильме 2004 года Лос-Анджелес играет сам, киновед Том Андерсен излагает сложную взаимосвязь между сценарием китайского квартала и его историческим прошлым:
Роберт Таун взял городской миф об основании Лос-Анджелеса на воде, украденной из долины реки Оуэнс, и заставил его резонировать. Китайский квартал - это не документальная драма, это вымысел. Водный проект, который он изображает, не является строительством акведука Лос-Анджелеса, спроектированным Уильямом Малхолландом перед Первой мировой войной. Действие китайского квартала происходит в 1938 году, а не в 1905 году. Фигура в стиле Маллхолланда - «Холлис Малрэй» - не главный архитектор проекта, а его самый сильный противник, которого следует дискредитировать и убить. Малрэй против «плотины Альто Вальехо», потому что она небезопасна, а не потому, что она крадет воду у кого-то другого... Но есть отголоски проекта акведука Маллхолланда в китайском квартале... Долина Сан-Фернандо, как и проект плотины в Чайнатауне. Недовольные фермеры из Чайнатауна в долине Сан-Фернандо, вынужденные продать свою землю по заниженной цене из-за искусственной засухи, кажутся дублерами для поселенцев из долины Оуэнс, чьи усадьбы превратились в пыль, когда Лос-Анджелес взял воду для орошения. Катастрофа «плотины Ван дер Лип», которую Холлис Малрэй цитирует, чтобы объяснить свое несогласие с предлагаемой плотиной, является очевидной ссылкой на обрушение плотины Святого Франциска в 1928 году. Маллхолланд построил эту плотину после завершения строительства. Акведук и его обрушение стали величайшей техногенной катастрофой в истории Калифорнии. Эти отголоски заставили многих зрителей рассматривать Чайнатаун не только как документальную драму, но и как истину - настоящую тайную историю того, как в Лос-Анджелесе появилась вода. И это стало основной метафорой нехудожественной критики развития Лос-Анджелеса.
Фильм заработал 29 миллионов долларов в прокате в Северной Америке.
На Rotten Tomatoes китайский квартал имеет рейтинг одобрения 99% на основе 72 отзывов со средним рейтингом 9,33 / 10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Каким бы ушибленным и циничным ни было десятилетие, в течение которого он был создан, этот классический нуар извлекает выгоду из блестящего сценария Роберта Тауна, твердой руки режиссера Романа Полански и прекрасных исполнений Джека Николсона и Фэй Данауэй». Metacritic присвоил фильму средневзвешенную оценку 92 из 100 на основе 22 критиков, что указывает на «всеобщее признание». Роджер Эберт добавил его в свой список «Великих фильмов», заявив, что Николсон сыграл « ключ к тому, чтобы «Чайнатаун не превратился в жанровую криминальную картину», наряду со сценарием Тауна, делая вывод о том, что фильм «кажется, легко устраивается рядом с оригинальными нуарами».
Хотя фильм получил широкое признание выдающихся критиков за его выпуск, Винсент Кэнби из The New York Times не была впечатлена сценарием по сравнению с предшественниками фильма, сказав: «Мистер Полански и мистер Таун не сделали ничего столь остроумного и развлекать, быть довольным вместо этого снять грамотно стильный, более или менее 30-х годов фильм, который постоянно заставлял меня жалеть, что я снова не смотрю Мальтийский сокол или Большой сон ", но отметил игру Николсона, назвав это "главный вклад в жанр" фильма.
В 1990 году был выпущен фильм-продолжение, Два Джейка, снова с Николсоном в главной роли, который также был режиссером, и Роберт Таун вернулся, чтобы написать сценарий. Он не имел такого финансового успеха или успеха критиков, как первый фильм.
В ноябре 2019 года сообщалось, что Дэвид Финчер и Таун напишут серию приквелов для Netflix о том, что Гиттес открывает свое агентство. В августе 2020 года было объявлено, что Бен Аффлек напишет и направит фильм о создании Китайского квартала на основе научно-популярной книги «Большое прощание: Чайнатаун и последние годы Голливуда».
Сценарий Таун стал легендарным среди критиков и режиссеров, его часто называют одним из лучших примеров мастерства, хотя Полански остановился на роковой финальной сцене. Хотя сообщалось, что Таун предвидел счастливый конец, он отрицал эти утверждения и просто сказал, что изначально находил концовку Полански чрезмерно мелодраматической. В интервью 1997 года он объяснил: «Я видел это так: Эвелин убила своего отца, но оказалась в тюрьме за это, не имея возможности объяснить настоящую причину, почему это произошло. И детектив [Джек Николсон] не мог говорить об этом тоже, так что это было по-своему мрачно ". Таун ретроспективно пришел к выводу, что «Роман был прав», позже утверждая, что суровый и простой финал Полански из-за сложности предшествующих ему событий был более подходящим, чем его собственный, который он описал как столь же мрачный, но «слишком сложный и слишком литературный». «
Китайский квартал повысил осведомленность общественности о земельных сделках и спорах по поводу прав на воду, которые возникли во время подачи воды в Лос-Анджелес из долины Оуэнс в 1910-х годах. Маргарет Лесли Дэвис в своей книге 1993 года «Реки в пустыне: Уильям Малхолланд и изобретение Лос-Анджелеса» говорит, что сексуально заряженный фильм является метафорой «изнасилования» долины Оуэнс, и отмечает, что он беллетризует Малхолланда, скрывая при этом сильные стороны. общественная поддержка водных проектов Южной Калифорнии.
Режиссер Мэтт Ривз назвал Чайнатаун одним из главных источников вдохновения и влияния на его фильм о супергероях DC Бэтмен (2021).
Фильм получил одну премию Оскар из одиннадцати номинаций:
Победы
Номинации
Выигрывает
Номинации
Американский институт кино признание ion
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Чайнатауном |