Кьяра и Серафина, о пирати (Кьяра и Серафина, или Пираты ) оперная полусерия в двух действиях Гаэтано Доницетти на либретто Феличе Романи, основанную на мелодраме «Цистерна» Рене Шарля Гильбера де Пиксерекура. Первая опера Доницетти для Ла Скала, премьера которой состоялась 26 октября 1822 года, не имела успеха. Доницетти не было возможности снова сочинить для Ла Скала, пока почти десять лет спустя он не написал «Уго, конте ди Париджи».
Заказ на «Кьяра и Серафина» появился вскоре после успешной премьеры фарсы La lettera anonima в Неаполе. После запроса новой работы Ла Скала соединила Доницетти с Феличе Романи, ведущим либреттистом, работавшим в то время в Италии, но человеком, который был печально известен тем, что не смог поставить свою работу вовремя. Так и случилось еще раз; он обещал либретто через семь недель, но за три недели до премьеры так и не смог поставить ничего, кроме первого акта. Следовательно, Доницетти был вынужден написать оперу менее чем за две недели. Премьера состоялась еще через две недели, проведенные на репетициях, но публику это не впечатлило. Было запланировано двенадцать спектаклей, но после их окончания опера, похоже, бесследно исчезла. Дальнейшие выступления неизвестны. Вероятной причиной непопулярности оперы, помимо поспешности, с которой она была написана, было крупное судебное разбирательство по делу о государственной измене в Милане; это удерживало публику от посещения театров, за которыми наблюдала полиция.
Со своей стороны, Доницетти, похоже, признал неизбежность провала. Он писал своему старому учителю Симоне Майр : «Я предлагаю вам принести Реквием на представление, потому что меня зарежут, и, таким образом, можно будет позаботиться о похоронных обрядах».
Роль | Тип голоса | Переводчик на премьере. (26 октября 1822 г.) |
---|---|---|
Кьяра | сопрано | Изабелла Фаббрика |
Серафина | меццо-сопрано | Роза Моранди |
Дон Рамиро, сын подеста Менорки, влюблен в Серафину | тенор | |
Пикаро, бывший слуга Дона Фернандо, ныне пират | баритон или бассо кантанте | Антонио Тамбурини |
Лизетта, дочь Санчо и Аньезе | контральто или сопрано | |
Аньезе, хранитель замка Бельмонте | меццо-сопрано | Каролина Сивелли |
Дон Мещино, богатый деревенский житель Бельмонта, глупый, влюбленный в Лизетту | речевая роль | Никола де Грецис |
Дон Фернандо, наставник Серафины, ложный друг Дона Альваро, богатый лорд Менорки | тенор | Карло Поджиали (возможно, Погг иоли?) |
Дон Альваро, капитан корабля, порабощенный в Алжире, отец Кьяры и Серафины | речевая роль или бас | Карло Пиццочеро |
Дженнаро, капитан пиратов | голосовая роль | Карло Поггиали |
Спалатро, капитан пиратов | голосовая роль | Карло Дона |
Хор крестьян, пиратов и гвардейцев |
Действие оперы происходит в Испании в семнадцатом веке.
Дон Альваро, отец Кьяры и Серафины, капитан дальнего плавания, попавший в плен пиратами во время плавания. с Кьярой от Кадиса до Майорки ; десять лет он был рабом. Дон Фернандо втайне является его врагом и спланировал так, что его исчезновение кажется государственной изменой, за что он был осужден заочно. Он назвал себя опекуном Серафины; теперь она стала старше и привлекательнее, он планирует жениться на ней ради ее состояния. Но Серафина любит дона Рамиро, чей отец - мэр Менорки. Он просит у ее опекуна руку. Дон Фернандо, не имея возможности оправдать отказ в просьбе, должен придумать уловку. Историю рассказывает хранительница замка Агнесе.
Дон Мещино влюблен в дочь Аньезе, Лизетту, и просит жениться на ней. Она отказывается, но в этот момент начинается буря, во время которой появляются Дон Альваро и Кьяра. Они просят помощи у Аньезе и Лизетт, не раскрывая своих личностей.
Той ночью пират Пикаро, бывший слуга дона Фернандо, появляется в поисках работы. Дон Фернандо предлагает ему награду, чтобы предотвратить свадьбу Серафины. Пикаро переодевается Доном Альваро и представляет себя влюбленным; полагая, что ее отец нашел, Серафину уговаривают отложить свадьбу. Кьяра приходит в образе нищей, но сестра не узнает ее. Она и настоящий дон Альваро сбивают с толку Пикаро, который раскаивается и обещает помощь, но затем убегает.
В поисках своего лидера пираты штурмуют замок, захватив Дона Мещино, Лизетту и Кьяру. Входит Пикаро, теперь неприкрытый, и освобождает пленников. Сестры воссоединяются, и дон Рамиро клянется Серафине в вечной любви. В конце концов, все считают, что Кьяра сбежала с пиратами, но она возвращается с Пикаро.
Полных записей Chiara e Serafina не существует, но один номер был записан Opera Rara и выпущен как часть антологии.