Шайенн

редактировать
Группа коренных жителей Великих равнин
Шайенн
Общая численность населения
22,970. (Северный: 10840 ; Южный: 12 130)
Регионы со значительной численностью населения
США (Монтана, Оклахома )
Языки
Шайенн, английский, Plains Sign Talk
Религия
традиционная племенная религия, Индейская церковь и христианство
Родственные этнические группы
Арапахо, Черноногие, Сухтаи и другие Алгонкинские народы

Чайенны() являются одними из коренные жители Великих равнин, чей язык принадлежит языковой семье алгонкистов. Шайенны состоят из двух индейских племен, со'таео ' o или Só'taétaneo'o (чаще пишется как Suhtai или Sutaio ) и Tsétsêhéstâhese (также пишется Цицистас, ). Эти племена объединились в начале 19 века. Сегодня народ шайеннов разделен на две федерально признанные нации: южные шайенны, которые входят в племена шайеннов и арапахо в Оклахоме и северных шайеннов, которые входят в северное шайеннское племя резервации северных шайеннов в Монтане.

во время их первого контакта с европейцы, шайены жили на территории нынешней Миннесоты. Иногда они были в союзе с лакота и арапахо, а иногда и с врагами лакота.

В начале 18 века они мигрировали на запад через реку Миссури в Север и Южную Дакоту, где они приняли коневодство. Заселив Блэк-Хиллз в Южной Дакоте и Страна Паудер-Ривер на территории современной Монтаны, они познакомили конную культуру с племенами лакота примерно в 1730 году. В союзе с арапахо шайенны продвинулись вперед. Kiowa на Южные равнины. В свою очередь, они были вытеснены на запад более многочисленными Лакота.

Нация Шайеннов или Цехестано когда-то состояла из десяти групп, которые распространились через Великие равнины из южного Колорадо. в Блэк-Хиллз в Южной Дакоте. Они сражались со своими традиционными врагами, Вороном, а позже (1856–1879) с армией Соединенных Штатов. В середине 19 века группы начали распадаться, некоторые группы предпочли остаться около Блэк-Хиллз, в то время как другие предпочли остаться около Платт-Риверс в центральном Колорадо.

Северные шайенны, известные в шайеннах либо как Notameohmésêhese, что означает «северные едоки», либо просто как ohmésêhese, что означает «едоки», живут в юго-восточной Монтане на резервация северных шайеннских индейцев. По данным на конец 2014 года, численность племени насчитывает около 10 840 членов, из которых около 4939 проживают в резервации. Примерно 91% населения составляют коренные американцы (полная или неполная раса), причем 72,8% идентифицируют себя как шайенны. Чуть более четверти населения пяти лет и старше говорило на другом языке, кроме английского.

Южный шайенн, известный в Шайенне как Heévâhetaneo'o, что означает " Связанные люди "вместе с южными арапахо образуют племена шайеннов и арапахо в западной Оклахоме. Их совокупное население составляет 12 130 человек по состоянию на 2008 год. В 2003 году примерно 8000 из них идентифицировали себя как шайенны, хотя с продолжающимися смешанными браками становится все труднее разделить племена.

Шайенская шкуровая одежда, ок. 1920, Музей Гилкриз Рубашка из шайеннской кожи, расшитая бисером, Woolaroc Шайеннская модель типи, шкура буйвола, 1860

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 История
    • 3.1 Исторические банды шайеннов
    • 3.2 Экспансия на равнинах
    • 3.3 Враги и культура воинов
    • 3.4 Связь с Арапахо
    • 3.5 Договор 1825 года
    • 3.6 Последствия пути эмигрантов
      • 3.6.1 Договор в Форт-Ларами 1851 года
      • 3.6.2 Карательная американская экспедиция 1857 года
      • 3.6.3 Золотая лихорадка Пайкз-Пик
      • 3.6.4 Битва на реке Вашита
      • 3.6.5 Битва при Литтл-Бигхорн
      • 3.6.6 Исход северных шайеннов
    • 3.7 Северный шайеннский индейский заповедник
  • 4 Культура
    • 4.1 Традиционная культура равнин шайеннов
    • 4.2 Ролевые модели
    • 4.3 Этноботаника
  • 5 Известный шайенн
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Имя

Нация шайенов состоит из двух племен, Só'taeo'o или Só'taétaneo'o (чаще как Suhtai или Sutaio; единственное число: Só'taétane) и T sétsêhéstâhese (чаще цицистас; единственное число: Tsétsêhéstaestse), что переводится как «такие, кто такие». Эти два племени всегда путешествовали вместе и полностью слились где-то после 1831 года, когда у них все еще были отдельные лагеря. Говорят, что язык и обычаи сухтая изначально немного отличались от их попутчиков.

Имя «шайенн» может быть образовано от Лакота Сиу экзонима для них., Шахия (что означает «маленькая Шахия»). Хотя идентичность Шахии неизвестна, многие племена Великих равнин предполагают, что это означает кри или некоторые другие люди, которые говорили на алгонкинском языке, связанном с кри и шайеннами.. Шайеннское слово для обозначения оджибве - сахиа'ео'о, слово, которое по звучанию похоже на слово лакота Шахия.

Другая распространенная этимология для шайеннов - это «немного похоже на [людей] инопланетного языка» (буквально «красноречивый»). Согласно Джорджу Берду Гриннеллу, лакота называли себя и других сиуанских языковых групп «белыми болтунами», а также представителей других языковых семей, таких как алгонкинский шайенн, как «красные болтуны» (Шахииена).

Этимология имени Цицистас (технически Цетсехестехезе), которое шайенны называют себя, сомнительна. Согласно словарю шайеннов, предложенному в Интернете Chief Dull Knife College, окончательного согласия нет, и были предложены различные исследования происхождения и перевода этого слова. Рекорд Гриннелла типичен; он заявляет: «Они называют себя цисцистас [так в оригинале, цицистас - правильное произношение], что в книгах обычно обозначает« люди ». Скорее всего, это означает родственные друг другу, родственные, как мы, наши люди или нас. термин для родины шайенов - Циихистано ».

Язык

Шайенны Монтаны и Оклахомы говорят на шайеннском языке, известном как Цехесенесцестотсе (обычное написание: Цисинсцистотс). Около 800 человек говорят на шайеннском языке в Оклахоме. Есть лишь несколько различий в словарном запасе между двумя локациями. Шайеннский алфавит состоит из 14 букв. Шайеннский язык входит в большую группу алгонкинских языков. Раньше группы Só'taeo'o (Só'taétaneo'o) или Suhtai (Sutaio) южных и северных шайеннов говорили на Só'taéka'ęškóne или Só'taenęstsestôtse, языке, настолько близком к цехесенесцестотсе (язык шайеннов), иногда называют шайеннским диалектом.

История

Фотография шайеннской женщины Эдвард С. Кертис, 1930

Самая ранняя известная письменная историческая запись о шайеннах относится к середине 20 века. 17 век, когда группа шайенов посетила французский форт Кревекёр, недалеко от современного Пеория, Иллинойс. Шайены в то время жили между рекой Миссисипи и озером Милл-Лакс. Их экономика была основана на сборе дикого риса и охоте, особенно на бизонов, которые жили в прериях в 70–80 милях к западу от деревень шайеннов.

Согласно племенной истории, в 17 веке шайенами управляли ассинибойны (Hóheeheo'o - «завернутые или запеленутые», что происходит от слова Hóhe, означающего «повстанцы»). от региона Великих озер до современной Миннесоты и Северной Дакоты, где они основали деревни. Самая известная из древних деревень шайеннов - это деревня Бистерфельд в восточной части Северной Дакоты вдоль реки реки Шейенн. История племен также сообщает, что они впервые достигли реки Миссури в 1676 году. Более поздний анализ ранних записей утверждает, что по крайней мере часть шайенов оставалась в регионе Милл-Лак в Миннесоте примерно до 1765 года, когда Оджибве победили лакота огнестрельным оружием, оттеснив шайеннов, в свою очередь, к реке Миннесота, где о них сообщалось в 1766 году.

На реке Миссури шайенны вошли в контакт с соседний Мандан, Хидатса (Це-хеше'эмяхеонезе, "люди, у которых земляные дома ") и Арикара люди (Ónoneo ' о), и они переняли многие из своих культурных особенностей. Они были первыми из более поздних племен равнин в Блэк-Хиллз и Стране Паудер-Ривер. Около 1730 года они представили лошадь бандам лакота (Ho'óhomo'eo'o - «приглашенные (в земли шайеннов, то есть на Черные холмы)»). Конфликт с мигрирующими народами лакота и оджибве заставил шайенов двигаться дальше на запад, а они, в свою очередь, вытеснили кайова на юг.

К 1776 году лакота захватили шайеннов и захватили власть. большая часть их территории около Блэк-Хиллз. В 1804 году посетил уцелевшую деревню шайенов на территории современной Северной Дакоты. Такие европейские исследователи узнали много разных названий шайеннов и не осознавали, как разные части формировали единое племя.

Нация шайеннов происходит от двух родственных племен, цетэхестахезе / цицистас (собственно шайеннов) и Só'taeo'o / Só'taétaneo'o (более известный как Suhtai или Sutaio), последний, возможно, присоединился к Tsétsêhéstâhese в начале 18 века. В их устной истории говорится о том, что оба племенных народа характеризуются и представлены двумя культурными героями или пророками, получившими божественные предметы от своего бога Махео'о ( ″ Священное Существо, Бог ″, обычно в английском языке Maheo, Mahiu, это пост-миссионерский термин, раньше использовалось множественное число Ma'heono), которое Só'taeo'o называли He'emo (″ Богиня, Женское Священное Существо, Бог ″, эквивалент Ma'heo'o на диалекте Tsétsêhéstâhese).

Пророк Tsétsêhéstâhese / Tsitsistas Motsé'eóeve (Сладкое лекарство, Сладкое лекарство, обычно называемое Сладкое лекарство) получил маахотзе (на английском языке, известный как Махутс, связка (Священных) стрел или (Священный) узелок со стрелами ) в Новосе (″ лекарство (священный) -хилл ″, название Медвежий Бьютт, к северо-западу от Рапид-Сити, Южная Дакота), которые они несли, когда вели племенной- уровень войны и хранились в маэоме (Arrow Lodge или Arrow Tepee). Он организовал структуру шайеннского общества, их военных или военных обществ во главе с выдающимися воинами, их систему правосудия и Совет сорока четырех мирных вождей, последний был сформирован от четырех véhoo'o (вождей или лидеров) десяти основных manaho (групп ) и еще четырех встреч ″ Старик ″ для совещаний на регулярных собраниях племен, сосредоточенных вокруг Танца Солнца.

Сладкое лекарство - это шайенский пророк, предсказавший приход лошади, коровы, белого человека и т. Д. К шайеннам. Он был назван в честь моце'еонотсе (сладкая трава ), одного из священных растительных лекарств, используемых многими народами равнин в церемониях. Маахотсе (Священные Стрелы) - символы мужской силы, а сила Ésevone / Hóhkėha'e (Священная Шляпа Бизона) - женская. Священная шляпа буйвола и священные стрелы вместе образуют два великих завета народа шайенов. Посредством этих двух связок Ма'хео'о обеспечивает постоянную жизнь и благословения для людей.

Пророк Со'таео Томосевесехе («Возвышенные рога») получил Эсевон (он же Иссивун - «Священный (Буйволовый) узелок шляпы ») в Тох'нихвусе («Каменный молот» Mountain ″) около Великих озер в нынешнем штате Миннесота. Ésevone / Hóhkėha'e (Священная шляпа буйвола) хранится в vonȧhéome (старый термин) или hóhkėha'éome (новый термин) («Ложа священной шляпы, типи священной шляпы»). Возвышенные рога дали им сопутствующие церемонии и Танец Солнца. Его видение убедило племя отказаться от своих более ранних оседлых сельскохозяйственных традиций и принять кочевую равнинную культуру лошадей. Они заменили свои землянки портативными типи и перешли с рыбной и сельскохозяйственной продукции на бизонов и дикие фрукты и овощи. Их земли простирались от верхнего реки Миссури до того, что сейчас Вайоминг, Монтана, Колорадо и Южная Дакота.

Эсевон / Хохкеха'э («Священный буйвол» Hat ») хранится среди северных шайеннов и северных сотаео. Tséá'enōvȧhtse (″ Священный (буйвол) хранитель шляпы ″ или ″ Хранитель священной (буйволовой) шляпы ″) должен принадлежать Só'taeo'o (как северному, так и южному). В 1870-х годах вожди племен разочаровались в том, что хранитель свертка потребовал от хранителя Сломанной тарелки отдать сверток; он согласился, но его жена не сделала этого и осквернила Священную Шляпу и ее содержимое; церемониальная трубка и рог буйвола были потеряны. В 1908 году шайенн по имени Три пальца вернул Шляпе рог; трубка перешла во владение шайенна по имени Burnt All Over, который передал ее Хэтти Гойт из Пото, штат Оклахома, которая в 1911 году передала трубку Историческому обществу Оклахомы. В 1997 году Оклахомское историческое общество провело переговоры с северными шайеннами о возврате трубки племенному хранителю связки шляп священной медицины Джеймсу Блэк Вольф.

.

Исторические шайеннские банды

северные шайенны (известные в Шайенне как Notameohmésêhese) или Notameohmésėhétaneo'o, что означает «северные пожиратели», или просто как Ohmésêhese / Ôhmésêheseo'o, что означает «едоки») Едоки "получили это название, потому что они были известны как великие охотники и поэтому имели хороший запас мяса, чтобы прокормить свой народ, самую густонаселенную группу шайеннов, населявшую земли с севера и запада Блэк-Хиллс (Мо ' ȯhtávo'honáéva - ″ Black-Rock-Location ″) в сторону Powder River Country (Páeo'hé'e - ″ пороховая река ″ или ″ угольная река ″), часто их сопровождали их Totoemanaho и северные Só'taeo'o kin, через смешанные браки имел тесные связи с Лакота, сегодня они - наряду с северными Só'taeo'o - являются наиболее влиятельными среди северных шайенов.)

  • северный Oévemanaho / Oivimána (Northern Oévemana - «северная парша», «северные скальперы», ныне живущие в около Бирни, штат Монтана (Oévemanâhéno - ″ место с паршивыми повязками ″), недалеко от места слияния реки Тонг и ручья Виситая женщина в юго-восточном углу резервации северных шайеннских индейцев)
  • Север Só'taeo'o / Só'taétaneo'o (Suhtai или Sutaio, женился только на других Só'taeo'o (северных или южных) и всегда располагался отдельно от других лагерей шайенов, поддерживал самые тесные связи с группой Notameohmésêhese, жил в северный и западный Блэк-Хиллз (Mo'ȯhtávo'honáéva - ″ локация черной скалы ″) и бродили вместе со своими родственниками Notameohmésêhese и Totoemanaho также в стране Powder River Country (Páeo 'hé'e), остались к северу от реки Платт, где они набрали большее количество групп, чем их южные родственники, из-за лучшего No другая охота и трава, теперь живущие в Бирни и его окрестностях (Oévemanâhéno - ″ scabby-band-place ″), сегодня они - вместе с Notameohmésêhese - являются наиболее влиятельными среди северных шайеннов)
    • первая группа
    • вторая группа
  • Малые северные группы (не представлены в Совете сорока четырех):

    • Anskówînîs / Anskowinis («Узкий нос», «узконосый мост», названный в честь их первого вождя, правильное название Broken Dish, но по прозвищу Anskówǐnǐs, они отделились от hmésêheseo'o из-за ссоры)
    • Moktavhetaneo / Mo'ȯhtávėhetaneo'o (Mo'ôhtávêhetane - «Чернокожие люди», Ute -like Men ", поскольку у них была более темная кожа, чем у других шайеннов, они больше походили на ютов для своих шайеннских сородичей, что также означало« горные люди », возможно, потомки пленников уте (Mo'ȯhtávėhetaneo'o), живущий сегодня в Хромом Олене, штат Монтана (Мо'ȯхтавхеоменено - ″ черный домик ″) районе резервации северных шайеннских индейцев; поскольку Хромой Олень как штаб-квартира племени и правительственного учреждения также был местом, где раздавались пайки, он также известен как Meaveʼhoʼeno - ″ место раздачи ″ или ″ место отдачи белого человека ″)
    • Ononeo'o / Ononeo («Арикара Люди» или «Ри Бэнд», потому что они были смешаны в смешанном наследии Шайенн-Арикара и Мандан, ранее сильно ассоциировавшихся со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота, которую иногда называют подгруппой Масикота, сегодня они живут в неофициальном районе Роузбад / Ри (Ónoneo'o), политически входящем в район Мадди-Крик, между Басби и Мадди-Крик, некоторые также проживают в районе Хромого оленя)
    • Тотоеманахо / Тотоимана (Totoemana, Tútoimanáh - «Отсталый клан», «Застенчивый клан» или «Стеснительный клан», также переводится как «Reticent Band», и «Unwilling Band», названные так потому, что они предпочитают разбивать лагерь самостоятельно, жили на севере и западе Блэк-Хиллз (Mo'ȯhtávo'honáéva - ″ локация черной скалы ″) и вдоль Tongue Ri ver (Vétanovéo'hé'e - ″ Tongue River ″), бродили вместе со своими Notameohmésêhese и северными Só'taeo'o родственниками также в Стране Powder River Country (Páeo'hé'e), в результате смешанных браков имели тесные связи с Лакота, которая теперь сосредоточена в Эшленде, Монтана (Vóhkoohémâhoéve'ho'éno, ранее называвшемся Totoemanáheno), непосредственно к востоку от границы резервации северных шайеннов )
    • Vóhpoométaneo'o / Woxpometaneo (Voxpometaneo - «Люди Белой реки», ″ Белая река Шайенн ″, названная в честь Белой реки (Vóhpoome) возле Пайн-Ридж в Южной Дакоте, также названная в честь большой расширенной семьи как Wóopotsît или Wóhkpotsit - «Белый волк») ", ″ Белые хитрые люди ″, большинство присоединились к своим шайеннам и поселились в 1891 году к югу от Кирби, штат Монтана, недалеко от истоков реки Роузбад-Крик, а теперь сосредоточены в Басби, штат Монтана (Vóhpoométanéno) в резервации северных шайеннских индейцев, некоторые останавливались в индейской резервации Пайн-Ридж с ir род Оглала Лакота и известен как Tsėhésė-ho'óhomo'eo'o - ″ Cheyenne-Sioux ″)

    Южный Cheyenne (известный в Cheyenne как Heévâhetaneo'o, что означает «Связанные люди "- после самой многолюдной группы, также известной как Sówoniá -" Южный народ ")

    • Heévâhetaneo'o / Hevhaitaneo собственно (Hévhaitanio -" Волосатые люди из веревки "," Волосатые люди ", также ″ Меховые мужчины ″). близкие к арапахо, известные как великие воины и известные среди шайенов как лучшие укротители лошадей и наездники из окружающих племен, особенно из богатых лошадьми кайова (Vétapâhaetó'eo'o - ″ жирный лес -ones ″) и команчей (Šé'šenovotsétaneo'o - ″ змеиный народ ″) к югу, они инициировали в 1826 году под своим вождем Желтым Волком (Ho'néoxheóvaestse) - вместе с некоторыми арапахо - миграция некоторых шайеннских групп к югу от реки Платт (Meneo'hé'e - ″ река лунной раковины ″, река Норт-Платт была известна под тем же именем) к Арканзасу Река (Mótsėsóoneo'h é'e - ″ Flint River ″) и основанием форта Бенц, их племенные земли находились между землями Южного Овеманахо на западе, Вотапио на востоке и Собачьими Солдатами и Hesé'omeétaneo ' o на севере - тяжелые потери холеры в 1849 году, возможно, половина выживших погибла в Сэнд-Крик, включая вождей Желтого Волка и Большого Человека; они сегодня преобладают среди южных шайеннов)
    • Hesé'omeétaneo'o / Hisiometaneo (Hisíometanio или Issiometaniu - «люди хребта / люди» или «горная полоса», также известная как «люди пайпестема», первоначально часть Heévâhetaneo'o, также имела тесные связи с Oglala и Sičháŋǧu (Brulé) Lakota, сначала живя к югу от Masikota вдоль реки Niobrara к северу от реки North Platte в Небраске, позже они двинулся на юг в холмистую местность вдоль реки Аппер-Смоки-Хилл и к северу от реки Верхний Арканзас в Колорадо - на землях в основном к западу от тесно связанных южных Со'таео и Дог Группа солдат к северу от Южного Овеманахо и Хеэвахетанео, иногда с команчами на юге, на Staked Plains, под командованием Белой Антилопы у Санд-Крик они понесли тяжелые потери)
    • Хевикснипахис / Ивистсцинихпа («Люди Аорты» или «Люди сгоревшей Аорты»; как хранители Священных Стрел, они также были называемые собственно цетехестахезе / цицистас или известные другим отрядам как «люди стрел», первоначально жившие на развилках реки Шайенн и в восточной части Блэк-Хиллз в западном Вайоминге, они переехали между 1815 и 1825 годами. на юг к развилкам Северной и реки Саут-Платт (Vétaneo'hé'e - ″ Толстая река ″ или ″ Таллоу-Ривер ″), что имело смысл географически, поскольку их земли были центральное расположение для всех оркестров и удобство для проведения ежегодных церемоний; позже они двинулись дальше на юг и расположились между отрядом Собачьих солдатиков на севере, Оо'кохта'она на юго-востоке, Хонова и Вотапио на юге)
    • Hónowa / Háovȯhnóvȧhese / Nėstamenóoheo'o (Háovôhnóva, Hownowa, Hotnowa - «Бедные люди», также известные как «люди красных лож», жили к югу от Oo'kóhta'oná и к востоку от Wotápio)
    • Южный Oévemanaho / Oivimána (Southern Oévemana - «Южный Scabby »,« Южные скальперы », изначально входившие в состав Heévâhetaneo'o, также были тесно связаны с Arapaho, перемещенными вместе с Heévâhetaneo'o под командованием вождя Желтого Волка в 1826 году к югу от реки Platte до реки Arkansas, расположенной к югу от реки. Hesé'omeétaneo'o и к западу от Heévâhetaneo'o во главе с War Bonnet они потеряли в Sand Creek примерно половину своего числа, теперь живя около Watonga (Tséh-ma'ėho'a'ē'ta - ″ Где есть красные (холмы), обращенные вместе ″, также называемые Oévemanâhéno - ″ scabby-band-place ″) и Кантон, графство Блейн, на землях бывшего C Хейенн и индейская резервация Арапахо в Оклахоме)
    • Масикота («Сверчки», «Кузнечики», «Седые волосы (ред)», «Повязка на согнутые ноги» или «Морщинистая повязка», возможно, Лакотияпи слово мазикутэ - «железные (винтовочные) стрелки», от mazi - «железо» и kute - «стрелять», смешанная группа шайенн-лакота, была известна последним как «Шео», жил к юго-востоку от Черных холмов вдоль Белой реки (Вохпооме), состоял в браке с Оглала Лакота и Сичаню Ойате (Брюле Лакота), был первой группой племенной единицы на равнинах, отсюда и их название First Named, почти уничтоженные эпидемией холеры 1849 года, впоследствии присоединились к военному обществу Dog Soldiers (Hotamétaneo'o), которое заняло их место как группа в кругу племен шайеннов, не присутствовавшая в Санд-Крик в 1864 году, важная в битве при Саммит-Спрингс 1869 года )
    • О'кохта'она / Октоунна (Октогона, Октогана, Октогуна или Октогуна - «голые ноги»), «Выступающая челюсть», имея в виду искусство танцевать Танец Оленя до того, как они пошли на войну, ранее тесно связанное со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота, которую иногда называют подгруппой Масикота, живущей к северу от Хонова и к югу от Хевикснипахи, почти уничтоженной холерой эпидемия в 1849 году, возможно, также присоединившаяся к собакам-солдатам)
    • Вотапио / Вутапай (от лакотияпи слова Wutapiu: - «Ешьте с лакота-сиу», «полушайенн», «шайенн» -Sioux », первоначально группа лакота-сиу, присоединившаяся к южным шайеннам, к 1820 году они двинулись на юг, к реке Арканзас в Колорадо, где они жили и разбили лагерь вместе со своими союзниками-кайова, в результате смешанных браков стали шайенноговорящими и идентифицирующими. Гибридная группа шайеннов и кайова с происхождением лакота, их охотничьи угодья находились между хонова на востоке, хевахетанео на западе и хевикснипахи на севере, наиболее пострадавшими от резни в Сэнд-Крик 1864 года.)
    • Южный Со'таео'о / Со'таэтанео'о ( Сухтай или Сутайо женились только на других Só'taeo'o (северных или южных) и всегда располагались лагерем отдельно от других лагерей шайеннов, поддерживали самые тесные связи с группой Hesé'omeétaneo'o, объединившись с появляющейся группой солдат-собак, землями вдоль Река Смоки-Хилл (Mano'éo'hé'e - ″ собирать (лес) река ″), Saline (Šéstotó'eo'hé'e - «Кедровая река») и Соломон Риверс (Ma'xêhe'néo'hé'e - «индейный ручей»), в северо-центральном Канзасе, их любимые охотничьи угодья были к северу от Собачьих солдат вдоль верхних суббассейнов Республиканская река (Ma'êhóóhévâhtseo'hé'e - ″ Река Красного Щита ″, названная так потому, что там собирались воины Ma'ėhoohēvȧhtse (Общество Воинов Красного Щита) ), особенно вдоль Бобровой Крик, хотя и был духовным местом, Hesé'omeétaneo'o в основном располагались к западу и северо-западу от них)
      • первая полоса
      • вторая полоса

    малые южные группы (не представлены в Совет Сорока Четырех):

    • Мои seo / Moiseyu (Monsoni - «Кремневые люди», названные в честь Общества кремневых людей (Motsêsóonetaneo'o)), также назывались Otata-voha - «Синие лошади», в честь Синей лошади, первого лидера Общества воинов койотов (O ' ôhoménotâxeo'o), оба были отделениями Общества воинов лисиц (Vóhkêséhetaneo'o или Monêsóonetaneo'o), одного из четырех первоначальных военных обществ шайеннов, также известных как ″ Flies ″, первоначально группа сиу из Миннесота, большая часть покинула Шайенн около 1815 года, присоединившись к бандам сиу в Миннесоте, остальные были связаны с / или присоединились к Вотапио)
    • Накоймана / Накоймана (Накойманах - «Медвежьи люди»)

    Хевикснипахи (Iviststsinihpah, также известные как Tsétsêhéstâhese / собственно цицистас), Heévâhetaneo'o (Hevhaitaneo), Masikota (на Lakotiyapi: Sheo), Omísis (hmésêheameóseo'o), таэтанео'о (Сухтай или Сутайо, Северный и Южный), Вотапио (Вутапай), Овеманахо (Оивимана или Овемана, Северный и Южный), Hesé'omeétaneo'o (Hisiometaneo или Issiometaniu), Oo'kóhta'oná (Ohktounna или Oqtóguna) и Hónowa (Háovȯhnóvȧhese или Nėstamenóoheo'o) были десятью основными группами, которые имели право прислать четырех главных делегатов. в Совете Сорока Четырёх.

    После того, как банды Масикота и Оо'кохта'она были почти уничтожены эпидемией холеры в 1849 году, оставшиеся Масикота присоединились к Дог Солдаты общество воинов (Hotamétaneo'o). Они фактически превратились в отдельную группу и в 1850 году заняли положение в лагерном круге, ранее занимавшееся Масикота. Члены часто выступали против политики вождей мира, таких как Черный Чайник. Со временем псы-солдаты заняли видное место в войнах против белых. В 1867 году большая часть отряда была убита войсками Соединенных Штатов в битве при Саммит-Спрингс.

    . Из-за растущего разногласия между Собачьими Солдатами и вождями Совета в отношении политики в отношении белых, Собачьи Солдаты был отделен от других шайеннских групп. Они фактически стали третьим подразделением шайеннов, между северными шайеннами, которые располагались к северу от реки Платт, и южными шайеннами, которые занимали территорию к северу от реки Арканзас.

    Экспансия на равнинах

    Портрет вождя шайеннов Волк-на-холме, сделанный Джорджем Кэтлином, 1832 г. Группа шайеннов посетила Форт-Пьер, Южная Дакота в 1832 г., где некоторые были нарисованы Катлином во время экспедиции на запад.

    После того, как Лакота толкнули на юг и запад, объединенный народ шайеннов начал создавать и расширять свою собственную территорию. Примерно в 1811 году шайены заключили формальный союз с народом арапахо (Hetanevo'eo'o - «Люди Неба», «Люди Облака», из-за их тесного взаимодействия, также известного как Héstanėheo'o - «люди, человечество, племя людей»), которые останутся сильными на протяжении всей своей истории и в наше время. Альянс помог шайеннам расширить свою территорию, которая простиралась от южной Монтаны через большую часть Вайоминга, восточную половину Колорадо, далеко западную Небраску и далеко западный Канзас. Еще в 1820 году торговцы и исследователи сообщали о контактах с Шайенном в современном Денвере, Колорадо и на реке Арканзас. Вероятно, они раньше охотились и торговали в этом районе. Возможно, они мигрировали на юг на зиму. Группа Волосатых Веревок, как считается, была первой группой, которая двинулась на юг, захватив диких лошадей так далеко на юг, как долина реки Чимаррон. В ответ на строительство форта Бента Чарльзом Бентом, другом шайенов, который основал популярный торговый район для шайенов, большая часть племени двинулась дальше на юг и осталась вокруг области. Другая часть племени продолжала жить в верховьях рек Норт-Платт и Йеллоустон. Группы стали южными шайеннами, известными как Sówoníă (южане) и северными шайеннами, известными как O'm'ss (едоки). Разделение племени было только географическим, и эти два подразделения поддерживали регулярные и тесные контакты.

    В южной части своей территории шайенны и арапахо воевали с союзными команчами, кайова и равнинными апачами. Состоялись многочисленные сражения, в том числе известная битва на реке Вашита в 1836 году с кайова, в результате которой погибли 48 шайеннских воинов из общества тетивы. Летом 1838 года многие шайенны и арапахо атаковали лагерь кайова и команчей вдоль Вулф-Крик в Оклахоме, что привело к тяжелым потерям с обеих сторон. Конфликт с команчами, кайова и равнинными апачами закончился в 1840 году, когда племена заключили союз друг с другом. Новый союз позволил шайеннам войти в Ллано Эстакадо в Техасе и Оклахоме, а также на северо-восток Нью-Мексико, чтобы охотиться на бизонов и торговать. Их экспансия на юг и союз с кайова привели к их первому рейду в Мексику в 1853 году. Рейд закончился катастрофой, оказав сильное сопротивление мексиканских копьеносцев, в результате чего были убиты все, кроме трех, военный отряд. К северу шайены заключили прочный союз с лакота сиу, что позволило им расширить свою территорию до части своих бывших земель вокруг Черных холмов. Им удалось избежать эпидемии оспы, которая охватила равнины из белых поселений в 1837–1839 годах, направившись в Скалистые горы, но сильно пострадала от эпидемии холеры в 1849 году. Контакты с евроамериканцами были в основном легкими, причем большинство контакты с участием горцев, торговцев, исследователей, участников договоров и художников.

    Враги и культура воинов

    Изображение главного убийцы, военного вождя южных шайеннов, в головном уборе общества. Рисунок Э.А. Бербанк, 1899. Рисунок в бухгалтерской книге Хаббла Биг Конь, изображающий битву между шайенскими воинами и мексиканскими копьями. Рисунок в бухгалтерской книге, показывающий битву между шайенским воином (справа) и осейджем или воина-пауни (слева). Рисунок в бухгалтерской книге конного воина-шайенна, считающего удачный ход с копьем на спешившемся воине-вороны. Рисунок в бухгалтерской книге шайеннского воина с вилорогим рогатым головным убором, символом Общество Сумасшедших Псов.

    Как и многие другие равнинные индейские народы, шайенны были людьми и воинами, которые развивались как опытные и сильные конные воины. Люди считали воина не создателем войны, а защитником, кормильцем и лидером. Воины получили статус в шайеннском обществе, выполняя и накапливая различные храбрые действия в битвах, известных как перевороты. Звание военного вождя мог получить любой воин, совершивший достаточно определенных переворотов, необходимых для того, чтобы стать военным вождем. Определенные сообщества воинов развились среди шайенов, как и у других равнинных народов. В каждом обществе были выбраны лидеры, которые приглашали тех, кого считали достаточно достойными, в дом своего общества для посвящения в общество. Часто между обществами возникало незначительное соперничество; однако они могут работать вместе, как единое целое, во время войны с противником. Военные общества играли важную роль в правительстве Шайеннов. Лидеры общества часто отвечали за организацию охоты и набегов, а также за обеспечение надлежащей дисциплины и соблюдение законов в стране. Каждое из шести отдельных воинских обществ шайеннов по очереди брало на себя руководящую роль в стране. Четыре первоначальных военных общества шайеннов были Общество быстрых лисиц, Общество скребков лосиных рогов или Кривого копья, Общество щитов и Общество любителей тетивы. Пятое общество разделено на Общество Безумных Псов и знаменитых Собачьих солдат. Шестое общество - Общество Воинов Противоположности, наиболее известное тем, что в знак храбрости выезжает в битву задом наперед. В настоящее время среди южных и северных шайеннских народов существуют все шесть обществ и их различные ветви. Воины использовали сочетание традиционного оружия, такого как боевые дубинки, томагавки, луки и стрелы и копья различных типов, а также нетрадиционное оружие, такое как револьверы, винтовки и дробовики. приобретено через рейд и торговлю.

    Среди врагов шайенов были ворона (Óoetaneo'o - «вороний (птичий) народ»), шошон (Sósone'eo'o), Черноногие (Mo'ôhtávêhahtátaneo'o, то же буквальное значение), Flathead (Kȧhkoestséataneo'o - «люди с плоскими головами»), Nez Perce (Otaesétaneo ' o - «люди с проколотым носом»), Арикара, Gros Ventre (Hestóetaneo'o - «нищие на мясо», «спонжеры» или Môhónooneo'o - букв. «разведка повсюду») one »), Assiniboine и Plains Cree (Vóhkoohétaneo'o -« кроличий народ ») к северу и западу от территории шайенов. С помощью Лекарственных стрел (махутов) племя шайенов уничтожило лагерь воронов в 1820 году. К востоку от территории Шайеннов они сражались с сиу, пауни (Ho'néhetaneo'o - «люди-волки», возможно, адаптированные из Skiri / Skidi Pawnee или Wolf Pawnee), Понка (Онэхао'о), Кау (Oo'kóhtâxétaneo'o - «люди с остриженными волосами»), Айова, Хо-Чанк и Омаха (Onéhao'o). Шайенны потеряли Лечебные стрелы во время нападения на охотничий лагерь пауни около 1830 года. К югу от Ч. территория эйеннов, на которой они сражались с кайова (Vétapâhaetó'eo'o - «жирные лесные»), команчи (Šé'šenovotsétaneo'o - «змеиный народ»), Ute (Mo 'ȯhtávėhetaneo'o - «черные (кожистые) люди»), равнинные апачи (Mȯhtséheonetaneo'o - «оккупированные комп-люди»), Osage (Oo'kóhtâxétaneo'o - «люди с остриженными волосами»), народ уичито, различные племена апачей и навахо (Hotamó'keeho - «индейцы с запада»; собирательное название для племен юго-запада и Большого бассейна). Многие враги, с которыми сражались шайены, встречались лишь изредка, например, во время дальнего рейда или охоты. Некоторые из их врагов, особенно индейские народы великих восточных равнин, такие как пауни и осейджи, будут действовать в качестве индийских разведчиков для армии США, предоставляя США ценные навыки отслеживания и информацию о привычках и боевых стратегиях шайенов. солдаты. Некоторые из их врагов, такие как лакота, позже в своей истории станут их сильными союзниками, помогая шайеннам сражаться против армии Соединенных Штатов во время войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года. Команчи, кайова и равнинные апачи стали союзниками шайенов к концу индийских войн на южных равнинах, сражаясь вместе во время конфликтов, таких как война у Красной реки.

    Отношения с арапахо

    Шайенны и народ арапахо образовали союз около 1811 года, который помог им расширить свои территории и укрепить свое присутствие на равнинах. Как и шайенн, язык арапахо является частью группы алгонкинов, хотя эти два языка не являются взаимно понятными. Арапахо оставались сильными союзниками шайенов и помогали им сражаться бок о бок с сиу во время войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года, также известной как Война Черных холмов. На южных равнинах арапахо и шайенны объединились с команчами, кайова и равнинными апачами для борьбы с вторгшимися поселенцами и солдатами США. Арапахо вместе с шайеннами участвовали в резне в Санд-Крик, когда мирный лагерь, состоящий в основном из женщин, детей и стариков, подвергся нападению и резне со стороны американских солдат. Оба основных подразделения шайеннов, северные шайенны и южные шайены были союзниками арапахо, которые, как и шайенны, разделены на северные и южные подразделения. Южные шайенны и южные арапахо были отнесены к одной и той же резервации в Оклахоме Индейская территория и остались вместе в качестве признанных на федеральном уровне племен шайеннов и арапахо после того, как резервация была открыта для американских поселений и в современные раз. Северные арапахо должны были получить собственную резервацию или разделить ее с шайенами, однако правительство не предоставило им ни того, ни другого и разместило их в уже созданной индейской резервации Уинд-Ривер в Вайоминге вместе с их бывшими врагами. шошонский.

    договор 1825 г.

    Летом 1825 г. это племя посетила в верховьях штата Миссури комиссия США, состоявшая из генерала Генри Аткинсона и Индийский агент Бенджамин О'Фаллон в сопровождении военного эскорта из 476 человек. Генерал Аткинсон и его коллега-комиссар покинули форт Аткинсон 16 мая 1825 года. Поднимаясь по реке Миссури, они заключили договоры о дружбе и торговле с племенами верхнего Миссури, включая Арикара, шайенн, Ворон, Мандан, Понка и несколько групп сиу. В то время в верховьях Миссури у США была конкуренция со стороны британских торговцев, пришедших на юг из Канады.

    . В договорах признавалось, что племена проживали в пределах Соединенных Штатов, между США и племена, и, признавая право США регулировать торговлю, племена обещали иметь дело только с лицензированными торговцами. Племена согласились отказаться от возмездия в частном порядке за травмы и вернуть украденных лошадей или другие товары или выплатить компенсацию владельцу. Попытки комиссии связаться с черноногими и ассинибойнами не увенчались успехом. Во время их возвращения в Форт Аткинсон в Каунсил-Блафф в Небраске, комиссия провела успешные переговоры с Ота, Пауни и Омахой.

    Последствиями пути эмигрантов.

    Увеличение потока эмигрантов по связанным тропам Орегон, Мормон и Калифорния, начиная с начала 1840-х годов, усилило конкуренцию с коренными американцами за ограниченные ресурсы воды и дичи в засушливых районах. По мере истощения ресурсов на тропах шайенны все больше разделялись на северные и южные шайенны, где у них могла быть достаточная территория для пропитания.

    Во время Калифорнийской золотой лихорадки эмигранты занесли холеру. Он распространился в шахтерских лагерях и на водных путях из-за плохой санитарии. Болезнь обычно была основной причиной смерти эмигрантов, около одной десятой из которых умерли во время своих путешествий.

    Возможно, от торговцев эпидемия холеры достигла равнинных индейцев в 1849 году, что привело к серьезным человеческим жертвам летом того же года. По оценкам историков, погибло около 2000 шайеннов, от половины до двух третей их населения. Значительные потери понесли и другие племена, ослабившие их социальные структуры. Возможно, из-за серьезной потери торговли в течение сезона 1849 года форт Бента был заброшен и сожжен.

    Форт Ларами Договор 1851 года

    Территория договора Арапахо и Шайенн 1851 года. (Площадь 426 и 477). Зона 477 - заповедник, учрежденный договором в Форт-Уайз 18 февраля 1861 года. Шайенский воин спускается на Облако в своих доспехах. Он был нейтрализован во время нападения на охотничий лагерь пауни в 1852 году

    В 1846 году Томас Фицпатрик был назначен американским индейским агентом в верховьях Арканзаса и Река Платт. Его попытки вести переговоры с северными шайеннами, арапахо и другими племенами привели к большому совету в форте Ларами в 1851 году. Договоры были заключены комиссией, состоящей из Фитцпатрика и Дэвида Доусона Митчелла, суперинтенданта США по делам индейцев, с индейцами северных равнин.

    Чтобы уменьшить межплеменные войны на равнинах, правительственные чиновники «закрепили» территории за каждым племенем и заставили их заключить взаимный мир. Кроме того, правительство получило разрешение на строительство и содержание дорог для европейско-американских путешественников и торговцев через индейские страны на равнинах, таких как Emigrant Trail и Santa Fe Trail, и поддерживать форты, чтобы охранять их. За такое вторжение на их территории племена получали денежные выплаты и припасы. Договор о форте Ларами 1851 подтвердил территорию шайеннов и арапахо на Великих равнинах между рекой Норт-Платт и Арканзасом. Эта территория включала территорию нынешнего Колорадо, к востоку от Переднего хребта Скалистых гор и к северу от реки Арканзас; Вайоминг и Небраска, к югу от реки Норт-Платт; и крайний запад Канзас.

    Карательная американская экспедиция 1857 г.

    В апреле 1856 г. инцидент на мосту через реку Платт (недалеко от современного Каспер, Вайоминг ) привел к ранение шайеннского воина. Он вернулся в Шайенн на равнину. Летом 1856 года индейцы напали на путешественников по Эмигрантской тропе возле форта Кирни. В ответ американская кавалерия атаковала лагерь шайеннов на Гранд-Айленде в Небраске. Они убили десять воинов шайеннов и ранили восемь и более.

    Шайеннские партии атаковали по крайней мере три партии эмигрантов-поселенцев, прежде чем вернуться в Республиканскую реку. Индийский агент в форте Ларами вел переговоры с шайеннами о сокращении боевых действий, но военный министр приказал 1-му кавалерийскому полку (1855) провести карательную экспедиция под командованием полковника Эдвина В. Самнера. Он выступил против шайеннов весной 1857 года. Майор Джон Седжвик возглавил часть экспедиции вверх по реке Арканзас и через Фаунтин-Крик к реке Саут-Платт. Командование Самнера двинулось на запад вдоль Северного Платта к форту Ларами, затем вниз по Фронт-хребту к Южному Платту. Объединенные силы в 400 человек двинулись на восток через равнины в поисках Шайенна.

    Под влиянием знахаря Белого Быка (также известного как Лед) и Седой Бороды (также известного как Темный), Шайенны пошли в бой, полагая, что сильное духовное лекарство предотвратит стрельбу солдатских орудий. Им сказали, что если они окунут руки в ближайший источник, им достаточно будет поднять руки, чтобы отразить армейские пули. Подняв руки, шайенны окружили наступающие войска, которые продвигались к реке Соломон. Самнер приказал атаковать кавалерию и атаковать войска с обнаженными саблями; шайенн сбежал. С уставшими лошадьми после долгих маршей кавалерия могла сражаться только с несколькими шайеннами, так как их лошади были свежими.

    Это было первое сражение шайенов против армии США. Жертв было немного с каждой стороны; J.E.B. Стюарт, тогда еще молодой лейтенант, был ранен в грудь, когда атаковал шайеннского воина с саблей. Войска продолжили свое движение и через два дня сожгли поспешно заброшенный лагерь шайенов; они разрушили хижины и зимние запасы мяса буйволов.

    Самнер продолжил путь в Форт Бента. Чтобы наказать шайенов, он раздал их ренты арапахо. Он намеревался провести дальнейшие карательные действия, но армия приказала ему отправиться в Юту из-за вспыхнувших неприятностей с мормонами (это будет известно как война в Юте ). Шайенны двинулись ниже Арканзаса в страны кайова и команчей. Осенью северные шайенны вернулись в свою страну к северу от Платта.

    Золотая лихорадка Пайка Пайка

    Тупой нож (Шайенн : Вуохеве или Лакота : Тамилапешни), вождь северных шайенов в битве при Литтл-Бигхорне вождь Черный котел южных шайеннов, поборник мира среди своего народа.

    Начиная с 1859 года с Золотая лихорадка Колорадо, европейско-американские поселенцы переселились на земли, предназначенные для шайеннов и других индейцев равнин. Путешествие по тропе эмигрантов вдоль реки Саут-Платт значительно увеличилось, и некоторые эмигранты останавливались перед тем, как отправиться в Калифорнию. Несколько лет между поселенцами и индейцами был мир. Единственные конфликты были связаны с повальной войной между шайеннами и арапахо на равнинах и утесами в горах.

    Переговоры США с Black Kettle и другими шайеннами в пользу мира привели к Договору Форт-Уайз : он установил небольшую резервацию для шайеннов на юго-востоке Колорадо в обмен на территория была согласована в Соглашении о Форт-Ларами 1851 года. Многие шайенны не подписали договор, и они продолжали жить и охотиться на своих традиционных землях в бассейнах Смоки-Хилл и республиканцев, между Арканзасом и Южным Платтом, где находились

    Попытки заключить более широкий мир продолжались, но весной 1864 г. Джон Эванс, губернатор территории Колорадо, и Джон Чивингтон, командующий Добровольцы из Колорадо, гражданское ополчение, начали серию нападений на индейцев, разбивающих лагерь или охотящихся на равнинах. Они убили любого индейца и начали войну в Колорадо. Началась всеобщая война, и индейцы совершили множество набегов на тропу вдоль Южного Платта, от которого Денвер зависел в снабжении. Армия закрыла дорогу с 15 августа по 24 сентября 1864 года.

    29 ноября 1864 года ополчение Колорадо атаковало лагерь шайеннов и арапахо под командованием вождя Черного Чайника, хотя он летел на самолете флаг перемирия и обозначил свою верность правительству США. Резня в Санд-Крик, как ее стали называть, привела к гибели от 150 до 200 шайеннов, в основном безоружных женщин и детей. Выжившие бежали на северо-восток и присоединились к лагерям шайенов на Смоки-Хилл и республиканских реках. Там воины курили военную трубку, передавая ее из лагеря в лагерь сиу, шайеннов и арапахо.

    В январе 1865 года они спланировали и осуществили нападение с участием около 1000 воинов на лагерь Ранкин, перевалочную станцию ​​и форт Юлесбург. Индейцы совершили многочисленные набеги вдоль Южного Платта, как к востоку, так и к западу от Джулесбурга, и снова совершили набег на форт в начале февраля. Они захватили много добычи и убили много американцев европейского происхождения. Большинство индейцев двинулись на север, в Небраску, по пути к Блэк-Хиллз и Паудер-Ривер. (См. Битва при Джулесбурге, Битва при Грязевых источниках, Битва при Раш-Крик, Битва при Платт-Бридж )

    Черный Чайник продолжал желать мира и не участвовал во втором рейде или в плане идти на север, в страну Паудер-Ривер. Он покинул большой лагерь и вернулся с 80 ложами своих соплеменников к реке Арканзас, где он намеревался искать мира с США. 314>

    Битва на реке Вашита

    Четыре года спустя, 27 ноября 1868 года, Джордж Армстронг Кастер и его войска напали на банду Черного Чайника в битве на реке Вашита. Хотя его банда располагалась лагерем в определенной резервации, выполняя приказы правительства, некоторые из ее членов были связаны с рейдами в Канзас банд, действующих с Индийской территории. Кастер утверждал, что 103 шайеннских «воина» и неопределенное количество женщин и детей были убиты, в то время как различные шайеннские информаторы называли от 11 до 18 мужчин (в основном 10 шайеннских мужчин). е, 2 Арапахо, 1 мексиканский торговец) и от 17 до 25 женщин и детей, убитых в деревне.

    Существуют противоречивые утверждения относительно того, была ли банда враждебной или дружественной. Историки считают, что вождь Блэк Чайник, глава группы, был не частью партии войны, а партией мира внутри нации шайеннов. Но он не обладал абсолютной властью над членами своей группы, и европейские американцы этого не понимали. Когда молодые члены отряда участвовали в рейдах, европейцы-американцы обвиняли всю группу в инцидентах и ​​жертвах.

    Битва при Литтл-Бигхорне

    Северные шайенны сражались в Битва при Литтл-Бигхорне, которая произошла 25 июня 1876 года. Шайенны вместе с лакота, другими воинами сиу и небольшой группой из арапахо убили генерала Джорджа Армстронга Кастера и большая часть его солдат седьмого кавалерийского отряда. Историки подсчитали, что население лагерей шайеннов, лакота и арапахо вдоль реки Литтл-Бигхорн составляло приблизительно 10 000 человек, что делает его одним из крупнейших скоплений коренных американцев в Северной Америке во времена, предшествующие резервации. Новости об этом событии распространились по Соединенным Штатам и достигли Вашингтона, округ Колумбия, как раз в то время, когда страна праздновала свое столетие. Общественная реакция вызвала возмущение против шайенов.

    Исход северных шайеннов

    Маленький койот (Маленький волк) и Утренняя звезда (Тупой нож), вожди северных шайеннов заключенные шайеннов в Канзасе, участвовавшие в побеге на север. Слева направо: Клубок Волос, Дикая Свинья, Сильная Левая Рука, Джордж Рейнольдс (переводчик), Старый Ворон, Шумный Уокер, Дикобраз и Кузнец. Все заключенные были освобождены без предъявления обвинений.

    После битвы при Литтл-Бигхорн армия США усилила попытки захватить Шайенн. В 1879 году, после Битвы Тупым Ножом, когда Бешеный Конь сдался в Форт Робинсон, сдались и несколько вождей Шайеннов и их люди. Это были Тупой нож, Стоящий лось и Дикий кабан с примерно 130 шайеннами. Позже в том же году Две Луны сдались в форте Кио вместе с 300 шайеннами. Шайенны хотели и рассчитывали жить в резервации с сиу в соответствии с договором от 29 апреля 1868 года Форт-Ларами, который подписали Тупой Нож и Маленький Волк.

    В рамках увеличения численности войск США после битвы при Литтл-Бигхорн армия передала полковника Ранальда С. Маккензи и его четвертую кавалерию в департамент Платт. Первоначально размещенные в лагере Робинсон, они составили ядро ​​экспедиции Паудер-Ривер. Он отправился в октябре 1876 года, чтобы определить местонахождение северных деревень шайеннов. 25 ноября 1876 года его колонна обнаружила и разгромила деревню Северный Шайенн в битве с тупыми ножами на территории территории Вайоминга. После того, как солдаты разрушили хижины и припасы, а также конфисковали лошадей, северные шайенны вскоре сдались. Они надеялись остаться с сиу на севере, но США вынудили их обосноваться вместе с южными шайеннами в их резервации на индийской территории. После трудного совета северные шайены в конце концов согласились отправиться на юг.

    Когда северные шайенны прибыли на территорию Индии, условия были очень тяжелыми: рационы были недостаточными, рядом с резервацией не было буйволов и, согласно нескольким источникам, среди населения была малярия. 9 сентября 1878 года часть северных шайеннов, возглавляемая Маленьким Волком и Тупым Ножом, начала свой поход обратно на север. Достигнув северной области, они разделились на две группы. Те во главе с Тупым Ножом (в основном женщины, дети и старики) сдались и были доставлены в Форт Робинсон, где последующие события стали известны как трагедия Форта Робинсон. Группе Тупого Ножа сначала предложили еду и дрова, а затем, через полторы недели, им велели вернуться на территорию Индии. Когда они сказали «нет», их заперли в деревянных бараках без еды, воды и дров для обогрева на четыре дня. Большинству из них удалось сбежать при температуре около сорока градусов ниже нуля 9 января 1879 года, но все были захвачены или убиты.

    В конце концов США вынудили северных шайеннов оказаться в резервации на юге Монтаны.

    Резервация северных шайеннов

    Племя северных шайенов из резервации северных шайеннов флаг Белый буйвол, вождь северных шайеннов, получивший звание сержанта в армии США.

    Шайены, которые отправились в Форт Кио (современный Майлз-Сити, Монтана ), включая Маленького Волка, поселились недалеко от форта. Многие шайенны работали в армии разведчиками. Разведчики шайеннов сыграли решающую роль в поиске вождя Джозефа и его банды Нез Персе в северной Монтане. Форт Кио стал отправной точкой и местом сбора северных шайенов. Многие семьи начали мигрировать на юг, в район водосбора реки Тонг, где они основали свои усадьбы.

    Карта индейских резерваций в штате Монтана, включая резервацию Северных Шайенн.

    США основали Tongue. Речная индейская резервация, теперь именуемая северной шайеннской индейской резервацией, площадью 371 200 акров (1502 км) по указу президента Честера А. Артура 16 ноября 1884 года. поселились дальше на восток у реки Тонг. Западная граница - резервация индейцев кроу. 19 марта 1900 года президент Уильям МакКинли расширил территорию резервации до западного берега реки Тонг, получив в общей сложности 444 157 акров (1797 км). Те, кто поселились к востоку от реки Тонг, были переселены на запад от реки.

    Северным шайеннам, которые делили земли лакота в индейской резервации Пайн-Ридж, наконец разрешили вернуться к реке Язык в собственной резервации. Наряду с лакота и апачей, шайенны были последними народами, которые были покорены и помещены в резервации. (Племя семинолов Флориды никогда не заключало договора с правительством США.)

    Северным шайеннам было дано право остаться на севере, недалеко от Блэк-Хиллз Земля, которую они считают священной. Шайеннам также удалось сохранить свою культуру, религию и язык. Сегодня нация северных шайенов - одна из немногих наций американских индейцев, которая контролирует большую часть своей наземной базы, в настоящее время 98%.

    Культура

    Сцены ухаживания шайенов, автор Big Back, до 1882 года

    За последние 400 лет шайенны изменили свой образ жизни. В 16 веке они жили в районах около Великих озер. Они выращивали кукурузу, тыкву и бобы и собирали дикий рис, как и другие коренные народы северо-восточных лесов. Они мигрировали на запад в 18 веке и охотились на бизонов на Великих равнинах. К середине 19 века США вынудили их покинуть резервации.

    Традиционная система правительства Шайеннов - это политически единая система. Центральная традиционная государственная система Шайеннов - Хранитель Стрел, за которым следует Совет Сорока Четырех. В начале истории шайеннов три родственных племени, известные как хевикснипахи, со'таео и масикота, объединились, чтобы сформировать це-цехестахезе или «искренних людей», которые сегодня известны как «шайенны». Затем объединенное племя разделилось на десять основных групп:

    • Heviksnipahis (Iviststsinihpah)
    • Hévhaitanio (Heévâhetaneo'o)
    • Masikota
    • Omísis (Ôhmésêheseo'o Notameohmésêhese собственно)
    • Со'таео'о (Сухтай или Сутайо, Северный и Южный)
    • Вотапио
    • Ойвимана (Овемана, Северный и Южный)
    • Хисиометанио (Hesé'omeétaneo'o или Иссиометаниу)
    • Октоунна (Oqtóguna)
    • Хонова (Háovôhnóva)

    В каждой из десяти групп было по четыре сидящих главных делегата; остальные четыре вождя были главными советниками других делегатов. Меньшие группы или поддиапазоны не имели права посылать делегатов в совет. Эта система также регулировала военные общества шайеннов, которые создавались для планирования войны, обеспечения соблюдения правил и проведения церемоний.

    Антропологи спорят об организации шайеннского общества. На равнинах, похоже, у них была двусторонняя система родства. Однако некоторые антропологи сообщили, что у шайенов была матрилинейная система. Продолжаются исследования того, насколько у шайенов развита матрилинейная клановая система, и если да.

    Шайенн танец солнца собирание, c. 1909.

    Традиционная культура равнинных шайенов

    В то время как они участвовали в кочевой культуре лошадей равнин, люди охотились, а иногда воевали и совершали набеги на другие племена. Женщины дубили и одевали шкуры для одежды, жилья и других целей. Также они собирали коренья, ягоды и другие полезные растения. Из продуктов охоты и собирательства женщины также делали хижины, одежду и другое снаряжение. Их жизнь была активной и требовательной к физическим нагрузкам. Ареал шайеннов сначала был областью в районе Блэк-Хиллз и рядом с ним, а затем и во всех Великих равнинах от Дакоты до реки Арканзас.

    Образцы для подражания

    Шайеннская женщина имеет более высокий статус, если она является частью большой семьи с выдающимися предками. Кроме того, если она дружелюбна и совместима со своими родственницами-женщинами и не имеет членов в ее расширенной семье, которые являются алкоголиками или иным образом пользуются дурной славой. Ожидается, что все шайеннские женщины будут трудолюбивыми, целомудренными, скромными, искусными в традиционных ремеслах, хорошо осведомленными о культуре и истории шайеннов и свободно говорят на шайеннском языке. Ожидается, что принцессы племени паувау будут обладать этими характеристиками.

    Этноботаника

    настой измельченных листьев и цветов пижмы используется при головокружении и слабое место. Сухие листья Sagittaria cuneata дают лошадям при проблемах с мочеиспусканием и при болях во рту.

    Notable Cheyenne

    W. Ричард Уэст-младший, директор-основатель Смитсоновского Национального музея американских индейцев.

    См. Также

    Примечания

    Дополнительная литература

    • Эмблер, Марджейн; Маленький Медведь, Ричард Э; и другие. (2008) Мы, северные шайенны. Lame Deer, MT: Главный колледж тупого ножа
    • Бертронг, Дональд Дж. Южный Шайенн. Норман: University of Oklahoma Press, 1963.
    • Браун, Ди. Похорони мое сердце у Раненого Колена. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970. ISBN 0-8050-1730-5.
    • Бурк, последний бой Джона Маккензи с шайеннами. Нью-Йорк: Argonaut Press, 1966.
    • Грин, Джером А. (2004). Вашита, Южный Шайенн и армия США. Кампании и серия командиров, т. 3. Норман: University of Oklahoma Press, P. 9
    • Гриннелл, Джордж Берд. Боевой Шайенн. Норман: University of Oklahoma Press, 1956. (первоначальное авторское право, 1915, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера). ISBN 0-87928-075-1.
    • Гриннелл, Джордж Берд. Индейцы шайеннов: их история и образ жизни. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1923. 2 тома; торговля в мягкой обложке, оттиски: Индейцы шайеннов, Vol. 1: История и общество, Bison Books, 1972. ISBN 978-0-8032-5771-9 ; Индейцы шайеннов, Vol. 2: Война, церемонии и религия, Bison Books, 1972. ISBN 978-0-8032-5772-6.
    • Хилл, Кристина Гиш (2016). Сети родства: семья в северной шайеннской национальности. Норман, Оклахома: издательство Оклахомского университета.
    • Хайд, Джордж Э. Жизнь Джорджа Бента: Написано из его писем, изд. Savoie Lottinville, Norman: University of Oklahoma Press, 1968. Перепечатка, торговая книга в мягкой обложке, март 1983 г. ISBN 978-0-8061-1577-1
    • Kroeber, AL (июль –Сентябрь 1900 г.). «Шайеннские сказки». Журнал американского фольклора. 13(50): 161–190. DOI : 10.2307 / 533882. JSTOR 533882.
    • Мур, Джон Х. (1996). Шайенн. Народы Америки. Кембридж, Массачусетс: издательство Blackwell Publishing. ISBN 978-1-55786-484-0. OCLC 34412067.
    • Притцкер, Барри М. [[...] Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы.] Оксфорд: Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1.
    • Рассказ о шайеннах детям сегодняшнего дня (PDF). Подразделения социальных исследований Северного Шайенна. Комитет по учебной программе Северного Шайенна, Управление общественного образования Монтаны. 2006. Архивировано из оригинального (PDF) от 22.09.2011. Проверено 12 мая 2012 г.
    • Джон стоит в лесу и Марго Либерти (2013). Голос шайеннов: полное интервью Джона Стенда в Тимбере. Норман, ОК: Университет Оклахомы Press. ISBN 9780806143798. Проверено 13 июля 2013 г.
    • Wooden Leg Thomas B. Marquis (1931). Деревянная нога: воин, сражавшийся с Кастером. University of Nebraska Press. ISBN 1539063747.

    Внешние ссылки

    Cheyenne edition из Википедия, бесплатная энциклопедия
    Викискладе есть материалы, связанные с Шайеннцы.
    Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года о Шайенн.
    Последняя правка сделана 2021-05-14 10:38:37
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте